МОУ Митрофановская сош
Кантемировский муниципальный район
Воронежской области
Проект
Разнообразие растений
на Земле.
Как сохранить это разнообразие.
Окружающий мир
3 класс
Хромова Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов
Название проекта: “Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие” ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
| За основу проекта взята проектная идея: Самостоятельное исследование проблемных вопросов, выдвигаемых в учебнике
“Окружающий мир. 3 класс. Автор Н.Ф.Виноградова” по теме: «Растительный мир Земли».
|
|
Цели и задачи проекта:
Расширить, уточнить, обобщить представления о разнообразии на Земле
представителей флоры и их сохранение. Познакомиться со способами сохранения
растений. Раскрыть роль значений в природе и жизни человека.
Научить ориентироваться в информационном пространстве (самостоятельно
осуществлять поиск нужной информации), делать обоснованные выводы.
Работа с различными источниками (Internet, справочная, дополнительная
литература).
Развивать исследовательские, оценочные, презентационные, менеджерские
умения.
Учиться сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь
товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы.
Привлечь учащихся к экологическим проблемам. Воспитывать в детях бережное
отношение к природе.
На какое количество учебных часов рассчитан проект
| Полностью: 10 часов
|
| Из них аудиторных часов: 2 часа
|
|
Возможности развития проекта
Данный проект можно использовать в учебном процессе и во внеклассной работе. Методические и учебные материалы, рекомендуемые учителю
для подготовки к проведению проекта
|
| Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для з класса.- М.: Вентана-Граф, 2006.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения.- М.: Вентана-Граф, 2006.
Беседы с учителем: 3 класс/Под ред. Л.Е.Журовой. –М.: Вентана-Граф, 2006.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Растения/ Сост.Л.А.Багрова.-М.:ООО «изд.АСТ-ЛТД»
http://nature.ok.ru
http://www.biodat.ru/ Красная Книга России (растения)
И.В. Цветкова “Экологический светофор”. Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста. Москва – 1999. издательский дом “НООСФЕРА”.
В.В. Петров “Растительный мир нашей Родины”. Книга для учителя. Москва “Просвещение” - 1991.
Б.А. Александров “В стране зелёной”. Москва, “Просвещение” - 1973.
А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова “Почемучка”. Москва, “ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС” - 1995.
|
|
| Время и сроки проведения проекта Проект рассчитан на 10 уроков по теме «Растительный мир Земли» 1урок. Какие растения живут на Земле.
2 урок . Растения и человек.
3 урок. Разнообразие растений на Земле.
4-5 урок. Как живет растение.
6 урок. Как питается растение.
7 урок. Размножение растений.
8 урок. Продолжительность жизни растений.
9 урок. Грибы.
10 урок – защита проекта. «Как хорошо, что на Земле есть растения!» На 1 уроке познакомить учащихся с проблемными вопросами, которые выдвинуты в учебнике.
Затем идет самостоятельная работа над проектом.
3 урок -проекта- презентация «Разнообразие растений на Земле».
10 урок- проекта- защита, презентации ученических работ.
|
| Предметный раздел Начальные классы
Образовательная область «Естествознание»
Предмет
| Окружающий мир. Программа «Начальная школа XXI века»
| Проект проведен в
| 3 А класс, МОУ Митрофановская сош Кантемировского муниципального района Воронежской области
|
Руководитель,
реализовавший
проектную идею
в виде проекта
| Хромова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов,
МОУ Митрофановская сош
| Краткое описание выполненного проекта
В ходе индивидуальной и групповой работы над проектом учащиеся исследовали проблемы: возможна ли жизнь без растений, почему растения нуждаются в защите, как сохранить разнообразие растительности на Земле, какие растения и почему внесены в Красную книгу. Работали со справочным материалом сети Internet, дополнительной литературой, справочниками, энциклопедиями, учебником. Результаты своих исследований учащиеся оформили в виде презентаций, выполненных в Power Point и MS Word. Свой проект ребята представили на школьный конкурс «Зеленая планета», где получили призовое место.
Особенности реализации проекта
Постановка задачи ученикам
Расширить, уточнить, обобщить представления о разнообразии на Земле представителей флоры и их сохранение.
Научить ориентироваться в информационном пространстве (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации), делать обоснованные выводы. Работа с различными источниками (Internet, справочная, дополнительная литература).
Развивать исследовательские, оценочные, презентационные, менеджерские умения.
Учиться сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь
товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы.
| Результаты проектной деятельности
Индивидуальные проекты детей “Растения Красной книги”, выполненные в MS Word.
Компьютерные презентации “Растения Красной книги”, выполненные в Power Point.
Реферат «Сохранение разнообразия растений на Земле»
Доклад «Возможна ли жизнь на Земле без растений»
Сообщение «Почему растения нуждаются в защите»
Система мероприятий по охране растений.
Интервью «Мое личное участие в охране растений родного края».
Стенгазета «Значение растений и их охрана».
Радиогазета «Значение растений и их охрана».
Фотоальбом «Разнообразие растений родного края».
Книжка-малышка «Растения в произведениях литературы»
Ход выполнения проекта
Начальный этап. ( Определение темы и цели)
Планирование деятельности. (Выбор средств и сбора информации)
Принятие решения и создание модели проекта. (Составление плана работы)
Реализация проекта. (Выполнение работы. Репетиция.)
Защита проекта.
Оценка результатов.
| Этапы проекта
Действия и мероприятия
| Планируемый результат
| Сроки
| Обсуждение темы и цели проекта
| Составление плана работы над проектом
| 30 мин.
| Определение творческого названия проекта
|
| 30 мин.
| Распределение заданий по группам, обсуждение задания каждого в группе
| Создание рабочих групп учащихся
| 1 день
| Обсуждение с учащимися возможных источников информации
| Познакомить учащихся с источниками информации: IN, справочная, дополнительная литература
| 1 час
| Самостоятельная работа учащихся в группах и индивидуально
| Индивидуальные и групповые консультации, методическая помощь учащимся
| 4 дня
| Ознакомление учащихся с критериями оценивания итоговых работ
| Критерии оценок
| 30 мин.
| Просмотр собранного материала, промежуточное обсуждение
| Презентации, фотоальбом, реферат, сообщение, стенгазета, схемы, система мероприятий
| 1 день
| Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
| Контроль
| 2 дня
| Презентация
| Итоговый урок-презентация
| 2 урока
| Оценивание результатов проекта учащимися и учителями
| Самооценка, внешняя оценка, поощрения
| После презентации
|
Лист планирования
Действия
| Ключевые вопросы
| Деятельность
| Обсудить, обосновать
| Тема проекта «Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие»
Нужно ли охранять растения?
Как сохранить разнообразие растений на Земле?
| Подготовить
презентации «Растения, занесенные в Красную книгу» -бумажную или электронную версии.
Разработать систему мероприятий по охране растений.
Интервьюирование «Мое личное участие в охране растений родного края»
К неделе Экологии выпустить стенгазету и радиогазету «Значение растений и их охрана»
| Высказать предположение, подтвердить, привести доказательства
| Возможна ли жизнь на Земле без растений?
Почему растения нуждаются в защите?
Как сохранить разнообразие растений на Земле?
| Составить фотоальбом «Растения нашего края»
Подготовить реферат «Как сохранить разнообразие растений на Земле»
Подготовить доклад «Возможна ли жизнь на Земле без растений»
Подготовить сообщение «Почему растения нуждаются в защите»
| Сравнить, определить
| Сравнить растения разных групп
| Заполнить схему «Разнообразие растений»
Диагностическая игра «Расселим по царствам природы»
| Найти, подобрать, разработать
|
| Подобрать стихи, легенды, загадки, народные приметы о растениях. Оформить книжку-раскладушку «Растения в произведениях литературы»
Составить кроссворды
|
Прилагаемый готовый раздаточный материал
(для учителя)
Этапы проведения проекта
Начальный этап
| Представление проблемных ситуаций. Определение темы, целей, задач. Планирование работы.
|
| Проведение практической работы
| Найти материал о разнообразии растений для создания презентации, о растениях, занесенных в Красную книгу
| Презентация «Разнообразие растений на Земле» Презентации «Растения, занесенные в Красную книгу»
| Исследовать проблемы:
- сохранение разнообразия растений на Земле
- возможна ли жизнь на Земле без растений
- почему растения нуждаются в защите
|
Выступление Доклад Сообщение
| Собрать материал для стенгазеты, радиогазеты, фотоальбома
| Стенгазета «Значение растений и их охрана»
Радиогазета «Значение растений и их охрана»
Фотоальбом «Растения нашего края»
| Интервьюирование
| Интервью «Мое личное участие в охране растений»
| Подобрать материал о растениях в произведениях литературы
| Книжка раскладушка «Растения в произведениях литературы»
| Разработать систему мер по охране растений родного края
| Система мер
| Реализация проекта
| Оформление проекта
|
| Защита проекта
| Представление проекта аудитории
|
| Оценка результатов
| Самооценка, внешняя оценка.
Внесение коррективов в проект
|
| (для учеников)
Техническое задание Тема проекта: «Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие»
Основополагающий вопрос: Как сохранить разнообразие растительного мира Земли.
Проблемные вопросы: Сохранение разнообразия растений на Земле. Возможна ли жизнь на Земле без растений? Почему растения нуждаются в защите?
Учебные вопросы:
Как растения связаны с окружающей средой?
Жизни каких растений грозит опасность?
Как защитить растения?
Наше видение ситуации:
Растения – важная часть природы. Очень трудно представить нашу жизнь без растений. У них самая важная и большая работа на планете. Учёные называют растения источниками пищи, они улучшают природную среду, служат материалом деятельности людей. Многие растения из-за пагубного влияния человека стали редкими, занесены в Красную книгу. Если человек не будет думать о будущем, о сохранности на Земле разнообразия растений, о последствиях своей деятельности, то даже, казалось бы, его полезный труд приведет к уничтожению природных богатств Земли. Мы должны сохранить разнообразие растительности Земли.
Цель исследования:
Познакомить учащихся с разнообразием на Земле представителей флоры
Раскрыть роль растений
Познакомить со способами сохранения растений на Земле
Задачи:
Используя материал Интернета,CD БЭКМ подобрать материал о растениях, которые внесены в Красную книгу.
Исследуя научно-популярную литературу, изучить вопросы: «Возможна ли жизнь на Земле без растений? Почему растений нуждаются в защите? Как сохранить разнообразие растений на Земле?»
Выработать систему мероприятий по охране растений родного края.
Подобрать материал для стенгазеты и радиогазеты «Значение растений и их охрана».
Провести интервьюирование «Мое личное участие в охране растений родного края».
Составить фотоальбом «Растения нашей местности».
Оформить книжку-раскладушку «Растения в произведениях литературы»
Методы сбора информации:
Организовать поиск, анализ текстового и иллюстрированного материала, используя Интернет – ресурсы, CD БЭКМ для создания презентаций «Растения Красной книги».
Изучить справочную, дополнительную литературу для оформления реферата, сообщения, доклада.
Подобрать материал для стенгазеты, радиогазеты.
Собрать фотографии для фотоальбома.
Исследовать материал «Растения в произведениях литературы».
Составить систему мероприятий по охране растений родного края.
Обработать и систематизировать результат.
Схема
| Растение – организм
|
дышит ______ _______ _______
|
Тест «Растения Земли»
|
| Отметь правильные суждения
|
| Цветковыми называют растения, которые хотя бы раз
в жизни цветут.
|
| У мхов нет корней.
|
|
Водоросли нельзя назвать растениями.
|
| Ель и сосна – хвойные растения.
|
| Ива и липа – не цветковые растения.
|
| Растение – живое существо (организм), так как оно
растет, питается, дышит, размножается.
|
| Все растения могут размножаться семенами.
|
| Белена – ядовитое растение.
|
| Купавка, ландыш, ятрышник – занесены
в Красную книгу.
|
| Репа – растение – многолетник
|
| Разнообразие растений
| корень
| стебель
| листья
| размно-жение
| особенности жизнедеятель-ности
| Низшие растения
| Водоросли
|
|
|
|
|
| Высшие растения
| Мхи
|
|
|
|
|
| Папоротники
|
|
|
|
|
| Хвойные (голосеменные)
|
|
|
|
|
| Цветковые
|
|
|
|
|
| |