Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи





НазваниеМетодические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи
страница1/9
Дата публикации06.11.2014
Размер1.08 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > География > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ_Патофизиология, патофизиология головы и шеи

2012 г.

Введение

Курс патологической физиологии преподается в контексте всех остальных курсов медицины, в течение 3-4 семестров. Итоговые зачетные занятия проводятся по окончании 3 и 4 семестров. Итоговая аттестация по патофизиологии проводится в виде экзамена в конце 4 семестра.

Студентам будут прочитаны лекции по патофизиологии (согласно расписанию учебной части), также будут проведены практические занятия (согласно расписанию кафедры). Практические занятия будут построены на разборе домашнего задания (в соответствии с темой занятия), разборе клинических задач, докладов по тематике занятий (перечень в рабочей тетради.); экспериментальной части, включающей моделирование патологических процессов на животных или просмотр учебных фильмов. Для домашней подготовки к занятиям необходимо использовать рабочую тетрадь, в которых указаны вопросы для подготовки к практическим занятиям, темы докладов, клинические задачи, темы рефератов для самостоятельной работы, литература, с указанием соответствующих параграфов и страниц учебника и протоколы опытов.

При подготовке к занятию и докладам студенты должны использовать учебные издания, указанные в списке основной и дополнительной литературы, лекционный материал, Интернет-ресурсы, статьи из научных журналов.

Доступ к материалам курса и информации:

  • Библиотека СГМУ

  • Электронные ресурсы

  • Сайт кафедры патофизиологии


Философия образования:

Курс «Патофизиология» составлен с учетом учебного плана и учебной программы по данной дисциплине, утвержденной кафедрой. В обучении главная роль отводится желанию студентов учиться медицине, что в свою очередь приводит к активному участию в своем образовании. Ответственность за образование и достижение результатов ложится на студентов.

Описание курса:

Программа курса разработана для студентов 2 курса стоматологического факультета. Цель дисциплины - овладение знаниями об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, в том числе в тканях полости рта, принципах их выявления, лечения и профилактики.

Знания по патофизиологии могут использоваться в дальнейшей профессиональной медицинской практике.

Результаты: с окончанием обучения на курсе студенты должны будут

  1. Владеть знаниями о причинах и механизмах возникновения, развития и исхода основных патологических процессов.

  2. Демонстрировать анализ и синтез полученной информации.

  3. Адекватно использовать знания по патофизиологии при решении медицинских задач.

  4. Знать принципы лечения и профилактики заболеваний.

  5. Эффективно использовать знания из смежных дисциплин.

  6. Соответствовать правилам профессионального поведения в согласно кодексу корпоративной этики университета.


Расписание курса:

Дисциплина «Патофизиология» у 2 курса стоматологического факультета рассчитан на два семестра, двухчасовые занятия. Количество часов практических занятий- 64 (40 - в весеннем и 24 - в осеннем семестре). Количество часов лекций: 32 (за учебный год).

Расписание, темы лекций и практических занятий представлены на стенде кафедры.

Правила поведения на кафедре:

  1. Уважительное отношение к преподавателям, сокурсникам.

  2. Не разрешены:

  • еда во время занятия (исключение – перерыв),

  • пользование мобильными телефонами,

  • чтение материалов, не относящихся к занятию.

  • опоздания на занятия

3. Дресс-код. На практических занятиях по патофизиологии обязательно наличие медицинских халатов.
Оценка результатов курса:

  1. Фиксируется посещение лекций;

  2. Фиксируется посещение занятий;

  3. Оценка устных выступлений на практических занятиях по пятибалльной системе;

  4. Тесты оцениваются по пятибалльной системе (5=85-100%, 4=75-84%, 3=65-74%, 2=<65%).



На кафедре введен постоянный мониторинг успеваемости и активности студентов- рейтинг-контроль. В рейтинг-контроле учитываются:

  1. оценки за итоговые контрольные работы (тест + ситуационная задача) по основным разделам (всего 4 работы - максимум 24 балла)

  2. баллы за лекционный курс (сумма баллов за посещенные лекции- 16 баллов)

  3. оценка за практические навыки (чтение гемограмм, общего анализа мочи) (высчитывается суммарная оценка - максимум 6 баллов)

  4. Оценки за самостоятельную работу студентов (2 реферата в течение года - максимум 6 баллов)

На нашей кафедре приветствуется и учитывается любая творческая активность студентов. За дополнительные виды деятельности к основному рейтингу добавляются дополнительные баллы. По решению кафедры студенты, имеющие высокий рейтинг (от 85% от максимально установленной суммы) освобождаются от сдачи экзамена с проставлением в зачетную книжку оценки «отлично». Студенты, набравшие по рейтинговому контролю количество баллов, соответствующее оценке «хорошо» (70-84%) и «удовлетворительно» (51-69%), сдают экзамен, оценка за который является итоговой. Студенты, имеющие неудовлетворительный рейтинг (менее 50%), не допускаются к сдаче экзамена, пока не наберут сумму баллов, соответствующую удовлетворительному уровню.
Условия посещения занятий и проведения отработок:

Лекции:

Посещение лекций обязательно. При пропуске лекции - необходимо предоставление справки из деканата о причине пропуска и подробный реферат, согласно требованиям, представленным в рабочей тетради.

Практические занятия:

Посещение практических занятий обязательно. При пропуске необходимо предоставление справки из деканата о причине пропуска. Все пропущенные занятия, не зависимо от причины пропуска – отрабатываются.

Зачет за семестр получают студенты, не имеющие академической задолженности и набравшие зачетное количество баллов.

Правила приема отработок:

При пропуске или получения неудовлетворительной оценки на занятии, студен обязан его отработать в течение 1 месяца. Отработки принимаются по субботам дежурным преподавателем (график дежурств размещен на информационном стенде кафедры). Если в течение этого срока занятие будет отработано, то студент получает за него минимальный балл; при несоблюдении этого срока, при отработке занятия баллов не присуждается.
По окончании изучения дисциплины студенты сдают экзамен, который проводится в три этапа: 1 этап - с использованием тестовых форм контроля, 2 и 3 этапы - устное собеседование по экзаменационному билету и оценка изменений в клинических анализах крови и мочи.

Пользование электронными приборами (телефонами) запрещено. При нарушении этого правила – студент может быть удален с экзамена.

Пропуск экзамена без уважительной причины повлечет за собой неудовлетворительную оценку. Студенты, пропустившие экзамен по уважительной причине, получают возможность сдать его в другой день.

  1. Тема занятия, его цели и задачи

Патофизиология как фундаментальная и интегративная наука.

Предмет и задачи патофизиологии.

1. Цели и задачи занятия: Обосновать фундаментальную роль предмета в формировании врачебного мышления. Изучить принципы моделирования патологических процессов, методы воспроизведения некоторых из них, принципы экспериментальной терапии. Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Владеть методами патофизиологии.


  1. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Патофизиология как наука, предмет изучения, методы, виды экспериментов, клиническая патофизиология, общая нозология, типовые патологические процессы.

  1. Вопросы к занятию

  1. Определить задачи, основные разделы и значение патофизиологии. Определить значение патофизиологии для других разделов медицины.

  2. Моделирование – основной метод патофизиологии.

  3. Значение и возможности моделирования патологических процессов и

экспериментальной терапии.

4. Ограничение экспериментального и других методов моделирования в медицине и пути их преодоления.

5. Понятие о клинической патофизиологии, ее задачи и перспективы.

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте предмет и задачи патологической физиологии.

  2. Место патофизиологии среди других медицинских наук.

  3. Основные этапы истории патофизиологии. Ведущая роль отечественных ученых в развитии патологической физиологии.

  4. Назовите методы патофизиологии.

  5. Назовите общие принципы построения медико-биологических экспериментов и интерпретации их результатов.

  6. Какие факторы, ограничивают использование моделирования патологических процессов на животных в изучении болезней человека.

5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: В 2т. : Учеб. для студентов мед.

вузов, Т. 1/ П.Ф. Литвицкий. -3-е изд., испр. и доп.. -М.: ГЭОТАР-

МЕД, 2006. – С. 9-40, 44- 50.

2. Патофизиология: в 2 тт. : учебник для мед. вузов, Т. 1/ под ред.: В. В.

Новицкого, Е. Д. Гольдберг, О. И. Уразовой. -4-е изд., перераб. и

доп.. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. –С. 25-60.

Дополнительная литература



  1. Патофизиология. Основные понятия : учеб. пос. для мед. вузов / А. В. Ефремов, Е. Н. Самсонова, Ю. В. Начаров. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 256 с.

  2. Зайчик А. Ш.Патологическая физиология : учеб. пособие для мед. вузов / А. Ш. Зайчик, Л. П. Чурилов. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб. : ЭЛБИ-СПб. – 2007 Т. 2 : Патохимия (эндокринно-метаболические нарушения). – 764 с.

  3. Зайчик А. Ш.Патофизиология : учеб. пособие для студентов мед. вузов / А. Ш. Зайчик, Л. П. Чурилов. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. : ЭЛБИ-СПб. – 2005 Т. 1 : Общая патофизиология (с основами иммунопатологии). - 2005. – 654 с.

  4. Зайчик А. Ш.Патофизиология : учеб. пособие для студентов мед. вузов / А. Ш. Зайчик, Л. П. Чурилов. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : ЭЛБИ-СПб. - 2005 Т. 3 : Механизмы развития болезней и синдромов. Кн. 1. Патофизиолог. основы гематологии и онкологии. - СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2005. - 507 с.

  5. Патофизиология : в 3 т.: учеб. для студентов вузов. Т. 3 / [А.В. Воложин и др.] ; под ред.: А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М. : AcademiA, 2006. – 301 с.

  6. Общая патофизиология : электрон. курс по патофизиологии и вступит. ст. к нему: учеб. пособие для мед. вузов / В.А. Фролов, Д.П. Билибин. - М. : Мед. информ. агентство, 2006. – 174 с.


Электронная библиотечная система «Консультант Студента»
1. Ефремов А.В. Патофизиология. Основные понятия [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.В. Ефремов, Е.Н.Самсонова, Ю.В. Начаров /под ред. А.В. Ефремова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 256 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

2. Ефремов А.В. Патофизиология. Основные понятия [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.В. Ефремов, Е.Н.Самсонова, Ю.В. Начаров /под ред. А.В. Ефремова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 256 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

3. Литвицкий П. Ф. Патофизиология. Задачи и тестовые задания [Электронный ресурс]: учебно-метод. пособие / под ред. П. Ф. Литвицкого. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 384 с. : ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

4. Патофизиология [Электронный ресурс] : учебник : в 2 т. Т. 2/ под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 640 с. : ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

5. Патофизиология [Электронный ресурс]: учебник : в 2 т. Т. 1/ под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 848 с. : ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

6. Литвицкий П.Ф. Патофизиология [Электронный ресурс]: учебник / П.Ф. Литвицкий. - 4-е изд., - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

7. Патофизиология [Электронный ресурс] : рук. к практ. занятиям : учеб. пособие / под ред. В. В. Новицкого, О. И. Уразовой. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 336 с. : ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4
6.Вопросы и задания для самостоятельной работы


Темы для подготовки докладов:


Виды и содержание

самостоятельной работы:

- Основные этапы развития патофизиологии.

- Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии патофизиологии.


-конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на практических занятиях




  1. Тема занятия, его цели и задачи

Общая нозология. Реактивность.

Цели и задачи: Знать основные механизмы формирования специфической реактивности организма. Изучить роль реактивности в развитии болезней и патологических состояний, основные механизмы формирования реактивности организма. Уметь объяснять влияние внутренних и внешних факторов на реактивность. Уметь объяснять влияние внутренних и внешних факторов на реактивность. Владеть оценкой реактивности и резистентности организма по данным клинико-лабораторных исследований (состояние нервной системы, неспецифических барьеров, гормонального фона, иммунной системы и др.).


  1. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Норма, здоровье, патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние, типовой патологический процесс, болезнь, предболезнь. Этиология. Причина болезни, условия болезни. Факторы риска. Патогенез, "порочный круг". Саногенез. Терминальные состояния. Преагония, агония, клиническая смерть, биологическая смерть.

Чувствительность, раздражимость, реактивность, резистентность. Реактивность (видовая, групповая, индивидуальная). Реактивность (физиологическая, патологическая; специфическая и неспецифическая). Нормергия, гиперергия, гипоергия, дизергия, анергия. Резистентность организма (пассивная и активная, первичная и вторичная, специфическая и неспецифическая). Типы конституции.
3. Вопросы к занятию

  1. Основные понятия общей нозологии: норма, здоровье, патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние, типовой патологический процесс, болезнь, предболезнь.

  2. Болезнь: определение, критерии болезни, стадии и исходы болезни, принципы классификации болезней.

  3. Общая этиология, определение. Причины и условия возникновения болезней, их классификация, понятие о факторах риска.

  4. Общий патогенез, определение. Повреждение как начальное звено патогенеза. Ведущие звенья патогенеза, "порочные круги".

  5. Саногенез, определение. Механизмы выздоровления. Защитные, компенсаторные и восстановительные реакции организма.

  6. Терминальные состояния. Преагональное состояние, агония, клиническая и биологическая смерть.

  7. Реактивность организма, характеристика понятия, классификация.

  8. Формы реактивности: нормергия, гиперергия, гипоергия, дизергия, анергия. Примеры различных видов и форм реактивности.

  9. Резистентность организма, классификация, примеры, взаимосвязь реактивности и резистентности.

  10. Влияние на реактивность и резистентность организма возраста, пола, типа конституции, особенностей обмена веществ, состояния нервной, эндокринной, иммунной и других систем организма, а также факторов внешней среды.



4. Вопросы для самоконтроля

1. Определение болезни.

2. Что такое патологическая реакция?

3. Что такое патологический процесс?

4. Исходы болезней?

5. Что такое терминальные состояния?

6. Что такое агония?

7. Что такое смерть клиническая и смерть биологическая?

8. Принципы классификации болезней.

9. Что такое этиология?

10. Что такое патогенез?

11. «Полом и защита» в патологии.

12. Что такое причинный фактор болезни и причины болезни?

13. Что такое условие болезни?

14. Что такое синдром?

15. Что такое симптом?

16. Чем отличается синдром от нозологической формы?

17. Что такое полиэтиологические болезни, абсолютный и относительный полиэтиологизм?

18. Что такое «порочный круг»?

19. Что такое «ключевое звено патогенеза»?

20. Понятие о «типовом патологическом процессе» и его свойствах.

21. Острые и хронические процессы.

22. Реактивность и резистентность. Определение понятий.

23. Назовите формы реактивности.

24. Укажите факторы, определяющие реактивность: роль генотипа, возраста, пола, конституции.

25. Каково значение анатомо-физиологических систем (нервной, эндокринной, иммунной и др.), их функционального состояния и особенностей обмена веществ в механизмах формирования реактивности.

26. Показатели реактивности, их характеристика.

27. Оцените влияние факторов внешней среды на реактивность организма.

28. Что такое патологическая реактивность?

29. Приведите примеры видовой реактивности.

Тестовые задания для самоконтроля:

1. Проявлениями биологической (видовой) реактивности являются:

1.сезонный анабиоз;

2. воспаление;

3. аллергия;

4. сезонные миграции животных.

2. К системам, определяющим реактивность, относят:

1. иммунную;

  1. сердечно - сосудистую;

  2. нервную;

  3. кровь;

3. К показателям реактивности, характеризующим состояние нервной системы, относят:

  1. титр комплемента;

  2. концентрацию гормонов гипофиза

  3. скорость и силу безусловных рефлексов

  4. концентрацию пирогенов в крови

  1. Проявлениями специфической физиологической реактивности могут быть:

1. шок

2. кома

3. иммунитет

4. аллергия

5. Проявлениями неспецифической физиологической реактивности могут быть:

  1. стресс

  2. кома

  3. сезонный анабиоз

  4. иммунитет


Эталоны ответов:

1. 1,4 2. 1,3 3. 3 4. 3 5. 1
Задача. В зимний период года во время эпидемии грип­па в студенческой группе 25% студентов перенесли тяжелую форму заболевания, 55% — средней тяже­сти, а 20% были не чувствительны к вирусу. При лабораторном обследовании в их организме был обнаружен вирус гриппа.

Пример решения

Исследуется групповая реактивность.

По форме реактивности выделено 3 группы людей. У 55% студентов, перенесших заболевание средней степени тяжести, ответ организма на вирус адекватный, следовательно, реактивность нормергическая. У 25% студентов, перенесших тяжелую форму, которая характеризуется высо­кой лихорадкой, выраженной интоксикацией, развитием осложнений, реактивность гиперергическая. У 20% студентов, которые не заболе­ли, положительная анергия, которая может быть связана с наличием антител к вирусу гриппа или усилением функции неспецифических ба­рьеров.


  1. Основная и дополнительная литература к теме


Основная литература:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: В 2т. : Учеб. для студентов мед.

вузов, Т. 1/ П.Ф. Литвицкий. -3-е изд., испр. и доп.. -М.: ГЭОТАР-

МЕД, 2006. – С. 26- 50.

2. Патофизиология: в 2 тт. : учебник для мед. вузов, Т. 1/ под ред.: В. В.

Новицкого, Е. Д. Гольдберг, О. И. Уразовой. -4-е изд., перераб. и

доп.. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. –С 308-324.

Дополнительная литература



  1. Патофизиология. Основные понятия : учеб. пос. для мед. вузов / А. В. Ефремов, Е. Н. Самсонова, Ю. В. Начаров. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 256 с.

  2. Зайчик А. Ш.Патологическая физиология : учеб. пособие для мед. вузов / А. Ш. Зайчик, Л. П. Чурилов. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб. : ЭЛБИ-СПб. – 2007 Т. 2 : Патохимия (эндокринно-метаболические нарушения). – 764 с.

  3. Зайчик А. Ш.Патофизиология : учеб. пособие для студентов мед. вузов / А. Ш. Зайчик, Л. П. Чурилов. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. : ЭЛБИ-СПб. – 2005 Т. 1 : Общая патофизиология (с основами иммунопатологии). - 2005. – 654 с.

  4. Зайчик А. Ш.Патофизиология : учеб. пособие для студентов мед. вузов / А. Ш. Зайчик, Л. П. Чурилов. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : ЭЛБИ-СПб. - 2005 Т. 3 : Механизмы развития болезней и синдромов. Кн. 1. Патофизиолог. основы гематологии и онкологии. - СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2005. - 507 с.

  5. Патофизиология : в 3 т.: учеб. для студентов вузов. Т. 3 / [А.В. Воложин и др.] ; под ред.: А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М. : AcademiA, 2006. – 301 с.

  6. Общая патофизиология : электрон. курс по патофизиологии и вступит. ст. к нему: учеб. пособие для мед. вузов / В.А. Фролов, Д.П. Билибин. - М. : Мед. информ. агентство, 2006. – 174 с.


Электронная библиотечная система «Консультант Студента»
1. Ефремов А.В. Патофизиология. Основные понятия [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.В. Ефремов, Е.Н.Самсонова, Ю.В. Начаров /под ред. А.В. Ефремова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 256 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

2. Ефремов А.В. Патофизиология. Основные понятия [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.В. Ефремов, Е.Н.Самсонова, Ю.В. Начаров /под ред. А.В. Ефремова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 256 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

3. Литвицкий П. Ф. Патофизиология. Задачи и тестовые задания [Электронный ресурс]: учебно-метод. пособие / под ред. П. Ф. Литвицкого. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 384 с. : ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

4. Патофизиология [Электронный ресурс] : учебник : в 2 т. Т. 2/ под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 640 с. : ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

5. Патофизиология [Электронный ресурс]: учебник : в 2 т. Т. 1/ под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 848 с. : ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

6. Литвицкий П.Ф. Патофизиология [Электронный ресурс]: учебник / П.Ф. Литвицкий. - 4-е изд., - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

7. Патофизиология [Электронный ресурс] : рук. к практ. занятиям : учеб. пособие / под ред. В. В. Новицкого, О. И. Уразовой. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 336 с. : ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


- Патофизиологические основы реанимации. Постреанимационные расстройства. Необратимые изменения после реанимации.

- Биоритмы и их роль в формировании физиологической и патологической реактивности. Хронопатология

- Особенности реактивности и резистентности тканей полости рта.

Резистентность организма и прогноз раневого процесса в стоматологической практике.


-конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на практических занятиях.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconПримерная программа наименование дисциплины Патофизиология, клиническая...
Дисциплина «Патофизиология, клиническая патофизиология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconРабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая...
Педиатрия, утверждённым Учёным советом университета от 26 июня 2013 г протокол №11
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconРабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая...
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060101. 65 Лечебное дело, утверждённым приказом Минобрнауки России от 8 ноября...
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconПатофизиология, клиническая патофизиология
Цель дисциплины – формирование у студентов знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов...
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconПовреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология...
В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №1)
Оперативная хирургия и топографическая анатомия головы, шеи, груди, переднебоковой стенки живота и брюшной полости
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconМетодические указания для студентов по дисциплине патофизиология...
Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования...
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconМетодические указания для обучающихся №18 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconПовреждение клетки(А). Местные нарушения кровообращения(Б). Патофизиология...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconМетодические рекомендации для подготовки к практическим занятиям...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconМетодические рекомендации для преподавателей по дисциплине «клиническая патофизиология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconТематический план лекций по патологии для студентов 3-го курса по...
Патофизиология гемостаза. Геморрагические диатезы. Тромботические состояния. Двс – синдром
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconМетодические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине
Методические указания по дисциплине «Контроль и ревизия» предназначены для студентов заочной формы обучения Новосибирского Университета...
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconМетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconМетодические указания по дисциплине «Английский язык»
Учебно-методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов, обучающихся заочно по всем направлениям. В методических указаниях...
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск