Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия





НазваниеПримерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия
страница1/5
Дата публикации26.12.2014
Размер0.84 Mb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Биология > Примерная программа
  1   2   3   4   5


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины

Нормальная физиология
Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

060103 Педиатрия

Квалификация (степень) выпускника Специалист

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель – сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, об основных закономерностях функционирования и механизмах их регуляции при взаимодействии между собой и с факторами внешней среды, о физиологических основах клинико-физиологических методов исследования, применяемых в функциональной диагностике и при изучении интегративной деятельности человека.

Задачи:

  • формирование у студентов навыков анализа функций целостного организма с позиции интегральной физиологии, аналитической методологии и основ холистической медицины;

  • формирование у студентов системного подхода в понимании физиологических механизмов, лежащих в основе взаимодействия с факторами внешней среды и реализации адаптивных стратегий организма человека и животных осуществления нормальных функций организма человека с позиции концепции функциональных систем;

  • изучение студентами методов и принципов исследования оценки состояния регуляторных и гомеостатических систем организма в эксперименте, с учетом их применимости в клинической практике;

  • изучение студентами закономерностей функционирования различных систем организма человека и особенностей межсистемных взаимодействий в условиях выполнения целенаправленной деятельности с позиции учения об адаптации и кроссадаптации;

  • обучение студентов методам оценки функционального состояния человека, состояния регуляторных и гомеостатических при разных видах целенаправленной деятельности;

  • изучение студентами роли высшей нервной деятельности в регуляции физиологическими функциями человека и целенаправленного управления резервными возможностями организма в условиях нормы и патологии;

  • ознакомление студентов с основными принципами моделирования физиологических процессов и существующими компьютерными моделями (включая биологически обратную связь) для изучения и целенаправленного управления висцеральными функциями организма;

  • формирование у студентов основ клинического мышления на основании анализа характера и структуры межорганных и межсистемных отношений с позиции интегральной физиологии для будущей практической деятельности врача.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Нормальная физиология» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

  • в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика; психология и педагогика; история медицины; латинский язык; иностранный язык;

  • в цикле математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе: физика, математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; гистология, цитология, эмбриология.

Является предшествующей для изучения дисциплин профессионального цикла.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача-педиатра, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способности и готовности к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами – детьми и подростками, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

способности и готовности использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);

способности и готовности анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам детей и подростков с учетом их физиологических особенностей организма ребенка для успешной лечебно-профилактической деятельности (ПК-18);

способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные свойства и состояния возбудимых тканей, механизмы биоэлектрических явлений и их роль в кодировании биологической информации;

  • структурно-функциональные свойства и особенности регуляции процессов сокращения поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры;

  • принципы организации и функционирования центральной нервной системы (ЦНС) у человека и других млекопитающих, цефализации функций в процессе эволюции;

  • роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции соматических и висцеральных функций организма. Рефлекторные дуги с висцеральным и соматически компонентами;

  • индивидуальные особенности организации и рефлекторной деятельности автономной нервной системы, ее участие в формировании целостных форм поведения;

  • механизмы функционирования и принципы регуляции эндокринных клеток, желез внутренней секреции и особенности их взаимодействия в условиях целенаправленного поведения и патологии;

  • система крови и её роль в поддержании и регуляции гомеостатических констант организма, функции крови, характеристику и функциональные особенности физиологических констант крови; группы крови и методы их определения, резус фактор и его роль в патологии, правила переливания крови, процессы свертывания крови;

  • основные этапы и показатели функции внешнего дыхания, дыхательный центр и его строение, особенности регуляции дыхания при различных нагрузках;

  • роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды в обеспечении жизнедеятельности организма;

  • физиологические особенности регуляции обмена веществ и энергии в организме в условиях действия экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности, основы здорового и адекватного питания, принципы составления рационов;

  • пищеварение как процесс, необходимый для реализации энергетической и пластической функций организма; особенности и закономерности структурно-функциональной организации функций желудочно-кишечного тракта, формирование голода и насыщения;

  • основные процессы и механизмы поддержания постоянства температуры тела;

  • основные этапы образования мочи и механизмы их регуляции;

  • основные невыделительные (гомеостатические) функции почек;

  • основные свойства сердечной мышцы и их отличия от скелетных мышц, механизмы электромеханического сопряжения, полости и клапанный аппарат сердца;

  • основные механизмы регуляции деятельности сердца, сердечный цикл;

  • физиологическую роль отделов сосудистой системы, линейную и объемную скорость кровотока, нейрогормональные механизмы регуляции сосудистого тонуса и системной гемодинамики;

  • особенности структурно-функциональной организации микроциркуляторного русла различных регионов организма здорового человека, транскапиллярный обмен и его регуляция;

  • основные морфо-функциональные особенности организации различных отделов сенсорных систем;

  • формы проявлений высшей нервной деятельности (ВНД) у человека, классификацию и характеристику типов ВНД, варианты межполушарной асимметрии и её значение в деятельности врача;

  • механизмы образования условного рефлекса и его торможения, роль в клинической практике, компоненты функциональной системы поведенческого акта;

  • понятие и классификацию боли; особенности морфо-функциональной организации ноцицептивной и антиноцицептивной систем;

  • механизмы и особенности формирования основных функциональных систем (ФУС) организма (поддержания постоянства уровня питательных веществ в крови, артериального давления, температуры внутренней среды, сохранения целостности организма и др.).

  • основные закономерности развития и жизнедеятельности организма детей и подростков на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

  • анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма ребенка и подростка;

  • функциональные системы организма детей и подростков, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах;



    Уметь:

Использовать знания о:

  • методологических подходах (аналитическом и системном) для понимания закономерностей деятельности целостного организма;

  • теории функциональных систем для понимания механизмов саморегуляции гомеостаза и формирования полезного результата в приспособительной деятельности;

  • свойствах и функциях различных систем организма при анализе закономерностей формирования функциональных систем организма здорового человека;

  • механизмах формирования специфических и интегративных функций, их зависимости от факторов внешней среды и функционального состояния организма;

  • видах и механизмах формирования проявлений высшей нервной деятельности при анализе организации ФУС здорового человека, для понимания механизмов психической деятельности; различных состояний мозга, целенаправленного поведения человека;

Анализировать:

  • закономерности функционирования возбудимых тканей, центральной нервной системы и желез внутренней секреции;

  • проявления функций крови;

  • особенности организации разных этапов дыхания и их регуляции;

  • функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной пищеварительной и терморегуляторной систем при обеспечении целенаправленной деятельности организма;

  • закономерности функционирования сенсорных систем человека;

  • особенности высшей нервной деятельности человека;

  • закономерности деятельности различных систем организма при разных функциональных состояниях;

  • динамику физиологических процессов при разных видах стресса;

Проводить исследования:

  • состояния свертывающей системы организма, оценку групп крови и резус фактора;

  • основных физиологических свойств возбудимых тканей;

  • рефлекторной деятельности нервной системы и вегетативной реактивности;

  • функций сенсорных систем;

  • болевой чувствительности;

  • высших психических функций;

  • индивидуально-типологических характеристик человека;

  • показателей деятельности соматической и висцеральных систем (дыхания, сердечно-сосудистой) при разных функциональных состояниях организма.

  • интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах детей и подростков;

  • обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний;



    Владеть:

    методами:

  • определение групп крови и резус фактора;

  • оценки результатов общего анализа крови;

  • оценки времени свертывания крови;

  • оценки осмотической устойчивости эритроцитов;

  • подсчета этроцитов и лейкоцитов;

  • оценки результатов общего анализа мочи;

  • пальпации пульса;

  • измерения артериального давления;

  • исследования умственной работоспособности методом корректурного теста;

  • оценки функционального состояния методом вариационной пульсометрии;

  • определения физической работоспособности (методами Гарвардского степ-теста и PWC170);

  • оценки типов ВНД.

  • простейшими медицинскими инструментами (фонендоскоп, шпатель, неврологический молоточек, скальпель, пинцет, зонд, зажим, расширитель и т.п.);

  • навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования детей и подростков.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

Аудиторные занятия (всего)

168

80

88

В том числе:










Лекции (Л)










Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

Самостоятельная работа (всего)

84

40

44

В том числе:










Курсовой проект (работа)

-

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

-

Реферат










Другие виды самостоятельной работы






















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)







экзамен

Общая трудоемкость час 252

зач. ед. 7


















  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconПримерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется...
Дисциплина «Фармакология» относится к циклу математических, естественнонаучных, дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconПримерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется...
Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconРабочая программа по дисциплине нормальная физиология (наименование...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская...
Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconПримерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология,...
При этом большое внимание уделяется характеристике микроскопического строения органов и систем в критических периодах развития, в...
Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconПримерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется...
Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении...
Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconПримерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconПримерная программа наименование дисциплины биохимия рекомендуется...
Цель – сформировать знания об основных закономерностях протекания метаболических процессов, определяющих состояние здоровья и адаптации...
Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconПримерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология,...
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconПримерная программа наименование дисциплины физиология и этология...
Токсикология», «Кормление животных с основами кормопроизводства», «Безопасность жизнедеятельности», «Ветеринарная генетика», «Разведение...
Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconУчебного процесса на кафедре нормальной физиологии На кафедре осуществляется...
Нормальная физиология – для специальностей: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология (нормальная физиология...
Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconК рабочей учебной программы по дисциплине нормальная физиология 060103 педиатрия
Цнс в регуляции соматических и висцеральных функций организма. Рефлекторные дуги с висцеральным и соматически компонентами
Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconПримерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется...
Дисциплина «Фармакология» относится к циклу математических, естественнонаучных, дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconПримерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется...
Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconПримерная программа наименование дисциплины физиология с основами...
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconПримерная программа наименование дисциплины Химия Рекомендуется для...
Обучение студентов осуществляется на основе преемственности знаний и умений, полученных в курсе Химии общеобразовательных учебных...
Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия iconРабочая программа по дисциплине Нормальная физиология (наименование...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск