ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Нижегородская государственная медицинская академия МИНИСТЕРСТВА»
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<УТВЕРЖДАЮ>
Проректор по учебной работе
Проф._________ С.Н. Цыбусов
"____"_____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
(наименование дисциплины) для специальности 060103 Педиатрия
(номер и название специальности) Факультет - педиатрический
Форма обучения – очная
2012
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия (квалификация «специалист»), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 8 ноября 2010 г. №1122
Составители рабочей программы:
Место работы
| Занимаемая
должность
| Инициалы,
фамилия
| Нижегородская государственная медицинская академия
| Зав.кафедрой нормальной физиологии, д.б.н., профессор
| И.В. Мухина
| Нижегородская государственная медицинская академия
| Профессор кафедры нормальной физиологии, д.м.н., профессор
| Ю.П.Потехина
| Нижегородская государственная медицинская академия
| Доцент кафедры нормальной физиологии, к.м.н., доцент
| И.Ф.Волкова
| Нижегородская государственная медицинская академия
| Доцент кафедры нормальной физиологии, к.м.н. доцент
| О.А.Горева
|
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры нормальной физиологии им. Н.Ю. Беленкова (протокол №14, 12 апреля 2012 года). Заведующий кафедрой, (И.В. Мухина)
профессор
«____» ____________2012 г.
СОГЛАСОВАНО Председатель цикловой методической комиссии, (Ловцова Л.В.)
доцент
«___» ____________ 2012 г.
СОГЛАСОВАНО Начальник УМУ, (Потемина Т.Е.)
профессор «____» __________ 2012 г.
1. Цели и задачи дисциплины: Цель – сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, об основных закономерностях функционирования органов и систем организма детей и подростков и механизмах их регуляции при взаимодействии между собой и с факторами внешней среды, о физиологических основах методов исследования, применяемых в функциональной диагностике. Задачи:
формирование у студентов навыков анализа функций целостного организма с позиции интегральной физиологии;
формирование у студентов системного подхода в понимании физиологических механизмов, лежащих в основе взаимодействия организма с внешней средой, осуществления нормальных функций организма детей и подростков, реализации адаптивных стратегий организма с позиции концепции функциональных систем;
изучение студентами методов, принципов исследования и оценки состояния регуляторных и гомеостатических систем организма с учетом их применимости в клинической практике;
изучение студентами закономерностей функционирования различных систем организма детей и подростков, особенностей межсистемных взаимодействий в условиях выполнения различных видов деятельности с позиции учения об адаптации;
формирование знаний о физиологических основах современных методов исследования, применяемых в функциональной диагностике.
ознакомление студентов с ролью высшей нервной деятельности в регуляции физиологических функций человека и управления резервными возможностями организма в условиях нормы и патологии;
формирование у студентов основ клинического мышления на основании анализа характера и структуры межорганных и межсистемных отношений с позиции интегральной физиологии для будущей практической деятельности врача - педиатра.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Нормальная физиология» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика; психология и педагогика; история медицины; латинский язык; иностранный язык;
в цикле математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; гистология, эмбриология, цитология.
Дисциплина «Нормальная физиология» является предшествующей для изучения следующих дисциплин: гигиена; общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф; патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия; патофизиология, клиническая патофизиология; фармакология; медицинская реабилитация; клиническая фармакология; дерматовенерология; неврология, медицинская генетика; психиатрия, медицинская психология; оториноларингология; офтальмология; судебная медицина; акушерство и гинекология; пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; факультетская терапия, профессиональные болезни; госпитальная педиатрия; инфекционные болезни; фтизиатрия; поликлиническая и неотложная педиатрия; общая хирургия, лучевая диагностика; анестезиология, реанимация и интенсивная терапия; факультетская хирургия, урология; госпитальная хирургия, детская хирургия; стоматология; онкология, лучевая терапия; травматология и ортопедия, пропедевтика детских болезней; факультетская педиатрия, эндокринология; инфекционные болезни у детей.
3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
- способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
- способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача-педиатра, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
- способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
- способности и готовности проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка (ПК-5);
- способности и готовности к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами - детьми и подростками, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
- способности и готовности проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку, оценивать эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными детьми и подростками (ПК-12);
- способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);
- способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам детей и подростков с учетом их физиологических особенностей организма ребенка для успешной лечебно-профилактической деятельности (ПК-18);
- способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
- способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32). В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
правила техники безопасности и работы в лабораториях, с реактивами, приборами, животными;
основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека;
химико-биологическую сущность процессов, происходящих в организме ребенка и подростка на молекулярном и клеточном уровнях;
роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме детей и подростков;
основные закономерности развития и жизнедеятельности организма детей и подростков на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов, методы их исследования;
функциональные системы организма детей и подростков, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой в норме;
методы функциональной и лабораторной диагностики (электрокардиография - ЭКГ, фонокардиография - ФКГ, электроэнцефалография - ЭЭГ, электромиография - ЭМГ, спирография, методы исследования сенсорных систем, рефлексометрия, гематологические исследования, термометрия)
Уметь:
пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;
анализировать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур у детей и подростков;
интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики (общего анализа крови, определения группы крови по системе АВО и резус-системе, коагулографии, общего анализа мочи, ЭКГ, ФКГ, ЭЭГ, ЭМГ, спирографии), термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах детей и подростков.
Владеть:
медико-физиологическим понятийным аппаратом;
простейшими медицинскими инструментами (фонендоскоп, неврологический молоточек);
методами: измерения артериального давления.
определение групп крови по системе АВО и резус фактора;
оценки времени свертывания крови
оценки осмотической устойчивости эритроцитов
исследования умственной работоспособности методом корректурного теста.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 144
| 72
| 72
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
| 43
| 19
| 24
| Практические занятия (ПЗ)
| 101
| 53
| 48
| Семинары (С)
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 72
| 36
| 36
| В том числе:
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
| Реферат
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 72
| 36
| 36
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| 36
|
| 36
| Общая трудоемкость 252 час
7 зач. ед.
| 252
| 108
| 144
|
|
|
|
|