Скачать 190.91 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОЭкология основная образовательная программа подготовки аспиранта по направлению 05.06.01 – Науки о Земле Уровень высшего образования подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ТОМСК 2014 ПРЕДИСЛОВИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры геоэкологии и геохимии ИПР протокол № 11 от 07 мая 2014 г. Научный руководитель программы аспирантской подготовки Е.Г. Язиков
Зав. обеспечивающей кафедры ГЭГХ Е.Г. Язиков
Рассматриваемая дисциплина является основной в подготовке аспирантов, обучающихся по профилю 25.00.36 Геоэкология. Целями изучения дисциплины является: • дать аспирантам общие представления о структуре, составе, взаимосвязи, динамике и эволюции основных геосферных оболочек планеты, их экологических функциях и изменениях, происходящих под воздействием человека. • познакомить с основными проблемными качественными и количественными изменениями геосферных оболочек в результате деятельности человека как геологической силы. • подготовка аспиранта к проектно-производственной и организационно-управленческой деятельности, междисциплинарным научным исследованиям для решения комплексных профессиональных задач в области геоэкологии.
2.1. Учебная дисциплина «Геоэкология» входит в вариативную часть междисциплинарный профессиональный модуль ООП. 2.2. Данная программа строится на преемственности программ в системе высшего образования и предназначена для аспирантов ТПУ, прошедших обучение по программе подготовки магистров, прослушавших соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. Она основывается на положениях, отраженных учебных программах указанных уровней. Для освоения дисциплины «Геоэкология» требуются знания и умения, приобретенные обучающимися в результате освоения ряда предшествующих дисциплин (разделов дисциплин), таких как:
2.3. Дисциплина «Геоэкология» необходима при подготовке выпускной квалификационной работы аспиранта и подготовке к сдаче кандидатского экзамена.
Процесс изучения дисциплины «Геоэкология» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ООП по направлению подготовки Геоэкология:
По окончании изучения дисциплины аспиранты должны будут: Знать • предмет геоэкологии и межпредметные связи; • современное научное представление о составе, структуре и свойствах геосферных оболочек; • основные экологические функции геосферных оболочек; • характер изменения состава, свойств и экологических функций геосферных оболочек под влиянием техногенеза; • иметь представления об основных глобальных и региональных проблемах экологии. Уметь • правильно применять основные термины и понятия геоэкологии; • анализировать результаты воздействия техногенеза на окружающую среду; • применять комплекс аналитических методов для решения экологических задач; • оценивать основные факторы воздействия природного и техногенного характера на геосферные оболочки; Владеть • методами оценки изменения состояния геосферных оболочек; • методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях по проблемам геоэкологии.
Приводимая ниже таблица показывает вариант распределения бюджета учебного времени, отводимого на освоение основных модулей предлагаемого курса согласно учебному плану в 3 и 4 семестрах.
4.2. Содержание разделов и тем Тема 1. Введение в геоэкологию. Основная терминология. Объект геоэкологических исследований Геоэкология как мультидисциплинарная наука на стыке геологии, экологии, географии, биологии, геохимии.. Взаимосвязь учебных дисциплин . Биогеоценоз. Общая научная картина Мира. Планета Земля и ее место в пространстве. Человек и его место в материальном мире. Экологические законы, реализуемые в природе и особенности их проявленности в геосферных оболочках. Закон взаимосвязи и взаимообусловленности. Законы Коммонера. Тема 2. Геосферные оболочки земли. Сферические образования как модельные представления об окружающем мире. Классификации оболочек по физико-химическим особенностям. Общая структура. Зональность. Происхождение и возраст геосферных оболочек. Время кругооборота вещества в геосферных оболочках. Взаимосвязь и общая пространственно-временная изменчивость геосферных оболочек. Экологические функции геосфер. Семинары: Изучение особенностей строения, состава геосферных оболочек. Исследование основных экологических функций геосферных оболочек. Тема 3. Основные глобальные экологические проблемы современности. Изменение климата. Озоновые дыры. Биоразнообразие и исчезновение видов Обеспечение качественной питьевой водой. Обеспечение качественными продуктами питания. Исследование проблемы обращения с отходами. Рециклинг. Ресурсосбережение и энергоэффективность. Семинары: Исследование проблемы изменения климата. Исследование проблемы озона. Исследование проблемы биоразнообразия. Исследование проблемы обеспечения качественной водой и продуктами питания. Исследование проблемы обращения с отходами. Тема 4. Загрязнение окружающей среды как один из факторов окружающей среды, определяющих основные глобальные проблемы геоэкологии. Естественная и антропогенная составляющие фактора загрязнения среды обитания человека. Геохимии техногенеза. Изменение геохимических процессов под воздействием человека. Геохимические показатели техногенеза по А.И.Перельману, Н.Ф. и М.А. Глазовским. Геохимический кларк ноосферы. Техногенные геохимические аномалии и состояние здоровья человека. Геохимические особенности техногенеза начала XXI века. Семинары: Изучение геохимических показателей техногенеза. Исследование кларка ноосферы и методов его расчёта. Исследование проблемы геопатогенных зон. Исследование особенностей техногенеза XXI века. Тема 5. Глобальные следствия. Извечный русский вопрос: что делать? Семинары: Разработка плана решения глобальных проблем с использованием опыта других государств. Практические занятия посвящаются изучению наиболее сложных вопросов курса. Они проводятся в форме семинарских занятий, в ходе которых обсуждаются темы наиболее актуальные на данный момент.
Технология процесса обучения по дисциплине «Геоэкология» включает в себя следующие образовательные мероприятия: а) аудиторные занятия (лекционно-семинарская форма обучения); б) самостоятельная работа; г) контрольные мероприятия в процессе обучения и по его окончанию; д) зачет в 3 семестре; экзамен в 4 семестре. При освоении дисциплины используются сочетания различных видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности аспирантов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций. Информационно-развивающие технологии, направленные на овладение большим запасом знаний, запоминание и свободное оперирование ими. Используется лекционно-семинарский метод, самостоятельное изучение литературы, применение новых информационных технологий для самостоятельного пополнения знаний, включая использование технических и электронных средств информации. Реализуется во время аудиторных занятий, которые проводятся в интерактивной форме с элементами проблемного обучения и дискуссиями, с использованием мультимедийной техники. Презентации позволяют качественно иллюстрировать практические занятия схемами, формулами, рисунками. Кроме того, презентации позволяют четко структурировать материал занятия. Электронная презентация позволяет отобразить процессы в динамике, что позволяет улучшить восприятие материала. Деятельностные практико-ориентированные технологии, направленные на формирование системы профессиональных практических умений при проведении экспериментальных исследований в научно-исследовательских лабораториях, обеспечивающих возможность качественно выполнять профессиональную деятельность по выбранному профилю. Развивающие проблемно-ориентированные технологии, направленные на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности, способности проблемно мыслить, видеть и формулировать проблемы. Реализуется в виде постановки проблемных задач отвечающих целям освоения дисциплины «Геоэкология» и формирует необходимые компетенции. Решаемые проблемные задачи стимулируют познавательную деятельность и научно-исследовательскую активность аспирантов. Личностно-ориентированные технологии обучения, обеспечивающие учет различных способностей аспирантов, создание необходимых условий для развития их индивидуальных способностей, развитие активности личности в учебном процессе. Реализуются в результате общения преподавателя и аспиранта при выполнении заданий по дисциплине и на еженедельных консультациях. Самостоятельная (внеаудиторная) работа аспирантов состоит в проработке лекционного материала, подготовке к семинарским занятиям, подготовке докладов и рефератов, изучении правовых норм, дополнительной литературы. Она составляет 54 часа. Самостоятельная работа строится на основе использования методических материалов к семинарским занятиям, которые содержат вопросы и задания по каждой теме. Домашние задания формируются на основе учебников и учебных пособий, специальной научной литературы, доступа к Internet. Кроме этого в течение семестра аспирантами выполняется реферат, который оценивается по следующим показателям: - оформление презентации; - ответы на вопросы; - участие в семинаре и конференциях. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1.Экологические функции литосферы. 2.Экологические функции гидросферы. 3 Экологические функции биосферы. 4. Экологические функции атмосферы. 5. Экологические функции ближнего космоса. 6. Ноосфера. История вопроса и современное состояние. 7. Техносфера. История становления и состояние на сегодняшний день. 8. Техногенез. История вопроса и понимание проблемы на сегодняшний день. 9. Вулканизм, как природный фактор влияющий на изменение климата. 10. Процессы в ядре и мантии планеты и их роль на работу климатической машины Земли. 11. «Ядерная зима». 12. Озоновый слой планеты и чем грозит его изменение планете. 13. Биоразнообразие.Тенденции в изменении. 14. Проблема генномодифицированных продуктов. 15. Пределы роста для Человечества. Есть ли они и чем лимтируютя? 16. Что делать и как решать экологические проблемы? Для достижения целей при совместной и индивидуальной познавательной деятельности аспирантов в части овладения теоретическими знаниями и практическими умениями используется полный набор методического материала: лекции; методические рекомендации по проведению семинарских занятий; индивидуальные задания по отдельным разделам курса; доклады по актуальным проблемам геоэкологии; тесты и контрольные задания для проверки знаний аспирантов.
Цель контроля - получение информации о результатах обучения и степени их соответствия результатам обучения. 6.1. Текущий контроль Текущий контроль успеваемости, т.е. проверка усвоения учебного материала, регулярно осуществляемая на протяжении семестра. Текущий контроль знаний учащихся организован как устный опрос. Текущая самостоятельная работа включает работу с лекционным материалом с использованием сетевого образовательного ресурса (Web CT), изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме в курсовом проекте, подготовку к контрольным работам, подготовку к экзамену. 6.2. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение дисциплины «Геоэкология». Форма аттестации – кандидатский экзамен в письменной или устной форме. Кандидатский экзамен проводится в 4 семестре в соответствии с программой кандидатского минимума. Экзаменационный билет состоит из трех теоретических вопросов, тематика которых представлена в программе кандидатского экзамена. На кандидатском экзамене аспирант должен продемонстрировать высокий научный уровень и научные знания по дисциплине «Геоэкология». 6.3. Список вопросов для проведения текущего контроля и устного опроса обучающихся:
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
Дополнительная литература
Периодические издания
Энциклопедии и справочники
Internet-ресурсы
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | ||
Рабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |