Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Раздел1. Введение
|
|
|
|
Тема 1.1 Основные этапы развития учения об инфекционных болезнях.
| Основные этапы исторического развития учения об инфекционных болезнях. Место инфекционных заболеваний в структуре общей заболеваемости. Назначение, цели и задачи предмета «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции» для подготовки санитарного фельдшера. Ознакомление обучающихся с государственными документами, обеспечивающими санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (Федеральный закон от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарно-эпидемиологические правила при различных инфекционных заболеваниях и др.).
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, подготовка реферата по теме «Ученые, внесшие большой вклад в развитие учения об инфекционных заболеваниях».
| 1
| 2
|
Раздел 2. Общая часть
|
|
|
|
Тема 2.1.
Общая патология инфекционных болезней. Основные эпидемиологические понятия.
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Определение понятий «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционная болезнь». Причины, способствующие возникновению и распространению инфекционных заболеваний. Периоды болезни. Классификация инфекционных болезней, механизмы и пути передачи инфекционных заболеваний. Эпидемический процесс, его звенья.
| 2
| 1
|
Тема 2.2.
Правила оказания помощи инфекционным больным
Тема2.3
Методы диагностики инфекционных болезней.
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Устройство и режим инфекционного стационара. Приемное отделение. Порядок приема и распределения больных по отделениям. Изоляция инфекционных больных, проведение текущей и заключительной дезинфекции, размещение больных (в изоляторе, боксе, специализированном отделении). Правила ухода за инфекционными больными. Соблюдение медицинским персоналом личной профилактики при уходе за инфекционными больными. Роль санитарного фельдшера в проведении противоэпидемических мероприятий в очаге инфекционного заболевания. Бокс типа Мельцера – устройство, назначение. Устройство КИЗа поликлиники, прививочного кабинета. Периоды острого инфекционного заболевания и их значение для диагностики, лечения и проведения противоэпидемических мероприятий в очаге. Признаки инфекционного заболевания. Температура, ее значение для больного и типы лихорадочных кривых. Типы инфекционной сыпи. Клинические формы инфекционных заболеваний. Осложнения, рецидивы болезни. Неотложные состояния при инфекционных заболеваниях (инфекционно-токсический шок, гиповолемический шок, острая дыхательная и сердечно-сосудистая недостаточность и др.) Исходы заболевания.
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи инфекционным больным в условиях поликлиники, инфекционного стационара».
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, составление глоссария по инфекционным болезням, схемы эпидемического процесса, разработка алгоритма действий «Мероприятия в очаге инфекции», изучение дополнительной литературы по теме.
| 4
| 2
|
Содержание учебного материала (дидактические единицы)
Основные методы диагностики инфекционных заболеваний: анамнез (в т.ч. эпиданамнез), клинический осмотр больного, лабораторная и инструментальная диагностика. Лечение инфекционных больных: режим, уход, питание, питьевой режим, медикаментозное лечение (этиотропное, патогенетическое, симптоматическое). Применение препаратов специфической иммунотерапии (иммунных сывороток, гамма-глобулинов и иммуноглобулинов, плазмы иммунизированных доноров). Правила хранения медикаментов.
| 2
| 1
|
Тема 2.4.
Основы профилактики инфекционных болезней.
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Назначение, виды, способы, средства дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Приготовление дезсредств, техника безопасности при работе с ними. Современные дезинфицирующие средства. Виды биологических препаратов (вакцины, сыворотки, иммуноглобулины, анатоксины, бактериофаги), их хранение, значение в профилактике и лечении инфекционных больных. Понятие о национальном календаре профилактических прививок, сроках вакцинации и ревакцинации. Инфекционная безопасность в ЛПУ и проблемы организации инфекционного контроля.
Группы риска ВБИ. Меры предосторожности при контакте с биологическими жидкостями пациента. Мытье рук (уровни мытья рук, современная техника мытья рук до и после процедуры). Защитная одежда, уборка помещений и др. Цель и методы инфекционного контроля.
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Проведение профилактики инфекционных заболеваний».
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекций, составление опросника для работы с пациентом, изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Диспансерное наблюдение за инфекционными больными». средства», «Специфическая профилактика инфекционных болезней».
| 4
| 2
|
Раздел 3. Специальная часть
|
|
|
|
Тема3.1. Кишечные инфекции.
Дизентерия.
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Дизентерия. Этиология, эпидемиология, патогенез, различные клинические формы, осложнения. Лабораторная диагностика. Эндоскопические методы исследования толстого кишечника. Лечение и уход за больными. Правила выписки реконвалесцентов из стационара, диспансерное наблюдение в КИЗе поликлиники. Профилактика. Инфекционная безопасность на этапах обслуживания больных.
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным дизентерией».
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме.
| 3
| 2
|
Тема 3.2.
Сальмонеллез .
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Сальмонеллезы – характеристика заболевания. Этиология. Источники инфекции, механизм заражения. Механизм развития диареи и шоковых состояний. Клинические признаки в зависимости от формы заболевания (локализованные, генерализованные). Диагностика. Значение клинических и эпидемиологических данных для постановки диагноза. Лабораторная диагностика. Принципы этиотропной, патогенетической, симптоматической терапии. Неотложные мероприятия при шоковых состояниях. Профилактика.
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным сальмонеллезом».
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Сальмонеллез».
| 3
| 2
|
Тема 3.3.
Пищевые токсикоинфекции (ПТИ). Тема 3.4
Ротавирусный гастроэнтерит.
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Пищевые токсикоифекции – общая характеристика группы заболеваний. Возбудители. Роль различных продуктов питания в возникновении пищевых токсикоинфекций. Особенности эпидемиологии стафилококковых токсикоинфекций. Клиника. Диагностика. Значение пищевого, эпидемиологического анамнезов лабораторных данных для постановки диагноза. Лечение. Профилактика.
Ротовирусный гастроэнтерит. Этиология. Эпидемиология. Клиническая картина. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Профилактика. Мероприятия в эпидемическом очаге.
.
| 2
2
| 1
1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным пищевыми токсикоинфекциями (ПТИ), ротавирусным гастроэнтеритом».
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, «Дифференциальная диагностика кишечных инфекций», изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Вирусные диареи».
| 4
| 2
|
Тема 3.5.
Ботулизм
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Ботулизм. Характеристика заболевания. Основы этиологии, патогенеза. Ранние клинические признаки. Особенности клинического течения. Лабораторная диагностика. Лечение. Профилактика. Мероприятия в эпидемическом очаге заболеваний
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным ботулизмом»
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, подготовка реферата по теме «Ботулизм».
| 3
| 2
|
Тема 3.6
Вирусные гепатиты.
| Краткие исторические данные. Вклад С.П.Боткина в изучение инфекционного гепатита. Основы этиологии, патогенеза вирусных гепатитов. Современные представления о вирусных гепатитах. Энтеральные и парантеральные вирусные гепатиты. Инкубационный период. Клиника различных периодов болезни. Течение желтушных, безжелтушных, стертых форм болезни. Осложнения. Исходы. Правила выписки из стационара. Диспансерное наблюдение.
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным вирусными гепатитами».
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, составление таблицы «Дифференциальная диагностика вирусных гепатитов», изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Вирусный гепатит С».
| 3
| 2
|
Тема3.7
Брюшной тиф
| Содержание учебного материала (дидактические единицы
Этиология брюшного тифа. Эпидемиология. Основные знания патогенеза. Цикличность патологических изменений в тонком кишечнике. Клиника. Особенности клиники современного брюшного тифа. Осложнения (специфические и неспецифические). Диагностика. Методы лабораторной диагностики. Лечение и уход. Значение режима, ухода за больными, диетотерапии. Специфическое, патогенетическое и симптоматическое лечение. Лечение осложнений. Текущая дезинфекция у постели больного. Правила выписки больных из стационара. Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами. Профилактика. Мероприятия в эпидемическом очаге..
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным брюшным тифом»
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Современный брюшной тиф».
| 3
| 2
|
Тема3.8
Паратифы
| Содержание учебного материала (дидактические единицы
Этиология паратифов. Эпидемиология. Основные знания патогенеза. Цикличность патологических изменений в тонком кишечнике. Клиника. Особенности клиники современного паратифа. Осложнения (специфические и неспецифические). Диагностика. Методы лабораторной диагностики. Лечение и уход. Значение режима, ухода за больными, диетотерапии. Специфическое, патогенетическое и симптоматическое лечение. Лечение осложнений. Текущая дезинфекция у постели больного. Правила выписки больных из стационара. Диспансерное наблюдение.
| 2
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме.
| 1
| 2
|
Тема 3.9
Холера
| Содержание учебного материала (дидактические единицы
Холера. Краткие исторические данные. Этиология. Эпидемиология, патогенез. Степени тяжести по В.И. Покровскому. Клиническое течение различных форм болезни. Лабораторная диагностика. Лечение и уход за больными. Соблюдение мер инфекционной безопасности при работе с больными. Проведение текущей дезинфекции. Правила выписки больных из стационара. Профилактика.
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным холерой»
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме, реферат на тему: «История эпидемий холеры».
| 3
| 2
|
Тема3.10
Псевдотуберкулез
| Содержание учебного материала (дидактические единицы
Псевдотуберкулез. . Этиология. Эпидемиология, патогенез. Клиническое течение болезни. Лабораторная диагностика. Лечение и уход за больными. . Проведение текущей дезинфекции. Правила выписки больных из стационара. Профилактика
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы.
| 1
| 2
|
Тема 3.11. Инфекции дыхательных путей.
Грипп.
Тема 3.12
Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ).
Тема 3.13
Инфекционный мононуклеоз
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Грипп. Этиология. Изменчивость вируса. Эпидемиология. Причины возникновения эпидемий, пандемий. Клиника. Формы болезни. Токсические формы. Осложнения. Диагностика. Лабораторная диагностика. Лечение гриппа. Неотложная помощь при гипертоксических формах гриппа. Профилактические мероприятия (специфические и неспецифические). Мероприятия в эпидемическом очаге.
| 2
| 1
|
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Парагрипп, аденовирусная инфекция, риновирусная инфекция и др. Этиология. Эпидемиология. Клиническая картина. Осложнения. Диагностика. Лабораторная диагностика. Лечение. Профилактические мероприятия. Мероприятия в эпидемическом очаге.
Основные вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза инфекционного мононуклеоза. Клиника. Методы диагностики. Лечение, профилактика.
| 2
| 1
|
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Инфекционный мононуклеоз. Этиология. Эпидемиология. Клиника. Формы болезни. Токсические формы. Осложнения. Диагностика. Лабораторная диагностика. Лечение . Профилактические мероприятия (специфические и неспецифические). Мероприятия в эпидемическом очаге.
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным гриппом, острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ, инфекционным мононуклеозом».
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, составление таблицы «Дифференциальная диагностика ОРВИ», изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Причины возникновения эпидемий, пандемий гриппа».
| 5
| 2
|
Тема 3.14.
Менингококковая инфекция
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Менингококковая инфекция. Современное состояние проблемы. Основные данные об этиологии, эпидемиологии, патогенезе. Клиническая классификация. Клиника менингококкового назофарингита, менингококкового менингита, менингококкокцемии. Дифференциальная диагностика с менингитами другой этиологии. Лабораторная диагностика. Принципы лечения, неотложная помощь. Профилактические мероприятия, мероприятия в эпидемическом очаге.
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным с менингококковой инфекцией)».
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме
| 3
|
2
|
Тема 3.15.
Дифтерия
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Определение дифтерии. Этиология. Источники инфекции. Механизм заражения. Патогенез. Формы дифтерии, их течение и исходы. Классификация дифтерии ротоглотки. Осложнения дифтерии. Особенности современного течения дифтерии. Лабораторная диагностика. Принципы лечения, серотерапии. Правила и сроки выписки из стационара. Профилактика. Мероприятия в эпидемическом очаге.
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным с дифтерией».
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, составление таблицы «Дифференциальная диагностика инфекционных болезней с экзантемами», изучение дополнительной литературы по теме.
| 3
| 2
|
Тема3.16
Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Определение геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Этиология. Источники инфекции. Механизм заражения. Патогенез. Формы лихорадки, ее течение и исходы. . Осложнения. Особенности современного течения. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Правила и сроки выписки из стационара. Профилактика. Мероприятия в эпидемическом очаге
| 2
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме
| 1
| 2
|
Тема 3.17. Трансмиссивные (кровяные) инфекции.
Весенне-летний клещевой энцефалит.
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Весеннее-летний клещевой энцефалит. Этиология. Эпидемиология. Механизм заражения. Патогенез. Клинические формы заболевания и их течение. Принципы лечения и ухода за больными. Профилактика.
Противоэпидемические мероприятия в очаге заболевания.
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным трансмиссивными (кровяными) инфекциями весенне- летний клещевой энцефалит)».
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Клещевой энцефалит».
| 3
| 2
|
Тема3.18
Лайм- бореллиоз
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Болезнь Лайма (Лайм-бореллиоз). Этиология, эпидемиология, патогенез, клиническая симптоматика в различные периоды болезни. Осложнения. Принципы лечения. Профилактика
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным трансмиссивными (кровяными) инфекциями - болезнь Лайма,».
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Лайм-бореллиоз»
| 3
| 2
|
Тема3.19
Ку-лихорадка
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Ку-лихорадка. Этиология. Эпидемиология. Механизм заражения. Патогенез. Клинические формы заболевания и их течение. Принципы лечения и ухода за больными. Профилактика.
Противоэпидемические мероприятия в очаге заболевания.
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным с Ку-лихорадкой».
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме.
| 3
| 2
|
Тема3.20
Сыпной тиф. Понятие о болезни Бриля
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Сыпной тиф. Краткий исторический очерк, этиология, эпидемиология, патогенез, клиническая симптоматика в различные периоды болезни. Осложнения. Принципы лечения. Профилактика, борьба с педикулезом. Понятие о болезни Брилля.
Краткая характеристика возвратных тифов
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным с сыпным тифом ».
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме.
| 3
| 2
|
Тема3.21. Малярия
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Этиология, эпидемиология, патогенез, клиническая симптоматика в различные периоды болезни. Осложнения. Принципы лечения. Профилактика.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме.
| 1
| 2
|
Тема3.22
Чума Ф100
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Этиология, эпидемиология, патогенез, клиническая симптоматика в различные периоды болезни. Осложнения. Принципы лечения. Профилактика.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме.
| 1
| 2
|
Тема 3.23. Инфекции наружных покровов.
Бешенство.
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Бешенство. Характеристика заболевания. Основы этиологии, эпидемиологии, патогенеза. Клиника. Принципы лечения. Профилактика.
| 2
| 3
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным с бешенством».
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме.
| 3
| 2
|
Тема 3.24
Сибирская язва
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Сибирская язва. Характеристика заболевания. Основы этиологии, эпидемиологии, патогенеза. Клиника. Принципы лечения. Профилактика
| 2
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме.
| 1
| 2
|
Тема 3.25
Туляремия
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Туляремия. Характеристика заболевания. Основы этиологии, эпидемиологии, патогенеза. Клиника. Принципы лечения. Профилактика
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме.
| 1
| 2
|
Тема 3.26.
Столбняк
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Столбняк. Характеристика заболевания. Основы этиологии, эпидемиологии, патогенеза. Клиника. Принципы лечения. Профилактика
| 2
| 1
|
Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным столбняком».
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме.
| 3
| 2
|
Тема 3.27
Рожа
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Рожа. Характеристика заболевания. Основы этиологии, эпидемиологии, патогенеза. Клиника. Принципы лечения. Профилактика
| 2
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме.
| 1
| 2
|
Тема 3.28.
Инфекция вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция).
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Определение заболевания. Исторические данные. Статистические данные по распространенности инфекции среди населения. Этиология, эпидемиология, патогенез. Классификация по В.П. Покровскому. Клиническая картина. Клиника различных стадий болезни и исход ВИЧ-инфекции. Состояния, подозрительные на ВИЧ-инфекцию. Диагностика. Принципы лечения, ухода. Мероприятия в эпидемическом очаге. Профилактика.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Современны аспекты лечения и профилактики ВИЧ - инфекции».
| 1
| 2
|
Тема 3.29
Совместные действия
ветеринарной и
эпидемиологической
службы в борьбе с
инфекционными заболеваниями
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Инфекции, которые подлежат ветеринарному надзору у животных. Комплекс совместных с эпидемиологической службой мероприятий.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы.
| 1
| 2
|
Тема 3.30
Календарь прививок.
Итоговое занятие по пройденному материалу.
| Проводится тестирование студентов с помощью контролирующей компьютерной программы.
| 2
| 2
|
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, дополнительной литературой.
| 1
|
|
Всего
|
| 213
|
|