Министерство образования и науки Российской Федерации
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Рекомендуется для направления подготовки (специальности)
111801
«Ветеринария» Квалификация (степень) выпускника – «специалист»
Наименование специализации
«Биология и патология медоносных пчел»
Москва 2013
Цель и задачи специализации «Биология и патология
медоносных пчел»
Целью освоения специализации «Биология и патология медоносных пчел» является: подготовка выпускника к профессиональной ветеринарной деятельности в области пчеловодства и болезней медоносных пчел, к проведению работ в ветеринарных лабораториях, пчеловодческих хозяйствах и профильных научно-исследовательских институтах.
Задачи:
ознакомить студентов с семьями медоносных пчел, их биологией, особенностями анатомии и физиологии, индивидуальным и общим иммунитетом пчелиной семьи, определяющим уровень ее естественной резистентности;
освоить технологию содержания пчелиных семей в течение года, получения биологически активных продуктов пчеловодства (БАПП) и экспертизы их качества, применения БАПП в ветеринарии и медицине;
научить анализировать причины возникновения незаразных болезней пчел, в том числе, обусловленных нарушениями кормления и содержания;
изучить этиологию, закономерности возникновения, распространения, пути передачи заразных болезней, их ассоциации или смешанные формы;
освоить методы диагностики болезней медоносных пчел;
изучить особенности организации и проведения оздоровительных и профилактических мероприятий на пасеках;
освоить методы лечения и применения лекарственных средств в пчелиных семьях;
изучить комплекс ветеринарно-санитарных мероприятий, направленных на предотвращение попадания остатков ядохимикатов, лекарственных средств, возбудителей инфекционных болезней в продукты пчеловодства.
Место специализации в структуре ООП:
Специализация «Биология и патология медоносных пчел» относится к профессиональному уровню обучения студентов, предусматривающему углубленное изучение особенностей биологии, экологии и патологии пчел с целью последующей практической деятельности в качестве ветеринарного врача.
Изучение специализации основано на знаниях студентов, полученных при освоении естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, в частности зоологии, химии, физиологии, биохимии, кормлении, зоогигиены, микробиологии, эпизоотологии, паразитологии, а также курса «Биологии и патологии пчел» в процессе освоения ООП.
Требования к результатам освоения специализации:
В результате изучения специализации «Биология и патология медоносных пчел» обучающийся должен:
Знать:
особенности биологии, экологии, анатомии, физиологии, патологии медоносных пчел и пчелиных семей, влияние на их жизнедеятельность среды обитания, технологию кормления и содержания;
устройство пасек и особенности биологического цикла развития пчелиных семей в процессе активного сезона;
методы интенсификации использования пчелиных семей и их влияние на возникновение болезней пчел;
технологии получения продуктов пчеловодства и методы контроля их качества;
ветеринарно-санитарные требования к территории пасеки, пасечным постройкам, пчеловодному оборудованию;
причины возникновения, закономерности проявления незаразных, инфекционных и инвазионных болезней пчел; морфологию и биологию их возбудителей, методы диагностики и борьбы с ними;
ветеринарно-санитарные меры по профилактике болезней пчел;
особенности апитерапии в современной ветеринарной и медицинской практике.
Уметь:
проводить мероприятия по разведению, содержанию, кормлению медоносных пчел;
диагностировать болезни медоносных пчел;
составлять планы оздоровительных мероприятий при болезнях медоносных пчел;
организовывать и проводить на пасеках ветеринарно-санитарные и зоотехнические мероприятия, направленные на предупреждение болезней пчел и их лечение, получение безопасных в ветеринарном отношении продуктов пчеловодства;
вести ветеринарный учет и отчетность по болезням медоносных пчел.
Владеть:
навыками по разведению, содержанию, кормлению медоносных пчел;
методами эпизоотологического обследования, клинической и лабораторной диагностики;
методами отбора проб патматериала для лабораторных исследований;
способами лечения и ликвидации инфекционных, инвазионных и незаразных болезней пчел;
методами экспертизы качества продуктов пчеловодства;
методами медотерапии, терапии цветочной пыльцой, маточным молочком, прополисом, пчелиным ядом.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
способен использовать современные технологии содержания, кормления пчелиных семей с учетом форм эксплуатации и специфики климатических условий регионов;
способен использовать достижения науки в оценке качества лекарственных средств, биологически активных подкормок и применять их с учетом специфики профессионального направления хозяйства;
способен прогнозировать последствия нарушений технологий использования пчелиных семей, условий лечения заболеваний;
способен применять современные методы исследований в области биологии и патологии пчел;
готов к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта;
готов к участию в проведении научных исследований, анализу полученных результатов в области биологии и патологии пчел;
в области экологии и биологии медоносных пчел:
имеет четкое представление о социальном и экономическом значении медоносной пчелы в агробиоценозе;
знает морфологию, анатомию, физиологию пчел, владеет навыками препарирования органов пчелы;
знает особенности микроклимата пчелиного гнезда и способы его регулирования;
имеет представление о годичном цикле развития пчелиных семей и владеет технологиями их оптимального содержания и кормления в зависимости от климатических условий региона;
знает государственную нормативную документацию качества, предъявляемого к маткам, пакетам, пчелиным семьям;
умеет проверять качество продукции пчеловодства в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
в области болезней и вредителей пчел:
знает классификацию болезней пчел;
владеет приемами эпизоотического мониторинга;
умеет пользоваться нормативно-технической документацией и справочной литературой по приготовлению лечебных растворов, сиропов, канди для лечения пчелиных семей;
владеет приемами введения лекарственных средств в пчелиную семью;
умеет применять полученные знания в практической деятельности по ветеринарному обслуживанию пасек и обеспечению их эпизоотического благополучия;
знает основные характеристики лекарственных средств для карантинных болезней пчел;
умеет проверять степень эффективности лекарственных средств в соответствии с действующей документацией;
владеет методами диагностики при смешанных и ассоциированных формах проявления заразных болезней.
в области продуктов пчеловодства и их экспертизы:
знает технологии получения меда, пыльцы, перги, прополиса, маточного молочка, пчелиного яда в пчелиной семье;
знает классификацию меда по ботаническому и географическому происхождению;
знает химический состав и свойства натурального меда;
знает систему контроля, стандартизации меда;
владеет методами определения качества меда, соответствующими сертификации качества медов;
знает классификацию, химический состав, химические константы, свойства восков;
владеет методами определения натуральности и качества воска, в соответствии с ГОСТ 21179-2000;
знает состав восковой композиции для изготовления вощины;
знает происхождение, органолептические показатели, химический состав маточного молочка, пчелиного яда и их применение;
знает происхождение, свойства, химический состав пыльцы, прополиса и методы определения их подлинности и качества.
в области апитерапии:
знает актуальность апитерапии в современной медицинской практике;
знает фармацевтические свойства и побочные отрицательные эффекты меда;
знает лекарственные и лечебно-профилактические препараты на основе меда, пыльцы, маточного молочка, пчелиного яда, трутневого гомогената и их свойства;
владеет технологиями изготовления лекарственных и лечебно- профилактических препаратов на основе БАПП;
умеет вводить препараты на основе БАПП;
знает фармацевтические свойства основных компонентов пчелиного яда;
владеет методикой пчелоужаления.
5. Объем специализации и виды учебной работы
Общая трудоемкость специализации «Биология и патология медоносных пчел» составляет 11 зачетных единиц (396 часов).
Биология и патология медоносных пчел
| Вид учебной деятельности
| Всего часов/зачетных единиц
| Семестры
| 6
| 7
| 8
| БППС и ЭМП
| БВП
| ППЭ и А
| Аудиторные занятия (всего)
| 198
| 56
| 52
| 90
| В том числе:
Лекции
| 62
| 18
| 16
| 28
| Лабораторные работы (ЛР)
| 40
| 12
| 16
| 12
| Практические занятия (ПЗ)
| 96
| 26
| 20
| 50
| Самостоятельная работа (всего)
| 198
| 56
| 52
| 90
| В том числе:
Курсовой проект (работа)
| -
| -
| -
| -
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
| Реферат
| -
| -
| -
| -
| Отчет по практике
| -
| -
| -
| -
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
| зачет
| экзамен
| Общая трудоемкость (часы)
| 396
| 112
| 104
| 180
| Зачетные единицы
| 11,0
|
|
|
|
БППС – биология медоносных пчел и пчелиных семей;
ЭМП – экология медоносных пчел;
БВП – болезни и вредители пчел;
ППЭ – продукты пчеловодства и их экспертиза;
А – апитерапия.
6. Содержание специализации «Биология и патология медоносных пчел»
6.1. Дисциплины специализации
№ п/п
| Наименование дисциплины специализации
| Содержание дисциплины
| 1.
| Биология медоносных пчел и пчелиных семей
| Морфология, анатомия, физиология пчелы медоносной. Эволюция социальности у пчелиных, формы коммуникационных связей в пчелиной семье, ее структура, функционирование как биологической единицы. Условия, необходимые для нормального развития пчелиной семьи в течение года.
| 2.
| Экология медоносных пчел
| Экологические факторы среды обитания и общие закономерности их действия на пчелиную семью. Агробиоценозы, возможности саморегуляции и устойчивости пчелиных семей в них, роль пчелиных семей в системе агробиоценоза. Фотопериодизм, трофические субстраты, термофактор, воздушная среда, электромагнитные поля и их влияние на развитие, физиологическое состояние и жизнеспособность пчел.
| 3.
| Болезни и вредители пчел
| Причины возникновения незаразных болезней пчел, обусловленных нарушением кормления, содержания и разведения, ветеринарно-санитарные требования в современной экологической ситуации. Изучение этиологии, закономерностей возникновения, распространения, пути передачи заразных болезней, их ассоциаций или смешанных форм. Методы диагностики основных болезней, их ассоциаций. Особенности организации и проведения оздоровительных и профилактических мероприятий на пасеках. Методы лечения и применение лекарственных средств в пчелиных семьях, комплекс ветеринарно-санитарных мероприятий, направленных на предотвращение попадания остатков ядохимикатов, лекарственных средств, возбудителей инфекционных болезней в продукты пчеловодства.
| 4.
| Продукты пчеловодства и их экспертиза
| Характеристика и технологии получения меда, пыльцы, перги, маточного молочка, прополиса, воска, пчелиного яда. Система контроля натуральности, качества, безопасности БАПП в нашей стране и за рубежом. Требования к их качеству по стандартам разных государств. Условия хранения и переработки. Ветеринарно-санитарные требования к БАПП.
| 5.
| Апитерапия
| Актуальность апитерапии в современной медицинской практике. Медотерапия, терапия цветочной пыльцой, пергой, маточным молочком, прополисом, пчелиным ядом. Показания и противопоказания к применению.
| |