Разнообразие растений
(3 класс)
Мочалова О.В. Цели:
Образовательная: определить значение растений для человека и представителей живой природы; обратить внимание учащихся на острую экологическую проблему – уничтожение растений;
Воспитательная: воспитывать чувство долга и ответственности перед природными богатствами.
Развивающая: прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.
Тип урока: объяснение нового материала
Метод обучения: словесный, практический, наглядный
Авторские комментарии: данный урок разработан в рамках личностно-ориентированного обучения. На уроке применяется индивидуальная работа и фронтальный опрос учащихся. Дети работают индивидуально, и каждый решает свою проблему самостоятельно, ставит перед собой задачи. Дети готовят дополнительные сведения к уроку, делают сообщения о природе родного края, знакомятся с применением лекарственных растений. Задание на дом дается дифференцированно. На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся: это и словарная работа, и чтение стихотворений о растениях /учителем наизусть/, М. Цветаевой, И. Никитина и др. На уроке используется большое количество наглядного материала.
Технологическая карта урока:
№
| Этап урока
| Дидактическая цель
| Методы обучения
| Формы обучения
| 1.
| Организационный
| Мотивация работы учащихся на уроке
| эвристический
| Беседа
| 2.
| Проверка домашнего задания
| Контроль и учет знаний
| Работа с тестом
| Тест
| 3.
| Введение в тему урока
| Подготовить учащихся к восприятию нового материала
| Объяснительно-иллюстративный. Презентация
| Беседа, работа со слайдами
| 4.
| Изучение нового материала
| Познакомить учащихся с содержанием нового материала
| Объяснительно-иллюстративный. Презентация
| Рассказ, беседа, работа со слайдами
| 5.
| Физминутка
| Отдых. Переключение на новый вид деятельности
|
|
| 6.
| Рефлексия
| Закрепление материала
| Работа с загадками, кроссвордом
| Беседа. Самостоятельная работа
Работа на интерактивной доске
| 7.
| Организационный
| Инструктаж о выполнении домашнего задания. Подведение итогов урока
| эвристический
| Творческое задание
| Х о д у р о к а:
№
| Деятельность учителя. Использование слайдов презентации
| Деятельность учащихся
| 1.
| Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Учебник, ручка, карандаш?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
| Дети усаживаются, проверяют готовность к уроку.
| 2.
| Проверка домашнего задания.
Тест.
1. Выберите правильное определение почвы:
т верхний слой земли, где есть песок и глина;
с верхний слой земли, где есть песок и глина, воздух, вода;
б верхний плодородный слой земли.
2. Какая главная часть почвы?
о перегной; е песок;
я глина.
3. Что образуется из перегноя под действием микробов?
м вода; н воздух;
т соли.
4. Что используют растения для питания?
е микробы; а соли;
ю перегной.
5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?
ш песок; щ глина;
н перегной.
6. Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых?
ю чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли;
и чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву;
у чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.
7. Какое утверждение верно?
п там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или ее часть;
к если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие;
д при внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.
8. К какой природе можно отнести почву?
а почву нельзя отнести только к живой или к неживой природе. Живая и неживая природа в ней как бы соединяются.
е почву можно отнести к живой природе.
о почву можно отнести к неживой природе.
Ключ к тесту:
-
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| б
| о
| т
| а
| н
| и
| к
| а
| - У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «ботаника».
| Учащиеся решают тест в результате решения, которого получается слово БОТАНИКА.
| 3.
| Введение в тему урока.
- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по науке ботанике.
- Что такое ботаника? Хотите подсказку?
Ботаника – это наука о ? На слайде появляются изображения растений.
Ботаника – это наука о растениях.
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. Сегодня мы познакомимся с царством растений.
- Какие части растений вы знаете? На слайде появляются изображения частей растений.
По мере называния появляются названия: корень, стебель, листья, цветок, плод.
- На какие группы можно разделить царство растений?
На слайде появляются изображения растений.
Дети обсуждают, предлагают варианты.
Изображения растений «перелетают» и устанавливаются в 3 группы.
- Как назвать растения первой группы? травы
- Как назвать растения второй группы? деревья
- Как назвать растения третьей группы? кустарники
- Сегодня мы познакомимся с новой классификацией растений. Посмотрим, какие группы растений выделяют ученые-ботаники.
| Учащиеся отвечают на вводные вопросы.
| 4.
| Работа над новым материалом.
Тема нашего урока «Разнообразие растений». Перед нами стоит цель: понять почему ученые распределили растения на низшие и отнесли к ним водоросли, и высшие и отнесли к ним мхи, папоротники, хвойные и цветковые. Поможет нам в этом учебник (с. 40)
Так чем же руководствовались ученые, классифицируя растения?
Каждое растение – это живое тело, организм. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
Заполнение таблицы.
| Корень
| Стебель
| Лист
| Цветок
| Плоды и семена
| Водоросли
|
|
|
|
|
| Мхи
|
|
|
|
|
| Папоротники
|
|
|
|
|
| Хвойные
|
|
|
|
|
| Цветковые
|
|
|
|
|
|
Давайте познакомимся поближе с каждой из групп растений.
Присев на берегу пруда или реки, вы можете полюбоваться белоснежными цветками кувшинки, послушать шелест рогоза и камыша в прибрежных зарослях. Поверхность прудов сплошь затянута ряской. Но все эти растения, хотя они и обитают в воде или рядом с ней, - не водоросли.
Чаще всего водоросли – это микроскопические организмы, плавающие или «парящие» в толще вод, это скопление зеленоватых нитей, называемых тиной, это буроватый ил на дне водоема, это слизистый налет на погруженных в воду предметах. Ошибочно представление о том, что водоросли живут только в воде. Очень много их в почве, в воздухе.
А хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – один из самых распространенных на Земле растений. Эти одноклеточные водоросли одинаково хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики и Антарктики, горячих (до 85 градусов по Цельсию) гейзерах Исландии, почти в любых пресных и соленых водоемах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй, только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи здесь сильно увеличен. Самые крупные из них не превышают 1,5 мм.
Багряные и бурые – древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.
В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками – «цветет», говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе – зеленая страна).
-Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?
Мхи – любители сырого сумрака таежных лесов. В сухих местах мхи можно встретить не часто. Поскольку у мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Но уж если идет дождь, то мхи не пропускают мимо себя ни одной капли. Они как гигантские губки впитывают влагу в себя, а затем постепенно и расчетливо отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25 – 30 раз больше своей массы. Это своеобразный рекорд растительного мира! Оказавшись в лесу рядом с болотцем, сожми в ладони мох, и ты увидишь, как много из него вытечет воды. Поскольку всё тело сфагнума напитано водой, корень ему ни к чему. Рядом со сфагнумом часто встречается другой мох – кукушкин лён. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.
-Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?
Папоротники – растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Рассказ о цветах лишь красивая легенда, сохранившаяся с глубокой древности, когда славяне поклонялись богу грома и молнии Перуну. Именно ему был посвящён никем не виданный «яркий как пламя» цветок папоротника. Многие искали цветок папоротника, но не нашли. Оказывается, на самом деле папоротник цветков не имеет, а размножается спорами. На обратной стороне листа появляются бугорки ржавого цвета (сорусы), рассыпающие коричневую пыль – споры. Каждый папоротник может дать миллионы спор. Любопытно, что вырастет из проросшей споры отнюдь не папоротник привычного нам облика, а нечто невиданное – маленькая зеленая пластинка величиной с арбузное семя.
Перед нами папоротник страусово перо. Неправда ли красиво!
Папоротники – лианы высоко поднимаются по стволам деревьев; папоротники – эпифиты (т.е. живущие на стволах и ветвях деревьев.
Олений рог – эпифит – гигант порой весит около 100кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья.
-Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет? Хвойные насчитывают около 600 видов. Сосна, ель… Вам хорошо знакомы эти деревья. Узнать хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя. Хвоя бывает разной – твердой, колючей и мягкой, как трава. Бывает длинной, как вязальная спица и такой же толстой. Много интересного и полезного о хвойных вы узнаете, прочитав книгу «Это все хвойные».
Самая большая группа – цветковые. Ученым сейчас известно около 350 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч - цветковые. А хорошо ли вы знаете цветковые растения?
А к какой группе вы отнесете каштан, березу, липу? Почему?
- Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?
| Работа с учебником.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают сообщение учителя
Сообщение учащегося
Сообщение учащегося
Сообщение учащегося
Сообщение учащегося
Слушают сообщение учителя
Отвечают на вопросы
| 5.
| Физминутка
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
| Выполняют движения
| 6.
| Закрепление нового материала
1. Игра Угадай-ка Жжется больно, как огонь.(крапива) Затем померк, потух
И превратился в пух.(одуванчик)
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.(подорожник) Желтые глазки. Белые реснички.(ромашки)
А знаете ли вы, что в природе существуют карандашное дерево, хлебное, бумажное, клубничное, тюльпанное, железное? К какой группе вы их отнесете?
Много трав растет полезных
На земле родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Ребята, а кто из вас во время болезни пользовался лекарственными растениями и какими?
2. Практическая работа. В процессе презентации заполняется таблица, где отмечается наличие или отсутствие частей растений у данной группы. Проверка результатов заполнения. Вывод. 3. Самостоятельная работа (печатные тетради).
Определите, к какой группе относятся данные растения, закончите предложения.
4. Игра «Выбери лишнее название».
| Разгадывают загадки, решая кроссворд
Отвечают на вопросы
Заполняют таблицу
Выполняют задания в рабочей тетради
| 7.
| Итог урока.
- По какой науке мы путешествовали?
- О чём эта наука?
- На какие группы разделили ученые растения?
Чем они руководствовались?
Какие растения вас удивили?
Что вам понравилось на уроке больше всего?
Что показалось трудным?
| Отвечая на вопросы, подводят итог урока
| 8.
| Домашнее задание.
1. читайте учебник, стр. 40 - 44
2. или попробуйте нарисовать мир с
растениями и без них.
| Записывают домашнее задание
| |