Скачать 0.61 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской федерации Утверждаю Проректор по учебной работе профессор С.Н. Цыбусов ____________________________ « ____» __________ 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина: Офтальмология Специальность: 060101 Лечебное дело Квалификация выпускника: специалист Факультет: Лечебный Курс: Пятый Форма обучения: Очная 2013 При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: 1.ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) Лечебное дело ______________________________ утвержденный Министерством образования и науки РФ «__08___» __ноября ___2010 г. 2. Учебный план по специальности Лечебное дело_____________________________ утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО Ниж ГМА «_25_»_____мая_______2011г. Разработчики: Заведующий кафедрой болезней глазных болезней НижГМА, д.м.н. Сметанкин Игорь Глебович Доцент кафедры глазных болезней НижГМА, к.м.н. Полтанова Татьяна Ивановна Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры глазных болезней от «_18__» ____марта__2013_г. Протокол № _11А._ Заведующий кафедрой глазных болезней НижГМА, д.м.н. ____________________________ /Сметанкин И.Г./ СОГЛАСОВАНО Председатель цикловой методической комиссии, профессор, д.м.н.________________________________/ Абелевич А.И./ « » ______________20__г. СОГЛАСОВАНО Начальник УМУ, профессор, д.м.н.______________________________/Потемина Т.Е/ « » ______________20__ г. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Лечебное дело» (060101), с учетом рекомендаций основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки «Лечебное дело» и примерной (типовой) учебной программы дисциплины. Используемые сокращения. ВПО – высшее профессиональное образование ООП – основная образовательная программа ОК – общекультурные компетенции ПК – профессиональные компетенции ПСК – профессионально-специализированные компетенции ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
1.1 Цель и задачи освоения дисциплины. Целью освоения дисциплины является подготовка врача-специалиста, обладающего системой общекультурных: ОК-1, ОК-8 и профессиональных компетенций: ПК-1, ПК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-16, ПК-17, ПК-20, ПК-21, ПК-27, ПК-31; способного и готового к самостоятельной профессиональной деятельности. Задачами освоения дисциплины являются: Изучение и приобретение студентами знаний: - этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний, современную классификацию заболеваний. - клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп - методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику). - критерии диагноза различных заболеваний. - особенности организации и объем работы врача амбулаторно-поликлинического звена, современные диагностические возможности поликлинической службы, методы проведения неотложных мероприятий, показания для плановой госпитализации больных. - методы лечения и показания к их применению, механизм лечебного действия лечебной физкультуры и физиотерапии, показания и противопоказания к их назначению, особенности их проведения. - клинические симптомы повреждений головы и полости черепа, методику определения площади обожженной поверхности. Особенности наложения контурных повязок при ожоговой болезни и холодовой травме. - типы наследования заболеваний и клинические проявления наследственной патологии, общие характеристики болезней с наследственным предрасположением, общие принципы и особенности диагностики наследственных заболеваний, причины происхождения и диагностическую значимость морфогенетических вариантов болезней, врожденные аномалии. - патогенез инфекционных болезней, их основные клинические проявления, основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, применяемые в инфектологии (показания к применению, теоретические основы метода, трактовка результатов.) - клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов, включая основы антидопингового законодательства. Формирование у студентов умений: - определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента (осмотр, пальпация и т.п.); оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи; провести первичное обследование систем и органов (глаза) - установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность, гериатрические проблемы, состояние душевнобольных пациентов. - наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата. - подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация. - сформулировать клинический диагноз - разработать план терапевтических (хирургических) действий, с учетом протекания болезни и её лечения. - сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения - применять различные способы введения лекарственных препаратов; поставить предварительный диагноз – синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин её вызывающих. - наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата - использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания. - оказывать первую помощь при неотложных состояниях, первую врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях. - заполнять историю болезни, выписать рецепт. Формирование у студента навыков: - правильным ведением медицинской документации. - методами общеклинического обследования - интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики - алгоритмом развернутого клинического диагноза; - алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту. - основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО академии. 2..1. Дисциплина «Офтальмология» относится к профессиональному циклу базовой части дисциплин и является обязательной для изучения на лечебном факультете.
1). Нормальная анатомия человека – анатомия головы и шеи: Знания – анатомо-физиологические особенности, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма человека, включая знания по анатомии органа зрения и его придаточного аппарата, а также знание латинских наименований (названий) их отдельных структурных элементов Умения – интерпретировать знания по анатомии. Навыки – владеть медико-анатомическим понятийным аппаратом 2). Патологическая анатомия Знания – о строении и развитии клеток и тканей человеческого организма. Умения – анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека Навыки – макро- и микроскопического определения разницы в строении нормальных и абнормальных клеток и тканей организма человека. 3) Физика. Знать - основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека, характеристики воздействия физических факторов на организм, Основные законы физики, физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека. физические основы функционирования медицинской аппаратуры, устройство и назначение медицинской аппаратуры. Уметь – пользоваться лабораторным оборудованием, работать с увеличительной техникой, проводить статистическую обработку экспериментальных данных. Навыки – работы с увеличительной техникой. 4) Микробиология, вирусология Знать – классификацию, морфологию, физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики, применение основных антибактериальных. Противовирусных и биологических препаратов. Уметь- интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики Владеть – методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки. Навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного обследования пациентов. 5). Нормальная физиология. Знания – функциональные системы организма человека, их регуляции и саморегуляции при воздействии с внешней средой в норме и патологических процессах. Физиологию акта зрения, аккомодация, адаптация, цветоощущение, светоощущение. Уметь – интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов. Навыки – постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов. 6). Патологическая физиология Знать – понятие этиологии, патогенеза, морфогенеза и патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации; основные понятия общей нозологии. Структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов, причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем. Умения – оценивать результаты наиболее распространённых методов функциональной диагностики, применяемых для выявления патологических процессов в органах и системах организма. Навыки – сопоставления морфологических и клинических проявлений болезни 7). Фармакология. Знать – классификации и основную характеристику лекарственных средств, их фармакодинамику, фармакокинетику, побочные эффекты, показаний и противопоказаний к применению; Общие принципы оформления рецептов, составления рецептурных прописей лекарственных средств; Уметь – анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность использовать их для терапевтического лечения - выписывать рецепты лекарственных средств, использовать различные лекарственные формы при лечении определенных патологических состояний, исходя из особенностей их фармакокинетики и фармакодинамики - применять основные антибактериальные , противовирусные, биологические препараты - оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных средств и способы их устранения. Навыки – применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний.
1). Неврология. Знания – анатомического соседства и неврологических взаимосвязей зрительного анализатора с центральной и периферической нервной системой; знание этиологии, патогенеза и симптоматики воспалительных заболеваний зрительного нерва Умения – умение провести первичное обследование больного с воспалительными заболеваниями зрительного нерва и наметить объём необходимых исследований для установления или исключения их одонтогенного происхождения. Навыки – владеть навыками: оценки результатов функционального исследования; навыками выявления менингиальных симптомов и симптомов внутричерепной гипертензии. 2) Внутренние болезни (госпитальная терапия). Знания – этиологию, патогенез, меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний, современную классификацию заболеваний - клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп - методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных. - основы организации и объем работы врача амбулаторно - поликлинического звена, современные диагностические возможности поликлинической службы, методы проведения неотложных мероприятий, показания для плановой госпитализации больных -методы лечения и показания к их применению, механизм лечебного действия лечебной физкультуры и физиотерапии, показания и противопоказания к их назначению, особенности проведения. - клинические симптомы повреждений головы и полости черепа, методику определения площади обожженной поверхности. Умения – определить статус пациента, собрать анамнез, провести опрос пациента и /или его родственников, провести физикальное обследование пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи; провести первичное обследование систем и органов(глаза). - установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность, гериатрические проблемы, состояние душевнобольных пациентов. - наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата. - подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация. - сформулировать клинический диагноз - разработать план терапевтических (хирургических) действий, с учетом протекания болезни и её лечения. - сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения - применять различные способы введения лекарственных препаратов; поставить предварительный диагноз – синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин её вызывающих. - наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата Владеть – правильным ведением медицинской документации - методами общеклинического обследования. - интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики - алгоритмом развернутого клинического диагноза - алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к врачу-специалисту. 3) Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности Знать – методы проведения неотложных мероприятий, показания для плановой госпитализации больных - клинические симптомы повреждений головы и полости черепа, методику определения площади обожженной поверхности. Методику оказания помощи при ожогах, холодовой и электротравме. Уметь - подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация. - оказывать первую помощь при неотложных состояниях, первую врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения и чрезвычайных состояниях Владеть – основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях. 3. Требования к результатам освоения дисциплины. 3.1 Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
5. Распределение трудоемкости дисциплины. 5.1 Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам.
|
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры глазных болезней от «18» «Медико-профилактическое дело» (060105), с учетом рекомендаций основной образовательной программы высшего профессионального образования... | Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск... Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»02 2014г | ||
Программа дисциплины «пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры Пропедевтики внутренних болезней педиатрического факультета... | Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика... Дисциплина в. Дв 1 «Внешнеэкономическая деятельность предприятия (организации)» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании обеспечивающей кафедры геоэкологии и геохимии ипр протокол №11 от 07 мая 2014... | Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Педиатрия» Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №18 от 23 мая 2012 г.) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) педиатрия одобрена... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Лечебное дело» Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №1, от 28 августа 2013 г.) | ||
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности... Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №18 от 23 мая 2012 г.) | Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании обеспечивающей кафедры гидрогеоэкологии, инженерной геологии и гидрогеоэкологии... | ||
Рабочая программа Дисциплина Управление затратами для специальности 080200. 63 «Менеджмент» Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» | Рабочая программа Дисциплина гсэ. Р. 03 Введение в специальность... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Региональная экономика и управление» | ||
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования | ||
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |