Рабочая программа учебной дисциплины





Скачать 190.91 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
Дата публикации05.07.2015
Размер190.91 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»





УТВЕРЖДАЮ

Директор ИПР

_____________ Дмитриев А.Ю.

«___»________________2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОЭкология

основная образовательная программа подготовки аспиранта

по направлению 05.06.01 – Науки о Земле

Уровень высшего образования

подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

ТОМСК 2014

ПРЕДИСЛОВИЕ

  1. Рабочая программа составлена на основании федеральных государственных образовательных стандартов основной образовательной программы высшего образования подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 05.06.01 Науки о Земле.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры геоэкологии и геохимии ИПР протокол № 11 от 07 мая 2014 г.
Научный руководитель программы

аспирантской подготовки Е.Г. Язиков


  1. Программа СОГЛАСОВАНА с институтами, выпускающими кафедрами специальности; СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану.



Зав. обеспечивающей кафедры ГЭГХ Е.Г. Язиков

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Рассматриваемая дисциплина является основной в подготовке аспирантов, обучающихся по профилю 25.00.36 Геоэкология.

Целями изучения дисциплины является:

• дать аспирантам общие представления о структуре, составе, взаимосвязи, динамике и эволюции основных геосферных оболочек планеты, их экологических функциях и изменениях, происходящих под воздействием человека.

• познакомить с основными проблемными качественными и количественными изменениями геосферных оболочек в результате деятельности человека как геологической силы.

• подготовка аспиранта к проектно-производственной и организационно-управленческой деятельности, междисциплинарным научным исследованиям для решения комплексных профессиональных задач в области геоэкологии.


  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

2.1. Учебная дисциплина «Геоэкология» входит в вариативную часть междисциплинарный профессиональный модуль ООП.

2.2. Данная программа строится на преемственности программ в системе высшего образования и предназначена для аспирантов ТПУ, прошедших обучение по программе подготовки магистров, прослушавших соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. Она основывается на положениях, отраженных учебных программах указанных уровней. Для освоения дисциплины «Геоэкология» требуются знания и умения, приобретенные обучающимися в результате освоения ряда предшествующих дисциплин (разделов дисциплин), таких как:

  • Геохимия природных сред

  • Современные проблемы экологии и природопользования

  • Геохимия живого вещества

  • Теория и методы современного мониторинга состояния окружающей среды

  • Устойчивое развитие

  • Геоэкология

  • Радиоэкология.

2.3. Дисциплина «Геоэкология» необходима при подготовке выпускной квалификационной работы аспиранта и подготовке к сдаче кандидатского экзамена.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины «Геоэкология» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ООП по направлению подготовки Геоэкология:

  1. Универсальных компетенций:

  • способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

  • способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

  • готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);

  • готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);

  • способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).

  1. Общепрофессиональных компетенций:

  • способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);

  • готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).

  1. Профессиональных компетенций:

  • планирует, организует работу по проектам в области геоэкологии, а также по модернизации современных и создании новых методов оценки экологического состояния урбанизированных территорий (ПК-1);

  • способен проводить теоретические и экспериментальные исследования в области геоэкологии (ПК-2).

  • способен к разработке моделей накопления химических элементов в природных и антропогенных условиях и прогнозирования состояния здоровья населения в изучаемых районах (ПК-3).

По окончании изучения дисциплины аспиранты должны будут:

Знать

• предмет геоэкологии и межпредметные связи;

• современное научное представление о составе, структуре и свойствах геосферных оболочек;

• основные экологические функции геосферных оболочек;

• характер изменения состава, свойств и экологических функций геосферных оболочек под влиянием техногенеза;

• иметь представления об основных глобальных и региональных проблемах экологии.

Уметь

• правильно применять основные термины и понятия геоэкологии;

• анализировать результаты воздействия техногенеза на окружающую среду;

• применять комплекс аналитических методов для решения экологических задач;

• оценивать основные факторы воздействия природного и техногенного характера на геосферные оболочки;

Владеть

• методами оценки изменения состояния геосферных оболочек;

• методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях по проблемам геоэкологии.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Разделы дисциплины и виды занятий

Приводимая ниже таблица показывает вариант распределения бюджета учебного времени, отводимого на освоение основных модулей предлагаемого курса согласно учебному плану в 3 и 4 семестрах.


Наименование разделов и тем

Трудоемкость (в ЗЕТ)

Всего учебных занятий

(в часах)

Всего учебных занятий

(в часах)

лекции

семинары

самостоятельная работа занятия

экзамен

1




2

3

4

5

6

Тема 1. Введение в геоэкологию. Основная терминология. Объект геоэкологических исследований Геоэкология как мультидисциплинарная наука




60




14

46




Тема 2. Геосферные оболочки земли. Сферические образования как модельные представления об окружающем мире.




64




14

50




Тема 3. Основные глобальные экологические проблемы современности.




70




14

56




Тема 4. Загрязнение окружающей среды как один из факторов окружающей среды, определяющих основные глобальные проблемы геоэкологии




70




20

50




Тема 5. Глобальные следствия. Извечный русский вопрос: что делать?




60




10

50




Всего по дисциплине

9

324




72

252





4.2. Содержание разделов и тем

Тема 1. Введение в геоэкологию. Основная терминология. Объект геоэкологических исследований Геоэкология как мультидисциплинарная наука на стыке геологии, экологии, географии, биологии, геохимии.. Взаимосвязь учебных дисциплин . Биогеоценоз. Общая научная картина Мира. Планета Земля и ее место в пространстве. Человек и его место в материальном мире. Экологические законы, реализуемые в природе и особенности их проявленности в геосферных оболочках. Закон взаимосвязи и взаимообусловленности. Законы Коммонера.

Тема 2. Геосферные оболочки земли. Сферические образования как модельные представления об окружающем мире. Классификации оболочек по физико-химическим особенностям. Общая структура. Зональность. Происхождение и возраст геосферных оболочек. Время кругооборота вещества в геосферных оболочках. Взаимосвязь и общая пространственно-временная изменчивость геосферных оболочек. Экологические функции геосфер.

Семинары:

Изучение особенностей строения, состава геосферных оболочек.

Исследование основных экологических функций геосферных оболочек.

Тема 3. Основные глобальные экологические проблемы современности. Изменение климата. Озоновые дыры. Биоразнообразие и исчезновение видов Обеспечение качественной питьевой водой. Обеспечение качественными продуктами питания. Исследование проблемы обращения с отходами. Рециклинг. Ресурсосбережение и энергоэффективность.

Семинары:

Исследование проблемы изменения климата.

Исследование проблемы озона.

Исследование проблемы биоразнообразия.

Исследование проблемы обеспечения качественной водой и продуктами питания.

Исследование проблемы обращения с отходами.

Тема 4. Загрязнение окружающей среды как один из факторов окружающей среды, определяющих основные глобальные проблемы геоэкологии. Естественная и антропогенная составляющие фактора загрязнения среды обитания человека. Геохимии техногенеза. Изменение геохимических процессов под воздействием человека. Геохимические показатели техногенеза по А.И.Перельману, Н.Ф. и М.А. Глазовским. Геохимический кларк ноосферы. Техногенные геохимические аномалии и состояние здоровья человека. Геохимические особенности техногенеза начала XXI века.

Семинары:

Изучение геохимических показателей техногенеза.

Исследование кларка ноосферы и методов его расчёта.

Исследование проблемы геопатогенных зон.

Исследование особенностей техногенеза XXI века.

Тема 5. Глобальные следствия. Извечный русский вопрос: что делать?

Семинары:

Разработка плана решения глобальных проблем с использованием опыта других государств.

Практические занятия посвящаются изучению наиболее сложных вопросов курса. Они проводятся в форме семинарских занятий, в ходе которых обсуждаются темы наиболее актуальные на данный момент.


  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Технология процесса обучения по дисциплине «Геоэкология» включает в себя следующие образовательные мероприятия:

а) аудиторные занятия (лекционно-семинарская форма обучения);

б) самостоятельная работа;

г) контрольные мероприятия в процессе обучения и по его окончанию;

д) зачет в 3 семестре; экзамен в 4 семестре.

При освоении дисциплины используются сочетания различных видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности аспирантов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.

Информационно-развивающие технологии, направленные на овладение большим запасом знаний, запоминание и свободное оперирование ими. Используется лекционно-семинарский метод, самостоятельное изучение литературы, применение новых информационных технологий для самостоятельного пополнения знаний, включая использование технических и электронных средств информации. Реализуется во время аудиторных занятий, которые проводятся в интерактивной форме с элементами проблемного обучения и дискуссиями, с использованием мультимедийной техники. Презентации позволяют качественно иллюстрировать практические занятия схемами, формулами, рисунками. Кроме того, презентации позволяют четко структурировать материал занятия. Электронная презентация позволяет отобразить процессы в динамике, что позволяет улучшить восприятие материала.

Деятельностные практико-ориентированные технологии, направленные на формирование системы профессиональных практических умений при проведении экспериментальных исследований в научно-исследовательских лабораториях, обеспечивающих возможность качественно выполнять профессиональную деятельность по выбранному профилю.

Развивающие проблемно-ориентированные технологии, направленные на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности, способности проблемно мыслить, видеть и формулировать проблемы. Реализуется в виде постановки проблемных задач отвечающих целям освоения дисциплины «Геоэкология» и формирует необходимые компетенции. Решаемые проблемные задачи стимулируют познавательную деятельность и научно-исследовательскую активность аспирантов.

Личностно-ориентированные технологии обучения, обеспечивающие учет различных способностей аспирантов, создание необходимых условий для развития их индивидуальных способностей, развитие активности личности в учебном процессе. Реализуются в результате общения преподавателя и аспиранта при выполнении заданий по дисциплине и на еженедельных консультациях.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа аспирантов состоит в проработке лекционного материала, подготовке к семинарским занятиям, подготовке докладов и рефератов, изучении правовых норм, дополнительной литературы. Она составляет 54 часа. Самостоятельная работа строится на основе использования методических материалов к семинарским занятиям, которые содержат вопросы и задания по каждой теме. Домашние задания формируются на основе учебников и учебных пособий, специальной научной литературы, доступа к Internet.

Кроме этого в течение семестра аспирантами выполняется реферат, который оценивается по следующим показателям:

- оформление презентации;

- ответы на вопросы;

- участие в семинаре и конференциях.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Экологические функции литосферы.

2.Экологические функции гидросферы.

3 Экологические функции биосферы.

4. Экологические функции атмосферы.

5. Экологические функции ближнего космоса.

6. Ноосфера. История вопроса и современное состояние.

7. Техносфера. История становления и состояние на сегодняшний день.

8. Техногенез. История вопроса и понимание проблемы на сегодняшний день.

9. Вулканизм, как природный фактор влияющий на изменение климата.

10. Процессы в ядре и мантии планеты и их роль на работу климатической машины Земли.

11. «Ядерная зима».

12. Озоновый слой планеты и чем грозит его изменение планете.

13. Биоразнообразие.Тенденции в изменении.

14. Проблема генномодифицированных продуктов.

15. Пределы роста для Человечества. Есть ли они и чем лимтируютя?

16. Что делать и как решать экологические проблемы?

Для достижения целей при совместной и индивидуальной познавательной деятельности аспирантов в части овладения теоретическими знаниями и практическими умениями используется полный набор методического материала: лекции; методические рекомендации по проведению семинарских занятий; индивидуальные задания по отдельным разделам курса; доклады по актуальным проблемам геоэкологии; тесты и контрольные задания для проверки знаний аспирантов.

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Цель контроля - получение информации о результатах обучения и степени их соответствия результатам обучения.

6.1. Текущий контроль

Текущий контроль успеваемости, т.е. проверка усвоения учебного материала, регулярно осуществляемая на протяжении семестра. Текущий контроль знаний учащихся организован как устный опрос.

Текущая самостоятельная работа включает работу с лекционным материалом с использованием сетевого образовательного ресурса (Web CT), изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме в курсовом проекте, подготовку к контрольным работам, подготовку к экзамену.

6.2. Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение дисциплины «Геоэкология». Форма аттестации – кандидатский экзамен в письменной или устной форме. Кандидатский экзамен проводится в 4 семестре в соответствии с программой кандидатского минимума.

Экзаменационный билет состоит из трех теоретических вопросов, тематика которых представлена в программе кандидатского экзамена.

На кандидатском экзамене аспирант должен продемонстрировать высокий научный уровень и научные знания по дисциплине «Геоэкология».
6.3. Список вопросов для проведения текущего контроля и устного опроса обучающихся:

  1. Геоэкология – как междисциплинарное научное направление.

  2. Природные механизмы и процессы, управляющие системой Земля.

  3. Экологические функции гидросферы.

  4. Современные взгляды на взаимоотношения геосфер Земли и общества.

  5. Общее определение биосферы как особой оболочки земной коры.

  6. Загрязнения воздуха; источники, загрязнители, последствия.

  7. Геоэкологические аспекты разработки полезных ископаемых.

  8. Классификация видов мониторинга окружающей среды.

  9. Ноосфера - как этап развития биосферы.

  10. Виды наблюдательных пунктов при атмогеохимическом мониторинге.

  11. Биоиндикация как поиск информативных компонентов экосистем.

  12. Организация сети пунктов наблюдений за поверхностными водными объектами.

  13. Охрана ландшафта в горном и перерабатывающем производстве.

  14. Почва - как биокосная система.

  15. Экологические функции почв.

  16. Основные типы техногенных воздействий на литосферу.

  17. Геоэкологические аспекты энергетики.

  18. Литогеохимический мониторинг, его цели и задачи.

  19. Роль существования биологических видов и человека.

  20. Типы промышленности в связи с использованием энергии, сырья и материалов и загрязнением природной среды.




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Барановская Н.В., Усманова Т. В., Матвеенко И.А. Современные проблемы экологии и природопользования: учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2013.

  2. Григорьева И.Ю. Геоэкология: учебное пособие. – Москва: Инфра-М, 2013. – 269 с.

  3. Комарова Н.Г. Основы экологии и геоэкологии: учебник. – Москва: Академия, 2012. – 272 с.

  4. Короновский Н.В., Брянцева Г.В., Ясаманов Н.А. Геоэкология. — Москва: Академия, 2013.

  5. Рихванов Л.П. Радиоактивные элементы в окружающей среде и проблемы радиоэкологии: учебное пособие. — Томск: STT, 2009.

  6. Ясовеев М.Г., Стреха Н.Л., Шевцова Н.С. Методика геоэкологических исследований : учебное пособие / под ред. М.Г. Ясовеева. — Москва; Минск: Инфра-М Новое знание, 2014. — 292 с.

Дополнительная литература

  1. Абалаков А.Д. Экологическая геология : Учебное пособие / А.Д. Абалаков. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2007. – 267 с.;

  2. Адам А.М., Лукашевич О.Д. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охране окружающей среды. – Томск, изд-во ТГАСУ, 2008;

  3. Арбузов С.И., Рихванов Л.П. Геохимия радиоактивных элементов : учебное пособие для вузов. — Томск: Изд-во ТПУ, 2011.

  4. Вернадский В.И. Биосфера. Избранные сочинения, т.5.- М.: Издательство АН СССР, 1960.

  5. Вернадский В.И. Живое вещество // Живое вещество и биосфера – М., “Наука”, 1994. – с. 19-314.

  6. Вернадский В.И. Очерки геохимии. Углерод и живое вещество в земной коре. Избранные сочинения, т.1.- М.: Издательство АН СССР, 1954.

  7. Вернадский В.И. Статьи по биогеохимии. Избранные сочинения. Т.5. - М.: издательство АН СССР, 1960.

  8. Глазовский Н.Ф. Строение и функционирование окружающей среды: Компоненты Земли // Энциклопедия систем жизнеобеспечения. Знания об устойчивом развитии Том 1. – М., Издат. дом “Магистр-Пресс”. 2005.

  9. Дмитренко В.П. Сотникова Е.В., Черняев А.В. Экологический мониторинг техносферы. – Москва: Лань, 2012.

  10. Казначеев В.П. и др. Ноосферная экология и экономика человека. - Новосибирск, 2005.

  11. Николаев С.М. Экология и здоровье. – Новосибирск – Томск, 2008.

  12. Подавалов Ю.А. Экология нефтегазового производства. – М.: Инфра-Инженерия, 2010. – 416 с.;

  13. Пучков Л.А., Воробьев А.Е. Человек и биосфера: вхождение в техносферу. – М.: Изд-во МГГУ, 2000. – 342 с.

  14. Рихванов Л.П. Геоэкология. Справочно-информационные материалы к курсу лекций для студентов очного и заочного обучения. - Томск, изд-во ТПУ, 2000.

  15. Снакин В.В. Природные ресурсы и окружающая среда. Словарь-справочник. – М., изд-во «НКА Природа», 2002.

  16. Трофимов В.Т., Зилинг Д.Г. Экологическая геология.- М., 2002.

  17. Тюрюканов А.Н., Федоров В.М. Тимофеев-Ресовский: Ноосферные раздумья. - М., 1996.

  18. Хаустов А.П. Редина М.М. Охрана окружающей среды при добыче нефти.- М., 2006.

  19. Экологические функции литосферы. - М., изд-во МГУ, 2000.

  20. Язиков Е.Г., Таловская А.В., Жорняк Л.В. Оценка эколого-геохимического состояния территории г.Томска по данным изучения пылеаэрозолей и почв: монография. – Томск: Изд-во ТПУ, 2010. – 264 с.

  21. Язиков Е.Г., Шатилов А.Ю. Геоэкологический мониторинг: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2-е изд., 2008. – 276 с.

  22. Ясаманов Н. А. Основы геоэкологии: учебное пособие для вузов / Н. А. Ясаманов. — 2-е изд. — Москва: Академия, 2007. — 352 с.

Периодические издания

  1. Геоэкология. Инженерная геология. Гидрогеология. Геокриология. Журнал АН Российской федерации. Выход под таким названием с 1993г.

  2. Геоэкологические исследования и охрана недр. Обзорная информация - М.: Геоинформарк, Издается с 1991 года, по 3 выпуска в год.

  3. Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. Издается с 1991 года. Выходит 6 раз в год.

  4. Комплексное использование минерального сырья. Ежемесячный журнал. Издаётся с 1978 года.

  5. Разведка и охрана недр. Ежемесячный журнал. Издаётся с 1931 года.

  6. Наша планета. Журнал по проблемам устойчивого развития под эгидой ООН (ЮНЕП). Выходит раз в 2 месяца.

  7. Сибирский экологический журнал. Издаётся с 1994 г. Выходит 2 раза в месяц.

  8. Гигиена и санитария. Издаётся с 1956 г. Выходит 1 раз в месяц.

  9. Journal of Environmental Radioactivity.

  10. Atmospheric Environment.

  11. Environmental Pollution.

  12. Chemosphere

  13. Ecological Indicators.

  14. Global and Planetary Change.

Энциклопедии и справочники


  1. Энциклопедия систем жизнеобеспечения. Знания об устойчивом развитии. В 3-х томах. – М., Издат. дом “Магистр-Пресс”. 2005.

  2. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. – М., Мысль, 1990.

  3. Геоэкология. Словарь стандартизированных терминов. – М., Наука, 1995.

  4. Справочник по охране геологической среды. В 2-х томах. – Ростов, изд-во «Феникс», 1996.

  5. Справочник инженера по охране окружающей среды (эколога). – М., изд-во «Инфра-Инженерия», 2006.

  6. Адам А.М., Лукашевич О.Д. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охране окружающей среды. – Томск, изд-во ТГАСУ, 2008.

  7. Рыбальский Н.Г. и др. Экология и безопасность. Справочник. В 3-х томах. – М., ВНИИПИ, 1993.

  8. Рыбальский Н.Г. и др. Экологические аспекты экспертизы изобретений. Справочник эксперта и изобретателя. В 2-х томах. – М., ВНИИПИ, 1989.

  9. Снакин В.В. Природные ресурсы и окружающая среда. Словарь-справочник. – М., изд-во «НКА Природа», 2002.

Internet-ресурсы

  1. http://www.ecologysite.ru – экологические портал России и стран СНГ

  2. http://www.ecology.tomsk.ru/ - Томская экологическая страница

  3. http://naveki.ru/ - экологические портал, социальная экологическая сеть

  4. http://www.panda.org/ - всемирный фонд дикой природы

  5. http://www.meteo.ru/ - гидрометеорологические данные России

  6. http://www.nlr.ru (Российская национальная библиотека)

  7. http://www.viniti.ru (Реферативный журнал)

  8. http://www.library.ru (Виртуальная справочная служба)

  9. http://dic.academic.ru (Словари и энциклопедии)

  10. http://geo.web.ru (Информационные Интернет-ресурсы Геологического факультета МГУ)

  11. http://elibrary.ru (Научная электронная библиотека)

  12. http://www.sibran.ru (Издательство Сибирского отделения Российской Академии Наук)

  13. http://www.ribk.net (Российский информационно-библиотечный консорциум)

  14. http://vsegei.ru (Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского)




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Компьютерные классы с пакетами прикладных программ.

  2. Учебные лаборатории по разделам федеральной компоненты курса.

  3. Научно-исследовательские лаборатории по региональной и вузовской компонентам курса.

  4. Электронный вариант лекций.

  5. Картографические материалы.

  6. Видеофильмы.

  7. Интернет-ресурсы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск