Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« Нижегородская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской федерации
Утверждаю
Проректор по учебной работе
профессор С.Н. Цыбусов
____________________________
« ____» __________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина: Офтальмология
Специальность: 060105 Медико-профилактическое дело
Квалификация выпускника: специалист
Факультет: медико-профилактический
Курс: Пятый
Форма обучения: Очная
2013
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
1.ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)
Медико-профилактическое дело __________________________
утвержденный Министерством образования и науки РФ «__12___» _августа ___2010 г.
2. Учебный план по специальности Медико-профилактическое дело__________
утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО Ниж ГМА « 30 »_____мая_______2011г.
Разработчики:
Заведующий кафедрой болезней глазных болезней НижГМА, д.м.н.
Сметанкин Игорь Глебович
Доцент кафедры глазных болезней НижГМА, к.м.н.
Полтанова Татьяна Ивановна Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры глазных болезней от «_18_» ___марта___2013г. Протокол № ___11 А__
Заведующий кафедрой глазных
болезней НижГМА, д.м.н. ____________________________ /Сметанкин И.Г./
СОГЛАСОВАНО
Председатель цикловой методической комиссии,
профессор, д.м.н.________________________________/ Абелевич А.И./
«___ » ______________20__г. СОГЛАСОВАНО
Начальник УМУ,
профессор, д.м.н.______________________________/Потемина Т.Е/
«____» ______________20__ г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Медико-профилактическое дело» (060105), с учетом рекомендаций основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки «Медико-профилактическое дело» и примерной (типовой) учебной программы дисциплины.
Используемые сокращения.
ВПО – высшее профессиональное образование
ООП – основная образовательная программа
ОК – общекультурные компетенции
ПК – профессиональные компетенции
ПСК – профессионально-специализированные компетенции
ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Цель и задачи освоения дисциплины.
Целью освоения дисциплины является подготовка врача-специалиста, обладающего системой общекультурных: ОК-1, ОК-4 и профессиональных компетенций: ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-15, ПК-17, ПК-20, ПК-21, ПК-25, ПК-27, способного и готового к самостоятельной профессиональной деятельности.
Задачами освоения дисциплины являются:
Изучение и приобретение студентами знаний:
- основные показатели здоровья населения; критерии комплексной оценки состояния здоровья пациента;
- основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;
- основные принципы построения здорового образа жизни;
- методы установления причинно-следственных связей между состоянием среды обитания и здоровьем населения;
- эпидемиологию инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях
- принципы организации и содержание профилактических мероприятий по предупреждению или уменьшению степени неблагоприятного влияния на человека факторов среды обитания в условиях населенных мест;
- современные подходы к изучению и оценке состояния здоровья, заболеваемости, физического и психического развития детей и подростков
- принципы гигиенического нормирования вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса; меры профилактики их вредного воздействия.
Формирование у студентов умений:
- производить основные физические измерения, работать на медицинской аппаратуре;
- давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;
- анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической и электронной микроскопии;
- оценивать уровни организации иммунной системы человека, отличить по маркерам основные клеточные элементы иммунной системы;
- оценивать параметры деятельности систем организма;
- проводить забор биологического материала от пациента для исследований;
- определить показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды и промышленного производства на человека или среду;
- выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них;
- анализировать вопросы общей патологии и оценивать современные теоретические концепции и направления в медицине;
- анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств;
- оценивать возможность использования лекарственных средств для терапии;
Формирование у студента навыков:
- методикой сбора социально-гигиенической информации; информации о состоянии здоровья населения;
- методикой проведения ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости населения и эпидемиологического обследования очагов инфекционных заболеваний;
- алгоритмом эпидемиологического надзора за отдельными группами и нозологическими формами инфекционных болезней;
- методами оценки качества состояния искусственной среды обитания человека;
- методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению;
- методами предупреждения воздействия вредных факторов производственной среды на организм человека;
- методикой изучения состояния здоровья работающих. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО академии.
2..1. Дисциплина «Офтальмология» относится к профессиональному циклу базовой части дисциплин и является обязательной для изучения на медико-профилактическом факультете.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения, навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
1). Нормальная анатомия человека – анатомия головы и шеи:
Знания – анатомо-физиологические особенности, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма человека
Умения – интерпретировать знания по анатомии.
Навыки – владеть медико-анатомическим понятийным аппаратом 2). Патологическая анатомия
Знания – о строении и развитии клеток и тканей человеческого организма.
Умения – анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека
Навыки – макро- и микроскопического определения разницы в строении нормальных и абнормальных клеток и тканей организма человека.
3) Физика.
Знать - основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека, характеристики воздействия физических факторов на организм,
Основные законы физики, физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека.
Уметь – пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием, работать с увеличительной техникой, проводить статистическую обработку экспериментальных данных.
Навыки – работы с увеличительной техникой. 4) Микробиология, вирусология
Знать – классификацию, морфологию, физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики.
Уметь- интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики.
Владеть – методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки.
Навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного обследования пациентов. 5). Нормальная физиология.
Знания – функциональные системы организма человека, их регуляции и саморегуляции при воздействии с внешней средой в норме и патологических процессах.
Уметь – интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов.
Навыки – постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов. 6). Патологическая физиология
Знать – понятие этиологии, патогенеза, морфогенеза и патоморфоза болезни, принципы классификации; основные понятия общей нозологии. Функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах;
Умения – обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний.
Навыки – сопоставления морфологических и клинических проявлений болезни 7). Фармакология.
Знать – классификации и основную характеристику лекарственных средств, их фармакодинамику, фармакокинетику, побочные эффекты, показаний и противопоказаний к применению; побочные эффекты;
Общие принципы оформления рецептов, составления рецептурных прописей лекарственных средств;
Уметь – анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность использовать их для терапевтического лечения
- выписывать рецепты лекарственных средств
- применять основные антибактериальные, противовирусные, биологические препараты
- Навыки – назначения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических процессов.
Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами:
1). Пропедевтика внутренних болезней
Знания –план обследования больного; основные симптомы наиболее часто встречающихся заболеваний
- этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний;
- современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных, их диагностические возможности
- основы организации первичной медико-социальной помощи, организационные модели принципы диспансеризации населения, реабилитации больных и переболевших;
критерии диагноза различных заболеваний; диагностические возможности методов непосредственного исследования терапевтического больного
- основные принципы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
- критерии диагноза различных заболеваний; диагностические возможности методов непосредственного исследования терапевтического больного
- основные принципы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
- особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма
- принципы организации и методы проведения неотложных врачебных мероприятий у пациентов с гнойно-воспалительными заболеваниями и повреждениями челюстно-лицевой области;
Умения –
- провести обследование больного; оценить полученные данные; сформулировать синдромальный диагноз и наметить план дополнительных методов исследования;
заполнить историю болезни; оценить результаты обследований пациента;
- осуществлять уход за больными с заболеваниями различны органов и систем и осуществлять профилактические мероприятия;
- оказать первую помощь в экстренных случаях до приезда бригады скорой медицинской помощи; - реализовывать госпитализацию в экстренном порядке;
- организовывать и проводить медицинские осмотры и профилактические мероприятия;
- проанализировать социальные и экологические факторы, влияющие на здоровье детей;
- создать условия для гармоничного развития детей, организации здорового образа жизни;
- правильно интерпретировать данные специальных офтальмологических методов диагностики; - оказывать первую врачебную помощь при острой офтальмопатологии, проводить профилактику глазной патологии, профессиональный отбор, трудовую экспертизу;
Владеть навыками:
- методами общеклинического обследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, определение свойств артериального пульса, измерение артериального давления);
- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;
- алгоритмом развернутого клинического диагноза; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением к соответствующему врачу-специалисту;
- алгоритмом выполнения основных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;
- методикой обследования челюстно-лицевой области
оказанием первой врачебной помощи пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях; 2) . Коммунальная гигиена
- основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;
- современные подходы к изучению и оценке состояния здоровья, заболеваемости, физического и психического развития детей и подростков
- принципы гигиенического нормирования вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса; меры профилактики их вредного воздействия.
Умения –
- оценивать параметры деятельности систем организма;
- проводить забор биологического материала от пациента для исследований;
- определить показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды и промышленного производства на человека или среду;
- выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них;
Владеть –
- методами оценки качества состояния искусственной среды обитания человека;
- методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению;
- методами предупреждении воздействия вредных факторов производственной среды на организм человека;
- методикой изучения состояния здоровья работающих.
Требования к результатам освоения дисциплины.
3.1 Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№
|
Код
компе
тенции
|
Содержание компетенции
(или ее части)
| В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
| Знать
| Уметь
| Владеть
| Оценочные средства
| 1.
| ОК 1
| Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| Знать методы и
приёмы
научного
анализа
социально значимых проблем и процессов
| Уметь грамотно
анализировать и
оценить сущность проблем
изучаемой клинической
дисциплины и наметить
пути её
освоения
| Владеть
навыками изложения
своей
точки зрения
по поводу
изучаемой
проблемы
| Опрос
ТК –тестовый
Контроль
Ситуационные задачи
| 2
| ОК-4
| Способность и готовность к деятельности в различных сферах общественной жизни с
учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики,
законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией
| Знать
морально-этич.
нормы и
принципы профес-сионального
поведения врача и его права
| Уметь выстраивать рабочие
отношения с коллегами
и пациентами
| Владеть
искусств.
публичной речи,
принципами
врачебной
деонтологии и медицин-
ской этики
| Опрос
ТК –тестовый
контроль
Ситуационные задачи
| 3
| ПК-6
| Способностью и готовностью к изучению и оценке факторов среды обитания человека и
реакции организма на их воздействия, к интерпретации результатов гигиенических исследований,
пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и
санитарную практику, к оценке реакции организма на воздействие факторов среды обитания
человека.
| Знать основные факторы внешней среды и их воздействие на организм
| Интерпретировать результаты гигиенических исследований,
пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и
санитарную практику
| Владеть Оценкой реакции организма на воздействие факторов среды обитания
человека
| Опрос
ТК
Ситуационные задачи
| 4
| ПК- 7
| Способностью и готовностью к использованию современных методов оценки и коррекции
естественных природных, социальных и других условий жизни, к осуществлению
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению
инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также к осуществлению
противоэпидемической защиты населения
| Знать методы
оценки и коррекции
естественных природных, социальных и других условий жизни
| Уметь
осуществлению
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению
инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний
| Владеть
навыками противоэпидемической защиты населения
|
Опрос
ТК
Ситуационные задачи
| 5.
| ПК-9
| Способностью и готовностью к прогнозированию опасности для здоровья, причиной которых
могут стать используемые трудовые и производственные процессы, технологическое
оборудование, и определению рекомендаций по их планированию и проектированию,
распознаванию и интерпретации появления в производственной среде химических, физических и
биологических и иных факторов среды обитания человека, которые могут повлиять на здоровье и
самочувствие работников
| Знать основные трудовые и производственные процессы, технологическое
оборудование которые могут быть причиной опасности для здоровья
| Уметь распознавать и интерпретировать появления в производственной среде химических, физических и
биологических и иных факторов среды обитания человека, которые могут повлиять на здоровье и
самочувствие работников,
| Владеть методами планирования проектирования и распознавания факторов которые могут повлиять на здоровье и
самочувствие работников ;
| Опрос
ТК
Ситуационные задачи
| 6
| ПК 10
| Способностью и готовностью к разработке, организации и выполнению комплекса
лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и
снижения заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов
| Знать способы профилактики возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний различных контингентов населения и отдельных пациентов
| Уметь
осуществлять комплекс
лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и
снижения заболеваемости
| Владеть навыками применения общеоздоровительные мероприятия по сниженияю заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов
| Опрос
ТК
Ситуационные задачи
| 7.
| ПК-15
| Способностью и готовностью к выявлению причинно-следственных связей в системе
"факторы среды обитания человека - здоровье населения"
| Знать: причинно-следственные связей в системе
"факторы среды обитания человека - здоровье населения"
| Уметь выявлять причинно-следственные связи в системе
"факторы среды обитания человека - здоровье населения"
| Владеть навыками выявления причинно-следственныхсвяей в системе
"факторы среды обитания человека - здоровье населения"
| Опрос
ТК
Ситуационные задачи
| 8.
| ПК-17
| способностью и готовностью к определению степени воздействия на организм работника
вредных факторов, расследованию причин профессиональных заболеваний и отравлений
| Знать
основные вредные факторы, способные повлиять на организм работника
| Уметь определять
степень воздействия на организм работника
вредных факторов
| Владеть
навыками расследования причин профессиональных заболеваний и отравлений
| Опрос
ТК
Ситуационные задачи
| 9.
| ПК-20
| Способностью и готовностью к постановке предварительного клинического диагноза
| Знать основные симптомы наиболее часто встречающихся заболеваний
| Уметь осуществлять алгоритм постановки предварительного клинического диагноза
| Владеть навыками общеклинического обследования алгоритмом выбора алгоритмом постановки предварительного клинического диагноза
| Опрос
ТК
Ситуационные задачи
| 10.
| ПК- 21
| Способностью и готовностью к оказанию первой врачебной помощи при неотложных
состояниях на догоспитальном этапе, а также в экстремальных условиях эпидемий, в очагах
массового поражения
| Знать методы оказания первой врачебной помощи при неотложных
состояниях на догоспитальном этапе
| Уметь оказать первую помощь в экстренных случаях до приезда бригады скорой медицинской помощи; - реализовывать госпитализацию в экстренном порядке;
| Владеть методикой обследования челюстно-лицевой области
оказанием первой врачебной помощи пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;
| Опрос
ТК
Ситуационные задачи
| 11.
| ПК-25
| Способностью и готовностью к реализации этических и деонтологических аспектов врачебной
деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их
родственниками
| Знать
этические и деонтологические аспекты врачебной
деятельности
| Уметь реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной
деятельности
| Владеть искусством
публичной речи,
принципами
врачебной
деонтологии и медицин-
ской этики
| Опрос
ТК
Ситуационные задачи
| 12.
| ПК -27
| Способностью и готовностью к обучению населения правилам медицинского поведения, к проведению гигиенических процедур, формированию навыков здорового образа жизни
| Знать основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм
| Уметь
выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них
| Владеть.
методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению
| Опрос
ТК
Ситуационные задачи
|
Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:
п/№
| Код компетенции
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела в дидактических единицах
| 1
| ОК-1, ПК- 6, ПК-27
| Клиническая анатомия, физиология, методы обследования органа зрения и его придаточного аппарата
| Орган зрения в анатомо-физиологическом отношении
- анатомия костной орбиты
- анатомия вспомогательного аппарата глаза
- фиброзная капсула глаза и ее назначение
- анатомия и гистология сосудистой оболочки глаза
- анатомия и гистология сетчатой оболочки
- анатомия стекловидного тела
- анатомия хрусталика –
- анатомия зрительного нерва и зрительного пути
Зрительный анализатор – основной орган познания внешнего мира, анатомо-физиологические особенности зрительного пути
- понятие о центральном зрении (острота зрения, угол зрения)
- периферическое зрение
| 2
| ОК-1, ОК-4, ПК -6, ПК-7
ПК -15, ПК- 17, ПК- 20
ПК-21,
| Заболевания орбиты, век, конъюнктивы,
слезных органов
| - общая семиотика и классификация
- воспалительные заболевания век: блефариты, ячмень, халязион (этиопатогенез, клиника, диагностика, методы лечения)
- воспалительные заболевания конъюнктивы (этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, лечение)
| 3
| ОК-1, ОК-4, ПК -6, ПК -9, ПК-15, ПК -17, ПК-20, ПК- 27
| Заболевания роговицы
Патология сосудистого тракта.
| Кератиты: актуальность проблемы
- этиопатогенез
- классификация
-клиника бактериальных и герпетических кератитов
- диагностика лечение профилактика
- воспалительные заболевания сосудистой оболочки глаза (этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, лечение)
| 4
| ОК-1, ОК- 4, ПК -6, ПК-10,
ПК -15, ПК-17
ПК- 20, ПК- 25, ПК -27
| Патология хрусталика.
| Катаракта: актуальность проблемы
- этиопатогенез, классификация
- клинические проявления врожденной и сенильной каратакт
- диагностика, консервативные методы лечения
Осложненные катаракты.
Хирургические методы лечения, показания к операции.
Афакия, методы коррекции.
|
5
| ОК-1, ОК- 4, ПК -6, ПК -10,
ПК-15, ПК-17, ПК -20, ПК-21
ПК- 25, ПК- 27,
| Глаукома.
| Гидродинамика глаза.
Глаукомы: классификация, этиопатогенез различных форм глаукомы
- патогенез глаукомной оптиконейропатии
- клиника открытоугольной и закрытоугольной форм глаукомы
- методы ранней диагностики минут
-консервативное лечение, методы хирургического лечения открыто- и закрытоугольных форм глаукомы.
- вторичная глаукома, методы лечения
| 6
| ОК-1, ОК- 4, ПК -6, ПК -10,
ПК-15, ПК-17, ПК -20, ПК-21
ПК- 25, ПК- 27
| Травмы органа зрения.
| - Современная классификация травм органа зрения
- механическая открытая травма органа зрения (ранения орбиты, вспомогательного аппарата глаза, глазного яблока): абсолютные и относительные признаки, клиника, диагностика, осложнения.
- внутриглазные инородные тела (классификация, металлоз)
- понятие о симпатическом воспалении (этиопатогенез, клиника, лечение, профилактика).
- химические ожоги органа зрения (кислотные, щелочные).
- термические ожоги органа зрения
- неотложные мероприятия при различных видах ожоговой травмы.
|
5. Распределение трудоемкости дисциплины.
5.1 Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам.
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| Трудоемкость по семестрам (АЧ)
| объем в зачетных единицах (ЗЕ)
| объем в академических часах (АЧ)
| IХ семестр
| 4
| 5
| Аудиторная работа, в том числе
|
| 54
| 54
|
|
| Лекции (Л)
| 1
| 16
| 16
|
|
| Лабораторные практикумы (ЛП)
|
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Клинические практические занятия (КПЗ)
| 1
| 38
| 38
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студента (СРС)
| 1
| 27
| 27
|
|
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
| зачет/экзамен (указать вид)
|
| зачет
|
|
|
| ИТОГО
|
| 81
| 81
|
|
| |