Скачать 204.5 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения России Кафедра сестринского дела Утверждено ЦМК по производственной практике УГМА «_7_» _декабря_ 2011 г. Л.А. Шардина, Т.А. Найданова уход за больными терапевтического профиля Учебно-методическое пособие по учебной практике для студентов специальности 060105 Медико-профилактическое дело Екатеринбург – 2012 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Учебная практика Уход за больными терапевтического профиля студентов специальности 060105 Медико-профилактическое дело проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010 г.) и является обязательным компонентом практической подготовки выпускников специальности. Учебная практика Уход за больными терапевтического профиля проводится в первом - втором семестрах на кафедре сестринского дела. В учебно-методическом пособии изложены основные сведения, необходимые для успешного освоения студентами программы учебной практики, приведены ее цель, задачи и требования по ведению учетно-отчетной документации. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов медицинских вузов специальности 060105 Медико-профилактическое дело и преподавателей - руководителей практики. Целями учебной практики являются
Задачи учебной практики
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Учебная практика Уход за больными терапевтического профиля, предусмотренная учебной программой I курса, проводится в соответствии с:
В период учебной практики студенты под руководством преподавателей кафедры сестринского дела работают в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), являющихся клиническими базами кафедры. Порядок работы и обязанности студентов и руководителей в период учебной практики: а) студентов 1. В своей работе ориентироваться на приобретение и закрепление практических умений, предусмотренных учебной программой и государственным образовательным стандартом. 2. Соблюдать график работы и выполнение требований трудовой дисциплины в ЛПУ. 3. Соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ. 4. Руководствоваться основными принципами этики и нормами деонтологии медицинского работника и строго соблюдать их. 5. Регулярно и правильно вести «Дневник учебной практики», составить «Отчет по учебной практике». 6. По завершении практики сдать зачет. б) преподавателей 1. Перед началом практики провести собрание со студентами, сверив их списочный состав, осветив порядок и условия прохождения учебной практики, проинформировав о характеристике баз практики, познакомив студентов с нормативно-правовой базой в здравоохранении и др. 2. Обеспечить студентов учебно-методическими пособиями, составить графики прохождения учебной практики. 3. Осуществлять контроль обеспечения учреждением нормальных условий труда, а также своевременности проведения со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности. 4. Обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое ее соответствие учебным планам и программам. II. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
III. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ Учебная практика Уход за больными терапевтического профиля направлена на формирование у студента следующих общекультурных и профессиональных компетенций: - владение письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, знанием одного иностранного языка как средства делового общения, умением вести дискуссии и полемики, способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-2); - способность и готовность к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-3); - способность и готовность к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-4); - готовность к работе в команде, к ответственному участию в политической жизни, способность к кооперации с коллегами, умение анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владение политической культурой, владение способами разрешения конфликтов, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-1); - способность и готовность к проведению санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины, к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению поиска информации для решения профессиональных задач (ПК-23); - способность и готовность к реализации этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками (ПК-25); - способность и готовность к обучению медицинского персонала правилам общения и к взаимодействию с населением, коллективом и партнерами (ПК-26); - способность и готовность к обучению населения правилам медицинского поведения, к проведению гигиенических процедур, формированию навыков здорового образа жизни (ПК-27). В результате прохождения учебной практики студент должен Знать: - принципы организации работы лечебных учреждений, устройство и оборудование терапевтических отделений больниц; - теоретические основы и современную концепцию сестринского дела, организацию работы младшего и среднего медицинского персонала; - виды санитарной обработки и способы транспортировки больных; - типы лихорадок; - принципы применения лекарственных средств; - особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма; - признаки неотложных состояний и алгоритмы оказания доврачебной помощи; - особенности наблюдения и ухода за больными пожилого и старческого возраста; - принципы обучения пациентов и их родственников элементам ухода, самоухода и самоконтроля, формирования приверженности больных к выполнению рекомендаций по лечению и здоровому образу жизни. Уметь: - проводить санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в нем; - осуществлять смену нательного и постельного белья больного, обрабатывать пролежни; - проводить антропометрию, транспортировку и кормление больных; - проводить расспрос пациента; - осуществлять оценку общего состояния, состояния сознания, положения тела, кожных покровов; - исследовать и оценивать показатели дыхания и гемодинамики; - измерять и оценивать температуру тела, суточный диурез и водный баланс; - собирать у пациентов биологический материал для лабораторных исследований; - применять различные способы парентерального введения лекарственных веществ (на тренажерах); - осуществлять уход за больными различного возраста с заболеваниями органов и систем; - оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях; - проводить легочно-сердечную реанимацию (на тренажерах); - проводить оксигенотерапию, промывание желудка, постановку клизм, катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером (на тренажерах); - провести сбор, обработку и систематизацию литературного материала. Владеть: - навыками ухода за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания; - навыками ухода за тяжелобольными и агонирующими больными. IV. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ВЫПОЛНЯЕМОЙ СТУДЕНТАМИ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Объем выполняемой работы студенты ежедневно отражают в дневнике практики, который предоставляется при сдаче зачета. Контроль знаний и умений студентов по результатам семинарских занятий осуществляется при работе со студентами ежедневно. Согласно «Методике балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной практике "Уход за больными терапевтического профиля"», к аттестации по учебной практике допускаются студенты, имеющие рейтинг в общей сложности не менее 40 баллов. Студенты, имеющие рейтинг по учебной практике в общей сложности не менее 50 баллов, приобретают право на получение зачета в формате «автомат». Зачет по учебной практике является обязательным условием выполнения учебного плана подготовки студента. В аттестацию включается: тестовый контроль, отчет по учебной практике и демонстрация практических навыков. Итоги учебной практики по пятибалльной системе заносятся в зачетную ведомость, а также в зачетную книжку студента. V. КРИТЕРИИ ПОСТАНОВКИ ЗАЧЕТА Итоговый рейтинг студента по учебной практике «Уход за больными терапевтического профиля» определяется в результате суммирования рейтинговых баллов, набранных по результатам текущего контроля, премиальных баллов и рейтинговых баллов, полученных по результатам экзаменационного контроля. Для перевода итогового рейтинга студента по учебной практике в аттестационную оценку вводится следующая шкала (табл. 1). Таблица 1 Шкала перевода итогового рейтинга студента в аттестационную оценку
Студент, выбравший сдачу зачета по учебной практике «Уход за больными терапевтического профиля» в формате «автомат», может получить оценку «удовлетворительно» или «хорошо». VI. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ За время прохождения учебной практики студенты должным образом оформляют следующие документы: 1. Дневник учебной практики. Дневник должен отражать объем выполненной работы. 2. Отчет об учебной практике с рефератом по итогам учебно-исследовательской работы в виде приложения. 6.1. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА учебной практики 1. Учёт всех видов выполненной работы студентов в соответствии с планами учебной практики по разделам ведется четко и аккуратно во время практики. 2. Запись в дневнике учебной практики ведется ежедневно и по итогам работ за каждый день дневник подписывает со всеми замечаниями и предложениями преподаватель. Образец ежедневного ведения дневника учебной практики представлен в таблице 2. Таблица 2 Образец ежедневного ведения дневника учебной практики
Примечание. Кратко перечислить весь объем работы в течение каждого дня по трем указанным направлениям. 3. Титульный лист дневника учебной практики студента должен соответствовать образцу, приведенному ниже. ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ «Уход за больными терапевтического профиля» Ф.И.О. ______________________________________________________ Группа _____________________________________________________ Место прохождения практики – ________________________________ Начало практики _____________ Окончание практики_______________ Ф.И.О. преподавателя __________________________________________ 4. Дневник учебной практики предъявляется перед сдачей зачёта. 6.2. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ учебной практике Отчет по результатам учебной практики оформляется согласно ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Отчет распечатывается на принтере на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через 1,5 интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков - 14 кегль, в таблицах и рисунках допускается 12 кегль. Полужирный шрифт не применяется. Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - не менее 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое - не менее 30 мм. Текст отчета выравнивается по ширине, заголовки – по центру. Обязателен отступ первой строки абзаца - 1,25 см. Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Лицевой (титульный) лист отчета должен быть оформлен следующим образом: ГБОУ ВПО УГМА Минздрава России Кафедра сестринского дела ОТЧЕТ ОБ учебной практике «Уход за больными терапевтического профиля» Студент ______________________ группы ___________ курса ____________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Место прохождения практики _________________________________________ Руководитель практики от ГБОУ ВПО УГМА __________________ _________________ ____________________________ Должность (подпись) (Ф.И.О.) «______»______________ 20____г. Отчет об учебной практике содержит количественный отчет обо всей работе, выполненной студентом за время практики, а также баллы, полученные студентом по разработанной Балльно-рейтинговой системе оценивания учебных достижений студентов по учебной практике «Уход за больными терапевтического профиля» в виде таблицы:
Реферат включается в отчет в виде приложения. Объем реферата 6-8 страниц, правила оформления – см. выше. Структурными элементами реферата являются:
VII. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 7.1 Основная литература 1. Ослопов В.Н. Общий уход за больными в терапевтической клинике: учебное пособие / В.Н. Ослопов, О.В. Богоявленская. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 464 с. 7.2 Дополнительная литература
7.3 Журналы
|
Рабочая программа по гигиене детей и подростков для специальности... «Общая гигиена» для специальности 060105«Медико-профилактическое дело», подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | Примерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических... Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ||
Примерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом... Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | Рабочая программа учебной дисциплины: Инфекционные заболевания с... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс (умк) составлен на основании фгос впо... «специалист», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 г. №847, и учебного... | Рабочая программа Патологическая физиология Специальность 060105 «Медико-профилактическое дело» Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060105 «Медико-профилактическое дело», утвержденным приказом... | ||
Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... Для специальности 060105 медико-профилактическое дело, квалификация – «специалист» (код 65) | Рабочая программа Название дисциплины биологическая химия шифр специальности... Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060105... | ||
Учебно-методическое пособие для аудиторной работы Для специальностей:... «иркутский государственный медицинский университет министерства здравоохранения и социального развития рф» | Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедр патологической анатомии от «26» августа 2013г. Протокол №22 | ||
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры глазных болезней от «18» «Медико-профилактическое дело» (060105), с учетом рекомендаций основной образовательной программы высшего профессионального образования... | Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело», утвержденным приказом Министерства... | ||
Рабочая программа Дисциплина: стоматология Факультет: медико-профилактический... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности: медико-профилактическое дело 060105, утвержденным приказом... | Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических... Автор: преподаватель высшей квалификационной категории ооау спо «лмк»председатель цмк опд тюменцева Л. В | Аннотация дисциплин в рамках образовательной программы по специальности... |