Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия»





НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия»
страница1/6
Дата публикации25.01.2015
Размер0.79 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра патологической физиологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профессор _________ А.Б. Ходжаян

«___»_______________ 20___ г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

патофизиология, клиническая патофизиология

для специальности 060103.65 «Педиатрия»

Всего ЗЕТ - 8

Всего часов - 288

из них:

  • аудиторных занятий – 168

из них:

- лекций – 36

- практических занятий – 132

  • самостоятельная работа - 84

  • форма контроля:

- зачет – 12 семестр

- экзамен – 6 семестр (36 часов)

г. Ставрополь, 201_ г.

Рабочая учебная программа разработана в соответствии с

-ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060103.65 Педиатрия,

утверждённым приказом Минобрнауки России от 8 ноября 2010г. № 1122;

- рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности), 060103.65 Педиатрия, утверждённым Учёным советом университета от 26 июня 2013 г. протокол №11,

- типовой (примерной) учебной программой по патофизиологии, клинической патофизиологии
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры патологической физиологии.

«___ » _______________20____года протокол № _____

Зав. кафедрой, д.м.н., профессор Е.В. Щетинин
Одобрена Цикловой методической комиссией медико-биологических дисциплин.

«___ » _______________20____года


Председатель ЦМК, профессор А.А. Коробкеев


Согласована:

Декан педиатрического факультета, доцент Л.Я. Климов


Начальник УМУ Н.П. Вышковский
«___ » _______________20____года


Руководитель ЦУКО, профессор Ю.В. Первушин

«___ » _______________20____года


Рецензенты

Заведующий кафедрой патологической физиологии

Волгоградского государственного медицинского

университета, доктор медицинских наук, профессор Л.Н. Рогова

Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Патофизиология, клиническая патофизиология» изучается студентами ΙΙΙ и VΙ курсов педиатрического факультета очной формы обучения на базе среднего образования. Рабочая учебная программа по патофизиологии, клинической патологической физиологи составлена на основании требований ФГОС ВПО, предъявляемым к студентам по специальности 060103.65 «Педиатрия» с учётом особенностей изучения дисциплины в медицинском вузе.

В соответствии с учебным планом студенты ΙΙΙ и VΙ курсов педиатрического факультета изучают дисциплину «Патофизиология, клиническая патофизиология» в V-VΙ и XΙΙ семестрах. Всего на дисциплину отводится 288 академических часов, аудиторных – 168 часа, в том числе: 36 часов лекций, 132 часа практических занятий и 84 часа самостоятельной подготовки. Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена по патофизиологии (6-й семестр) и зачета по клинической патофизиологии (12-й семестр)

Рабочая программа составлена на основе разделов и тем, рекомендованных примерной программой по патофизиологии и клинической патофизиологии для студентов медицинских вузов (2010г). Содержание отражает основные фундаментальные разделы и темы типовой программы, согласно плана подготовки врача педиатра.

Приоритетными направлениями при изучении предмета следует считать знание причин, механизмов формирования, исходов, принципов этиотропной и патогенетической терапии типовых патологических процессов и типовых нарушений органов и систем организма и особенностей их протекания в детском возрасте. Особое внимание уделяется изучению причин и механизмов формирования краевой патологии (патология системы дыхания, в том числе и аллергической природы, патологии эндокринной системы). Основу 80% заболеваний человека составляет воспаление, как типовой патологический процесс среди приоритетных направлений, при изучении дисциплины ему уделяется особое внимание.

При формировании практических навыков отводится большое место клиническим анализам крови, мочи, функциональным пробам при сердечнососудистых заболеваниях, при болезнях пищеварительного тракта и других, что для врача педиатра является немаловажным.

Учебный материал распределён между лекциями, практическими занятиями и самостоятельной работой студента в учебное и вне учебное время. Лекции читаются по наиболее важным проблемам патофизиологии и клинической патофизиологии. Содержание лекций отражает современные достижения науки и практики. К чтению лекций привлекаются профессора и доценты кафедры.

На практических занятиях студенты самостоятельно под руководством преподавателя проводят экспериментальные исследования, протоколируют и анализируют полученные результаты, изучают готовые мазки крови, препараты, данные гемограмм, электрокардиограмм, результаты биохимических анализов и др., проводят патофизиологический анализ, формулируют заключение по данным ситуационных задач. К экспериментам студенты допускаются после ознакомления с основными требованиями, предъявляемыми к медико-биологическому эксперименту, которые рассматриваются на первом занятии. Студентов знакомят с приёмами работы на животных и техникой безопасности, проведением процедур различного рода, включая методы обезболивания животных и их эвтаназии.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в учебном процессе используются активные и интерактивные формы занятий (ролевые игры, решение ситуационных задач, данных лабораторных и инструментальных методов исследования и т.д.).

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям и включает изучение специальной литературы по теме (рекомендованные учебники, методические пособия, ознакомление с материалами, опубликованными в монографиях, специализированных журналах, на рекомендованных медицинских сайтах). Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационным и библиотечным фондам кафедры и вуза.

Самостоятельная работа студента при написании реферата способствует формированию способности анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать результаты естественнонаучных, профессиональных дисциплин в профессиональной и социальной деятельности.

Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу по ходу освоения дисциплины «Патофизиология, клиническая патофизиология», способствуют формированию у студента культуры мышления, способностью логически правильно оформить результаты патофизиологического анализа конкретных данных как о форме патологии, так и о пациенте в целом; умения системно подходить к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; способности и готовности к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии.

Различные виды деятельности в процессе учебного раздела по патофизиологии, клинической патофизиологии формируют способность к анализу и оценке своих возможностей, приобретению новых знаний, освоению умений, использованию различные информационно-образовательных технологий.

Дистанционное обучение предусматривает размещение учебно-методических материалов на доступных студентам сайтах.

По каждому разделу на кафедре разработаны методические рекомендации для студентов и методические указания для преподавателей.

Продолжительность практических занятий – 3 академических часа. На клиническую патофизиологию выделяется 24 часа в 12 семестре. С целью контроля усвоения учебной дисциплины на кафедре осуществляется текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний. Применяется тестовый контроль, решение ситуационных задач, проведение итоговых занятий, сдача практических навыков. Студент аттестуется на каждом практическом занятии. За время обучения проводится 4 итоговых занятия. Успеваемость студентов в ходе изучения дисциплины обобщается и каждому из них определяется рейтинг успеваемости. Рейтинг успеваемости применяется для определения итоговой оценки студенту, согласно Положению о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов на кафедре.

Итоговая аттестация осуществляется после 6 семестра в форме экзамена по патологической физиологии и в форме зачёта по клинической патофизиологии в 12 семестре. Программа и порядок проведения экзамена заблаговременно доводится до сведения студентов. Перед экзаменом проводятся консультации по графику. Процедура проведения экзамена предусматривает три этапа: 1) оценка уровня теоретической подготовки путем тестирования; 2) оценка уровня освоения практических навыков и умений; 3) собеседование по основным разделам изучаемой дисциплины (оценка уровня компетенции с использованием теоретической базы). В конце цикла по клинической патофизиологии зачет студентам выставляется по результатам БРС (успеваемости в ходе семестра).

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей, презентации по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

При проведении практических занятий по темам: типовые нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем используется диагностическая аппаратура на базе персональных компьютеров.

Учебный процесс на кафедре тесно связан с воспитанием студентов в соответствии с Концепцией воспитательной работы, принятой в академии. В ходе учебного процесса студентам прививаются навыки аккуратности, воспитываются дисциплинированность, обязательность, прилежание в учёбе, уважительное отношение к одногруппникам и преподавателям, принципы деонтологии, высокой нравственности и гражданской позиции. Студентам прививаются навыки межнационального общения, национальной толерантности. Проводятся беседы о вреде приёма наркотических средств и курения.



  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения учебной дисциплины являются: формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях возникновения, развития и исходов болезни, патологических процессов, отдельных заболеваний, принципах их терапии и профилактики, обеспечивающих усвоение клинических дисциплин; обучение умению использовать полученные знания в клинике; создание методологической и методической основы клинического мышления и рационального действия врача педиатра.

Задачами дисциплины являются:

- ознакомить студентов с основными понятиями и современными концепциями общей нозологии;

- обучить умению проводить анализ научной литературы и официальных статистических обзоров, готовить обзоры научной литературы / рефераты по современным научным проблемам; участию в проведении статистического анализа и подготовка докладов по выполненному исследованию; соблюдать основные требования информационной безопасности;

- изучить этиологию, патогенез, принципы выявления, лечения и профилактики наиболее социально значимых заболеваний и патологических процессов;

- обучить умению проводить патофизиологический анализ данных о патологических синдромах, патологических процессах, формах патологии и отдельных болезнях;

- сформировать методологические и методические основы клинического мышления и рационального действия врача;

- привлечь к участию в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в области здравоохранения по исследованию этиологии и патогенеза, диагностике, лечению, реабилитации и профилактике заболеваний;

- сформировать у студента навыки общения с коллективом;



  1. Место дисциплины в структуре ООП


Дисциплина относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по специальности 060103.65 «Педиатрия» высшего профессионального медицинского образования, изучается в пятом, шестом и двенадцатом семестрах.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе дисциплинами: философия, биоэтика, психология, педагогика, история медицины, латинский язык;

- в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин, в том числе дисциплинами: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия, топографическая анатомия и оперативная хирургия; патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия; гистология, цитология, эмбриология; нормальная физиология; микробиология, вирусология; фармакология;

Учебная дисциплина обеспечивает необходимые знания, умения и компетенции для последующих дисциплин, входящих в модули клинических, терапевтических, хирургических и медико-профилактических дисциплин.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций по данному направлению подготовки (специальности):

общекультурных (ОК):

1. способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы в патофизиологии, клинической патологической физиологии и, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

профессиональных (ПК):
общепрофессиональные

2. способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования патофизиологии и клинической патологической физиологии (ПК-3);

3. способности и готовности проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов (ПК- 6);
диагностическая деятельность:

4. способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);

5. способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);

научно-исследовательская деятельность:

6.способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований в патофизиологии и клинической патологической физиологии (ПК- 31);

7. способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования в патофизиологии, клинической патофизиологии с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

1. основные понятия общей нозологии;

2. роль причин, условий, реактивности организма в возникновении, развитии и завершении (исходе) заболеваний;

3. причины и механизмы типовых патологических процессов, состояний и реакций, их проявления и значение для организма при развитии различных заболеваний;

4. причины, механизмы и основные проявления типовых нарушений органов и физиологических систем организма;

5. этиологию, патогенез, проявления и исходы наиболее частых форм патологии органов и физиологических систем, принципы их этиологической и патогенетической терапии;

6. значение физического и формализованного (не физического) моделирования болезней и болезненных состояний, патологических процессов, состояний и реакций для медицины и биологии в изучении патологических процессов;

7. роль различных методов моделирования: экспериментального (на животных, изолированных органах, тканях и клетках; на искусственных физических системах), логического (интеллектульного), компютерного, математического и др. в изучении патологических процессов; их возможности, ограничения и перспективы;

8. значение патофизиологии для развития медицины и здравоохранения; связь патофизиологии с другими медико-биологическими и медицинскими дисциплинами.
Уметь:

1. решать профессиональные задачи врача на основе патофизиологического анализа конкретных данных о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях;

2. проводить патофизиологический анализ клинико-лабораторных, экспериментальных, других данных и формулировать на их основе заключение о наиболее вероятных причинах и механизмах развития патологических процессов (болезней), принципах и методах их выявления, лечения и профилактики;

3. применять полученные знания при изучении клинических дисциплин в последующей лечебно-профилактической деятельности;

4. анализировать проблемы патофизиологии и критически оценивать современные теоретические концепции и направления в медицине;

5. планировать и участвовать в проведении (с соблюдением соответствующих правил) эксперименты на животных; обрабатывать и анализировать результаты опытов, правильно понимать значение эксперимента для изучения клинических форм патологии;

6. интерпретировать результаты наиболее распространенных методов диагностики;

7. решать ситуационные задачи различного типа;

8. регистрировать ЭКГ и определять по ее данным основные виды аритмий, признаки ишемии и инфаркта миокарда;

9. оценивать клеточный состав воспалительного экссудата и фагоцитарной активности лейкоцитов;

10. анализировать лейкоцитарную формулу нейтрофилов и на этой основе формулировать заключение об изменениях в ней;

11. формулировать заключение по гемограмме о наличии и виде типовой формы патологии системы крови;

12. определять типовые формы нарушения газообменной функции легких по показателям альвеолярной вентиляции, газового состава крови и кровотока в легких;

13. дифференцировать патологические типы дыхания и объяснять механизмы их развития;

14. давать характеристику типовых нарушений функций почек по данным анализов крови, мочи и клиренс-тестов;

15. дифференцировать различные виды желтух;

16. оценивать показатели кислотно-основного состояния (КОС) и формулировать заключения о различных видах его нарушений;

17. дифференцировать различные виды гипоксии;

18. определять типовые нарушения секреторной функции желудка и кишечника по данным анализа желудочного и кишечного содержимого;

19. обосновывать принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать

1. навыками системного подхода к анализу медицинской информации;

2. элементами доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений;

3. навыками анализа закономерностей функционирования отдельных органов и систем в норме и при патологии;

4. основными методами оценки функционального состояния организма человека, навыками анализа и интерпретации результатов современных диагностических технологий

5. навыками патофизиологического анализа клинических синдромов, обосновывать патогенетические методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний.
Матрица формирований компетенций, знаний, умений, владений





п/п

Наименование разделов

дисциплины

Индекс компетенции по ФГОС

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны (указать порядковый № строки из раздела «Знать. Уметь. Владеть.»)

ОК-1

ПК-3

ПК-6

ПК-15

ПК-16

ПК-31

ПК-32

Знать

Уметь

Владеть

1.

Общая нозология

+

+

+

+

+

+

+

1,2,6,7,8


1,2,3,4,5

1,2,3

2.

Типовые патологические процессы


+

+

+

+

+

+

+

3,4

7,9,16,17

1,3

3.

Типовые нарушения функций органов и систем


+

+

+

+

+

+

+

5,4

7,8,10,11,

12,13,14,

15,

18,19

1,3

4.

Клиническая патофизиология

+

+

+

+

+

+

+

2,5

1,3, 5,6,19

4,5



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (ЗЕТ), 288 часов



п/п

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

5

6

12

1.

Аудиторные занятия

168

72

72

24




В том числе:
















Лекции (Л)

36

18

18

-




Практические занятия (ПЗ)

132

54

54

24

2.

Самостоятельная работа (СРС)

84

36

36

12




В том числе:
















Реферат (написание защита)

10

10

-

-




Изучение учебного материала, подготовка к занятиям

74

26

36

12




Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен)

зачет/

экзамен




экзамен

(36 ч.)

зачёт

3.

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

288

8

108

3

144

4

36

1


5.Содержание дисциплины
5.1.Содержание разделов дисциплины

Введение. Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Литература.
Раздел І. Общая нозология
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconПримерная программа наименование дисциплины Патофизиология, клиническая...
Дисциплина «Патофизиология, клиническая патофизиология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая...
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060101. 65 Лечебное дело, утверждённым приказом Минобрнауки России от 8 ноября...
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconПатофизиология, клиническая патофизиология
Цель дисциплины – формирование у студентов знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов...
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconМетодические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине Синдром жестокого обращения...
Рабочая программа составлена заведующим кафедрой детской хирургии ПетрГУ, профессором И. Н. Григовичем
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060103....
Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности педиатрия, Федерального...
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconПовреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология...
В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconРабочая программа по дисциплине: пропедевтика внутренних болезней,...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060103. 65 Педиатрия,...
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconРабочая программа дисциплины клиническая патофизиология Направление...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconМетодические рекомендации для преподавателей по дисциплине «клиническая патофизиология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconРабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103
«Примерная программа по дисциплине общая физиотерапия для специальности педиатрия» (Москва, 2003), утвержденной Руководителем Департамента...
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconПовреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине «основы ухода за больными»
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060103 педиатрия, утвержденным...
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине «основы сестринского дела»
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060103 педиатрия, утвержденным...
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая патофизиология для специальности 060103. 65 «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине «основы формирования здоровья детей»
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060103 педиатрия, утвержденным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск