Проблемная лекция





НазваниеПроблемная лекция
страница1/7
Дата публикации17.07.2013
Размер0.62 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7

В.Д. Кабанов

ТЕОРИЯ ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ РОСТА СВИНЕЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЕ В СЕЛЕКЦИИ

Проблемная лекция




В лекции изложены пути и методы повышения скорости роста свиней на интенсивном откорме до 900-1000 г в сутки при условии интенсивного кормления животных по современным нормам (2003).
Рецензенты: В.В. Горай, доктор сельскохозяйственных наук, Н.М. Костомахин, доктор сельскохозяйственных наук, профессор.

СОДЕРЖАНИЕ



Введение …...…………………………………………………………………………………… 3
1. Критерии и методы учета роста …………………………………………………….……. 4
2. Механизмы и ресурсы повышения скорости роста ………………………..………….. 7
3. Наследственность и изменчивость признаков роста ………………………………. 20
4. Использование признаков роста в селекции


в целях повышения скорости роста свиней ………………………………………… 21
5. Разработка методов управления процессом роста и развития в онтогенезе ……... 23
5.1. Моделирование процесса роста ……………………………………………… 23
5.2. Создание оптимальной модели роста


для скороспелой мясной породы СМ-1 ……………………………………… 24
5.3. Практическая реализация теории ……………………………………………. 26
Заключение …………………………………………………………………………………... 28
Библиографический список ………………………………………………………………... 29


Введение
Проблема роста принадлежит к числу наиболее важных проблем в биологии. Очевидно не будет ошибкой сказать, что значение роста в широком смысле слова состоит в том, что он является единственным условием реализации наследственности в процессе роста и дифференциации клеток, в результате которого каждая дочерняя клетка получает такой же, как у материнской клетки, набор хромосом, что происходит при митозе. Механизм реализации наследственности хорошо прослеживается на примере синтеза ДНК, свойственного, по выражению К.Г. Ларка (16), процессу размножения, а не всему широкому кругу явлений, обычно связанных с активно функционирующими клетками. Он говорит, что нередко в клетках, где процессы клеточного метаболизма протекают весьма активно, синтез ДНК оказывается незначительным или не идет вовсе. Клеточному делению, напротив, обязательно предшествует репликация генетического материала, без которого невозможно образование полноценных дочерних клеток… В нормальном цикле клеточного деления содержание ДНК в клетке, по данным как химических, так и генетических измерений, точно удваивается. Клетки, в которых синтез ДНК и деление были временно приостановлены, обычно сначала возобновляют синтез ДНК, а затем уже начинают делиться.

Значение роста как непрерывного саморегулируемого процесса в узком смысле определяется единственной в своем роде способностью растений и животных наращивать биомассу. В оценке его роли применительно к животноводству мы не можем не согласиться с мнением американского профессора У. Дэвинпорта, который еще в начале прошлого столетия говорили, что важность изучения процесса роста и влияния на него различных факторов никоим образом не может быть переоценена и тот факт, что почти не поддающиеся исчислению громадные количества мяса…. ежегодно вновь образуются, благодаря процессу роста, достаточен для того, чтобы проблема роста во всей ее широте заняла в биологии главенствующее положение.

Однако с развитием генетики проблема роста была незаслуженно отодвинута на задний план, где из поля зрения большинства исследователей выпало значение роста как селекционного признака, а основное внимание переключалось на изучение его механизма, хотя и встречаются работы, в которых вопросы морфогенеза рассматриваются в связи с генетикой (28,24). Но и в них еще не получены ответы на многие вопросы роста. По признанию К. Уоддингтона, наука не может претендовать на всеобъемлющее понимание генетической детерминации развития до тех пор, пока не будет установлено, каким образом синтезируемые в клетках высших организмов белки координируются количественно и качественно так, что клетка приобретает определенные гистолические свойства.

Такая оценка состояния изученности роста в равной, а, может быть, и значительно большей степени, относится к прикладным исследованиям зоотехнической науки, призванным служить решению больших практических задач в животноводстве. В связи с этим изложенные в данной публикации основные положения теории высокой скорости роста свидетельствуют об эффективности использования ее в селекции и открывают большие возможности по регулированию и управлению процессом роста в онтогенезе и филогенезе, дальнейшему повышению откормочной и мясной продуктивности свиней.

Основные положения теории высокой скорости роста были разработаны в 70-х годах прошлого столетия (6,7), реализованы в процессе создания скороспелой мясной породы свиней (8,9). Она предусматривает повышение скорости роста свиней до 900-1000 г в сутки при условии полноценного кормления животных по современным нормам (2003 г.).

В разработку теории входит:

- определение критериев и методов учета роста;

- изучение механизма и ресурсов повышения скорости роста;

- изучение наследственности и изменчивости отдельных элементов и закономерностей роста для использования их в селекции;

- разработка методов управления процессом роста и развития в онтогенезе и филогенезе.
1. Критерии и методы учета роста
Процесс роста мы рассматриваем как приращение массы тела во времени. Скорость роста – величина приращения массы тела в единицу времени.

Наиболее простым и доступным выражением роста можно считать массу тела животного в определенном возрасте, а прироста – единицу массы прироста в единицу времени.
где,
V1 и V2 – масса тела в начале и конце учитываемого периода, а t1 и t2 – время в начале и конце учитываемого периода.

В поисках надежной характеристики процесса постэмбрионального роста мы исходим из модели, принятой Шмальгаузеном (28) в виде формулы, характеризующей пораболу:

где m – постоянная величина, характеризующая начальную массу; k – константа роста, выражающая интенсивность этого процесса.

Если принять скорость роста как величину бесконечно малых приращений величин массы в бесконечно малое время, то константу роста можно найти путем последовательного вычисления уравнений:

Учитывая, что скорость роста и дифференциация находятся в обратном соотношении друг к другу, дается вторая формула для вычисления константы (28):


где i – скорость роста индифферентных тканей; - скорость дифференцировки. Делением константы на возраст получаем выражение скорости роста в любом возрасте.

Однако рассматриваемый способ выражения скорости роста основан на допущении равномерности прироста во времени. Из-за неравномерности постэмбрионального роста высших животных использование констант можно считать недостаточным. Это в равной степени относится к методу составления теоретических уравнений асимптотической кривой, использованному (21) для описания нисходящей ветви S-образной кривой, отражающей рост крупного рогатого скота, выраженный формулой:
где
А – максимальное значение признака, к которому стремится весь ряд, т.е. средняя живая масса одного пола данной породы; - сумма прироста в постэмбриональный период; - приращение логарифма разности между максимальным и текущим значениями прироста в единицу времени, - возраст, выраженный в любых интервалах.

Использование рассмотренных критериев (начальная масса, константа и длительность течения роста) больше подходят для выражения лишь общей модели роста и недостаточно для характеристики, а тем более познания механизма и прогнозирования процесса роста в онтогенезе, столь необходимых для использования признаков роста в селекции. Уместно будет признать, что вряд ли такой сложный процесс, каким представляется рост в его многообразной зависимости от внешних и внутренних факторов, можно выразить формулой. Важнее, по-видимому, полнее изучить отдельные составные части этого взаимосвязанного и взаимообусловленного процесса.

В целях более полной характеристики внутривидовых (породных, половых, индивидуальных) особенностей роста свиней мы предлагаем рассматривать следующие его элементы: 1) скорость, 2) интенсивность, 3) продолжительность, 4) великорослость и 5) скороспелость великорослости.

Скорость роста – это прирост тела в единицу времени. Она является абсолютной мерой роста за период, в который измеряется, и выражается в единицах прироста за единицу времени, например, граммах.

Скорость постэмбрионального роста, выраженная, например в граммах, представляет собой отношение разности живой массы животного в момент измерения (V) и массой тела при рождениик его возрасту (t), выраженному в сутках.

На отдельных этапах онтогенеза измеряется величиной прироста в единицу времени (темп роста):

Хозяйственными показателями скорости роста могут служить живая масса животных в определенном возрасте и возраст, в котором они достигают определенной живой массы.

Интенсивность роста – показатель степени напряженности этого процесса, представляет собой относительную скорость роста и выражается в процентах к показателю, с которым соотносится.

В биологии и зоотехнии широкое распространение получило определение коэффициента роста (27)

показывающего отношение взрослого животного к его живой массе при рождении.

Для сравнительной оценки относительной скорости роста животных разной живой массы, не потеряла своего значения формула (17), показывающая отношение прироста за определенный период к начальной массе (величине) организма, выраженное в процентах:

Эта формула в модификации С. Боди (1943) имеет следующий вид:

где R – относительный прирост (коэффициент относительной скорости роста); - начальная живая масса; - живая масса в конце периода. В данном случае отношение прироста определяется не к начальной, а к средней величине животного.

Интенсивность роста более наглядно обозначать символом и выражать отношение живой массы животного к его начальной (в любой предыдущий период) в процентах.

Для более тщательного анализа процесса роста можно сравнивать отношение живой массы в любой последующий период онтогенеза к любому предыдущему:

Можно также сравнивать общий прирост или прирост в единицу времени (среднесуточный) на одном отрезке онтогенеза к общему (среднесуточному) приросту на любом предыдущем отрезке онтогенеза.
где
Однако, учитывая неравномерность роста, лучше сравнивать среднесуточный прирост не за один месяц, а за более продолжительный промежуток времени.

Продолжительность роста – показатель способности к росту во времени и определяется возрастом животных, в котором прекращается рост. Для характеристики внутривидовых особенностей роста свиней мы выделяем продолжительность наиболее активного роста, т.е. периода роста, характеризующегося наиболее высокими приростами в единицу времени.

Великорослость – масса (величина) тела, представляющая собой конечный результат роста. При использовании весового метода измерения роста великорослость выражается в килограммах в момент завершения роста животного. Этот критерий можно было бы назвать также «потенцией роста». Однако потенция как наследственно обусловленная возможность роста существует на всем протяжении развития этого процесса.

Скороспелость великорослости – способность выполнять наследственно обусловленную программу роста в наиболее короткий срок. Она применяется при оценке результатов завершенного роста и представляет собой интенсивность роста, выраженную отношением живой массы (общего прироста, прироста в единицу времени) к величине завершенного роста (живая масса взрослых животных, закончивших рост), выраженную в процентах.
где
- конечная живая масса (величина тела) животных, закончивших рост.
2. Механизм и ресурсы повышения скорости роста
Механизм и ресурсы повышения скорости роста изучались на основе результатов исследований видовых, породных, половых, индивидуальных особенностей и выявления неизвестных ранее закономерностей роста свиней.

Видовые отличия роста. В отличие от других видов сельскохозяйственных животных, у свиней можно выделить три особенности роста.

Первой особенностью является низкая скорость роста в эмбриональном и высокая в постэмбриональном периоде. По абсолютной скорости роста в эмбриональный период свиньи уступают овцам примерно в 3 раза, крупному рогатому скоту в 12 и лошадям в 15 раз.

В постэмбриональный период по сравнению с эмбриональным скорость роста у свиней увеличивается более, чем в 20 раз, у лошадей – только в 2 раза, а у кроликов – в 5 раз (табл. 1).
1. Особенности роста сельскохозяйственных животных разных видов.


Вид животных

Продолжительность роста

Живая масса, (кг)*

Среднесуточный прирост

Кратность увеличения в постэмбриональный период, раз

в эмбриональный период, сут

в постэмбриональ-ный период, лет

при рождении

взрослых животных

в эмбриональный период

в постэмбриональ-ный период

продолжитель-ности роста

живой массы

среднесуточного прироста

Лошади

340

5

50

500

147

273

5,4

10

1,8

Крупн. рогат. скот

280

4,5

35

500

125

304

5,9

14,2

2,4

Овцы

150

2

4

40

26

54

4,8

10

2,0

Свиньи

114

3

1,2

250

10,5

228

9,6

208

22,7

Кролики

30

0,8

0,06

3

2

10

9,7

50

5

Куры

21

120 сут

0,04

2

2

17

5,7

50

8,5

* Приведена примерная живая масса женских особей
Вторая видовая особенность роста свиней – не сравнимая ни с какими животными

других видов, исключительно высокая интенсивность роста. Интенсивность без преувеличения можно назвать феноменом роста животных этого вида. У свиней она в 15-20 раз выше, чем у самых крупных сельскохозяйственных животных, и в 4 раза выше, чем у кур и кроликов. У лошадей и крупного рогатого скота живая масса к моменту завершения роста увеличивается в сравнении с живой массой при рождении в 10-14 раз, а у свиней – более, чем в 200 раз.

Третьей важной видовой особенностью роста свиней следует считать сочетание высокой интенсивность с большой продолжительностью роста в постэмбриональный период. Так, продолжительность роста в постэмбриональный период больше, чем в эмбриональный у свиней в 9,6 раза, кроликов – 9,7 раза, у лошадей и крупного рогатого скота – 5,3 – 5,9 раза и у овец – в 4,8 раза.

В связи с изложенным следует сделать вывод о целесообразности использования видовых особенностей роста свиней для повышения их скорости роста путем кормления и селекции.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемная лекция iconЛекция-диалог, проблемная лекция, консультация, собеседование, реферат,...
Активные формы и методы проведения учебных занятий – это способы и приемы воздействия, побуждающие
Проблемная лекция iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Проблемная лекция iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой
Проблемная лекция iconЛекция №5
Лекция №5 Вредные вещества и их воздействие на человека. Основы промышленной токсикологии
Проблемная лекция iconТема: Строчная буква
Постановка проблемы (проблемная ситуация создаётся на основе затруднения при выполнении практического задания)
Проблемная лекция iconУрока: Оргмомент. 1 слайд
Проблемная ситуация. «Как один угол отличить от другого?» Учащиеся высказывают свои предположения
Проблемная лекция iconУчебный блок «Россия при первых Романовых»
Проблемная лекции – первые Романовы (проблемы России первой половины 17 вв, пути их решения, результат)
Проблемная лекция iconЛекция. Проектирование графического интерфейса пользователя Лекция №11
Комплексная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой...
Проблемная лекция iconЛекция должна отвечать следующим
Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное...
Проблемная лекция iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учителя начальных классов – проблемная группа по работе с одаренными детьми. Отв. Иванова Т. В
Проблемная лекция icon«Давление газа»
Данный урок является развивающим, так как он проводится с использованием новых технологий (интерактивная лекция). Лекция сопровождается...
Проблемная лекция iconЛекция «Олимпийские игры древности» Лекция «Возрождение Олимпийских игр»
Перечень мероприятий по внедрению системы олимпийского образования «Сочи 2014» в образовательных учреждениях Кемеровского муниципального...
Проблемная лекция iconЛекция Компьютерные слайды как
Лекция Компьютерные слайды как средство виртуальной наглядности. Технология создания дидактического компьютерного материала в программе...
Проблемная лекция iconЛекция 1"государство как социальная структура общества"(8часов) 61...
Умк по дисциплине «Правоведение» разработан кафедрой правосудия, прокуроского надзора и криминалистик юш двфу для студентов не юридических...
Проблемная лекция iconКалендарно-тематический план по якутской литературе 11 класс Фрагмент...
Проблемная тема: ”Уерэнээччи киьи быьыытынан иитиллэн тахсарыгар литература уруоктарын кедьуустээхтик туьаныы “
Проблемная лекция iconПроблемная стратегическая ситуация и методология принятия решений. Григорьев Эльген. Парфирьевич
Основания для разработки программы, да­та при­нятия ре­шения о раз­ра­бот­ке программы, да­та ут­верж­де­ния программы (реквизиты...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск