Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества»





Скачать 242.5 Kb.
НазваниеМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества»
страница1/4
Дата публикации20.02.2015
Размер242.5 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Культура > Методические указания
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Сибирский федеральный университет

Методология научного творчества

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Красноярск

СФУ

2011

Составитель: Медведев Леонид Нестерович
Медведев Л.Н

Методология научного творчества: методические указания по самостоятельной работе / Медведев Л.Н. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012

Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества». Пособие содержит тематический план вопросов, требующих самостоятельного изучения, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособии даны рекомендации для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины, рекомендации для подготовки к итоговому контролю.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400.68 «Биология».

1.Цели и задачи изучения дисциплины

Курс «Методология научного творчества» направлен на освоение магистрантами основных общенаучных принципов, подходов и методов проведения научных исследований.

Целью изучения дисциплины является: сформировать у магистрантов цельное представление обо всем спектре методологических и методических положений, вопросов и проблем науки и, в конечном итоге, повысить теоретико-методологический потенциал будущего ученого и преподавателя университета.

В задачи изучения дисциплины входит освоение диалектического метода познания, общенаучных подходов и методов, методов теоретического и эмпирического исследования, роли личности ученого в научном исследовании, факторов стимулирующих научное творчество.

Изучение данного курса позволит студентам увидеть общность закономерностей научного познания действительности, что поможет в формировании у них целостного естественнонаучного мировоззрения.

Изучение дисциплины направлено на подготовку выпускника в области основ естественнонаучных знаний, получение высшего углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, способствовать его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Пособие включает в себя указания и рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала, выполнению, заданий, содержанию и оформлению рефератов и пр.

По окончании изучения дисциплины «Методология научного творчества» магистр должен:

знать:

–перспективы развития биологии, как науки и ее взаимосвязь со смежными областями;

–основные положения научного метода;

–общенаучные подходы и методы;

–основы и специфику теоретических и эмпирических предметных исследований.

уметь:

–формулировать и решать организационно-методологические задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;

–уметь строить свое поведение в малой творческой группе в соответствии с конкретной предметной задачей исследования;

–вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий.

владеть:

–действующими стандартами, нормами, методологией и культурой научного мышления, позволяющими перерабатывать и подготавливать материалы по результатам исследований;

–принципами и правилами подготовки материалов к опубликованию;

–подготовкой материалов для создания обзоров, рефератов, отчетов, докладов и лекций;

–основами популяризации научных данных с учетом уровня подготовленности слушателей.
2. Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Вид учебной работы

Всего

з.е.(часов)

Семестр

11

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

3 (108)

Аудиторные занятия

0,44 (16)

0,44 (16)

Самостоятельная работа

1,55 (56)

1,55 (56)

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

1 (36)

Экзамен

1 (36)


2.1 Разделы дисциплины и виды занятий

(тематический план занятий)





Модули и разделы дисциплины

1

Методология науки и методы научных исследований.

2

Основные формы научного знания.


3

Психология науки.


2.3.Темы, выносимые на самостоятельное изучение




Название модуля

Темы для самостоятельного изучения

1


Методология науки и методы научных исследований

1.3. Диалектический метод познания: диалектический метод как система принципов и требований; принцип объективности; принцип системности; принцип историзма; принцип диалектической противоречивости. 1.6. Методы теоретического исследования: идеализация; мысленный эксперимент; гипотетико-индуктивный метод; метод аксиоматизации; метод формализации. 1.7. Методы эмпирического исследования: наблюдение; описание и сравнение; измерение; эксперимент.

2


Основные формы научного знания

2.2. Научное знание: обыденное и научное знание; идеалы и нормы научности; типология научного знания; эмпирические и теоретические знания; научно-методологическое знание. 2.4. Научный факт: роль факт в науке; проблема понимания научного факта; факты действительности; научный факт; природа научного факта – эмпиризм и теоретизм; проблема структуры научного факта. 2.6. Научная идея: проблема понимания идеи; определение понятия научной идеи; формы выражения научной идеи; интегративные формы существования научной идеи. 2.8. Научный закон: отношение, связь, взаимосвязь, закон; определение понятия научный закон; содержание, структура и условие возникновения научного закона. Классификация научных законов.

3

Психология науки.

3.3. Научное общение: разновидности научного стиля речи; особенности собственно научного общения; особенности научно-информационного общения. 3.4. Дискуссия как жанр научного общения: определение научной дискуссии; составные компоненты дискуссии – коммуникативный, интерактивный, перцептивный; разнообразие форм научной дискуссии: научно-практическая конференция, симпозиум, стендовый доклад, отчет по науке и другие; ролевые позиции участников – эксперты, рецензенты, аналитики, лидеры; личностно-ориентированное и социально-ориентированное общение; стадии дискуссии – накопление, ознакомление, сопоставление и сравнение, аргументация и доказательство, результирующий этап. 3.7. Школы в науке: школа как основная форма неформального научно-социального объединения; динамика школ; роль личности ученого в организации школы; национальные научные школы как отражение двойственности субъекта научного творчества, примеры русских национальных школ в биологии, физике. 3.9. Психологические особенности личности ученого: интеллект и научное творчество; тестология общих интеллектуальных способностей; тесту творческих способностей и результативность научного творчества; психологические особенности личности ученого и их формирование; проблема изучения индивидуально-психологических характеристик ученых. 3.10. Грантовая поддержка научных исследований: определение понятия грант; причина грантового финансирования науки в современном обществе; доноры или фадрайзеры; виды грантов; особенности процедуры получения гранта; особенности процедуры оформления гранта.




3. Методические указания по самостоятельной работе.
Основные принципы изучения курса «Методология научного творчества» заключаются в следующем: студент изучает теоретический материал курса, используя учебники и учебные пособия согласно рекомендуемого списка, приведенного в п.4. данного пособия, а также ресурсами электронной библиотеки СФУ. Для  лучшего усвоения курса данного курса в настоящих методических указаниях дан понедельный календарный график изучения курса на семестр. Настоятельно рекомендуется придерживаться этого графика.
3.1. Изучение теоретического материала

Самостоятельная работа по курсу «Методология научного творчества» включает самостоятельное изучение теоретического материала. Содержание, рекомендуемая литература и количество часов на освоение теоретического материала разбиты на три модуля и указаны в разделе «Темы для самостоятельного изучения теоретического материала».

Изучение теоретического материала проводится по лекциям, представленным, в том числе, и в виде демонстрационных презентаций соответствующих глав и тем курса.

Лекционный материал по той или иной теме изучается, в том числе, и самостоятельно – темы отмечены звездочкой. После прочтения лекции рекомендуется самостоятельно воспроизвести ее содержание в виде конспекта с необходимыми схемами, основными определениями и выводами по основным положениям. Если при прочтении лекции возникают вопросы, студент может проконсультироваться у преподавателя по электронной почте или на периодических очных консультациях.

Рекомендуется проводить также и заочное общение с преподавателем с помощью электронной почты, форумов в образовательно-информационной среде на сайте института фундаментальной биологии и биотехнологии. Самостоятельная работа способствует развитию таких необходимых навыков, как решение поставленной перед студентом задачи, сбор и аналитический анализ литературных данных, умение сделать обоснованное заключение.
3.2. Написание и защита реферата

Для получения общего зачета в 11-ом семестре студенты после изучения теоретического материала должны оформить и защитить реферат по одной из тем, предлагаемых ниже или предложить свою тему, предварительно согласовав с преподавателем.

Задания по написанию реферата выдаются лектором на первой лекции вместе со списком учебной литературы по соответствующим модулям. Защита рефератов осуществляется во время семинарских занятий в форме презентации по теме реферата, подготовленной в Power Point.
Примерная тематика рефератов

  1. Развитие и преобразование основных концепций в биологии. Экстенсивный и интенсивный путь развития науки. Теория и история познания.

  2. Развитие и преобразование основных концепций в биологии. Историческая обусловленность основных этапов развития биологии, ее достижений. Роль личности ученого.

  3. Развитие и преобразование основных концепций в биологии. Возникновение новых методов исследования.

  4. Факторы, определяющие развитие науки.

  5. Общий ход развития науки. Формы и типы научных революций в биологии.

  6. Основные познавательные модели развития европейской науки: схоластическая, механистическая, системная, диатропическая. Особенности развития современного этапа науки. Сравнение моделей американской и отечественной науки.

  7. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила)

  8. Методы научного познания. Критерии и нормы научного познания. Модели анализа научного открытия и исследования.

  9. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

  10. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта.

  11. Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Математизация теоретического знания.

  12. Научные революции как пере­стройка оснований науки. Проблемы типологии научных револю­ций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке.

  13. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний.

  14. Формы и методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, аналогия, моделирование, идеализация, интуиция.

  15. Научная проблема. Проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании. Предпосылки возникновения и постановки проблем. Разработка и решение научных проблем. Решение проблем, как показатель прогресса науки.

  16. Гипотезы и их роль в научном исследовании. Гипотеза как форма научного познания. Принципы верификации (Л.Витгенштейн) и фальсификации гипотез (К.Поппер).

  17. Методы анализа и построения научных теорий. Общая характеристика и определение научной теории. Классификация научных теорий. Структура научных теорий. Методические и эвристические принципы построения теорий. Интертеоретические отношения.

  18. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий. Специфические особенности проверки научных теорий. Проблемы подтверждения и опровержения теорий.

  19. Методы объяснения, понимания и предсказания. Методы и модели научного объяснения. Методы и функции понимания. Методы предвидения, предсказания и прогнозирования.

  20. Проблема паранаучного знания.

  21. Проблемы и методология популяризации науки.

  22. Особенности психологии научного творчества.


При подготовке реферата студент пользуется методическими материалами из списка основной и дополнительной литературы, электронных методических изданий, перечня программного обеспечения, методических указаний используемых в учебном процессе, приведенными в п.4 данной программы.

Следует обратить особое внимание на то, что реферат является вторичным жанром речи и может быть репродуктивным и продуктивным. В данном случае студент должен представить продуктивный реферат. Это может быть реферат-обзор, в этом случае он составляется на основе нескольких первичных текстов и в нем представляется сопоставление различных точек зрения по данному вопросу. В случае выбора студентом формы реферата-доклада представляется развернутый характер вопроса (проблемы); наряду с анализом информации, приведенной в первоисточниках, необходимо выдать объективную оценку состояния вопроса (проблемы).

Структура реферата

Реферат включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист. С него начинается нумерация страниц, но номер не ставится. Номера страниц начинают печатать с первой страницы раздела «Введение». Титульный лист оформляется аналогично титульному листу курсовой работы: указывают наименование высшего учебного заведения; факультет, кафедру, где выполнялась работа; название работы; фамилию и инициалы студента; ученую степень и ученое звание, фамилию и инициалы преподавателя; город и год выполнения работы.

  2. Содержание. В содержании представлены названия всех разделов и подразделов работы, каждое из которых печатается с новой строки. В конце строки ставится номер страницы, на которой напечатана данная рубрика в тексте. Номера страниц печатаются вблизи правого поля, все на одинаковом расстоянии от края страницы. Следует обратить внимание, что названия разделов и подразделов в оглавлении должно точно соответствовать заголовкам текста.

  3. Введение. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, пути развития на современном этапе, имеющиеся проблемы и способы их разрешения. Объём данного раздела не должен превышать одной страницы.

  4. Обзор литературы. В данном разделе излагаются теоретические основы по выбранной тематике. Изложение должно вестись в форме теоретического анализа проработанных источников применительно к выполняемой теме, логично, последовательно и грамотно. При необходимости данный раздел может состоять из отдельных подразделов. Из содержания теоретического обзора должно быть видно состояние изученности темы в целом и отдельных ее вопросов.

  5. Заключение. Представляет собой краткое обобщение (2-3 абзаца) приведенных данных.

  6. Библиографический список. Оформляется в соответствии с существующими требованиями.

  7. Приложения.


Оформление реферата должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32-2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов.

Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 20-30 страниц.

Реферат сдается на проверку преподавателю согласно «Графику учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методология научного творчества», приведенного в конце данной программы (Приложение А).

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, а также развитие коммуникативных компетенций защита реферата проводится в виде презентации на практических занятиях в интерактивной форме, т.е. с участием в обсуждении темы реферата других обучающихся.

Защита итоговой работы осуществляется с целью проверки усвоения студентами комплекса знаний, полученных при изучении дисциплины. Для защиты реферата студент готовит презентационные материалы, оформленные в виде последовательности слайдов, демонстрируемых на экранах для аудитории слушателей. При подготовке рефератов и презентаций рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение ФГАОУ ВПО СФУ. Во время защиты рефератов, используется современное интерактивное оборудование, закупленной по программе развития СФУ. В частности, интерактивная доска SMART Board 3000i использует все возможности персонального компьютера в режиме реального времени. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и графическими объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, базами данных, библиотеками и т. д.
4. Учебно-методические материалы по дисциплине

4.1 Основная литература
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Биофизика»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск