Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г)





НазваниеПовреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г)
страница1/9
Дата публикации22.10.2014
Размер1.46 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития

России
Кафедра патологической физиологии с курсом клинической патофизиологии

им. профессора В.В.Иванова

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по дисциплине «патология»

для специальности 060108 – Фармация (заочная форма обучения)

Красноярск

2013


УДК

ББК

С
Сборник методических рекомендаций для преподавателя к практическим занятиям по дисциплине «патология» для специальности 060108– Фармация (заочная форма обучения) / сост. Е.Ю. Сергеева, Т.Г. Рукша, Ю.А. Фефелова. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2013. – 283 с.

Составители: д.б.н., доц.,Сергеева Е.Ю.

д.м.н., Рукша Т.Г.

д.б.н., доц., Фефелова Ю.А.

Сборник методических рекомендаций к практическим занятиям, предназначен для преподавателя с целью организации занятий.. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2013г. по специальности 060108– Фармация (заочная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2013г.) и СТО СМК 4.2.04-12. Выпуск 1.


Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________2013).


КрасГМУ

2013г.


  1. Занятие №1

Тема: Повреждение клетки(А) . Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г).

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Значение темы:

А

Всякая болезнь связана с нарушением нормальной работы тех или иных клеток организма, поэтому так важно понимание развития патологических процессов на клеточном уровне.

Б

Типовые нарушения микроциркуляции, такие как тромбоз, могут сыграть решающую роль при развитии таких серьезных и широко распространенных в настоящее время заболеваний как инфаркт миокарда, инсульт и т.д. Поэтому очень важно иметь современные представления о механизме развития этих состояний.

В

Воспаление - важная защитно-приспособительная реакция, сформировавшееся в процессе эволюции как способ сохранения целого организма ценой повреждения его части. Поэтому очень важно создать представление о патогенезе воспаления, на базе которого будут формироваться представления о патогенезе и проявлениях всех заболеваний, в основе которых лежит воспалительный процесс.

Г

Лихорадка - сформировавшейся в процессе эволюции защитно-приспособительная реакция организма на действие различных патогенных факторов. Вместе с тем она может оказать, наряду с положительным, и отрицательное воздействие на организм, поэтому важно понять различие между этими двумя значениями одного процесса.

Цели обучения:

  1. общая: обучающийся должен обладать:

  2. способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

  3. способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2)

  4. способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

  5. способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);

  6. способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48)

  7. Учебная:

  8. знать: основные закономерности этиологии клеточной гибели; общие закономерности патогенеза повреждения клетки; : основные закономерности этиологии воспаления; общие закономерности патогенеза воспаления; : основные закономерности этиологии лихорадки (роль причин, условий и реактивности организма в возникновении лихорадки); общие закономерности патогенеза лихорадки;

  9. уметь: выявлять главные факторы риска повреждения клетки и клеточной гибели для определения мер их профилактики или устранения; анализировать научно-медицинскую информацию; выявлять главные факторы риска развития воспалительного процесса; анализировать научно-медицинскую информацию; выявлять главные факторы риска возникновения лихорадки для определения мер их профилактики или устранения; анализировать научно-медицинскую информацию;

  10. владеть: навыками дифференциации причин и условий возникновения повреждения клетки и клеточной гибели; навыками дифференциации причин и условий возникновения воспаления, оценки рисков хронизации воспалительного процесса; навыками дифференциации причин и условий возникновения лихорадки, оценки осложнений и рецидивов.

4. Место проведения занятия: учебная комната на базе кафедры патофизиологии

5. Оснащение занятия: таблицы, ноутбук, проектор.

6. Структура содержания темы.
Хронокарта: учебное время 135 минут

№ п/п

Этапы практического занятия

Продолжительность

Содержание этапа

1.

Организация занятия

5

Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся

2.

Формулировка темы и цели.

10

Преподавателем объявляется тема и ее актуальность, цели занятия.

3.

Контроль исходного уровня знаний, умений.

20

Тестирование, проверка альбомов.

4.

Раскрытие учебно-целевых вопросов. Решение ситуационных задач.

75

Обсуждение темы.

5.

Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия.

15

Тесты по теме.

6.

Задание на дом (на следующее занятие).

10

Учебно-методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания (составить схемы, алгоритмы, таблицы и т.д.)




всего

135





7. Аннотация (краткое содержание темы).

А.

Основные внешние и внутренние причины повреждения клетки. Экзогенные факторы. Эндогенные факторы. Инфекционно-паразитарные факторы. Факторы неинфекционного генеза. Эффекты повреждающих факторов.

Основные патогенетические механизмы повреждения клетки. Расстройства энергетического обеспечения клетки: снижение интенсивности и/или эффективности ресинтеза АТФ, нарушение транспорта энергии АТФ, нарушение использования энергии АТФ. Повреждение мембран и ферментов клетки: чрезмерная интенсификация свободнорадикальных реакций и СПОЛ, значительная активация гидролаз, внедрение амфифильных соединений в липидную фазу мембран и их детергентное действие, торможение ресинтеза поврежденных компонентов мембран и/или синтеза их, нарушение конформации макромолекул белка, ЛП, фосфолипидов, перерастяжение и разрыв мембран набухших клеток и/или их органелл. Дисбаланс ионов и воды в клетке: изменение соотношения отдельных ионов в цитозоле, нарушение трансмембранного соотношения ионов, гипергидратация клеток, гипогидратация клеток, нарушение электрогенеза. Нарушения в геноме и/или механизмов экспрессии генов: мутации, депрессии патогенных гонов, репрессия жизненно важных генов, трансфекции, дефекты транскрипции, процессинга, трансляции, посттрансляционной модификации; дефекты репликации и репарации, нарушение митоза и мейоза. Расстройства регуляции функций клеток: рецепции регулирующих факторов, образование вторичных посредников, регуляции метаболических процессов в клетке.

Наиболее общие компенсаторные и защитные механизмы при повреждении клетки.

Дистрофии: белковые, минеральные, жировые, пигментные, углеводные. Дисплазии.

Некроз. Апоптоз: инициация, программирование, реализация программы, удаление погибшей клетки.

Генетический контроль клеточной гибели.

Нарушения биоритмов клетки.

Гипоксия. Классификация гипоксии по скорости возникновения и длительности: молниеносная, острая, подострая, хроническая. Типы гипоксии по этиологии: экзогенная – нормобарическая, гипобарическая; эндогенная – тканевая, дыхательная, субстратная, сердечно-сосудистая (циркуляторная), перегрузочная, кровяная (гемическая).

Клеточные и молекулярные механизмы гипоксии.

Гипероксия.

Одним из важных компонентов патогенеза широкого круга заболеваний является окислительный стресс - состояние, характеризующееся избыточной продукцией свободных радикалов и снижением антиоксидантной защиты клетки, в результате чего происходит перекисное окисление липидов мембран (ПОЛ), окисление клеточных белков и окисление азотистых оснований нуклеиновых кислот.

Гиперпродукция свободных радикалов возникает при дисфункции дыхательной цепи митохондрий (например, в периоде реперфузии после острой гипоксии), при усиленной активности ферментов системы микросомального окисления. Сопутствующее истощение ферментных и неферментных клеточных антиоксидантных механизмов (глутатионпероксидаза, супероксиддисмутаза, каталаза, пероксидаза, глутатион, витамин С, витамин Е) способствует проявлению активности оксидантов.

В результате ПОЛ происходит увеличение пассивной проницаемости мембраны для низкомолекулярных соединений, образование сшивок между компонентами липидного бислоя, нарушение текучести мембраны и, следовательно, затруднение активности трансмембранных белков - рецепторов, ферментов, ионных каналов. Липидные гидропероксиды потребляют клеточные антиоксиданты (аскорбат, восстановленный глутатион), фрагментируются на реактивные радикалы (например, алкоксил радикал (RO.)) за счет взаимодействия с ионами металлов или другими радикалами. Продукты окисления полиненасыщенных жирных кислот (гидропероксиды жирных кислот и 4-гидроксиноненал) являются токсичными для клеток.

Окисление клеточных белков приводит к потере ими четвертичной и третичной структуры (денатурация), увеличению степени гидрофобности, увеличению чувствительности к действию внутриклеточных протеолитических ферментов, потере специфической функции. Важным моментом является то, что окислительно поврежденные белки, несмотря на то, что происходит их ренатурация или протеолитическое разрушение, могут аккумулироваться в клетке, провоцируя дальнейшее повреждение клеточных молекул. На этом, в частности, базируется современная теория старения. Подобно окисленными липидам, гидропероксиды белков потребляют клеточные редуктанты, вступают в реакции с металлосодержащими молекулами, что запускает каскадный механизм образования радикалов.

Окисление нуклеотидов нуклеиновых кислот имеет своим результатом нарушение транскрипционных и репликационных механизмов, что, в свою очередь, приводит к образованию мутаций, остановке клеточного цикла и гибели клетки (при формировании нерепарабельных повреждений).

Б.

Одним из звеньев патогенеза многих патологических состояний является несоответствие тока крови по микрососудам потребностям клеток на периферии. Микроциркуляция – это часть сосудистого русла органа, ткани или их частей, которую нельзя наблюдать невооруженным глазом. Микрососудами являются артерии небольшого диаметра и соответствующие им по размеру вены, а также артериолы, венулы и капилляры. Существуют приносящие сосуды - артериолы, терминальные артериолы; обменные сосуды - капиляры, посткапилярные венулы; отводящие сосуды – посткапилярные венулы и артериоловенулярные анастамозы. В пределах микроциркуляторного русла происходит транспорт различных нутриентов, кислорода и метаболитов в клетку и в обратном направлении, в интерстиций и кровь. Известно, что ток крови по микрососудам находится под контролем системных регуляторных влияний, которые осуществляются преимущественно симпатическим отделом вегетативной нервной системы.

Основные направления регуляции периферического кровообращения:

1. Регуляция объемного кровотока через органы и ткани (функция прекапилярных сосудов, артериол);

2. Регуляция транскапилярного обмена;

3. Регуляция распределения объема крови и наполнения камер сердца (функция венозного русла).

Регуляция сосудистого тонуса

Сосудистый тонус – это непрерывное, протекающее без утомления тоническое сокращение сосудов. Спазм сосуда характеризуется длительным сокращением, препятствующим нормальной работе органа.

Выделяют миогенный и нейрогенный компоненты сосудистого тонуса. Миогенный компонент – это сократительная способность гладкой мускулатуры, которая не зависит от вазоконстрикторных симпатических импульсов. На миогенный тонус могут влиять внесимпатические факторы гормональной и местной гуморальной регуляции, в том числе и нейропептиды, эндотелиальные нейропептиды, растяжение циркулирующей кровью и др.

Нейрогенный механизм связан с поступлением вазоконстрикторных импульсов по постганглионарным адренергическим симпатическим волокнам. В покое в норме частота спонтанной симпатической активности 1-3 импульса в секунду, за счет чего постоянно поддерживается вазоконстрикторная иннерваций гладкой мускулатуры.

Нарушения кровотока в сосудах среднего диаметра:

Артериальная гиперемия – увеличение кровенаполнения и количества протекающей по сосудам органов и тканей крови в результате расширения артериол и венул. Механизмы: нейрогенные (нейротоническитй, нейропаралитический), гуморальный. Виды: физиологическая (функциональная, защитно-приспособительная), патологическая.

Венозная гиперемия- увеличение кровенаполнения органа или ткани, сочетающееся с уменьшением количества протекающей по их сосудам крови.

Основная причина венозной гиперемии – механическое препятствие оттоку венозной крови от тканей или органа. Это может быть результатом сужения просвета венулы или вены при ее компрессии и обтурации, наличия варикозных расширений.

Ишемия – недостаточное поступление артериальной крови к тканям и органам по сравнению в потребностью в ней. Причины ишемии подразделяют на физические, химические, биологические, по происхождению: экзогенные, эндогенные, инфекционной или неинфекционной природы. Механизмы ишемии: приводящие к абсолютному снижению притока артериальной крови, приводящие к увеличению потребления субстратов обмена и кислорода. Снижение притока артериальной крови может быть обусловлено следующими механизмами: нейрогенным (нейротоническим, нейропаралитическим), гуморальным и физическим. Увеличение потребности тканей в кислороде или субстратах обмена веществ наблюдается при значительной гиперфункции органа или ткани. При выраженном атеросклерозе это может приводить к ишемии ткани или участка органа (миокарда, скелетной мышцы и др.).

Стаз – значительное замедление или прекращение тока крови или лимфы в сосудах органа или ткани. Выделяют стаз первичный и вторичный. Первичный (истинный) стаз начинается с активации форменных элементов крови и выделения ими большого количества проагрегантов или прокоагулянтов. На следующем этапе форменные элементы агрегируют, агглютинируют и прикрепляются к сосудистой стенке. Это и вызывает замедление или остановку крови в сосудах. Вторичный стаз (ишемический или венозно-застойный) первоначально обусловлен снижением притока или оттока крови. В последующем развивается агрегация и адгезия клеток крови.

Выделено три типовых формы нарушения микроциркуляции: внутрисосудистые (интраваскулярные): замедление тока крови лили лимфы, чрезмерное ускорение кровотока, нарушение ламинарности (турбулентности) тока крови или лимфы, увеличение внекапиллярного тока крови, чресстеночные (трансмуральные): нарушение проницаемости сосудистой стенки, нарушение эмиграции и выхода в ткань форменных элементов крови и внеосудистые (экстраваскулярные): увеличение объема межклеточной жидкости, уменьшение объема межклеточной жидкости. Расстройства микроциркуляции приводят к капилляро-трофической недостаточности.

Капилляро-трофическая недостаточность – состояние, характеризующееся нарушением крово- и лимфообращения в сосудах микроциркуляторного русла, что сопровождается нарушением обмена веществ в тканях и органах. Длительно существующая капилляро-трофическая недостаточность приводит к различным вариантом дистрофий, нарушениям пластических процессов в тканях, расстройству жизнедеятельности пораженных органов и организма в целом.

Сладж – феномен, характеризующийся адгезией, агрегацией и агглютинацией форменных элементов крови с сепарацией ее на плазму и конгломераты из эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, что обусловливает нарушения микрогемо циркуляции.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconПовреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconПримерная программа наименование дисциплины Патофизиология, клиническая...
Дисциплина «Патофизиология, клиническая патофизиология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconМетодические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconРабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая...
Педиатрия, утверждённым Учёным советом университета от 26 июня 2013 г протокол №11
Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconПатофизиология, клиническая патофизиология
Цель дисциплины – формирование у студентов знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов...
Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconРабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая...
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060101. 65 Лечебное дело, утверждённым приказом Минобрнауки России от 8 ноября...
Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconВопросы к семинару по теме «Патофизиология боли»
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconРабочая программа дисциплины клиническая патофизиология Направление...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconТема: «Патофизиология боли»
Биологическое значение боли как сигнала опасности и повреждения. Вегетативные компоненты болевых реакций
Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconТематический план лекций по патологии для студентов 3-го курса по...
Патофизиология гемостаза. Геморрагические диатезы. Тромботические состояния. Двс – синдром
Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconЛекция на тему: Повреждение клетки
Клетка как целостная система осуществляет свою деятельность в среде,обеспечивающей ее существование и функ
Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconОстрая ревматическая лихорадка у детей и подростков (лекция)
Проблема острой ревматической лихорадки у детей и подростков остается актуальной в настоящее время
Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconГеморрагическая лихорадка с почечным синдромом
Глпс зоонозная природно-очаговая вирусная инфекционная болезнь. Характеризуется циклическим течением, синдром интоксикации, геморрагическими...
Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconКалендарный план лекций по патофизиологии для студентов 3-го курса...
Воспаление. Этиология, основные компоненты патогенеза воспалительного процесса. Ответ острой фазы
Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconМетодические рекомендации для преподавателей по дисциплине «клиническая патофизиология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Повреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология воспаления(В). Патофизиология ответа острой фазы. Лихорадка. Гипер- и гипотермии(Г) iconМетодические указания для обучающихся №18 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск