Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование





Скачать 107.79 Kb.
НазваниеЦели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование
Дата публикации10.10.2014
Размер107.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Тема урока: « Положение человека в системе животного мира»

Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих.

Оборудование: таблицы, изображающие скелеты чело­века и позвоночных животных.

Ход урока

I. Изучение нового материала,

1. Развитие взглядов на происхождение человека.

Вопрос о происхождении человека всегда привлекал к себе внимание людей. Еще в древние времена наши далекие предки, выбирая себе тотемы - священных животных, почитали их как своих прародителей и гордились ими. У многих племен Африки существуют предания о происхождении человека от обезьян.

Древнегреческий мыслитель Аристотель, разделяя животных на бескровных и имеющих кровь, относил человека ко второй j группе и ставил его рядом с обезьянами. Он писал: «Человек - разумнейшее животное не потому, что имеет руки, а потому и имеет руки, что он разумнейшее существо».

К. Линней в своей классификации живых организмов поместил человека в один ряд с приматами, потому что считал их очень схожими по строению. В эпоху господства христианства это был очень смелый шаг, неслучайно труд Линнея на долгое время был запрещен Ватиканом. Разрабатывая бинарную номенклатуру, Линней выде­лил вид Homo Sapiens (Человек разумный) и разделил его на четыре расы.

В России убежденным сторонником идеи о родстве человека с животными был известный писатель и философ А. Н. Радищев (1749-1802). Радищев указывал не только на сходство, он также подчеркивал и отличия человека, которые, по его мнению, в ос­новном заключались в строении руки и большого пальца.

Создатель первой эволюционной теории Ж.-Б. Ламарк в на­чале XIX в. изложил свою теорию происхождения человека. Он говорил, что некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазить по деревьям, но приобрел другую - передви­гаться на двух ногах. Будучи сторонником идеи об упражнении и неупражнении органов, Ламарк утверждал, что новые потреб­ности предка человека рождали усилия, которые изменяли строение органов и частей тела будущего человека, а жизнь в многочисленных стаях требовала более совершенных средств общения.

Крупнейшим событием в истории развития взглядов на про­исхождение человека стало появление трудов Ч. Дарвина «Про­исхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин был уверен, что законы развития мира применимы и к человеку.

Ученый поставил задачу доказать, что основные движущие силы эволюции, действуя на предков человека, вызывали у них возникновение адаптаций к условиям окружающей среды. Сравнивая строение тела человека и высших обезьян, особенно­сти зародышевого развития и изучая рудиментарные органы, Дарвин доказывал происхождение человека от низших форм. Он придавал большое значение естественному отбору не только по морфофизиологическим признакам, но и умственным и нравст­венным качествам.

Прародиной человечества Дарвин считал древнюю Африку. Однако в своей теории великий натуралист не затронул пробле­му социальной сущности человека и не оценил роль труда как фактора эволюции.

Огромное значение труда о происхождении человека было обосновано философом Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Кроме труда Эн­гельс обратил внимание на другие факторы антропогенеза: речь

Современная теория происхождения человека опирается в основном на данные сравнительной анатомии, физиологии и эмбриологии, а также на результаты исследования ископаемых остатков, Одним из ее важнейших положений является призна­ние параллельности эволюции высшей нервной деятельности и морфологических признаков.

2. Следы прошлого.

Общие принципы строения организма человека были за­ложены еще миллиарды лет назад, когда сформировался генетический код и возникла первая клетка. В наших генах содержится значительная часть генофонда древних рыб, первых хордовых и даже некоторых беспозвоночных животных. Солевой состав крови близок к солевому составу древнего океана. Чело­век - представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и поэтому родственен рыбам, земноводным, пре­смыкающимся и

Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных


Основные черты

От кого унаследовали

Генетический код ядра

Первые одноклеточные эукариоты

Генетический код митохондрий

Прокариоты

Двусторонняя симметрия

Предшественники ранних хордовых

Костный скелет

Рыбы

Пятипалые конечности

Кистеперые рыбы, земно­водные

Легочное дыхание

Земноводные и пресмы­кающиеся

Амниотическое яйцо

Пресмыкающиеся

Удлиненные конечности, дифференцированная зубная система, молочные железы, теплокровность

Примитивные млекопита­ющие

Плацента, живорождение

Ранние плацентарные млекопитающие


Появление этих основных черт характеризует крупные ароморфозы, приведшие к прогрессивному развитию позвоночных животных.

3. Систематическое положение современного человека.


Царство

Животные

Подцарство

Многоклеточные

Тип

Хордовые

Подтип

Позвоночные (черепные)

Класс

Млекопитающие

Подкласс

Плацентарные

Отряд

Приматы

Подотряд

Человекообразные

Семейство

Люди (Гоминиды)

Род

Человек (Homo)

Вид

Человек разумный (Homo Sapiens)

Подвид

Homo Sapiens Sapiens


4. Данные сравнительной анатомии.

Самостоятельная работа.

Задание.

Изучите рассказ «Доказательства происхождения человека от животных» на с. 267-268 в учебнике. Установите родство человека с животными на уровне типа, подтипа, класса, под­класса, отряда и заполните таблицу «Родство человека с жи­вотными».


Систематические категории

Общие признаки

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Подкласс Плацентарные

Отряд Приматы





5. Отличия человека от животных.

Самостоятельная работа.

Задание

Рассмотрите рисунок 104 на с. 268 в учебнике «Общая био­логия» и заполните таблицу «Различия скелетов человека и жи­вотных».


Отделы скелета

Специфические

особенности

Причины

различий

у человека

у человеко­образных обезьян




1

2

3

4

Череп.

Шейный отдел позвоноч­ника.

Грудная клетка.

Грудной отдел позвоноч­ника.

Пояс верхних конечностей.

Верхние конечности.

Поясничный отдел позво­ночника.

Пояс нижних конечностей.

Нижние конечности











И. Закрепление.

Работа по карточке (на столах учащихся имеется карточка «Развитие зародыша человека»).

Задание.

Внимательно изучите таблицу в карточке и ответьте на во­просы: какой биологический закон отражает содержание данной таблицы? Каким этапам эволюции соответствуют разные формы развития зародыша?


Развитие зародыша человека

Сроки развития зародыша с момен­та оплодотворения

Некоторые признаки зародыша человека на разных стадиях развития

1

2

Первые часы.

Первые дни.

Первая неделя.

Третья и четвер­тая недели.
Пятая неделя.
Шестая и седь­мая недели.
Конец второго месяца.

Третий месяц.

Пятый месяц.

Шестой месяц.

Седьмой месяц

Оплодотворенная яйцеклетка (одна клетка).

Стадия бластулы.

Стадия гаструлы.

Появление жаберных щелей, хвоста и за­чатков конечностей, сердце двухкамерное.

Появление позвонков вокруг хорды, головной мозг из пяти линейно располо­женных отделов.

Появление пальцев, соединенных зача­точной плавательной перепонкой.

Формирование четырехкамерного сердца, исчезновение хвоста и жаберных щелей, образование ногтей.

Образование век на глазах; головной мозг без извилин.

Появление мягкой шерсти на всем теле.

Зародыш принимает вид ребенка, но с ко­роткими ногами, волосяным пушком и дугообразным позвоночником.

Исчезновение волосяного покрова






Домашнее задание: § 70


Конспект урока

по биологии

9класс.

Раздел «Происхождение человека»

Тема урока: «Положение человека в системе животного мира»

Учитель:О.А.Быкова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: познакомить с различными гипотезами происхождения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши...
Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование iconЦели: Познакомить с основными устройствами компьютера
Человек научился накапливать инфор­мацию и хранить ее не только в своей памяти, но и в блокнотах, книгах, на аудио- и видеокассетах...
Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование iconТема: «Скелет человека, его строение и значение»
Цель: Пополнить знания о строении и функциях частей скелета. Сравнивать его со скелетом млекопитающих животных. Выявлять особенности...
Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование iconУрок «Почему живые организмы так разнообразны?» Цели. Предметные результаты
Сформировать умение объяснять причины разнообразия строения и жизнедеятельности живых организмов
Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование iconРабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено
Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в...
Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование iconРабочая программа по дисциплине сд ф1 «Введение в специальность»...
Сд ф1 «Введение в специальность» для направления подготов­ки специалистов 655900 Технология сырья и продуктов животного происхож­дения...
Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование iconТематическое планирование курса «История древнего мира» для 5 класс
Цивилизация и ее составные части. Родство человека с животным миром. Воссоздание биологической эволюции человека по останкам древних...
Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование icon«Родители, учителя и книги»
Научить правильно понимать роль родителей и учителей в жизни каждого человека (1-я линия развития – уметь объяснять мир)
Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных
Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование iconСпасительные лесные пожары
Цели: познакомить с экологическими проблемами тайги, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека в зоне...
Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование iconЦель классного часа
Цели: познакомить с экологическими проблемами тайги, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека в зоне...
Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование iconРешение здания Определение
Цели: познакомить с экологическими проблемами тайги, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека в зоне...
Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование iconРазнообразие растений
...
Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование iconФедеральная служба лесного хозяйства россии
Цели: познакомить с экологическими проблемами тайги, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека в зоне...
Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование iconХромосомные мутации и их значение для человека
Количество хромосом может сильно различаться даже у близкородственных организмов. Так, число хромосом у различных видов млекопитающих...
Цели: познакомить с различными гипотезами происхож­дения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. Оборудование iconВалерия Карпиленко, аспирант кафедры социальных коммуникаций
Цели: познакомить с экологическими проблемами тайги, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека в зоне...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск