Скачать 0.85 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Патологическая физиология Специальность 060105 «Медико-профилактическое дело» Квалификация СПЕЦИАЛИСТ Медико-профилактический факультет Очная форма обучения 2012 Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 060105 «Медико-профилактическое дело», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.08.10 № 847 Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры патофизиологии (протокол № 5 , 17.05.12) Заведующий кафедрой, профессор. ________________________Т.Е. Потемина «____» ____________20__г. СОГЛАСОВАНО Председатель цикловой методической комиссии, доцент_________________Л.В. Ловцова «___» ______________ 20__г. СОГЛАСОВАНО Начальник УМУ, профессор___________________ Т.Е. Потемина «___» ______________ 20__г. 1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. Целью освоения дисциплины «Патологическая физиология» является формирование у обучающихся:- умения эффективно решать профессиональные врачебные задачи на основе патофизиологического анализа данных о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях с использованием знаний об общих закономерностях и механизмах их возникновения, развития и завершения, а также формулировать принципы (алгоритмы, стратегию) и методы их выявления, лечения и профилактики; - методологической, методической и практической базы рационального мышления и эффективного профессионального действия врача. Задачи дисциплины: -ознакомить студентов с основными понятиями и современными концепциями общей нозологии; -обучить умению проводить анализ научной литературы и официальных статистических обзоров, готовить обзоры научной литературы / рефераты по современным научным проблемам; участию в проведении статистического анализа и подготовка докладов по выполненному исследованию; соблюдать основные требования информационной безопасности; -изучить этиологию, патогенез, принципы выявления, лечения и профилактики наиболее социально значимых заболеваний и патологических процессов; -обучить умению проводить патофизиологический анализ данных о патологических синдромах, патологических процессах, формах патологии и отдельных болезнях; -сформировать методологические и методические основы клинического мышления и рационального действия врача; -привлечь к участию в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в области здравоохранения по исследованию этиологии и патогенеза, диагностике, лечению, реабилитации и профилактике заболеваний; - сформировать у студента навыки общения с коллективом. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА Дисциплина «Патологическая физиология» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин по специальности «Медико-профилактическое дело» высшего профессионального медицинского образования, изучается в четвертом, пятом семестрах. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе дисциплинами: философия, биоэтика, психология, педагогика, история медицины, латинский язык; - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин в том числе дисциплинами: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия человека; патологическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, фармакология; Учебная дисциплина «Патологическая физиология» обеспечивает необходимые знания, умения и компетенции для последующих дисциплин, входящих в модули клинических, терапевтических, хирургических и медико-профилактических дисциплин. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: Выпускник должен овладеть следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК): способностью к научному анализу социально значимых проблем и процессов, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности (ОК-1); способностью и готовностью к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-4); владением культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу (ОК-7); готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ОК-8). б) профессиональными (ПК) общепрофессиональными: способностью и готовностью к пониманию и анализу естественно-научных проблем, владением методикой расчета показателей медицинской статистики (ПК-2); способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий (ПК-3); владением компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-5); в профилактической деятельности: способностью и готовностью к изучению и оценке факторов среды обитания человека и реакции организма на их воздействия, к оценке реакции организма на воздействие факторов среды обитания человека (ПК-6); способностью и готовностью к распознаванию и интерпретации появления в производственной среде химических, физических и биологических и иных факторов среды обитания человека, которые могут повлиять на здоровье и самочувствие работников (ПК-9); в диагностической деятельности: способностью и готовностью к выявлению причинно-следственных связей в системе "факторы среды обитания человека - здоровье населения" (ПК-15); способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения (ПК-16). в научно-исследовательской деятельности: способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний и их распространения (ПК-35); способностью и готовностью к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения (ПК-36). В результате освоения дисциплины «Патофизиология» студент должен: Знать: — основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм; физические основы функционирования медицинской аппаратуры; — химико-биологическую сущность процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях; — строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме человека; — понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; -основные понятия общей нозологии; -роль причин, условий, реактивности организма в возникновении, развитии и завершении (исходе) заболеваний; — функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах -причины, механизмы и основные проявления типовых нарушений органов и физиологических систем организма; -значение физического и формализованного (не физического) моделирования болезней и болезненных состояний, патологических процессов, состояний и реакций для медицины и биологии в изучении патологических процессов; -роль различных методов моделирования: экспериментального (на животных, изолированных органах, тканях и клетках; на искусственных физических системах), логического (интеллектульного), компютерного, математического и др. в изучении патологических процессов; их возможности, ограничения и перспективы; -значение патофизиологии для развития медицины и здравоохранения; связь патофизиологии с другими медико-биологическими и медицинскими дисциплинами. Уметь: -решать профессиональные задачи врача на основе патофизиологического анализа конкретных данных о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях; -проводить патофизиологический анализ клинико-лабораторных, экспериментальных, других данных и формулировать на их основе заключение о наиболее вероятных причинах и механизмах развития патологических процессов (болезней), принципах и методах их выявления, лечения и профилактики; - интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах человека; -применять полученные знания при изучении клинических дисциплин в последующей лечебно-профилактической деятельности; -анализировать проблемы общей патологии и критически оценивать современные теоретические концепции и направления в медицине; -планировать и участвовать в проведении (с соблюдением соответствующих правил) эксперименты на животных; обрабатывать и анализировать результаты опытов, правильно понимать значение эксперимента для изучения клинических форм патологии; -интерпретировать результаты наиболее распространенных методов диагностики; -решать ситуационные задачи различного типа; -регистрировать ЭКГ и определять по ее данным основные виды аритмий, признаки ишемии и инфаркта миокарда; -оценивать клеточный состав воспалительного экссудата и фагоцитарной активности лейкоцитов; -анализировать лейкоцитарную формулу нейтрофилов и на этой основе формулировать заключение об изменениях в ней; -формулировать заключение по гемограмме о наличии и виде типовой формы патологии системы крови; -анализировать показатели коагулограммы и на этой основе формулировать заключение об изменениях в ней; -определять типовые формы нарушения газообменной функции легких по показателям альвеолярной вентиляции, газового состава крови и кровотока в легких; -дифференцировать патологические типы дыхания и объяснять механизмы их развития; -давать характеристику типовых нарушений функций почек по данным анализов крови, мочи и клиренс-тестов; -дифференцировать различные виды желтух; -оценивать показатели кислотно-основного состояния (КОС) и формулировать заключения о различные видах его нарушений; -дифференцировать различные виды гипоксии; -определять типовые нарушения секреторной функции желудка и кишечника по данным анализа желудочного и кишечного содержимого; -интерпретировать результаты основных диагностических аллергических проб; -обосновывать принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний. Демонстрировать способность и готовность (владеть): -навыками системного подхода к анализу медицинской информации; -принципами доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений; -навыками анализа закономерностей функционирования отдельных органов и систем в норме и при патологии; -основными методами оценки функционального состояния организма человека, навыками анализа и интерпретации результатов современных диагностических технологий -навыками патофизиологического анализа клинических синдромов, обосновывать патогенетические методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 6,75 зачетных единиц.
|
Рабочая программа по гигиене детей и подростков для специальности... «Общая гигиена» для специальности 060105«Медико-профилактическое дело», подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | Рабочая программа Дисциплина: стоматология Факультет: медико-профилактический... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности: медико-профилактическое дело 060105, утвержденным приказом... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины: Инфекционные заболевания с... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Рабочая программа по нормальной физиологии естественно научного цикла... Введение в предмет нормальная физиология 2 Физиология возбудимых тканей 3 Система крови | ||
Рабочая программа Название дисциплины биологическая химия шифр специальности... Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060105... | Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... Для специальности 060105 медико-профилактическое дело, квалификация – «специалист» (код 65) | ||
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры глазных болезней от «18» «Медико-профилактическое дело» (060105), с учетом рекомендаций основной образовательной программы высшего профессионального образования... | Примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических... Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ||
Примерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом... Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | Учебно-методический комплекс (умк) составлен на основании фгос впо... «специалист», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 г. №847, и учебного... | ||
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедр патологической анатомии от «26» августа 2013г. Протокол №22 | Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело», утвержденным приказом Министерства... | ||
Учебно-методическое пособие по учебной практике для студентов специальности... Медико-профилактическое дело проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа «внутренние болезни. Общая физиотерапия. Эндокринология»... «медико-профилактическое дело» подготовки (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования... | ||
Эпидемиология Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Программа учебной дисциплины общая психология по специальностям «Сестринское дело», 060105 «Медико-профилактическое дело», 060101 «Лечебное дело», 060203 «Стоматология ортопедическая», 060205 «Стоматология... |