Тема урока: « Положение человека в системе животного мира»
Цели: познакомить с различными гипотезами происхождения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих.
Оборудование: таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.
Ход урока
I. Изучение нового материала,
1. Развитие взглядов на происхождение человека.
Вопрос о происхождении человека всегда привлекал к себе внимание людей. Еще в древние времена наши далекие предки, выбирая себе тотемы - священных животных, почитали их как своих прародителей и гордились ими. У многих племен Африки существуют предания о происхождении человека от обезьян.
Древнегреческий мыслитель Аристотель, разделяя животных на бескровных и имеющих кровь, относил человека ко второй j группе и ставил его рядом с обезьянами. Он писал: «Человек - разумнейшее животное не потому, что имеет руки, а потому и имеет руки, что он разумнейшее существо».
К. Линней в своей классификации живых организмов поместил человека в один ряд с приматами, потому что считал их очень схожими по строению. В эпоху господства христианства это был очень смелый шаг, неслучайно труд Линнея на долгое время был запрещен Ватиканом. Разрабатывая бинарную номенклатуру, Линней выделил вид Homo Sapiens (Человек разумный) и разделил его на четыре расы.
В России убежденным сторонником идеи о родстве человека с животными был известный писатель и философ А. Н. Радищев (1749-1802). Радищев указывал не только на сходство, он также подчеркивал и отличия человека, которые, по его мнению, в основном заключались в строении руки и большого пальца.
Создатель первой эволюционной теории Ж.-Б. Ламарк в начале XIX в. изложил свою теорию происхождения человека. Он говорил, что некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазить по деревьям, но приобрел другую - передвигаться на двух ногах. Будучи сторонником идеи об упражнении и неупражнении органов, Ламарк утверждал, что новые потребности предка человека рождали усилия, которые изменяли строение органов и частей тела будущего человека, а жизнь в многочисленных стаях требовала более совершенных средств общения.
Крупнейшим событием в истории развития взглядов на происхождение человека стало появление трудов Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин был уверен, что законы развития мира применимы и к человеку.
Ученый поставил задачу доказать, что основные движущие силы эволюции, действуя на предков человека, вызывали у них возникновение адаптаций к условиям окружающей среды. Сравнивая строение тела человека и высших обезьян, особенности зародышевого развития и изучая рудиментарные органы, Дарвин доказывал происхождение человека от низших форм. Он придавал большое значение естественному отбору не только по морфофизиологическим признакам, но и умственным и нравственным качествам.
Прародиной человечества Дарвин считал древнюю Африку. Однако в своей теории великий натуралист не затронул проблему социальной сущности человека и не оценил роль труда как фактора эволюции.
Огромное значение труда о происхождении человека было обосновано философом Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Кроме труда Энгельс обратил внимание на другие факторы антропогенеза: речь
Современная теория происхождения человека опирается в основном на данные сравнительной анатомии, физиологии и эмбриологии, а также на результаты исследования ископаемых остатков, Одним из ее важнейших положений является признание параллельности эволюции высшей нервной деятельности и морфологических признаков.
2. Следы прошлого.
Общие принципы строения организма человека были заложены еще миллиарды лет назад, когда сформировался генетический код и возникла первая клетка. В наших генах содержится значительная часть генофонда древних рыб, первых хордовых и даже некоторых беспозвоночных животных. Солевой состав крови близок к солевому составу древнего океана. Человек - представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и поэтому родственен рыбам, земноводным, пресмыкающимся и
Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных
-
Основные черты
| От кого унаследовали
| Генетический код ядра
| Первые одноклеточные эукариоты
| Генетический код митохондрий
| Прокариоты
| Двусторонняя симметрия
| Предшественники ранних хордовых
| Костный скелет
| Рыбы
| Пятипалые конечности
| Кистеперые рыбы, земноводные
| Легочное дыхание
| Земноводные и пресмыкающиеся
| Амниотическое яйцо
| Пресмыкающиеся
| Удлиненные конечности, дифференцированная зубная система, молочные железы, теплокровность
| Примитивные млекопитающие
| Плацента, живорождение
| Ранние плацентарные млекопитающие
| Появление этих основных черт характеризует крупные ароморфозы, приведшие к прогрессивному развитию позвоночных животных.
3. Систематическое положение современного человека.
Царство
| Животные
| Подцарство
| Многоклеточные
| Тип
| Хордовые
| Подтип
| Позвоночные (черепные)
| Класс
| Млекопитающие
| Подкласс
| Плацентарные
| Отряд
| Приматы
| Подотряд
| Человекообразные
| Семейство
| Люди (Гоминиды)
| Род
| Человек (Homo)
| Вид
| Человек разумный (Homo Sapiens)
| Подвид
| Homo Sapiens Sapiens
|
4. Данные сравнительной анатомии.
Самостоятельная работа.
Задание.
Изучите рассказ «Доказательства происхождения человека от животных» на с. 267-268 в учебнике. Установите родство человека с животными на уровне типа, подтипа, класса, подкласса, отряда и заполните таблицу «Родство человека с животными».
Систематические категории
| Общие признаки
| Тип Хордовые
Подтип Позвоночные
Класс Млекопитающие
Подкласс Плацентарные
Отряд Приматы
|
|
5. Отличия человека от животных.
Самостоятельная работа.
Задание
Рассмотрите рисунок 104 на с. 268 в учебнике «Общая биология» и заполните таблицу «Различия скелетов человека и животных».
Отделы скелета
| Специфические
особенности
| Причины
различий
| у человека
| у человекообразных обезьян
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| Череп.
Шейный отдел позвоночника.
Грудная клетка.
Грудной отдел позвоночника.
Пояс верхних конечностей.
Верхние конечности.
Поясничный отдел позвоночника.
Пояс нижних конечностей.
Нижние конечности
|
|
|
|
И. Закрепление.
Работа по карточке (на столах учащихся имеется карточка «Развитие зародыша человека»).
Задание.
Внимательно изучите таблицу в карточке и ответьте на вопросы: какой биологический закон отражает содержание данной таблицы? Каким этапам эволюции соответствуют разные формы развития зародыша?
Развитие зародыша человека Сроки развития зародыша с момента оплодотворения
| Некоторые признаки зародыша человека на разных стадиях развития
| 1
| 2
| Первые часы.
Первые дни.
Первая неделя.
Третья и четвертая недели. Пятая неделя. Шестая и седьмая недели. Конец второго месяца.
Третий месяц.
Пятый месяц.
Шестой месяц.
Седьмой месяц
| Оплодотворенная яйцеклетка (одна клетка).
Стадия бластулы.
Стадия гаструлы.
Появление жаберных щелей, хвоста и зачатков конечностей, сердце двухкамерное.
Появление позвонков вокруг хорды, головной мозг из пяти линейно расположенных отделов.
Появление пальцев, соединенных зачаточной плавательной перепонкой.
Формирование четырехкамерного сердца, исчезновение хвоста и жаберных щелей, образование ногтей.
Образование век на глазах; головной мозг без извилин.
Появление мягкой шерсти на всем теле.
Зародыш принимает вид ребенка, но с короткими ногами, волосяным пушком и дугообразным позвоночником.
Исчезновение волосяного покрова
|
Домашнее задание: § 70
Конспект урока
по биологии
9класс.
Раздел «Происхождение человека»
Тема урока: «Положение человека в системе животного мира»
Учитель:О.А.Быкова. |