Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 122.8 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.04.2014
Размер122.8 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок 14. Положение человека в системе животного мира

Цели: познакомить с различными гипотезами происхождения человека; научить объяснять родство живых организмов, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих.

Оборудование: таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.

Ход урока

I. Изучение нового материала,

1. Развитие взглядов на происхождение человека.

Вопрос о происхождении человека всегда привлекал к себе внимание людей. Еще в древние времена наши далекие предки, выбирая себе тотемы - священных животных, почитали их как своих прародителей и гордились ими. У многих племен Африки существуют предания о происхождении человека от обезьян.

Древнегреческий мыслитель Аристотель, разделяя животных на бескровных и имеющих кровь, относил человека ко второй j группе и ставил его рядом с обезьянами. Он писал: «Человек - разумнейшее животное не потому, что имеет руки, а потому и имеет руки, что он разумнейшее существо».

К. Линней, будучи креационистом, в своей классификации живых организмов поместил человека в один ряд с приматами, потому что считал их очень схожими по строению. В эпоху господства христианства это был очень смелый шаг, неслучайно труд Линнея на долгое время был запрещен Ватиканом. Разрабатывая бинарную номенклатуру, Линней выделил вид Homo Sapiens (Человек разумный) и разделил его на четыре расы.

В России убежденным сторонником идеи о родстве человека с животными был известный писатель и философ А. Н. Радищев (1749-1802). Радищев указывал не только на сходство, он также подчеркивал и отличия человека, которые, по его мнению, в основном заключались в строении руки и большого пальца.

Создатель первой эволюционной теории Ж.-Б. Ламарк в начале XIX в. изложил свою теорию происхождения человека. Он говорил, что некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазить по деревьям, но приобрел другую - передвигаться на двух ногах. Будучи сторонником идеи об упражнении и неупражнении органов, Ламарк утверждал, что новые потребности предка человека рождали усилия, которые изменяли строение органов и частей тела будущего человека, а жизнь в многочисленных стаях требовала более совершенных средств общения.

Крупнейшим событием в истории развития взглядов на происхождение человека стало появление трудов Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин был уверен, что законы развития мира применимы и к человеку.

Ученый поставил задачу доказать, что основные движущие силы эволюции, действуя на предков человека, вызывали у них возникновение адаптаций к условиям окружающей среды. Сравнивая строение тела человека и высших обезьян, особенности зародышевого развития и изучая рудиментарные органы, Дарвин доказывал происхождение человека от низших форм. Он придавал большое значение естественному отбору не только по морфофизиологическим признакам, но и умственным и нравственным качествам.

Прародиной человечества Дарвин считал древнюю Африку. Однако в своей теории великий натуралист не затронул проблему социальной сущности человека и не оценил роль труда как фактора эволюции.

Огромное значение труда о происхождении человека было обосновано философом Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Кроме труда Энгельс обратил внимание на другие факторы антропогенеза: речь

Современная теория происхождения человека опирается в основном на данные сравнительной анатомии, физиологии и эмбриологии, а также на результаты исследования ископаемых остатков, Одним из ее важнейших положений является признание параллельности эволюции высшей нервной деятельности и морфологических признаков.

2. Следы прошлого.

Общие принципы строения организма человека были заложены еще миллиарды лет назад, когда сформировался генетический код и возникла первая клетка. В наших генах содержится значительная часть генофонда древних рыб, первых хордовых и даже некоторых беспозвоночных животных. Солевой состав крови близок к солевому составу древнего океана. Человек - представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и поэтому родственен рыбам, земноводным, пресмыкающимся и

Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных


Основные черты

От кого унаследовали

Генетический код ядра

Первые одноклеточные эукариоты

Генетический код митохондрий

Прокариоты

Двусторонняя симметрия

Предшественники ранних хордовых

Костный скелет

Рыбы

Пятипалые конечности

Кистеперые рыбы, земноводные

Легочное дыхание

Земноводные и пресмыкающиеся

Амниотическое яйцо

Пресмыкающиеся

Удлиненные конечности, дифференцированная зубная система, молочные железы, теплокровность

Примитивные млекопитающие

Плацента, живорождение

Ранние плацентарные млекопитающие


Появление этих основных черт характеризует крупные ароморфозы, приведшие к прогрессивному развитию позвоночных животных.

3. Систематическое положение современного человека.

Царство

Животные

Подцарство

Многоклеточные

Тип

Хордовые

Подтип

Позвоночные (черепные)

Класс

Млекопитающие

Подкласс

Плацентарные

Отряд

Приматы

Подотряд

Человекообразные

Семейство

Люди (Гоминиды)

Род

Человек (Homo)

Вид

Человек разумный (Homo Sapiens)

Подвид

Homo Sapiens Sapiens


4. Данные сравнительной анатомии.

Самостоятельная работа.

Задание.

Изучите рассказ «Доказательства происхождения человека от животных» на с. 267-268 в учебнике. Установите родство человека с животными на уровне типа, подтипа, класса, подкласса, отряда и заполните таблицу «Родство человека с животными».

Систематические категории

Общие признаки

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Подкласс Плацентарные

Отряд Приматы




5. Отличия человека от животных.

Самостоятельная работа.

Задание

Рассмотрите рисунок 104 на с. 268 в учебнике «Общая биология» и заполните таблицу «Различия скелетов человека и животных».


Отделы скелета

Специфические

особенности

Причины

различий

у человека

у человекообразных обезьян




1

2

3

4

Череп.

Шейный отдел позвоночника.

Грудная клетка.

Грудной отдел позвоночника.

Пояс верхних конечностей.

Верхние конечности.

Поясничный отдел позвоночника.

Пояс нижних конечностей.

Нижние конечности















И. Закрепление.

Работа по карточке (на столах учащихся имеется карточка «Развитие зародыша человека»).

Задание.

Внимательно изучите таблицу в карточке и ответьте на вопросы: какой биологический закон отражает содержание данной таблицы? Каким этапам эволюции соответствуют разные формы развития зародыша?


Развитие зародыша человека

Сроки развития зародыша с момента оплодотворения

Некоторые признаки зародыша человека на разных стадиях развития

1

2

Первые часы.

Первые дни.

Первая неделя.

Третья и четвертая недели.
Пятая неделя.
Шестая и седьмая недели.
Конец второго месяца.

Третий месяц.

Пятый месяц.

Шестой месяц.

Седьмой месяц

Оплодотворенная яйцеклетка (одна клетка).

Стадия бластулы.

Стадия гаструлы.

Появление жаберных щелей, хвоста и зачатков конечностей, сердце двухкамерное.

Появление позвонков вокруг хорды, головной мозг из пяти линейно расположенных отделов.

Появление пальцев, соединенных зачаточной плавательной перепонкой.

Формирование четырехкамерного сердца, исчезновение хвоста и жаберных щелей, образование ногтей.

Образование век на глазах; головной мозг без извилин.

Появление мягкой шерсти на всем теле.

Зародыш принимает вид ребенка, но с короткими ногами, волосяным пушком и дугообразным позвоночником.

Исчезновение волосяного покрова



Домашнее задание: § 70

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск