Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи





НазваниеМетодические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи
страница1/9
Дата публикации14.08.2013
Размер1 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Биология > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет

(г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ

2008г.

  1. Тема занятия, его цели и задачи

Патофизиология как фундаментальная и интегративная наука.

  1. Цели и задачи занятия: Обосновать фундаментальную роль предмета в формировании врачебного мышления. Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования патологических процессов, методы воспроизведения некоторых из них, принципы экспериментальной терапии.




  1. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Патофизиология как наука, предмет изучения, методы, виды экспериментов, клиническая патофизиология, общая нозология, типовые патологические процессы.


  1. Вопросы к занятию

  1. Определить задачи, основные разделы и значение патофизиологии. Определить значение патофизиологии для других разделов медицины.

  2. Моделирование – основной метод патофизиологии.

  3. Значение и возможности моделирования патологических процессов и

экспериментальной терапии.

4. Ограничение экспериментального и других методов моделирования в медицине и пути их преодоления.

5. Понятие о клинической патофизиологии, ее задачи и перспективы.

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте предмет и задачи патологической физиологии.

  2. Место патофизиологии среди других медицинских наук.

  3. Основные этапы истории патофизиологии. Ведущая роль отечественных ученых в развитии патологической физиологии.

  4. Назовите методы патофизиологии.

  5. Назовите общие принципы построения медико-биологических экспериментов и интерпретации их результатов.

  6. Какие факторы, ограничивают использование моделирования патологических процессов на животных в изучении болезней человека.


5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

  1. Литвицкий П.В. Патофизиология: Учебник: В 2-х т. /П.Ф. Литвицкий. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002 . – Т.1, С. 9- 18,

  2. Патологическая физиология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В.В.Новицкого и Е.Д.Гольдберга. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- С.6-20.

Дополнительная литература:

  1. Зайчик А.Ш. Основы общей патологии /А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. – СПб.: ЭЛБИ, 1999 - 624 с.

  2. Курс лекций по патофизиологии /Под ред. П.Ф. Литвицкого. - М.: Медицина,1995. -752 с.

  3. Патологическая физиология. В 2-х т./Под ред. А.И. Воложина и Г.В. Порядина - М.: «Медпресс»,1998.

  4. Черешнев В.А. Патофизиология /В.А. Черешнев, Б.Г. Юшков. – М.: Вече, 2001. – 710 с.


6.Вопросы и задания для самостоятельной работы

Темы для подготовки докладов:

- Основные этапы развития патофизиологии. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии патофизиологии.


  1. Тема занятия, его цели и задачи

Общая нозология.

Цели и задачи: Уяснить содержание и критерии понятий «здоровье» и «болезнь», роль причин и условий в возникновении, развитии и исходе болезни. Охарактеризовать основные механизмы выздоровления.


  1. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Норма, здоровье, патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние, типовой патологический процесс, болезнь, предболезнь. Этиология. Причина болезни, условия болезни. Факторы риска. Патогенез, "порочный круг". Саногенез. Терминальные состояния. Преагония, агония, клиническая смерть, биологическая смерть.

3. Вопросы к занятию

  1. Основные понятия общей нозологии: норма, здоровье, патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние, типовой патологический процесс, болезнь, предболезнь.

  2. Болезнь: определение, критерии болезни, стадии и исходы болезни, принципы классификации болезней.

  3. Общая этиология, определение. Причины и условия возникновения болезней, их классификация, понятие о факторах риска.

  4. Общий патогенез, определение. Повреждение как начальное звено патогенеза. Ведущие звенья патогенеза, "порочные круги".

  5. Саногенез, определение. Механизмы выздоровления. Защитные, компенсаторные и восстановительные реакции организма.

  6. Терминальные состояния. Преагональное состояние, агония, клиническая и биологическая смерть.



4. Вопросы для самоконтроля

1. Определение болезни.

2. Что такое патологическая реакция?

3. Что такое патологический процесс?

4. Исходы болезней?

5. Что такое терминальные состояния?

6. Что такое агония?

7. Что такое смерть клиническая и смерть биологическая?

8. Принципы классификации болезней.

9. Что такое этиология?

10. Что такое патогенез?

11. «Полом и защита» в патологии.

12. Что такое причинный фактор болезни и причины болезни?

13. Что такое условие болезни?

14. Что такое синдром?

15. Что такое симптом?

16. Чем отличается синдром от нозологической формы?

17. Что такое полиэтиологические болезни, абсолютный и относительный полиэтиологизм?

18. Что такое «порочный круг»?

19. Что такое «ключевое звено патогенеза»?

20. Понятие о «типовом патологическом процессе» и его свойствах.

21. Острые и хронические процессы.
Задача

Нарисуйте звенья порочного круга при тепловом ударе.



Ответ: повышение температуры тела---- увеличение нервно-мышечной возбудимости----- развитию судорог----- усилению сократительного термогенеза-------повышение температуры тела.
5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. Литвицкий П.В. Патофизиология: Учебник: В 2-х т. /П.Ф. Литвицкий. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002 . – Т.1, С. С. 9- 40, 44- 50.

2. Патологическая физиология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В.В.Новицкого и Е.Д.Гольдберга. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- С.6-41.

Дополнительная литература:

  1. Зайчик А.Ш. Основы общей патологии /А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. – СПб.: ЭЛБИ, 1999 - 624 с.

  2. Курс лекций по патофизиологии /Под ред. П.Ф. Литвицкого. - М.: Медицина,1995. -752 с.

  3. Патологическая физиология. В 2-х т./Под ред. А.И. Воложина и Г.В. Порядина - М.: «Медпресс»,1998.

  4. Черешнев В.А. Патофизиология /В.А. Черешнев, Б.Г. Юшков. – М.: Вече, 2001. – 710 с.


6. Вопросы и задания для самостоятельной работы

Темы для подготовки докладов:

- Патофизиологические основы реанимации.

- Постреанимационные расстройства. Необратимые изменения после реанимации.

1.Тема занятия, его цели и задачи

Болезнетворное действие факторов окружающей среды.
Цели и задачи занятия. Изучить роль болезнетворных факторов внешней среды в формировании болезни, механизмы их повреждающего действия, изменения в органах и тканях при действии болезнетворных факторов.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Горная болезнь, кессонная болезнь, лучевая болезнь, кинетозы, гипертермия, гипотермия, солнечный удар, тепловой удар, алкоголизм, токсикомания, наркомания.
3. Вопросы к занятию

  1. Действие повышенных температур. Перегревание, причины, стадии развития, механизмы компенсации. Отличие теплового удара от солнечного.

  2. Действие пониженных температур. Переохлаждение, причины, стадии развития, механизмы компенсации. Применение гибернации в медицине.

  3. Повреждающее действие ионизирующего излучения. Общий патогенез и воздействие на клетки, местное действие ионизирующей радиации.

  4. Острая лучевая болезнь: формы, периоды развития, основные проявления.

  5. Хроническая лучевая болезнь, отдаленные последствия действия ионизирующей радиации.

  6. Действие повышенного атмосферного давления. Кессонная болезнь.

  7. Действие пониженного атмосферного давления, горная болезнь.

  8. Действие ускорения на организм, кинетозы.


4. Вопросы для самоконтроля

1. Что такое кинетозы?

2. Проявления и патогенез кинетозов.

3. Назовите основные факторы в патогенезе ожоговой болезни.

4. Какие ткани чувствительны к действию радиации?

5. Назовите стадии острой лучевой болезни.

6. Стадии хронической лучевой болезни.

7. Основные патогенетические факторы лучевой болезни.

8. Механизм действия на организм электрического тока.

9. Местные и общие проявления действия электрического тока.

10. Какие факторы определяют силу действия электрического тока на организм?

11. Проявления и патогенез кессонной болезни.

12. Проявления и патогенез действия на организм пониженного атмосферного давления.

13. Назовите условия, способствующие развитию гипертермии.

14. Назовите компенсаторные реакции организма при гипотермии.

5. Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература:

1. Литвицкий П.В. Патофизиология: Учебник: В 2-х т. /П.Ф. Литвицкий. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002 . – Т.1, С. С. 9- 40, 44- 50.

2. Патологическая физиология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В.В.Новицкого и Е.Д.Гольдберга. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- С.6-41.

Дополнительная литература:

  1. Зайчик А.Ш. Основы общей патологии /А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. – СПб.: ЭЛБИ, 1999 - 624 с.

  2. Игнатьева С.Н. Болезнетворные факторы внешней среды. Учебно-методическое пособие для студентов мед. вузов/С.Н. Игнатьева - Архангельск, 2008 - 103 с.

  3. Курс лекций по патофизиологии /Под ред. П.Ф. Литвицкого. - М.: Медицина,1995. -752 с.

  4. Патологическая физиология. В 2-х т./Под ред. А.И. Воложина и Г.В. Порядина - М.: «Медпресс»,1998.

  5. Черешнев В.А. Патофизиология /В.А. Черешнев, Б.Г. Юшков. – М.: Вече, 2001. – 710 с.


6.Вопросы и задания для самостоятельной работы

Темы для подготовки рефератов:

  1. Действие электрического тока.

  2. Болезнетворное действие звука и шума.

  3. Действие алкоголя на организм человека.

  4. Наркомания и токсикомания (характеристика понятий, этиология, патогенез).

  5. Повреждающее действие лазерного излучения.

  6. Действие ультрафиолетового излучения.

  7. Действие факторов космического полета (ускорения, перегрузки, невесомости).

  8. Психогенные патогенные факторы, понятие об ятрогенных болезнях.

  9. Значение социальных факторов в сохранении здоровья и возникновении болезней человека.

  10. Средовые факторы Крайнего Севера, их патогенное действие на организм, понятие о «краевой патологии».

  11. Синдром полярного напряжения.



1.Тема занятия, его цели и задачи

Реактивность и резистентность организма.
Цели и задачи: Изучить роль реактивности в развитии болезней и патологических состояний, основные механизмы формирования реактивности организма. Уметь объяснять влияние внутренних и внешних факторов на реактивность; оценивать реактивностъ и резистентность организма по данным клинико-лабораторных исследований (состояние нервной системы, неспецифических барьеров, гормонального фона, иммунной системы и др.).


  1. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы


Чувствительность, раздражимость, реактивность, резистентность. Реактивность (видовая, групповая, индивидуальная). Реактивность (физиологическая, патологическая; специфическая и неспецифическая). Нормергия, гиперергия, гипоергия, дизергия, анергия. Резистентность организма (пассивная и активная, первичная и вторичная, специфическая и неспецифическая). Типы конституции.
3. Вопросы к занятию

  1. Реактивность организма, характеристика понятия, классификация.

  2. Формы реактивности: нормергия, гиперергия, гипоергия, дизергия, анергия. Примеры различных видов и форм реактивности.

  3. Резистентность организма, классификация, примеры, взаимосвязь реактивности и резистентности.

  4. Влияние на реактивность и резистентность организма возраста, пола, типа конституции, особенностей обмена веществ, состояния нервной, эндокринной, иммунной и других систем организма, а также факторов внешней среды.

4. Вопросы для самоконтроля

1. Реактивность и резистентность. Определение понятий.

2. Назовите формы реактивности.

3. Укажите факторы, определяющие реактивность: роль генотипа, возраста, пола, конституции.

4.каково значение анатомо-физиологических систем (нервной, эндокринной, иммунной и др.), их функционального состояния и особенностей обмена веществ в механизмах формирования реактивности.

5. Показатели реактивности, их характеристика.

6. Оцените влияние факторов внешней среды на реактивность организма.

7. Что такое патологическая реактивность?

8. Приведите примеры видовой реактивности.

9. Приведите примеры особенностей реактивности у гиперстеников.

10. Приведите примеры особенностей реактивности в детском и старческом возрасте.

Тестовые задания для самокнтроля:

1. Проявлениями биологической (видовой) реактивности являются:

1.сезонный анабиоз;

2.зоонозы;

3. воспаление;

4. аллергия;

5. антропонозы.

6. сезонные миграции животных.

2. К системам, определяющим реактивность, относят:

1. иммунную;

  1. сердечно-сосудистую;

  2. нервную;

  3. кровь;

  4. эндокринную;

  5. выделительную;

  6. неспецифические барьеры.

3. К показателям реактивности, характеризующим состояние нервной системы, относят:

  1. хронаксию;

  2. титр комплемента;

  3. соотношение гормонов АКТГ\СТГ

  4. скорость и силу условных рефлексов

  5. концентрацию гормонов гипофиза

  6. скорость и силу безусловных рефлексов

  7. возбудимость

  8. концентрацию пирогенов в крови

  1. Проявлениями неспецифической физиологической реактивности могут быть:

1. шок

2. кома

3. сезонный анабиоз

4. иммунитет

5. аллергия

6. сезонные изменения функции органов.

5. Проявлениями специфической физиологической реактивности могут быть:

  1. шок

  2. кома

  3. сезонный анабиоз

  4. иммунитет врожденный

  5. аллергия

  6. иммунитет врожденный

  7. иммунитет приобретенный

Эталоны ответов:

1. 1,2,5,7 2. 1,3,5,7 3. 1,3,4,6 4. 1 5. 6,7
Задача. В зимний период года во время эпидемии грип­па в студенческой группе 25% студентов перенесли тяжелую форму заболевания, 55% — средней тяже­сти, а 20% были не чувствительны к вирусу. При лабораторном обследовании в их организме был обнаружен вирус гриппа.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconМетодические указания для студентов по дисциплине физиология перинатального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconМетодические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconМетодические указания для студентов по дисциплине гематология
Тема занятия: Основы кроветворения, гематологические показатели в норме, патология объема крови
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconМетодические указания для студентов по дисциплине
Цель занятия: закрепить представления у студентов о сущности и роли коммерческих банков
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconПримерная программа наименование дисциплины Патофизиология, клиническая...
Дисциплина «Патофизиология, клиническая патофизиология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconМетодические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине
Методические указания по дисциплине «Контроль и ревизия» предназначены для студентов заочной формы обучения Новосибирского Университета...
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconМетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconКонспект занятия Класс 1а Дата 14 октября 2008г. Ученица: Смелова...
Развивать слуховое восприятие на различном расстоянии (1м, 2м, 3м и т д.) путём слуховой тренировки
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconМетодические указания по дисциплине «Английский язык»
Учебно-методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов, обучающихся заочно по всем направлениям. В методических указаниях...
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconМетодические указания для обучающихся №18 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconМетодические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Технология машиностроения»
Методические указания содержат основные сведения о составе курсового проекта и указания по его разработке, знакомят с характером...
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconМетодические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»
Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,...
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология 2008г. Тема занятия, его цели и задачи iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск