МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт химии УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической работе
_______________ профессор Елина Е.Г.
"__" __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины
Введение в микробиологию
Направление подготовки
020100 – Химия
Магистерская программа
Химия биологически активных веществ
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
очная
Саратов,
2011 год
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Введение в микробиологию» являются формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций: владения теорией и навыками практической работы в области химии биологически активных веществ, биотехнологии и микробиологии; понимания принципов работы и умения работать на современной аппаратуре при проведении научных исследований в области микробиологии, представления о наиболее актуальных направлениях микробиологических исследований, владения навыками мышления, позволяющими принимать собственные решения на основании полученных базовых знаний по микробиологии. 2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Введение в микробиологию» относится к вариативной части профессионального (специального) цикла (М2) ООП магистратуры по профилю подготовки «Химия биологически активных веществ» по направлению подготовки 020100 – химия.
Программа подготовки магистров соответствует третьему уровню и приведена в соответствие с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19 мая 2010 г. № 531.
К «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при усвоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин, относятся: знания фундаментальных разделов неорганической и органической химии, химических основ биологических процессов, медицинской химии, умение использовать полученные знания для объяснения результатов научных экспериментов; владение современными информационными технологиями; знание систем сбора, обработки и хранения научной информации.
Освоение данной дисциплины необходимо для написания магистерской диссертации, для профессиональной деятельности в области химии биологически активных веществ, биотехнологии и микробиологии. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Введение в микробиологию»
В результате освоения дисциплины «Введение в микробиологию» выпускник должен овладеть следующими компетенциями:
способностью ориентироваться в условиях производственной деятельности и адаптироваться в новых условиях (ОК-1);
умением принимать нестандартные решения (ОК-2);
пониманием принципов работы и умением работать на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований (ОК-6).
представлением о наиболее актуальных направлениях исследований в современной теоретической и экспериментальной химии (ПК-1);
владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии (в соответствии с темой магистерской диссертации) (ПК-3);
умением анализировать научную литературу с целью выбора направления исследования по предлагаемой научным руководителем теме и самостоятельно составлять план исследования (ПК-4);
способностью анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения (ПК-5);
наличием опыта профессионального участия в научных дискуссиях (ПК-6);
умением представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовые доклады, рефераты и статьи в периодической научной печати) (ПК-7)
В результате освоения дисциплины магистр должен:
знать:
основные понятия микробиологии (особенности строения и функционирования клеток прокариот и вирусов, генетику микроорганизмов, значение микроорганизмов в возникновении инфекционных болезней, использование микроорганизмов в современной биотехнологии);
инструментарий микробиологических исследований (различные методы выделения, культивирования и идентификации микроорганизмов, приемы изучения биохимических и физиологических свойств бактерий, аппаратуру для разных видов микробиологических исследований);
уметь:
анализировать профильную научную литературу;
анализировать результаты микробиологических экспериментов, делать выводы и формулировать предложения, применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности;
вести научную дискуссию по проблемам теоретической и экспериментальной микробиологии и в смежных областях – биоорганической химии, биотехнологии;
владеть:
основными приемами микробиологических исследований;
методологией научного творчества.
4. Структура и содержание дисциплины «Введение в микробиологию»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (288 часов).
Структура и содержание дисциплины
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Лек-ции
| Лаборат. раб.
| СРС
| Всего
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
| История развития микробиологии и ее место среди других научных дисциплин.
| 10
| 1
| 2
| 4
| 4
| 10
|
| 2
| Микробная клетка и её структура.
| 10
| 2
| 2
| 4
| 12
| 18
|
| 3
| Строение, функционирование и разнообразие вирусов.
| 10
| 3
| 2
| 4
| 10
| 16
| Заслушивание и обсуждение рефератов
| 4
| Бактериофаги.
| 10
| 4
| 2
| 4
| 8
| 14
|
| 5
| Основы генетики микроорганизмов.
| 10
| 5
| 2
| 4
| 10
| 16
|
| 6
| Генетические рекомбинации бактерий. Использование бактерий и вирусов в биотехнологии.
| 10
| 6
| 2
| 4
| 16
| 22
| Разбор конкретных ситуаций
| 7
| Классификация микроорганизмов.
| 10
| 7
| 2
| 4
| 10
| 16
|
| 8
| Физиология микроорганизмов.
| 10
| 8
| 2
| 4
| 6
| 12
| Коллоквиум «Разнообразие микроорганизмов»
| 9
| Принципы культивирования микроорганизмов. Способы стерилизации. Поглощение веществ клеткой.
| 10
| 9
| 2
| 4
| 8
| 14
| Разбор конкретных ситуаций
| 10
| Рост и размножение микроорганизмов.
| 10
| 10
| 2
| 4
| 8
| 14
|
| 11
| Механизм обмена веществ и преобразования энергии.
| 10
| 11
| 2
| 4
| 8
| 14
|
| 12
| Субстратное фосфорилирование. Феномен брожения.
| 10
| 12
| 2
| 4
| 16
| 22
|
| 13
| Мембранное фосфорилирование в микробных клетках.
| 10
| 13
| 2
| 4
| 9
| 15
| Коллоквиум «Трансформация энергии в клетках»
| 14
| Экология микробов и распространение их в природе.
| 10
| 14
| 2
| 4
| 10
| 16
| Заслушивание и обсуждение рефератов
| 15
| Подавление роста и гибель микроорганизмов.
| 10
| 15
| 2
| 4
| 8
| 14
| Разбор конкретных ситуаций
| 16
| Антибиотики.
| 10
| 16
| 2
| 4
| 12
| 18
| Разбор конкретных ситуаций
| 17
| Инфекционный процесс.
| 10
| 17
| 2
| 4
| 8
| 14
| Заслушивание и обсуждение рефератов
| 18
| Иммунитет.
| 10
| 18
| 2
| 4
| 8
| 14
| Разбор конкретных ситуаций
|
| Промежуточная аттестация.
|
|
|
|
|
| 9
| Зачет с оценкой
|
| Итого: часов (зачетных единиц трудоемкости)
|
|
| 36
| 72
| 171
| 288 (8)
|
|
4.1. Содержание дисциплины «Введение в микробиологию»
Методологический и исторический аспекты изучения микробиологии. Микробиология, её место среди других научных дисциплин. Положение микроорганизмов в природе. Развитие микробиологии как науки, начиная с работ ван Левенгука, Пастера, Коха и до наших дней. Роль микробиологического синтеза в промышленности.
Химический состав одноклеточных микроорганизмов. Протоцит и его строение. Основные отличия протоцита от эуцита. Нуклеоид, цитоплазматическая мембрана, запасные вещества и другие включения. Особенности строения клеточной стенки бактерий. Форма прокариотических клеток. Жгутики и подвижность микроорганизмов. Таксисы бактерий. Капсулы, слизи и чехлы. Покоящиеся формы бактерий. Эндо- и экзоспоры. Цисты. Пигменты и их роль.
Природа вирусов, основные отличия от микроорганизмов. Строение вирусов. Нуклеокапсид. Типы симметрии. ДНК- и РНК-содержащие вирусы. Разнообразие вирусов и их классификация. Вирусоподобные частицы (прионы и вироиды). Гипотезы происхождения вирусов.
Явление бактериофагии. Морфология фагов. Строение и химический состав фага. Взаимодействие бактериофага с клеткой хозяина. Профаг. Явление лизогении. Устойчивость фагов к физическим и химическим факторам. Распространение фагов в природе. Качественные и количественные методы обнаружения фага. Практическое использование фагов. Видовые, типовые и поливалентные фаги.
Понятия наследственности и изменчивости микроорганизмов. Генотип. Особенности структуры, организации и функционирования генома прокариот. Строение и функции оперона. Биохимические механизмы репликации и репарации ДНК у бактерий. Диссоциация бактерий. Фенотипическая и генетическая изменчивость. Мутации и их разнообразие. Мутагенные факторы.
Трансформация, трансдукция и конъюгация. Плазмиды. Механизмы и структуры, обеспечивающие перенос ДНК. Практическое значение изменчивости. Роль микроорганизмов в развитии биотехнологии. Генная инженерия и многообразие биотехнологических процессов. Промышленная микробиология.
Основные единицы классификации прокариот. Естественная и искусственная классификации. Искусственная классификация Берджи. Бинарная номенклатура. Система бактерий по генам 16S рРНК и эукариот по генам 18S рРНК. Прокариоты и эукариоты. Эубактерии и археи. Гипотезы происхождения эукариот.
Источники углерода как макроэлемента для микроорганизмов. Автотрофные и гетеротрофные. Источники энергии для жизнедеятельности бактерий: фототрофные и хемотрофные; литотрофные и органотрофные микроорганизмы. Факторы роста: ауксотрофы, прототрофы. Чувствительность к концентрации кислорода: анаэробы и аэробы. Различие бактерий по способности функционировать в диапазоне значений температуры и рН.
Основные требования, предъявляемые к питательным средам. Жидкие и плотные питательные среды. Простые и сложные. Элективные и дифференциально-диагностические. Среды Гисса. Способы стерилизация питательных сред и растворов. Поглощение веществ клеткой. Механизм транспорта питательных веществ. Простая, облегчённая диффузия. Активный транспорт. Выход веществ из клетки.
Биосинтез в микробных клетках. Особенности деления клеток бактерий (бинарное, изоморфное и гетероморфное деления, почкование, множественное деление). Скорость размножение бактерий. Кривая роста бактериальной культуры. Синхронизация клеточного деления. Метод накопительных культур. Периодическое и непрерывное культивирование микроорганизмов. Методы определения бактериальной биомассы.
Метаболизм: анаболизм и катаболизм. Роль ферментов в клеточном метаболизме. Регуляция активности и синтеза ферментов. Практическое использование микробных ферментов. Основные типы дыхания: аэробное и анаэробное. Роль АТФ в преобразовании энергии. Трансмембранный электрохимический градиент ионов водорода.
Феномен брожения. Типы брожений: гомоферментативное молочнокислое, спиртовое, пропионовокислое, маслянокислое. Микроорганизмы, функционирующие за счёт субстратного фосфорилирования. Окислительный пентозофосфатный путь сбраживания углеводов у бактерий. Гетероферментативные молочнокислые бактерии. Окисления углеводов бактериями по пути Энтнера – Дудорова.
Фотофосфорилирование (пигменты, фотохимические процессы и пути ассимиляции СО2. Циклы Арнона и Кальвина). Фотосинтезирующие бактерии. Особенности фотосинтеза галобактерий. Роль фотосинтезирующих бактерий в природе. Функционирование цикла Кребса у бактерий. Окислительное фосфорилирование в дыхательной цепи. Нитратное дыхание. Сульфатное дыхание.
Чистые культуры. Понятие клона Смешанные культуры. Типы симбиозов микроорганизмов. Распространение микроорганизмов в природе. Микрофлора почвы, воды, воздуха и организма человека. Геохимическая роль бактерий на Земле. Этапы развития жизни на Земле. Круговорот веществ и роль микроорганизмов в круговороте углерода, азота, серы и других элементов. Микробная деградация отходов и производство биогаза.
Условия окружающей среды, ограничивающие рост и развитие микроорганизмов. Физические, химические и биологические факторы подавления роста. История развития химиотерапии. Химиотерапевтические препараты, принцип их действия и использование в медицинской практике.
Антибиотики как продукт метаболизма микроорганизмов. Биосинтез антибиотиков. Образование L-форм под действием антибиотиков. Классификация антибиотиков по химическому строению. Активность антибиотиков. Спектр и механизм действия антибиотиков. Бактериостатические и бактерицидные эффекты действия антибиотиков. Биохимические основы и генетические аспекты устойчивости микроорганизмов к антибиотикам.
Роль микроорганизмов в возникновении инфекционного процесса. Определение патогенности и вирулентности микроорганизмов: DLM, DCL, LD50. Роль токсинов в вирулентности микроорганизмов. Различия в действии экзо- и эндотоксинов бактерий. Разнообразие патогенных бактерий. Болезни человека, животных и растений, вызываемые микроорганизмами (чума, холера, малярия, столбняк, туберкулёз, сибирская язва, брюшной тиф и другие) и вирусами (оспа, гепатит, герпес, грипп, СПИД, рак и другие). Инфекции, эпидемии и пандемии.
Учение об иммунитете. Реакции иммунитета. Виды иммунитета: наследственный и приобретенный, активный и пассивный. Вакцинация. Неспецифические факторы защиты. Специфические факторы защиты. Понятие антигена и антитела. O, K, H-антигены. Иммуноглобулины G, M, A, E, D. Закономерности биосинтеза антител в организме животных. Моно- и поликлональные антитела. Механизм взаимодействия антигена и антитела. Использование антител в медицине и биотехнологии.
Лабораторные занятия
№ п/п
| Темы занятий
| Семестр
| Неделя семестра
| Трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
| 1
| Правила работы в микробиологической лаборатории, техника безопасности. Знакомство с оборудованием и инструментами.
| 10
| 1
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 2
| Работа со световым микроскопом. Устройство микроскопа и правила пользования им. Микроскопия готовых окрашенных препаратов бактерий и дрожжевых грибов.
| 10
| 1
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 3
| Способы окраски микроорганизмов. Приготовление окрашенного препарата. Негативная окраска бактерий. Окраска по способу Грама.
| 10
| 2
| 4
| Оформление лабораторных работ.
| 4
| Способы окраски капсул и спор микроорганизмов. Приготовление окрашенного препарата по методу Гинса и по методу Циль-Нильсена.
| 10
| 3
| 4
| Оформление лабораторных работ.
| 5
| Изучение строения и морфологии бактериальных клеток.
| 10
| 4
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 6
| Приготовление питательных сред. Методы стерилизации сред и посуды. Подготовка сред и посуды для стерилизации.
| 10
| 4
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 7
| Бактериологическое исследование воздуха. Приготовление стерильной агаровой пластинки в чашке Петри. Заражение среды микробиотой воздуха методом оседания.
| 10
| 5
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 8
| Описание морфологии колоний при макроскопическом и микроскопическом изучении. Определение содержания микробных клеток в единице объёма воздуха.
| 10
| 5
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 9
| Получение чистой бактериальной культуры. Рассев отдельной колонии на стерильную агарозную пластинку методом штриха.
| 10
| 6
| 4
| Оформление лабораторных работ.
| 10
| Биохимические свойства чистой культуры. Засев чистой культуры на среды Гисса, мясо-пептоный бульон, мясо-пептоную желатину и на молоко с лакмусом.
| 10
| 7
| 4
| Оформление лабораторных работ.
| 11
| Таксономическая идентификация бактериальных изолятов.
| 10
| 8
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 12
| Оценка подвижности клеток. Определение биомассы выросшей культуры методом центрифугирования и измерением оптической плотности бактериальной суспензии.
| 10
| 8-9
| 4
| Оформление лабораторных работ.
| 13
| Определение чувствительности чистой культуры бактерий к антибиотикам.
| 10
| 9
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 14
| Определение минимальной ингибирующей концентрации (МИК) и максимальной толерантной концентрации (МТК) биологически активного вещества, угнетающего рост (антибиотики, пестициды и другие) чистой культуры бактерий.
| 10
| 10
| 4
| Оформление лабораторных работ.
| 15
| Изучение факторов подавления роста и гибели микроорганизмов. Синергизм и конкуренция антибиотиков при воздействии на чистую культуру бактерий.
| 10
| 11
| 4
| Оформление лабораторных работ.
| 16
| Определение количества антибиотико-резистентных микроорганизмов в составе микробиоты воздуха и почвы.
| 10
| 12
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 17
| Рост бактериальной культуры на скошенном питательном агар-агаре.
| 10
| 12
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 18
| Консервирование бактериальных клеток. Хранение чистых культур в лаборатории и коллекции.
| 10
| 13
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 19
| Бактериологическое исследование почвы. Высев на питательную среду водной вытяжки почвы.
| 10
| 13
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 20
| Определение количественного показателя обсеменённости почвы микроорганизмами.
| 10
| 14
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 21
| Выделение из почвы азотфиксирующих микроорганизмов с использованием селективной среды Эшби.
| 10
| 14
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 22
| Изучение свойств почвенных азотфиксирующих микроорганизмов. Описание морфологических признаков колоний бактерий рода Azotobacter.
| 10
| 15
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 23
| Симбиоз микроорганизмов и растений. Определение способности чистых культур бактерий к синтезу фитогормонов, стимулирующих рост растений.
| 10
| 15
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 24
| Колонизация и рост-стимуляция почвенными бактериями высших растений.
| 10
| 16
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 25
| Изучение эффекта воздействие ксенобиотиков на стерильное растение и на симбиотическую систему «растение-микроорганизм».
| 10
| 16
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 26
| Серологическая идентификация бактерий в растворе и геле. Определение сродства известных антисывороток к бактериальным клеткам методом агглютинации и к экстрактам клеток методом радиальной иммунодиффузии в агарозном геле.
| 10
| 17
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 27
| Иммуноферментное выявление антигена в бактериальной культуре.
| 10
| 17
| 2
| Оформление лабораторных работ.
| 28
| Генетическая рекомбинация бактерий методами конъюгации и трансдукции.
| 10
| 18
| 4
| Оформление лабораторных работ.
|
| Итого часов
|
|
| 68
|
|
5. Образовательные технологии
При изучении дисциплины «Введение в микробиологию» реализуются различные виды учебной работы: лекции, лабораторные занятия, самостоятельные работы. В рамках курса активно используются инновационные материалы: мультимедийные презентации и электронные образовательные ресурсы. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа студентов включает освоение теоретического материала, подготовку к лабораторным работам и прохождению тестов, оформление лабораторных работ,
Оценочные средства текущего контроля включают:
выполнение и оформление лабораторных работ;
разбор конкретных ситуаций;
оценку личностных качеств студента (исполнительность, инициативность);
компьютерное тестирование.
Промежуточная аттестация студентов производится в форме зачета с оценкой.
Вопросы по дисциплине
Микробиология, и её место среди других научных дисциплин. Положение микроорганизмов в природе. Объект изучения микробиологии.
Развитие теоретических представлений о микроорганизмах, начиная с работ ван Левенгука по сегодняшний день.
Протоцит, его строение. Основные отличия протоцита от эуцита. Химический состав микроорганизмов.
Клеточная стенка бактерий: строение и функции. Капсулы.
Жгутики и подвижность. Фимбрии и пили.
Покоящиеся формы: эндо- и экзоспоры; цисты.
Классификация микроорганизмов. Гипотезы происхождения эукариот. Основные единицы классификации прокариот. Естественная и искусственная классификации.
Источники углерода (автотрофные и гетеротрофные микроорганизмы). Факторы роста: ауксотрофы, прототрофы.
Источники энергии для жизнедеятельности бактериальных клеток (фототрофные и хемотрофные организмы).
Поглощение веществ клеткой. Механизм транспорта питательных веществ. Простая, облегчённая диффузия. Активный транспорт. Выход веществ из клетки.
Роль ферментов в клеточном метаболизме. Основные свойства ферментов. Классификация ферментов. Эндо- и экзоферменты. Конститутивные и индуцибельные ферменты. Практическое использование микробных ферментов.
Основные типы дыхания: аэробное и анаэробное. Роль АТФ в преобразовании энергии. Трансмембранный электрохимический градиент ионов водорода.
Брожение. Субстратное фосфорилирование. Типы брожений.
Фотофосфорилирование. Фотосинтезирующие бактерии. Циклы Арнона и Кальвина.
Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование в дыхательной цепи. Нитратное дыхание. Сульфатное дыхание.
Рост и размножение клеток. Изоморфное и гетероморфное деление. Почкование.
Скорость размножение бактерий. Кривая роста. Основные фазы роста: лагфаза, экспоненциальная, стационарная и фаза отмирания.
Физические, химические и биологические факторы подавления роста.
Химиотерапевтические препараты (классификация, принципы действия).
Антибиотики как продукт метаболизма микроорганизмов. Спектр и механизм действия антибиотиков.
Бактериостатические и бактерицидные эффекты действия антибиотиков. Лекарственная устойчивость. Образование L-форм под действием антибиотиков.
Распространение микроорганизмов в природе. Микрофлора почвы, воды, воздуха и организма человека.
Симбиоз микроорганизмов: мутуализм, паразитизм, нейтрализм, комменсализм, антагонизм.
Развитие микробов при различных температурах (мезофилы, термофилы, психрофилы) и рН.
Круговорот веществ и роль микроорганизмов в круговороте углерода, азота и серы.
Природа вирусов, основные отличия от микроорганизмов. Строение вирусов. Нуклеокапсид. Типы симметрии. ДНК- и РНК-содержащие вирусы.
Явление бактериофагии. Морфология фагов. Строение и химический состав фагов. Взаимодействие бактериофага с клеткой хозяина. Профаг.
Понятия наследственности и изменчивости микроорганизмов. Генотип. Диссоциация у бактерий. S- и R-формы бактерий. Фенотипическая и генетическая изменчивость. Мутации и их разнообразие. Мутагенные факторы.
Генетические рекомбинации. Трансформация, трансдукция и конъюгация. Плазмиды: профаги, F-фактор, R-фактор, Col-фактор. Плазмиды биодеградации.
Роль микроорганизмов в возникновении инфекционного процесса. Определение патогенности и вирулентности микроорганизмов: DLM, DCL, LD50. Роль токсинов в вирулентности микроорганизмов.
Учение об иммунитете. Реакции иммунитета. Виды иммунитета: наследственный и приобретённый, активный и пассивный.
Понятие антигена и антитела. О-, К- и Н-антигены. Иммуноглобулины G, M, A, E и D. Механизм взаимодействия антигена и антитела.
Разбор конкретных ситуаций 1. Выбор оптимальной техники/схемы генетической рекомбинации бактерий с учетом особенностей локализации и размера переносимого генетического материала.
2. Выбор компонентов питательных сред и условий культивирования оптимальных для различных групп микроорганизмов.
3. Сравнительный анализ (преимущества, недостатки) различных способов стерилизации растворов и материалов для микробиологических исследований.
4. Определение эффективности применение различных антибиотиков на разных стадиях протекания инфекционного процесса.
5. Обсуждение особенностей формирования приобретенного иммунитета к различным инфекционным болезням. Темы рефератов
Разнообразие органических соединений, используемых микроорганизмами в качестве источника углерода.
Распространение микроорганизмов в природе: почве, воде, воздухе и организме животных и человека.
Жизненный цикл РНК-содержащих вирусов.
Особенности строения и патогенеза прионов и вироидов.
Макромолекулы на поверхности бактериальных клеток, являющиеся основными антигенами (Н-, О- и К-антигены).
Продукция фитогормонов бактериями в симбиозе с растениями.
Участие бактерий в геохимических циклах углерода, азота и серы на Земле.
Молекулярные и цитологические механизмы бактериостатического и бактерицидного действия антибиотиков.
Биотехнологическое производство биологически активных веществ.
Выработка патогенными бактериями экзо- и эндотоксинов.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Введение в микробиологию» Основная литература
Нетрусов А.И., Котова И.Б. Микробиология. М.: Издат. центр «Академия», 2006.
Гусев М.В., Минеева Л.А. Микробиология. М.: Издат. центр «Академия», 2005.
Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Под ред. А.А. Воробьева. М.: Мед. инф. аг-во, 2006.
Дополнительная литература
Клочкова И.Н., Коннова С.А., Матора Л.Ю., Бурыгин Г.Л., Щеголев С.Ю. Практические занятия по физико-химическим и биохимическим методам исследования биополимеров. Учеб.-метод. пособие для студентов хим. фак. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 88 с.
Мишустин Е.Н., Емцев В.Т. Микробиология. М.: Дрофа, 2006. 444 с.
Методы изучения бактериальной подвижности в приложении к биохимическим, генетическим и иммунохимическим задачам / Сост.: А.В. Шелудько, Е.И. Кацы, Л.Ю. Матора, Г.Л. Бурыгин, А.А. Широков, С.Ю. Щеголев; под ред. В.В. Игнатова: Учеб. метод. пособие для студентов и аспирантов хим. и биол. факультетов. – Саратов: Изд-во Научная книга, 2007.
Раздел «Taxonomy» на сайте PubMed.gov (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/taxonomy)
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Введение в микробиологию»
Аудитория для чтения лекций, оснащенная мультимедийным проектором.
Учебные лаборатории.
Персональные компьютеры.
Экспериментальное оборудование лаборатории иммунохимии ИБФРМ РАН.
Сетевые поисковые системы, электронные библиотеки, серверы издательств научной литературы и другие информационные ресурсы Интернета.
Научные библиотеки СГУ и ИБФРМ РАН.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 020100 – химия и профилю подготовки – «Химия биологически активных веществ».
Автор проф. д.б.н. Матора Л.Ю.
Программа одобрена на заседании кафедры органической и биоорганической химии
от 18.03.2011 года, протокол № 7.
Подписи: Зав. кафедрой органической
и биоорганической химии проф. Федотова О.В. Директор Института химии СГУ проф. Федотова О.В. |