Скачать 278.21 Kb.
|
Урок №1 Человек и компьютер Цели: Познакомить с основными устройствами компьютера. Ход урока.
Человек способен получать информацию из окружающего мира при помощи органов чувств в виде звуков, зрительных образов, запахов. Он может передавать информацию голосом, жестами, с помощью записей и рисунков. Человек научился накапливать информацию и хранить ее не только в своей памяти, но и в блокнотах, книгах, на аудио- и видеокассетах и других носителях. И, наконец, способность человека обрабатывать информацию — понимать ее и делать выводы — отличает его от всех других живых существ на Земле. Создавая компьютер, человек хотел получить помощника, умеющего работать с информацией. На рисунке 1.1 вы видите основные устройства, из которых состоит компьютер: системный блок, клавиатуру, мышь и монитор. Каждое из них предназначено для работы с информацией. Информация поступает в компьютер через устройства ввода — клавиатуру и мышь. Обработку информации осуществляет центральный процессор, расположенный внутри системного блока. Там же находятся разнообразные устройства, предназначенные для хранения информации, которые все вместе называются одним словом — память. Особая часть памяти — оперативная — похожа на исписанную заданиями школьную доску. Как только задания выполнены, их можно стереть и написать новые. Чтобы увидеть результат работы, используется устройство вывода — монитор. 3. Практикум: Знакомство с основными устройствами компьютера
На передней панели системного блока находится кнопка с надписью POWER для включения и выключения компьютера. Во включенном состоянии должна светиться зеленая лампочка (индикатор).
10. Поднимите мышь, подвигайте ею в воздухе. Убедитесь, что указатель мыши на экране монитора не движется. Правила работы за компьютером Сидите за компьютером прямо, не напрягаясь. Нажимайте на клавиши клавиатуры мягко и не используйте для этого посторонние предметы. Не трогайте соединительные провода и не прикасайтесь к задним стенкам системного блока и монитора. При возникновении необычной ситуации с компьютером (мигание, посторонние звуки, запах) незамедлительно сообщите о ней учителю. Соблюдайте безопасное для глаз расстояние до экрана монитора — не менее 50 см. Время непрерывной работы за компьютером — не более 30 минут. Во время первых практических занятий за компьютером необходимо присутствие опытного пользователя.
Урок №2 Рабочий стол в реальном и виртуальном мире Цели: Познакомить с рабочим столом. Ход урока.
Посмотрите на рисунок. Примерно так выглядит рабочее место школьника, инженера, секретаря, если у них нет компьютера. На столе располагаются часто используемые принадлежности: ручки, карандаши, бумага, календарь, часы. В ящиках стола обычно хранятся папки с документами и инструменты, необходимые для работы (у школьника — пенал, калькулятор, линейки, транспортир и многое другое). Персональный компьютер способен заменить обычный рабочий стол со всеми его принадлежностями. Работа на компьютере выполняется при помощи программ. Одна программа может заменить блокнот и записную книжку, другая — кисть и краски. Есть программы, дающие возможность позвонить друзьям, не снимая телефонной трубки, или отправить письмо, не выходя из дома. С компьютером вы нарисуете поздравительную открытку, послушаете музыку, узнаете точное время — всего не перечесть! Итак, компьютер становится для вас новым рабочим местом. Изображение на экране монитора, появляющееся после включения и загрузки компьютера, принято называть Рабочим столом (рис. 1.2). На Рабочем столе размещены значки с подписями Мой компьютер и Корзина. Значок Мой компьютер обеспечивает доступ ко всей информации, которая хранится на компьютере, а также к его устройствам. А в Корзину отправляется «мусор» — все то, что уже не понадобится в работе и что не надо хранить в памяти компьютера. Условимся называть эти значки объектами. Вам, вероятно, уже встречалось это слово в таких словосочетаниях, как «строительный объект», «неопознанный летающий объект» (НЛО), «объект наблюдения» и т. п. Понятие «объект» шире, чем «предмет». Слово «объект» подходит как для реального мира, так и для компьютерного, который также называют виртуальным. Объектами можно назвать, например, текст, рисунок или программу. 4. Практикум Задание 1.2. Знакомство с объектами Рабочего стола
Урок №3 Компьютерная помощница — мышь Цели: Познакомить с рабочим столом. Ход урока.
Предметы на письменном столе можно передвигать, использовать для работы, убирать, менять местами. Объекты Рабочего стола на компьютере нельзя взять в руки, поэтому для действий с ними используется специальное устройство — мышь. Оно названо так из-за внешнего сходства с мышью — маленькой, серенькой и с длинным хвостиком. Как правило, мышь имеет две кнопки — левую и правую. Если положить правую руку на мышь, указательный палец окажется на ее левой кнопке. Именно этой кнопкой осуществляется управление объектами на экране. Если в тексте задания не указано, какую именно кнопку мыши использовать — правую или левую, — значит речь идет о левой (основной) кнопке. Движения мыши по коврику отображаются на экране в виде перемещения указателя мыши. Когда мышь не касается коврика, указатель на экране не двигается. Указатель мыши всегда виден на экране монитора, но он может выглядеть по-разному в зависимости от действий, выполняемых компьютером. Основной вид указателя — белая стрелка, немного наклоненная влево: [^. Если указатель принимает форму песочных часов, это означает, что компьютер занят выполнением какой-то операции и что необходимо подождать, пока он освободится. Чтобы научиться управлять указателем мыши, необходимо освоить основные приемы работы:
- Указать— навести указатель мыши на объект. Выделить — указать на объект и щелкнуть левой кнопкой мыши. Переместить — указать на объект, нажать кнопку мыши и, удерживая ее, передвинуть объект на другое место. Открыть — указать на объект и дважды щелкнуть левой кнопкой мыши. 5.д.з. П.1.3. Урок №4 Меню: возможность выбора Цели: Познакомить с рабочим столом. Ход урока.
Первое время после изобретения настольных компьютеров экран монитора не радовал глаз разнообразием красок. Он был похож на оконное стекло поздним вечером — темное и почти пустое. Профессиональных программистов такой вид экрана не смущал: они умели управлять компьютером. Но как только компьютеры получили всеобщее распространение, потребовалось упростить управление ими. Представьте, что вам на улице необходимо что-то спросить у незнакомца. Вы не обратитесь к первому встречному, а выберете среди прохожих человека с располагающим лицом, который, как вам кажется, ответит вежливо и толково. Разработчики компьютеров решили, что «лицо» компьютера должно быть более дружелюбным по отношению к работающему с ним человеку. Чтобы пользователям было проще и удобнее работать на компьютере, был создан графический интерфейс (от англ. inter [йн-тэр] — между, и face [фёйс] — лицо). Такой интерфейс состоит из графических объектов на экране. Воздействуя на них мышью, человек с легкостью может управлять работой компьютера. Одним из способов, при помощи которых пользователь управляет компьютером, является выбор из меню. Вам, конечно, знакомо это слово. Из меню вы выбираете блюдо в столовой или кафе, интересную телевизионную передачу дома, любимую игру в игровом зале. Меню всегда имеет название (заголовок) и содержимое в виде нескольких пунктов. Например, список спектаклей театра — это содержимое меню, которое обычно называют репертуар. Содержимое компьютерного меню может быть представлено различными способами: списком, набором значков или кнопок. Выбор из компьютерного меню осуществляется при помощи мыши. 4. Практикум: Использование меню для выбора элементов
Для выбора пункта из компьютерного меню:
5. Д.з. П.1.4. Урок №5 Начните работу с нажатия кнопки Пуск Цели: Познакомить с рабочим столом. Ход урока.
Многие действия на компьютере начинаются с нажатия кнопки Пуск, расположенной на Панели задач. Кнопка Пуск подобна ключу от шкафа, в ящиках которого хранятся рабочие инструменты и документы. Щелкнув на кнопке Пуск, вы откроете Главное меню. Из этого меню можно вызвать различные рабочие программы. При помощи этих программ создаются документы: тексты, рисунки, таблицы. Созданные ранее компьютерные документы тоже можно «достать» через Главное меню. Если в пункте меню справа расположен значок ► , значит этот пункт является заголовком еще одного меню. Его содержимое появляется при выделении этого пункта (рис. 1.4). Такие меню называют вложенными или скрытыми. Работа с этими меню напоминает игру с матрешкой: чтобы добраться до самой маленькой, необходимо открыть все предыдущие. Кнопка Пуск позволяет грамотно завершить работу на компьютере, выбрав команду Завершение работы. 4. Практикум: Запуск стандартных программ из Главного меню 1. Запустите программу Блокнот. Чтобы запустить стандартную программу: г наведите указатель мыши на кнопку Пуск на Панели задач и щелкните левой кнопкой — вы увидите на экране Главное меню; > подведите указатель мыши к пункту Программы — откроется вло женное меню с перечнем программ; г подведите указатель к пункту Стандартные — вновь появится вложенное меню с перечнем стандартных, часто используемых программ; > найдите нужную программу, например Блокнот, и выберите ее щелч ком левой кнопки мыши. Далее в тексте будем указывать последовательность действий по выбору из вложенных меню так: Пуск ► Программы ► Стандартные ► Блокнот. После запуска программы на Рабочем столе открывается окно, а на Панели задач появляется кнопка с названием Блокнот. 2. Запустите стандартную программу Калькулятор: Пуск ► Программы ► Стандартные ► Калькулятор. Задание 1.7. Завершение работы с программами 1. Завершите работу программы Калькулятор. Чтобы завершить работу с программой: > найдите на Панели задач кнопку с названием программы и щелкните на ней правой кнопкой мыши; в появившемся меню выберите команду Закрыть. 2. Завершите работу программы Блокнот. Если вы успели что-то на писать в Блокноте, то при попытке завершить программу Блокнот появится вопрос, сохранить ли сделанные изменения. Щелкните на кнопке Нет. 5. Д.з. П.1.5. Урок №6 Окно в компьютерный мир Цели: Познакомить с рабочим столом. Ход урока.
Вы уже познакомились с такими объектами графического интерфейса, как значки, кнопки, меню. Настала пора освоить работу с одним из самых важных объектов интерфейса — окном. Английское название окна, window [вйндоу], дало название главной управляющей программе, установленной на вашем персональном компьютере, — Windows [вйндоуз]. Компьютерное окно — это ограниченная рамкой область экрана для размещения компьютерных объектов и выполнения действий с ними. Вы уже знаете, что все действия в компьютере осуществляются при помощи программ. Если надо воспользоваться программой как инструментом, например, чтобы написать письмо или решить математическую задачу, ее загружают в оперативную память компьютера. При этом на компьютерном Рабочем столе открывается ее окно. Хотя у каждой программы свое окно (свое лицо), все компьютерные окна внешне похожи друг на друга. Их основные элементы представлены на рисунке 1.5.
Задание 1.8. Освоение основных действий с окном Окно может располагаться в любой части экрана — там, где с ним удобно работать. Размер окна можно изменять. Только некоторые окна не допускают изменения размера, например окно «Календарь». Окно можно открыть, закрыть или свернуть. Свернутое окно представлено кнопкой на Панели задач. Как выполнять действия с окном, описано в таблице 1.1. Запустите программу Блокнот: Пуск ► Программы ► Стандартные ► Блокнот. Переместите окно по экрану. Измените размеры окна при помощи мыши. Щелкните несколько раз на кнопке Развернуть/Восстановить, что бы понять, как она работает. Сверните окно. Восстановите свернутое окно в рабочей области экрана. Завершите работу с программой. 5. Д.з. П.1.6. Урок №7 Клавиатура — инструмент писателя Цели: Познакомить с рабочим столом. Ход урока.
Итак, вы научились работать с мышью. При помощи мыши пользователь подает управляющие команды: выбирает и запускает программы, выполняет действия с объектами интерфейса. Теперь вы научитесь пользоваться другим устройством ввода — клавиатурой — для того, чтобы создавать тексты. Основными элементами клавиатуры являются клавиши, на которые нанесены различные символы: буквы, цифры, знаки препинания, а также специальные знаки (№, $ и др.). Клавиатуры могут отличаться одна от другой по внешнему виду и по своему внутреннему устройству. Как правило, на каждой клавиатуре четко выделены отдельные группы клавиш. В центральной части расположена основная группа, содержащая алфавитно-цифровые и некоторые вспомогательные (служебные) клавиши (рис. 1.6). На каждой буквенной клавише размещено по два символа — русского и латинского алфавита. Различные знаки расположены в верхнем ряду основной группы клавиш, вместе с цифрами. Часто используемые буквы находятся в центре. Длинная клавиша в нижнем ряду позволяет отделить одно слово от другого. Ее называют «пробел». На рисунке 1.6 показано соответствие знаков на клавишах при включенном русском алфавите. Для создания компьютерного текста недостаточно одной клавиатуры. Нужна специальная программа (среда), например Блокнот.
Задание 1.9. Знакомство с алфавитно-цифровыми и служебными клавишами Запустите программу Блокнот: Пуск ► Программы ► Стандартные ► Блокнот. На индикаторе клавиатуры установите русский алфавит. На рабочем поле Блокнота найдите мигающую вертикальную черточку. Она называется текстовым курсором. Текстовый курсор показывает место, где появится символ, набранный на клавиатуре. Найдите клавишу «пробел». Она нужна для отделения слов. Найдите правую и левую клавиши Shift [шйфт]. Они используются для набора прописных букв, знаков препинания и специальных символов. Напишите свое имя и фамилию. Не забудьте, что первая буква в именах — прописная. При наборе прописной буквы удерживайте нажатой клавишу Shift (любую, правую или левую). Между словами поставьте пробел. Нажатие клавиши «пробел» вызывает появление в тексте пустого символа, который, как и любой другой, можно удалять. Если вы ошибочно набрали не ту букву, нажмите клавишу Backspace [бэк спэйс]. Она стирает ненужный символ. Найдите и нажмите клавишу Enter [энтэр]. Текстовый курсор переместится на новую строку. Найдите и нажмите клавишу Caps Lock [кэпс лок]. В правом верхнем углу клавиатуры загорится индикатор с таким же названием. Эта клавиша включает режим прописных букв. Напечатайте слово клавиатура прописными буквами. Нажмите клавишу Caps Lock повторно, чтобы отключить режим прописных букв. Индикатор погаснет. Щелкните мышью после своей фамилии. Текстовый курсор переместится в указанное место. Поставьте после фамилии запятую и наберите номер класса и школы. В конце поставьте точку. 5. Д.з. П. 1.7. Урок №8 Набор и редактирование текста Цели: Познакомить с рабочим столом. Ход урока.
В давние времена создание рукописей было делом долгим и трудоемким. Каждая книга была уникальна. Текст писали красивым почерком, стараясь не делать ошибок и исправлений. Изобретение книгопечатания, печатной машинки, а затем и компьютера упростило процесс создания и размножения длинных текстов. Ошибки в текстах, написанных от руки или напечатанных на машинке, довольно трудно исправить незаметно. След исправления в любом случае будет виден. Кроме того, в таком тексте нельзя переставить местами слова или предложения. При помощи компьютера вы можете вносить изменения в текст много раз. Действия по исправлению ошибок и изменению содержания текста называют редактированием. Окончательный вариант текста можно сохранить в памяти компьютера и распечатать сколько угодно раз при помощи специального печатающего устройства — принтера. Основные правила набора текста Строчные буквы, цифры и знаки «-», «=», «.» (точка) набираются простым нажатием клавиш. Прописные буквы, знаки на цифровых клавишах, а также «_», «+» и «,» (запятая) набираются при нажатой клавише Shift. Между словами ставится один пробел. Знаки препинания в тексте (кроме тире) не отделяются пробелом от слова, за которым стоят. Скобки и кавычки также присоединяются к выделяемым словам без пробела. Чтобы начать текст с новой строки, используется клавиша Enter. 4. Практикум: Задание 1.10 Ввод и редактирование текста в программе Блокнот Запустите программу Блокнот. Напечатайте слово Барин. Вставьте недостающие буквы, чтобы получилось Барабан. Чтобы вставить пропущенные буквы: щелкните левой кнопкой мыши на месте вставки; введите недостающие буквы, нажимая соответствующие клавиши на клавиатуре. Сотрите в слове Барабан лишние буквы, чтобы получилось слово араб. Чтобы стереть лишний символ: щелкните левой кнопкой мыши за удаляемым символом; нажмите клавишу Backspace. Переведите текстовый курсор на новую строку. Чтобы перевести курсор на новую строку: щелкните левой кнопкой мыши в конце имеющейся строки; нажмите клавишу Enter. На новой строке напечатайте слова борона, облако. Исправьте их на ворона, яблоко. Найдите на клавиатуре клавиши управления курсором. Их можно использовать для перемещения курсора по тексту. Переместите курсор в начало, а затем в конец строки. Переведите текстовый курсор на предыдущую строку, используя клавиши управления курсором. На новой строке напечатайте словосочетания река Волга, озеро Байкал, планета Марс, поэт А. С. Пушкин. Напечатайте фразу Казнить нельзя помиловать. Вставьте в предложение запятую после первого или второго слова. Как положение запятой влияет на смысл предложения.
Урок №9 Что скрывается в строке меню Цели: Познакомить с рабочим столом. Ход урока.
Одним из важных элементов окна является строка меню (см. рис. 1.5). Название этой строки имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает, что на этой строке расположено меню. И действительно, вы видите на ней несколько слов, из которых можно выбрать любое. С другой стороны, в строке меню расположены не просто слова, а заголовки скрытых меню. Если указать мышью на слово, расположенное в строке, и щелкнуть левой кнопкой мыши, откроется меню (рис. 1.7), так же, как это происходит при щелчке по кнопке Пуск. Зачем нужны скрытые меню? Если расположить все команды для работы с информацией в окне в виде одного большого открытого меню, это займет много места на экране. Поэтому все команды сгруппировали по смыслу в разные меню и сделали видимыми только их заголовки. Эти заголовки образуют главное меню программы. В дальнейшем вы познакомитесь с различными программами и увидите, что практически в каждой программе есть главное меню. Заголовки некоторых скрытых меню и команды, расположенные в них, повторяются. Например, во многих программах есть меню Файл, Правка, Справка. Рассмотрите содержимое меню Правка (рис. 1.7). Вы видите, что одни команды написаны четким черным цветом, а другие — бледно-серым. Это означает, что одни команды доступны для выполнения в данный момент (черные), а другие — нет (бледно-серые). Например, команда Отменить доступна, а команды Вырезать, Копировать, Вставить, Удалить пока недоступны. Если команда отмечена «галочкой», значит, она «включена», то есть автоматически выполняется, пока ее не «отключат». Чтобы «включить» или «выключить» команду, надо выбрать ее в меню. 4. Практикум: Задание 1.11. Вставка и удаление пустых строк Запустите программу Блокнот. Наберите текст: Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк. (И. А. Крылов) Вставьте по одной пустой строке между строками текста. Для этого установите курсор в конце строки и нажмите клавишу Enter. Удалите вставленную пустую строку и соедините две строки в одну. Чтобы выполнить это задание: установите курсор в начале второй строки и нажмите клавишу Backspace; вставьте пробел между словами, если они «склеились»; измените первую букву присоединенной строки на строчную. Нажатие клавиши Enter вызывает появление в конце строки невидимого символа «конец строки», который, как и любой другой, можно удалять. Чтобы соединить несколько строк в одну, надо удалить невидимые символы «конец строки», расположенные между ними. Здание 1.12. Знакомство со строкой меню Найдите строку меню. Какие меню в ней расположены? Поочередно откройте каждое меню и просмотрите команды. В меню Правка включите команду Перенос по словам. Изменяя размеры окна, следите, как изменяется расположение напечатанного ранее текста. Отключите команду Правка ► Перенос по словам и повторите пункт 4. Как меняется расположение текста в окне при «включенной» и «отключенной» команде? Если текст не помещается в окне, то появляются ползунки для просмота его невидимой части. Завершите работу с программой Блокнот при помощи команды Файл ► Выход. 5. Д.з. П. 1.9. Урок № 10 Инструменты для рисования Цели: Объяснить назначение графического редактора. Ход урока |
Урок по информатике в 10 б классе на тему: «Устройства памяти компьютера.... Образовательная: познакомить учащихся с различными устройствами памяти компьютера, дать основные понятия, необходимые для начала... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: образовательные – познакомить учащихся с различными устройствами памяти компьютера, рассмотреть особенности внутренней... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: расширить знания учащихся об устройствах компьютера и познакомить их с устройствами ввода информации, их параметрами,... | План урока по информатике в 8 классе. Тема: Создание документов в текстовых редакторах Цели урока: Познакомить с основными программными средствами работы с текстом, их основными возможностями; научить создавать текстовые... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Познакомить учащихся с новым предметом, с основными вопросами, рассматриваемыми в курсе географии. Познакомить учащихся... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Познакомить учащихся с устройством компьютера, функциональным назначением отдельных блоков компьютера | ||
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «лингвистическая сказка», с основными принципами написания сказки | Конспект урока №1 по теме: «Основные устройства компьютера». Цели:... Информатика и икт. Учебник. 8-9 класс / Под ред проф. Н. В. Макаровой. – Спб.: Питер, 2009 | ||
Конспект урока по информатике Тема урока: Понятие об операционной системе. Цели Обучающая: познакомить учащихся с основными понятиями данной темы, рассказать о существующих операционных системах | Конспект занятия по постановке звук «Р». Цели: постановка звука «р» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить учащихся с различными устройствами ввода информации в компьютер. Изучить назначения клавиш клавиатуры | Структурная организация компьютера Элементами могут быть самые различные устройства — от основных логических узлов компьютера до простейших схем. Структура компьютера... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: Обучающая: изучить основные устройства компьютера, функциональные возможности компьютера, виды компьютерной памяти, принципы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные цели: Познакомить учащихся 6-7-х классов с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием компьютеров... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи: Познакомить учащихся с основными способами утилизации загрязнителей окружающей среды. Воспитать бережное отношение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: вызвать интерес учащихся к изучению жизни и творчества К. Г. Паустовского, узнать о близких людях писателя, повлиявших... |