Разнообразие растений





Скачать 126.98 Kb.
НазваниеРазнообразие растений
Дата публикации13.10.2013
Размер126.98 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Туризм > Реферат
Разнообразие растений

(3 класс)

Мочалова О.В.
Цели:

Образовательная: определить значение растений для человека и представителей живой природы; обратить внимание учащихся на острую экологическую проблему – уничтожение растений;

Воспитательная: воспитывать чувство долга и ответственности перед природными богатствами.

Развивающая: прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.

Тип урока: объяснение нового материала

Метод обучения: словесный, практический, наглядный

Авторские комментарии: данный урок разработан в рамках личностно-ориентированного обучения. На уроке применяется индивидуальная работа и фронтальный опрос учащихся. Дети работают индивидуально, и каждый решает свою проблему самостоятельно, ставит перед собой задачи. Дети готовят дополнительные сведения к уроку, делают сообщения о природе родного края, знакомятся с применением лекарственных растений. Задание на дом дается дифференцированно. На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся: это и словарная работа, и чтение стихотворений о растениях /учителем наизусть/, М. Цветаевой, И. Никитина и др. На уроке используется большое количество наглядного материала.

Технологическая карта урока:



Этап урока

Дидактическая цель

Методы обучения

Формы обучения

1.

Организационный

Мотивация работы учащихся на уроке

эвристический

Беседа

2.

Проверка домашнего задания

Контроль и учет знаний

Работа с тестом

Тест

3.

Введение в тему урока

Подготовить учащихся к восприятию нового материала

Объяснительно-иллюстративный. Презентация

Беседа, работа со слайдами

4.

Изучение нового материала

Познакомить учащихся с содержанием нового материала

Объяснительно-иллюстративный. Презентация

Рассказ, беседа, работа со слайдами

5.

Физминутка

Отдых. Переключение на новый вид деятельности







6.

Рефлексия

Закрепление материала

Работа с загадками, кроссвордом

Беседа. Самостоятельная работа

Работа на интерактивной доске

7.

Организационный

Инструктаж о выполнении домашнего задания. Подведение итогов урока

эвристический

Творческое задание

Х о д у р о к а:



Деятельность учителя. Использование слайдов презентации

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Учебник, ручка, карандаш?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!


Дети усаживаются, проверяют готовность к уроку.

2.

Проверка домашнего задания.

Тест.

1. Выберите правильное определение почвы:

т верхний слой земли, где есть песок и глина;

с верхний слой земли, где есть песок и глина, воздух, вода;

б верхний плодородный слой земли.

2. Какая главная часть почвы?

о перегной; е песок;

я глина.

3. Что образуется из перегноя под действием микробов?

м вода; н воздух;

т соли.

4. Что используют растения для питания?

е микробы; а соли;

ю перегной.

5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

ш песок; щ глина;

н перегной.

6. Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых?

ю чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли;

и чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву;

у чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.

7. Какое утверждение верно?

п там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или ее часть;

к если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие;

д при внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

8. К какой природе можно отнести почву?

а почву нельзя отнести только к живой или к неживой природе. Живая и неживая природа в ней как бы соединяются.

е почву можно отнести к живой природе.

о почву можно отнести к неживой природе.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

б

о

т

а

н

и

к

а

- У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «ботаника».


Учащиеся решают тест в результате решения, которого получается слово БОТАНИКА.

3.

Введение в тему урока.

- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по науке ботанике.

- Что такое ботаника? Хотите подсказку?

Ботаника – это наука о ? На слайде появляются изображения растений.

Ботаника – это наука о растениях.

- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. Сегодня мы познакомимся с царством растений.

- Какие части растений вы знаете? На слайде появляются изображения частей растений.

По мере называния появляются названия: корень, стебель, листья, цветок, плод.

- На какие группы можно разделить царство растений?

На слайде появляются изображения растений.

Дети обсуждают, предлагают варианты.

Изображения растений «перелетают» и устанавливаются в 3 группы.

- Как назвать растения первой группы? травы

- Как назвать растения второй группы? деревья

- Как назвать растения третьей группы? кустарники

- Сегодня мы познакомимся с новой классификацией растений. Посмотрим, какие группы растений выделяют ученые-ботаники.



Учащиеся отвечают на вводные вопросы.


4.

Работа над новым материалом.

  • Тема нашего урока «Разнообразие растений». Перед нами стоит цель: понять почему ученые распределили растения на низшие и отнесли к ним водоросли, и высшие и отнесли к ним мхи, папоротники, хвойные и цветковые. Поможет нам в этом учебник (с. 40)

  • Так чем же руководствовались ученые, классифицируя растения?

  • Каждое растение – это живое тело, организм. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.


Заполнение таблицы.




Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плоды и семена

Водоросли
















Мхи
















Папоротники
















Хвойные
















Цветковые



















  • Давайте познакомимся поближе с каждой из групп растений.

Присев на берегу пруда или реки, вы можете полюбоваться белоснежными цветками кувшинки, послушать шелест рогоза и камыша в прибрежных зарослях. Поверхность прудов сплошь затянута ряской. Но все эти растения, хотя они и обитают в воде или рядом с ней, - не водоросли.

  • Чаще всего водоросли – это микроскопические организмы, плавающие или «парящие» в толще вод, это скопление зеленоватых нитей, называемых тиной, это буроватый ил на дне водоема, это слизистый налет на погруженных в воду предметах. Ошибочно представление о том, что водоросли живут только в воде. Очень много их в почве, в воздухе.

А хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – один из самых распространенных на Земле растений. Эти одноклеточные водоросли одинаково хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики и Антарктики, горячих (до 85 градусов по Цельсию) гейзерах Исландии, почти в любых пресных и соленых водоемах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй, только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи здесь сильно увеличен. Самые крупные из них не превышают 1,5 мм.

  • Багряные и бурые – древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.

  • В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками – «цветет», говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе – зеленая страна).

-Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?

Мхи – любители сырого сумрака таежных лесов. В сухих местах мхи можно встретить не часто. Поскольку у мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Но уж если идет дождь, то мхи не пропускают мимо себя ни одной капли. Они как гигантские губки впитывают влагу в себя, а затем постепенно и расчетливо отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25 – 30 раз больше своей массы. Это своеобразный рекорд растительного мира! Оказавшись в лесу рядом с болотцем, сожми в ладони мох, и ты увидишь, как много из него вытечет воды. Поскольку всё тело сфагнума напитано водой, корень ему ни к чему. Рядом со сфагнумом часто встречается другой мох – кукушкин лён. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.

-Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?

Папоротники – растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Рассказ о цветах лишь красивая легенда, сохранившаяся с глубокой древности, когда славяне поклонялись богу грома и молнии Перуну. Именно ему был посвящён никем не виданный «яркий как пламя» цветок папоротника.
Многие искали цветок папоротника, но не нашли. Оказывается, на самом деле папоротник цветков не имеет, а размножается спорами. На обратной стороне листа появляются бугорки ржавого цвета (сорусы), рассыпающие коричневую пыль – споры. Каждый папоротник может дать миллионы спор. Любопытно, что вырастет из проросшей споры отнюдь не папоротник привычного нам облика, а нечто невиданное – маленькая зеленая пластинка величиной с арбузное семя.

  • Перед нами папоротник страусово перо. Неправда ли красиво!

  • Папоротники – лианы высоко поднимаются по стволам деревьев; папоротники – эпифиты (т.е. живущие на стволах и ветвях деревьев.

  • Олений рог – эпифит – гигант порой весит около 100кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья.

-Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?
Хвойные насчитывают около 600 видов. Сосна, ель… Вам хорошо знакомы эти деревья. Узнать хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя. Хвоя бывает разной – твердой, колючей и мягкой, как трава. Бывает длинной, как вязальная спица и такой же толстой. Много интересного и полезного о хвойных вы узнаете, прочитав книгу «Это все хвойные».

Самая большая группа – цветковые. Ученым сейчас известно около 350 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч - цветковые. А хорошо ли вы знаете цветковые растения?


  • А к какой группе вы отнесете каштан, березу, липу? Почему?

- Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?

Работа с учебником.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают сообщение учителя

Сообщение учащегося

Сообщение учащегося

Сообщение учащегося

Сообщение учащегося

Слушают сообщение учителя

Отвечают на вопросы

5.

Физминутка

Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем

Ногами топаем.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

Выполняют движения

6.

Закрепление нового материала

1. Игра Угадай-ка

  • Ты растение не тронь,

Жжется больно, как огонь.(крапива)

  • Горел в траве росистой,

Затем померк, потух

И превратился в пух.(одуванчик)

  • Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.(подорожник)

  • Стоят кругом сестрички

Желтые глазки. Белые реснички.(ромашки)



  • А знаете ли вы, что в природе существуют карандашное дерево, хлебное, бумажное, клубничное, тюльпанное, железное? К какой группе вы их отнесете?


Много трав растет полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

  • Ребята, а кто из вас во время болезни пользовался лекарственными растениями и какими?



2. Практическая работа. В процессе презентации заполняется таблица, где отмечается наличие или отсутствие частей растений у данной группы.
Проверка результатов заполнения. Вывод.
3. Самостоятельная работа (печатные тетради).

  • Определите, к какой группе относятся данные растения, закончите предложения.

4. Игра «Выбери лишнее название».



Разгадывают загадки, решая кроссворд

Отвечают на вопросы

Заполняют таблицу

Выполняют задания в рабочей тетради

7.

Итог урока.

- По какой науке мы путешествовали?

- О чём эта наука?

- На какие группы разделили ученые растения?

  • Чем они руководствовались?

  • Какие растения вас удивили?

  • Что вам понравилось на уроке больше всего?

  • Что показалось трудным?




Отвечая на вопросы, подводят итог урока

8.

Домашнее задание.

1. читайте учебник, стр. 40 - 44

2. или попробуйте нарисовать мир с

растениями и без них.


Записывают домашнее задание

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разнообразие растений iconТема: Комнатные растения
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Разнообразие растений iconЖертва научной ошибки
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Разнообразие растений iconУчебнике “ Окружающий мир. 3 класс. Автор Н. Ф. Виноградова” по теме: «Растительный мир Земли»
Название проекта: “Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие”
Разнообразие растений iconТема. Понятие, предмет, метод и система криминологии
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Разнообразие растений iconМетапредметный подход в обучении химии. Сегодня понятия «метапредмет»
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Разнообразие растений iconПлан подготовки к гиа по биологии. 2012/2013 учебный год
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Разнообразие растений iconПлан подготовки к егэ по биологии. 2012/2013 учебный год
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
Разнообразие растений iconУрок проект Тема урока: «Разнообразие растений на Земле»
Цель урока : знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в группах
Разнообразие растений iconТема: «Красная книга России. Правила поведения на природе».(третий...
Цель: Познакомить с названиями растений и животных Красной книги, правилами поведения на природе
Разнообразие растений iconОрганизационный момент
Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие...
Разнообразие растений iconУстановка Тариэля Капанадзе
Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие...
Разнообразие растений iconЭкзаменационные ответы по предмету «Литургика»
Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие...
Разнообразие растений iconРазнообразие растений
...
Разнообразие растений iconПрограмма по выявлению и сохранению биологически ценных лесов. Зао «Шуялес»
Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие...
Разнообразие растений iconУрок по окружающему миру на тему: «Разнообразие растений»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени М. М. Вахитова города Буинска рт»
Разнообразие растений iconУрок №1. Биология наука о живой природе "Нет ничего более изобретательного,...
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск