Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию





Скачать 274.82 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Введение в микробиологию
Дата публикации08.11.2014
Размер274.82 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт химии
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

_______________ профессор Елина Е.Г.

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Введение в микробиологию

Направление подготовки

020100 – Химия

Магистерская программа

Химия биологически активных веществ

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

очная

Саратов,

2011 год

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Введение в микробиологию» являются формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций: владения теорией и навыками практической работы в области химии биологически активных веществ, биотехнологии и микробиологии; понимания принципов работы и умения работать на современной аппаратуре при проведении научных исследований в области микробиологии, представления о наиболее актуальных направлениях микробиологических исследований, владения навыками мышления, позволяющими принимать собственные решения на основании полученных базовых знаний по микробиологии.
2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Введение в микробиологию» относится к вариативной части профессионального (специального) цикла (М2) ООП магистратуры по профилю подготовки «Химия биологически активных веществ» по направлению подготовки 020100 – химия.

Программа подготовки магистров соответствует третьему уровню и приведена в соответствие с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19 мая 2010 г. № 531.

К «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при усвоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин, относятся: знания фундаментальных разделов неорганической и органической химии, химических основ биологических процессов, медицинской химии, умение использовать полученные знания для объяснения результатов научных экспериментов; владение современными информационными технологиями; знание систем сбора, обработки и хранения научной информации.

Освоение данной дисциплины необходимо для написания магистерской диссертации, для профессиональной деятельности в области химии биологически активных веществ, биотехнологии и микробиологии.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Введение в микробиологию»

В результате освоения дисциплины «Введение в микробиологию» выпускник должен овладеть следующими компетенциями:

  • способностью ориентироваться в условиях производственной деятельности и адаптироваться в новых условиях (ОК-1);

  • умением принимать нестандартные решения (ОК-2);

  • пониманием принципов работы и умением работать на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований (ОК-6).

  • представлением о наиболее актуальных направлениях исследований в современной теоретической и экспериментальной химии (ПК-1);

  • владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии (в соответствии с темой магистерской диссертации) (ПК-3);

  • умением анализировать научную литературу с целью выбора направления исследования по предлагаемой научным руководителем теме и самостоятельно составлять план исследования (ПК-4);

  • способностью анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения (ПК-5);

  • наличием опыта профессионального участия в научных дискуссиях (ПК-6);

  • умением представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовые доклады, рефераты и статьи в периодической научной печати) (ПК-7)


В результате освоения дисциплины магистр должен:

знать:

  • основные понятия микробиологии (особенности строения и функционирования клеток прокариот и вирусов, генетику микроорганизмов, значение микроорганизмов в возникновении инфекционных болезней, использование микроорганизмов в современной биотехнологии);

  • инструментарий микробиологических исследований (различные методы выделения, культивирования и идентификации микроорганизмов, приемы изучения биохимических и физиологических свойств бактерий, аппаратуру для разных видов микробиологических исследований);


уметь:

  • анализировать профильную научную литературу;

  • анализировать результаты микробиологических экспериментов, делать выводы и формулировать предложения, применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности;

  • вести научную дискуссию по проблемам теоретической и экспериментальной микробиологии и в смежных областях – биоорганической химии, биотехнологии;

владеть:

  • основными приемами микробиологических исследований;

  • методологией научного творчества.


4. Структура и содержание дисциплины «Введение в микробиологию»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (288 часов).


Структура и содержание дисциплины




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации

(по семестрам)

Лек-ции

Лаборат. раб.

СРС

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

История развития микробиологии и ее место среди других научных дисциплин.

10

1

2

4

4

10




2

Микробная клетка и её структура.

10

2

2

4

12

18




3

Строение, функционирование и разнообразие вирусов.

10

3

2

4

10

16

Заслушивание и обсуждение рефератов

4

Бактериофаги.

10

4

2

4

8

14




5

Основы генетики микроорганизмов.

10

5

2

4

10

16




6

Генетические рекомбинации бактерий. Использование бактерий и вирусов в биотехнологии.

10

6

2

4

16

22

Разбор конкретных ситуаций

7

Классификация микроорганизмов.

10

7

2

4

10

16




8

Физиология микроорганизмов.

10

8

2

4

6

12

Коллоквиум «Разнообразие микроорганизмов»

9

Принципы культивирования микроорганизмов. Способы стерилизации. Поглощение веществ клеткой.

10

9

2

4

8

14

Разбор конкретных ситуаций

10

Рост и размножение микроорганизмов.

10

10

2

4

8

14




11

Механизм обмена веществ и преобразования энергии.

10

11

2

4

8

14




12

Субстратное фосфорилирование. Феномен брожения.

10

12

2

4

16

22




13

Мембранное фосфорилирование в микробных клетках.

10

13

2

4

9

15

Коллоквиум «Трансформация энергии в клетках»

14

Экология микробов и распространение их в природе.

10

14

2

4

10

16

Заслушивание и обсуждение рефератов

15

Подавление роста и гибель микроорганизмов.

10

15

2

4

8

14

Разбор конкретных ситуаций

16

Антибиотики.

10

16

2

4

12

18

Разбор конкретных ситуаций

17

Инфекционный процесс.

10

17

2

4

8

14

Заслушивание и обсуждение рефератов

18

Иммунитет.

10

18

2

4

8

14

Разбор конкретных ситуаций




Промежуточная аттестация.
















9

Зачет с оценкой




Итого: часов (зачетных единиц трудоемкости)







36

72

171

288 (8)






4.1. Содержание дисциплины «Введение в микробиологию»


  1. Методологический и исторический аспекты изучения микробиологии. Микробиология, её место среди других научных дисциплин. Положение микроорганизмов в природе. Развитие микробиологии как науки, начиная с работ ван Левенгука, Пастера, Коха и до наших дней. Роль микробиологического синтеза в промышленности.

  2. Химический состав одноклеточных микроорганизмов. Протоцит и его строение. Основные отличия протоцита от эуцита. Нуклеоид, цитоплазматическая мембрана, запасные вещества и другие включения. Особенности строения клеточной стенки бактерий. Форма прокариотических клеток. Жгутики и подвижность микроорганизмов. Таксисы бактерий. Капсулы, слизи и чехлы. Покоящиеся формы бактерий. Эндо- и экзоспоры. Цисты. Пигменты и их роль.

  3. Природа вирусов, основные отличия от микроорганизмов. Строение вирусов. Нуклеокапсид. Типы симметрии. ДНК- и РНК-содержащие вирусы. Разнообразие вирусов и их классификация. Вирусоподобные частицы (прионы и вироиды). Гипотезы происхождения вирусов.

  4. Явление бактериофагии. Морфология фагов. Строение и химический состав фага. Взаимодействие бактериофага с клеткой хозяина. Профаг. Явление лизогении. Устойчивость фагов к физическим и химическим факторам. Распространение фагов в природе. Качественные и количественные методы обнаружения фага. Практическое использование фагов. Видовые, типовые и поливалентные фаги.

  5. Понятия наследственности и изменчивости микроорганизмов. Генотип. Особенности структуры, организации и функционирования генома прокариот. Строение и функции оперона. Биохимические механизмы репликации и репарации ДНК у бактерий. Диссоциация бактерий. Фенотипическая и генетическая изменчивость. Мутации и их разнообразие. Мутагенные факторы.

  6. Трансформация, трансдукция и конъюгация. Плазмиды. Механизмы и структуры, обеспечивающие перенос ДНК. Практическое значение изменчивости. Роль микроорганизмов в развитии биотехнологии. Генная инженерия и многообразие биотехнологических процессов. Промышленная микробиология.

  7. Основные единицы классификации прокариот. Естественная и искусственная классификации. Искусственная классификация Берджи. Бинарная номенклатура. Система бактерий по генам 16S рРНК и эукариот по генам 18S рРНК. Прокариоты и эукариоты. Эубактерии и археи. Гипотезы происхождения эукариот.

  8. Источники углерода как макроэлемента для микроорганизмов. Автотрофные и гетеротрофные. Источники энергии для жизнедеятельности бактерий: фототрофные и хемотрофные; литотрофные и органотрофные микроорганизмы. Факторы роста: ауксотрофы, прототрофы. Чувствительность к концентрации кислорода: анаэробы и аэробы. Различие бактерий по способности функционировать в диапазоне значений температуры и рН.

  9. Основные требования, предъявляемые к питательным средам. Жидкие и плотные питательные среды. Простые и сложные. Элективные и дифференциально-диагностические. Среды Гисса. Способы стерилизация питательных сред и растворов. Поглощение веществ клеткой. Механизм транспорта питательных веществ. Простая, облегчённая диффузия. Активный транспорт. Выход веществ из клетки.

  10. Биосинтез в микробных клетках. Особенности деления клеток бактерий (бинарное, изоморфное и гетероморфное деления, почкование, множественное деление). Скорость размножение бактерий. Кривая роста бактериальной культуры. Синхронизация клеточного деления. Метод накопительных культур. Периодическое и непрерывное культивирование микроорганизмов. Методы определения бактериальной биомассы.

  11. Метаболизм: анаболизм и катаболизм. Роль ферментов в клеточном метаболизме. Регуляция активности и синтеза ферментов. Практическое использование микробных ферментов. Основные типы дыхания: аэробное и анаэробное. Роль АТФ в преобразовании энергии. Трансмембранный электрохимический градиент ионов водорода.

  12. Феномен брожения. Типы брожений: гомоферментативное молочнокислое, спиртовое, пропионовокислое, маслянокислое. Микроорганизмы, функционирующие за счёт субстратного фосфорилирования. Окислительный пентозофосфатный путь сбраживания углеводов у бактерий. Гетероферментативные молочнокислые бактерии. Окисления углеводов бактериями по пути Энтнера – Дудорова.

  13. Фотофосфорилирование (пигменты, фотохимические процессы и пути ассимиляции СО2. Циклы Арнона и Кальвина). Фотосинтезирующие бактерии. Особенности фотосинтеза галобактерий. Роль фотосинтезирующих бактерий в природе. Функционирование цикла Кребса у бактерий. Окислительное фосфорилирование в дыхательной цепи. Нитратное дыхание. Сульфатное дыхание.

  14. Чистые культуры. Понятие клона Смешанные культуры. Типы симбиозов микроорганизмов. Распространение микроорганизмов в природе. Микрофлора почвы, воды, воздуха и организма человека. Геохимическая роль бактерий на Земле. Этапы развития жизни на Земле. Круговорот веществ и роль микроорганизмов в круговороте углерода, азота, серы и других элементов. Микробная деградация отходов и производство биогаза.

  15. Условия окружающей среды, ограничивающие рост и развитие микроорганизмов. Физические, химические и биологические факторы подавления роста. История развития химиотерапии. Химиотерапевтические препараты, принцип их действия и использование в медицинской практике.

  16. Антибиотики как продукт метаболизма микроорганизмов. Биосинтез антибиотиков. Образование L-форм под действием антибиотиков. Классификация антибиотиков по химическому строению. Активность антибиотиков. Спектр и механизм действия антибиотиков. Бактериостатические и бактерицидные эффекты действия антибиотиков. Биохимические основы и генетические аспекты устойчивости микроорганизмов к антибиотикам.

  17. Роль микроорганизмов в возникновении инфекционного процесса. Определение патогенности и вирулентности микроорганизмов: DLM, DCL, LD50. Роль токсинов в вирулентности микроорганизмов. Различия в действии экзо- и эндотоксинов бактерий. Разнообразие патогенных бактерий. Болезни человека, животных и растений, вызываемые микроорганизмами (чума, холера, малярия, столбняк, туберкулёз, сибирская язва, брюшной тиф и другие) и вирусами (оспа, гепатит, герпес, грипп, СПИД, рак и другие). Инфекции, эпидемии и пандемии.

  18. Учение об иммунитете. Реакции иммунитета. Виды иммунитета: наследственный и приобретенный, активный и пассивный. Вакцинация. Неспецифические факторы защиты. Специфические факторы защиты. Понятие антигена и антитела. O, K, H-антигены. Иммуноглобулины G, M, A, E, D. Закономерности биосинтеза антител в организме животных. Моно- и поликлональные антитела. Механизм взаимодействия антигена и антитела. Использование антител в медицине и биотехнологии.


Лабораторные занятия



п/п

Темы занятий

Семестр

Неделя семестра

Трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

1

Правила работы в микробиологической лаборатории, техника безопасности. Знакомство с оборудованием и инструментами.

10

1

2

Оформление лабораторных работ.

2

Работа со световым микроскопом. Устройство микроскопа и правила пользования им. Микроскопия готовых окрашенных препаратов бактерий и дрожжевых грибов.

10

1

2

Оформление лабораторных работ.

3

Способы окраски микроорганизмов. Приготовление окрашенного препарата. Негативная окраска бактерий. Окраска по способу Грама.

10

2

4

Оформление лабораторных работ.

4

Способы окраски капсул и спор микроорганизмов. Приготовление окрашенного препарата по методу Гинса и по методу Циль-Нильсена.

10

3

4

Оформление лабораторных работ.

5

Изучение строения и морфологии бактериальных клеток.

10

4

2

Оформление лабораторных работ.

6

Приготовление питательных сред. Методы стерилизации сред и посуды. Подготовка сред и посуды для стерилизации.

10

4

2

Оформление лабораторных работ.

7

Бактериологическое исследование воздуха. Приготовление стерильной агаровой пластинки в чашке Петри. Заражение среды микробиотой воздуха методом оседания.

10

5

2

Оформление лабораторных работ.

8

Описание морфологии колоний при макроскопическом и микроскопическом изучении. Определение содержания микробных клеток в единице объёма воздуха.

10

5

2

Оформление лабораторных работ.

9

Получение чистой бактериальной культуры. Рассев отдельной колонии на стерильную агарозную пластинку методом штриха.

10

6

4

Оформление лабораторных работ.

10

Биохимические свойства чистой культуры. Засев чистой культуры на среды Гисса, мясо-пептоный бульон, мясо-пептоную желатину и на молоко с лакмусом.

10

7

4

Оформление лабораторных работ.

11

Таксономическая идентификация бактериальных изолятов.

10

8

2

Оформление лабораторных работ.

12

Оценка подвижности клеток. Определение биомассы выросшей культуры методом центрифугирования и измерением оптической плотности бактериальной суспензии.

10

8-9

4

Оформление лабораторных работ.

13

Определение чувствительности чистой культуры бактерий к антибиотикам.

10

9

2

Оформление лабораторных работ.

14

Определение минимальной ингибирующей концентрации (МИК) и максимальной толерантной концентрации (МТК) биологически активного вещества, угнетающего рост (антибиотики, пестициды и другие) чистой культуры бактерий.

10

10

4

Оформление лабораторных работ.

15

Изучение факторов подавления роста и гибели микроорганизмов. Синергизм и конкуренция антибиотиков при воздействии на чистую культуру бактерий.

10

11

4

Оформление лабораторных работ.

16

Определение количества антибиотико-резистентных микроорганизмов в составе микробиоты воздуха и почвы.

10

12

2

Оформление лабораторных работ.

17

Рост бактериальной культуры на скошенном питательном агар-агаре.

10

12

2

Оформление лабораторных работ.

18

Консервирование бактериальных клеток. Хранение чистых культур в лаборатории и коллекции.

10

13

2

Оформление лабораторных работ.

19

Бактериологическое исследование почвы. Высев на питательную среду водной вытяжки почвы.

10

13

2

Оформление лабораторных работ.

20

Определение количественного показателя обсеменённости почвы микроорганизмами.

10

14

2

Оформление лабораторных работ.

21

Выделение из почвы азотфиксирующих микроорганизмов с использованием селективной среды Эшби.

10

14

2

Оформление лабораторных работ.

22

Изучение свойств почвенных азотфиксирующих микроорганизмов. Описание морфологических признаков колоний бактерий рода Azotobacter.

10

15

2

Оформление лабораторных работ.

23

Симбиоз микроорганизмов и растений. Определение способности чистых культур бактерий к синтезу фитогормонов, стимулирующих рост растений.

10

15

2

Оформление лабораторных работ.

24

Колонизация и рост-стимуляция почвенными бактериями высших растений.

10

16

2

Оформление лабораторных работ.

25

Изучение эффекта воздействие ксенобиотиков на стерильное растение и на симбиотическую систему «растение-микроорганизм».

10

16

2

Оформление лабораторных работ.

26

Серологическая идентификация бактерий в растворе и геле. Определение сродства известных антисывороток к бактериальным клеткам методом агглютинации и к экстрактам клеток методом радиальной иммунодиффузии в агарозном геле.

10

17

2

Оформление лабораторных работ.

27

Иммуноферментное выявление антигена в бактериальной культуре.

10

17

2

Оформление лабораторных работ.

28

Генетическая рекомбинация бактерий методами конъюгации и трансдукции.

10

18

4

Оформление лабораторных работ.




Итого часов







68






5. Образовательные технологии

При изучении дисциплины «Введение в микробиологию» реализуются различные виды учебной работы: лекции, лабораторные занятия, самостоятельные работы. В рамках курса активно используются инновационные материалы: мультимедийные презентации и электронные образовательные ресурсы.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа студентов включает освоение теоретического материала, подготовку к лабораторным работам и прохождению тестов, оформление лабораторных работ,

Оценочные средства текущего контроля включают:

  • выполнение и оформление лабораторных работ;

  • разбор конкретных ситуаций;

  • оценку личностных качеств студента (исполнительность, инициативность);

  • компьютерное тестирование.


Промежуточная аттестация студентов производится в форме зачета с оценкой.

Вопросы по дисциплине


  1. Микробиология, и её место среди других научных дисциплин. Положение микроорганизмов в природе. Объект изучения микробиологии.

  2. Развитие теоретических представлений о микроорганизмах, начиная с работ ван Левенгука по сегодняшний день.

  3. Протоцит, его строение. Основные отличия протоцита от эуцита. Химический состав микроорганизмов.

  4. Клеточная стенка бактерий: строение и функции. Капсулы.

  5. Жгутики и подвижность. Фимбрии и пили.

  6. Покоящиеся формы: эндо- и экзоспоры; цисты.

  7. Классификация микроорганизмов. Гипотезы происхождения эукариот. Основные единицы классификации прокариот. Естественная и искусственная классификации.

  8. Источники углерода (автотрофные и гетеротрофные микроорганизмы). Факторы роста: ауксотрофы, прототрофы.

  9. Источники энергии для жизнедеятельности бактериальных клеток (фототрофные и хемотрофные организмы).

  10. Поглощение веществ клеткой. Механизм транспорта питательных веществ. Простая, облегчённая диффузия. Активный транспорт. Выход веществ из клетки.

  11. Роль ферментов в клеточном метаболизме. Основные свойства ферментов. Классификация ферментов. Эндо- и экзоферменты. Конститутивные и индуцибельные ферменты. Практическое использование микробных ферментов.

  12. Основные типы дыхания: аэробное и анаэробное. Роль АТФ в преобразовании энергии. Трансмембранный электрохимический градиент ионов водорода.

  13. Брожение. Субстратное фосфорилирование. Типы брожений.

  14. Фотофосфорилирование. Фотосинтезирующие бактерии. Циклы Арнона и Кальвина.

  15. Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование в дыхательной цепи. Нитратное дыхание. Сульфатное дыхание.

  16. Рост и размножение клеток. Изоморфное и гетероморфное деление. Почкование.

  17. Скорость размножение бактерий. Кривая роста. Основные фазы роста: лагфаза, экспоненциальная, стационарная и фаза отмирания.

  18. Физические, химические и биологические факторы подавления роста.

  19. Химиотерапевтические препараты (классификация, принципы действия).

  20. Антибиотики как продукт метаболизма микроорганизмов. Спектр и механизм действия антибиотиков.

  21. Бактериостатические и бактерицидные эффекты действия антибиотиков. Лекарственная устойчивость. Образование L-форм под действием антибиотиков.

  22. Распространение микроорганизмов в природе. Микрофлора почвы, воды, воздуха и организма человека.

  23. Симбиоз микроорганизмов: мутуализм, паразитизм, нейтрализм, комменсализм, антагонизм.

  24. Развитие микробов при различных температурах (мезофилы, термофилы, психрофилы) и рН.

  25. Круговорот веществ и роль микроорганизмов в круговороте углерода, азота и серы.

  26. Природа вирусов, основные отличия от микроорганизмов. Строение вирусов. Нуклеокапсид. Типы симметрии. ДНК- и РНК-содержащие вирусы.

  27. Явление бактериофагии. Морфология фагов. Строение и химический состав фагов. Взаимодействие бактериофага с клеткой хозяина. Профаг.

  28. Понятия наследственности и изменчивости микроорганизмов. Генотип. Диссоциация у бактерий. S- и R-формы бактерий. Фенотипическая и генетическая изменчивость. Мутации и их разнообразие. Мутагенные факторы.

  29. Генетические рекомбинации. Трансформация, трансдукция и конъюгация. Плазмиды: профаги, F-фактор, R-фактор, Col-фактор. Плазмиды биодеградации.

  30. Роль микроорганизмов в возникновении инфекционного процесса. Определение патогенности и вирулентности микроорганизмов: DLM, DCL, LD50. Роль токсинов в вирулентности микроорганизмов.

  31. Учение об иммунитете. Реакции иммунитета. Виды иммунитета: наследственный и приобретённый, активный и пассивный.

  32. Понятие антигена и антитела. О-, К- и Н-антигены. Иммуноглобулины G, M, A, E и D. Механизм взаимодействия антигена и антитела.


Разбор конкретных ситуаций
1. Выбор оптимальной техники/схемы генетической рекомбинации бактерий с учетом особенностей локализации и размера переносимого генетического материала.

2. Выбор компонентов питательных сред и условий культивирования оптимальных для различных групп микроорганизмов.

3. Сравнительный анализ (преимущества, недостатки) различных способов стерилизации растворов и материалов для микробиологических исследований.

4. Определение эффективности применение различных антибиотиков на разных стадиях протекания инфекционного процесса.

5. Обсуждение особенностей формирования приобретенного иммунитета к различным инфекционным болезням.
Темы рефератов


  1. Разнообразие органических соединений, используемых микроорганизмами в качестве источника углерода.

  2. Распространение микроорганизмов в природе: почве, воде, воздухе и организме животных и человека.

  3. Жизненный цикл РНК-содержащих вирусов.

  4. Особенности строения и патогенеза прионов и вироидов.

  5. Макромолекулы на поверхности бактериальных клеток, являющиеся основными антигенами (Н-, О- и К-антигены).

  6. Продукция фитогормонов бактериями в симбиозе с растениями.

  7. Участие бактерий в геохимических циклах углерода, азота и серы на Земле.

  8. Молекулярные и цитологические механизмы бактериостатического и бактерицидного действия антибиотиков.

  9. Биотехнологическое производство биологически активных веществ.

  10. Выработка патогенными бактериями экзо- и эндотоксинов.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Введение в микробиологию»
Основная литература

  1. Нетрусов А.И., Котова И.Б. Микробиология. М.: Издат. центр «Академия», 2006.

  2. Гусев М.В., Минеева Л.А. Микробиология. М.: Издат. центр «Академия», 2005.

  3. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Под ред. А.А. Воробьева. М.: Мед. инф. аг-во, 2006.

Дополнительная литература


  1. Клочкова И.Н., Коннова С.А., Матора Л.Ю., Бурыгин Г.Л., Щеголев С.Ю. Практические занятия по физико-химическим и биохимическим методам исследования биополимеров. Учеб.-метод. пособие для студентов хим. фак. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 88 с.

  2. Мишустин Е.Н., Емцев В.Т. Микробиология. М.: Дрофа, 2006. 444 с.

  3. Методы изучения бактериальной подвижности в приложении к биохимическим, генетическим и иммунохимическим задачам / Сост.: А.В. Шелудько, Е.И. Кацы, Л.Ю. Матора, Г.Л. Бурыгин, А.А. Широков, С.Ю. Щеголев; под ред. В.В. Игнатова: Учеб. метод. пособие для студентов и аспирантов хим. и биол. факультетов. – Саратов: Изд-во Научная книга, 2007.

  4. Раздел «Taxonomy» на сайте PubMed.gov (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/taxonomy)

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Введение в микробиологию»


  1. Аудитория для чтения лекций, оснащенная мультимедийным проектором.

  2. Учебные лаборатории.

  3. Персональные компьютеры.

  4. Экспериментальное оборудование лаборатории иммунохимии ИБФРМ РАН.

  5. Сетевые поисковые системы, электронные библиотеки, серверы издательств научной литературы и другие информационные ресурсы Интернета.

  6. Научные библиотеки СГУ и ИБФРМ РАН.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 020100 – химия и профилю подготовки – «Химия биологически активных веществ».

Автор проф. д.б.н. Матора Л.Ю.

Программа одобрена на заседании кафедры органической и биоорганической химии

от 18.03.2011 года, протокол № 7.

Подписи:
Зав. кафедрой органической

и биоорганической химии проф. Федотова О.В.
Директор Института химии СГУ проф. Федотова О.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию iconРоссийской федерации
Дисциплина «Введение в микробиологию» относится к профессиональному циклу М1, вариативной части М1В2, читается в 11 семестре. Форма...
Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию iconВведение в микробиологию
Микробиология (от греч. «mikros» – малый, «bios» – жизнь, «logos» – учение) – наука, изучающая мир мельчайших живых существ – микроорганизмов...
Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию icon«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов»
Программой фгос третьего поколения среднего профессионального образования предусмотрены следующие требования к знаниям студентов...
Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию iconРабочая программа дисциплины «Введение в специальность»
Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических наук,...
Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию iconРабочая программа дисциплины Введение в профессию
Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» является формирование представлений об области, объектах, видах и задачах профессиональной...
Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 02. Введение в германскую филологию...
Целью дисциплины «Введение в германскую филологию» является ознакомление студентов с характерными чертами группы германских языков...
Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию...
Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов...
Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию iconРабочая программа по дисциплине Введение в специальность
Программой учебной дисциплины «Введение в специальность» предусматривается изучение основных вопросов развития страхования в Российской...
Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «актуальные проблемы фразеологии»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура...
Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию iconРабочая программа учебной дисциплины «введение в биотехнологию»
Рабочая программа предназначена для преподавания профессиональной дисциплины, базовой части студентам очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной...
Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию iconРабочая программа учебной дисциплины «введение в специальность»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной (заочной) формы...
Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию iconРабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины «введение...
Профильная направленность: Производство продовольственных продуктов и потребительских товаров
Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию iconРабочая программа дисциплины Специальность 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике»
Введение в специальность[Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: тгамэуп, 2012. 20 с
Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию iconРабочая программа дисциплины Введение в биотехнологию
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 6
Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию iconМгпу) учебно методический комплекс дисциплины дн(М). Ф. 4 Введение...
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со стандартом дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы науки о языке...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск