Скачать 1 Mb.
|
ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ 2008г.
Патофизиология как фундаментальная и интегративная наука.
Патофизиология как наука, предмет изучения, методы, виды экспериментов, клиническая патофизиология, общая нозология, типовые патологические процессы.
экспериментальной терапии. 4. Ограничение экспериментального и других методов моделирования в медицине и пути их преодоления. 5. Понятие о клинической патофизиологии, ее задачи и перспективы. 4. Вопросы для самоконтроля
5. Основная и дополнительная литература к теме Основная литература:
Дополнительная литература:
6.Вопросы и задания для самостоятельной работы Темы для подготовки докладов: - Основные этапы развития патофизиологии. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии патофизиологии.
Общая нозология. Цели и задачи: Уяснить содержание и критерии понятий «здоровье» и «болезнь», роль причин и условий в возникновении, развитии и исходе болезни. Охарактеризовать основные механизмы выздоровления.
Норма, здоровье, патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние, типовой патологический процесс, болезнь, предболезнь. Этиология. Причина болезни, условия болезни. Факторы риска. Патогенез, "порочный круг". Саногенез. Терминальные состояния. Преагония, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. 3. Вопросы к занятию
4. Вопросы для самоконтроля 1. Определение болезни. 2. Что такое патологическая реакция? 3. Что такое патологический процесс? 4. Исходы болезней? 5. Что такое терминальные состояния? 6. Что такое агония? 7. Что такое смерть клиническая и смерть биологическая? 8. Принципы классификации болезней. 9. Что такое этиология? 10. Что такое патогенез? 11. «Полом и защита» в патологии. 12. Что такое причинный фактор болезни и причины болезни? 13. Что такое условие болезни? 14. Что такое синдром? 15. Что такое симптом? 16. Чем отличается синдром от нозологической формы? 17. Что такое полиэтиологические болезни, абсолютный и относительный полиэтиологизм? 18. Что такое «порочный круг»? 19. Что такое «ключевое звено патогенеза»? 20. Понятие о «типовом патологическом процессе» и его свойствах. 21. Острые и хронические процессы. Задача Нарисуйте звенья порочного круга при тепловом ударе. Ответ: повышение температуры тела---- увеличение нервно-мышечной возбудимости----- развитию судорог----- усилению сократительного термогенеза-------повышение температуры тела. 5. Основная и дополнительная литература к теме Основная литература: 1. Литвицкий П.В. Патофизиология: Учебник: В 2-х т. /П.Ф. Литвицкий. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002 . – Т.1, С. С. 9- 40, 44- 50. 2. Патологическая физиология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В.В.Новицкого и Е.Д.Гольдберга. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- С.6-41. Дополнительная литература:
6. Вопросы и задания для самостоятельной работы Темы для подготовки докладов: - Патофизиологические основы реанимации. - Постреанимационные расстройства. Необратимые изменения после реанимации. 1.Тема занятия, его цели и задачи Болезнетворное действие факторов окружающей среды. Цели и задачи занятия. Изучить роль болезнетворных факторов внешней среды в формировании болезни, механизмы их повреждающего действия, изменения в органах и тканях при действии болезнетворных факторов. 2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Горная болезнь, кессонная болезнь, лучевая болезнь, кинетозы, гипертермия, гипотермия, солнечный удар, тепловой удар, алкоголизм, токсикомания, наркомания. 3. Вопросы к занятию
4. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое кинетозы? 2. Проявления и патогенез кинетозов. 3. Назовите основные факторы в патогенезе ожоговой болезни. 4. Какие ткани чувствительны к действию радиации? 5. Назовите стадии острой лучевой болезни. 6. Стадии хронической лучевой болезни. 7. Основные патогенетические факторы лучевой болезни. 8. Механизм действия на организм электрического тока. 9. Местные и общие проявления действия электрического тока. 10. Какие факторы определяют силу действия электрического тока на организм? 11. Проявления и патогенез кессонной болезни. 12. Проявления и патогенез действия на организм пониженного атмосферного давления. 13. Назовите условия, способствующие развитию гипертермии. 14. Назовите компенсаторные реакции организма при гипотермии. 5. Основная и дополнительная литература к теме Основная литература: 1. Литвицкий П.В. Патофизиология: Учебник: В 2-х т. /П.Ф. Литвицкий. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002 . – Т.1, С. С. 9- 40, 44- 50. 2. Патологическая физиология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В.В.Новицкого и Е.Д.Гольдберга. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- С.6-41. Дополнительная литература:
6.Вопросы и задания для самостоятельной работы Темы для подготовки рефератов:
1.Тема занятия, его цели и задачи Реактивность и резистентность организма. Цели и задачи: Изучить роль реактивности в развитии болезней и патологических состояний, основные механизмы формирования реактивности организма. Уметь объяснять влияние внутренних и внешних факторов на реактивность; оценивать реактивностъ и резистентность организма по данным клинико-лабораторных исследований (состояние нервной системы, неспецифических барьеров, гормонального фона, иммунной системы и др.).
Чувствительность, раздражимость, реактивность, резистентность. Реактивность (видовая, групповая, индивидуальная). Реактивность (физиологическая, патологическая; специфическая и неспецифическая). Нормергия, гиперергия, гипоергия, дизергия, анергия. Резистентность организма (пассивная и активная, первичная и вторичная, специфическая и неспецифическая). Типы конституции. 3. Вопросы к занятию
4. Вопросы для самоконтроля 1. Реактивность и резистентность. Определение понятий. 2. Назовите формы реактивности. 3. Укажите факторы, определяющие реактивность: роль генотипа, возраста, пола, конституции. 4.каково значение анатомо-физиологических систем (нервной, эндокринной, иммунной и др.), их функционального состояния и особенностей обмена веществ в механизмах формирования реактивности. 5. Показатели реактивности, их характеристика. 6. Оцените влияние факторов внешней среды на реактивность организма. 7. Что такое патологическая реактивность? 8. Приведите примеры видовой реактивности. 9. Приведите примеры особенностей реактивности у гиперстеников. 10. Приведите примеры особенностей реактивности в детском и старческом возрасте. Тестовые задания для самокнтроля: 1. Проявлениями биологической (видовой) реактивности являются: 1.сезонный анабиоз; 2.зоонозы; 3. воспаление; 4. аллергия; 5. антропонозы. 6. сезонные миграции животных. 2. К системам, определяющим реактивность, относят: 1. иммунную;
3. К показателям реактивности, характеризующим состояние нервной системы, относят:
1. шок 2. кома 3. сезонный анабиоз 4. иммунитет 5. аллергия 6. сезонные изменения функции органов. 5. Проявлениями специфической физиологической реактивности могут быть:
Эталоны ответов: 1. 1,2,5,7 2. 1,3,5,7 3. 1,3,4,6 4. 1 5. 6,7 Задача. В зимний период года во время эпидемии гриппа в студенческой группе 25% студентов перенесли тяжелую форму заболевания, 55% — средней тяжести, а 20% были не чувствительны к вирусу. При лабораторном обследовании в их организме был обнаружен вирус гриппа. |
Методические указания для студентов по дисциплине физиология перинатального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология, патофизиология головы и шеи Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания для студентов по дисциплине гематология Тема занятия: Основы кроветворения, гематологические показатели в норме, патология объема крови | Методические указания для студентов по дисциплине Цель занятия: закрепить представления у студентов о сущности и роли коммерческих банков | ||
Примерная программа наименование дисциплины Патофизиология, клиническая... Дисциплина «Патофизиология, клиническая патофизиология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | Методические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине Методические указания по дисциплине «Контроль и ревизия» предназначены для студентов заочной формы обучения Новосибирского Университета... | ||
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной... Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности | Конспект занятия Класс 1а Дата 14 октября 2008г. Ученица: Смелова... Развивать слуховое восприятие на различном расстоянии (1м, 2м, 3м и т д.) путём слуховой тренировки | ||
Методические указания по дисциплине «Английский язык» Учебно-методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов, обучающихся заочно по всем направлениям. В методических указаниях... | Методические указания для обучающихся №18 к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Технология машиностроения» Методические указания содержат основные сведения о составе курсового проекта и указания по его разработке, знакомят с характером... | ||
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» |