Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики»





Скачать 245.29 Kb.
НазваниеМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики»
страница1/2
Дата публикации27.01.2015
Размер245.29 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Физика > Методические указания
  1   2


Министерство образования и науки РФ

Сибирский федеральный университет

История и методология физики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Красноярск

СФУ

2011

Составитель: Медведев Леонид Нестерович
Медведев Л.Н

История и методология физики: методические указания по самостоятельной работе / Медведев Л.Н. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. –
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики». Пособие содержит тематический план вопросов, требующих самостоятельного изучения, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособии даны рекомендации для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины, рекомендации для подготовки к семинарам, итоговому контролю.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200.68 «Физика», магистерские программы «Биофизика», «Окружающая среда и человек: основы контроля и надзора».

СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи изучения дисциплины

2. Структура самостоятельной работы

3. Содержание дисциплины

4. Методика реализации самостоятельной работы по изучению

теоретического курса

5. Содержание самостоятельной работы

6. Учебно-методические материалы по дисциплине

1. Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины

Цель изучения дисциплины «История и методология физики» состоит в том, чтобы, опираясь на базовый цикл естественнонаучных дисциплин, обеспечить формирование представления о физике и методах научного познания в историческом аспекте ее развития.

1.2. Задачи курса

  • Раскрытие истории возникновения и развития фундаментальных идей, понятий, законов, принципов и концепций физической науки;

  • углубление, обобщение и систематизация знаний студентов по физике;

  • формирование у будущих выпускников физической картины мира.

1.3. Требования к уровню освоения содержания курса

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны

иметь представление:

о месте физики в системе научного знания;

о масштабах окружающего мира, изучаемого физикой;

о роли физики, как всеобъемлющей науки;

о влияние физики на современное общество;

о современных проблемах и перспективах развития физики;

знать:

историю и методологию физики физических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку

роль междисциплинарных связей;

основные понятия и категории физики;

методологические аспекты науки и ее приложения;

историю возникновения и развития физики;

возникновение новых научных направлений в истории развития физики

роль наиболее выдающихся ученых в развитии физики;

современные проблемы и перспективы развития физики;

уметь:

понимать современные проблемы физики и использовать фундаментальные физические представления в сфере профессиональной деятельности

определять преемственность в развитии физики;

находить аналогии в истории изучении различных явлений;

выделять эмпирические и теоретические этапы в развитии определенных

явлений;

сравнивать взгляды различных ученых на объяснение одних и тех же

явлений.

владеть:

основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени.

2. Структура самостоятельной работы
Учебным планом для дисциплины «История и методология физики» на самостоятельную работу студентов предусмотрен значительный объем времени изучения материала. Данный вид работы является обязательным для выполнения. При самостоятельном выполнении различных видов заданий студент учится принимать самостоятельно решения, разбирать и изучать новый материал, работать с периодической научной литературой.

Самостоятельная работа по курсу «История и методология физики» включает:

- самостоятельное изучение теоретического материала с использованием рекомендуемой литературы ;

- выполнение контрольной работы;

- написание реферата.

Выполненные задания оформляются в соответствии с требованиями оформления студенческих текстовых документов и сдаются преподавателю в соответствии с графиком самостоятельной работы.

Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в таблицах:

Таблица 1

Магистерская программа «Биофизика»

Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр


9

10

Общая трудоемкость дисциплины

4

(144)

2

(72)

2

(72)

Аудиторные занятия:

1,4

(56)

0,7

(28)

0,7

(28)

лекции

0,77

(28)

0,38

(14)

0,38

(14)

практические занятия (ПЗ)

0,77

(28)

0,38

(14)

0,38

(14)

Самостоятельная работа:

2,4

(88)

1,2

(44)

1,2

(44)

изучение теоретического курса (ТО)

1,11 (40)

0,4

(20)

0,4

(20)

задания

1,3 (48)


0,6

(24)

0,6

(24)

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет

зачет


Таблица 2

Магистерская программа

«Окружающая среда и человек: основы контроля и надзора»

Вид учебной работы

Всего

часов

(з.е.)

Семестр

9

10

Общая трудоемкость дисциплины

144(4)

64(1,7)

80(2,2)

Аудиторные занятия:

56(1,5)

28(0,7)

28(0,7)

лекции

0,77

(28)

0,38

(14)

0,38

(14)

практические занятия (ПЗ)

0,77

(28)

0,38

(14)

0,38

(14)

Самостоятельная работа:

88(2,4)

36(1)

52(1,4)

изучение теоретического курса (ТО)

1,33 (48)

0,5(18)

0,8(30)

задания

1,11 (40)

0,5(18)

0,6(22)


3. Содержание дисциплины

Виды самостоятельной работы выбраны в соответствии с целями и задачами изучения дисциплины «История и методология физики», количество часов и зачетных единиц определено трудоемкостью конкретного вида самостоятельной работы. Каждый из видов самостоятельной работы преследует свою цель. Самостоятельное изучение курса необходимо для понимания истории и логики возникновения и развития основных физических представлений и формировании научной методологии. Написание контрольной работы позволяет студенту выполнить небольшое историко-физическое исследование на основе методологического анализа истории определенного объекта физики. Подготовка реферата позволяет познакомиться с историей жизни и творческой деятельности мыслителей и физиков, оставивших самый заметный вклад в развитие физических представлений. Самостоятельная работа по курсу включает самостоятельное изучение теоретического материала для подготовки к семинарам и подготовку презентации для семинара:

Самостоятельное изучение теоретического материала проводится в рамках модулей по следующим темам:


№ модуля

п/п

Модули и разделы дисциплины

1

Предмет и основные задачи курса, периодизация истории физики.

2

История механики.

3

Развитие представлений об электромагнетизме.

4

Развитие оптики.

5

История теплоты.

6

От атомных гипотез к квантовой механике.

7

Современная физическая картина мира.


4. Методика реализации самостоятельной работы по изучению теоретического курса

Самостоятельная работа по курсу «История и методология физики» включает самостоятельное изучение теоретического материала. Самостоятельное изучение теоретического материала планируется по модулям курса 1-7. Содержание, рекомендуемая литература и количество часов на освоение теоретического материала разбиты по семестрам и указаны в таблицах «Темы для самостоятельного изучения теоретического материала».

Изучение теоретического материала проводится по лекциям, представленным, в том числе, и в электронном виде как гипертекстовый ресурс, а также в виде демонстрационных презентаций соответствующих глав и тем курса.

В конце семестра на консультациях основное внимание будет уделяться изучению наиболее сложных вопросов методологии физики. Поэтому приходить на эти занятия следует подготовленным, обязательно изучив материал лекций прошедшего семестра.

Если при прочтении лекции возникают вопросы, студент может проконсультироваться у преподавателя по электронной почте или на периодических очных консультациях.

При самостоятельном изучении теоретического курса студентам необходимо самостоятельно изучить темы теоретического курса в соответствие учебной программой дисциплины.

Самостоятельная работа выполняется студентами на основе учебно-методических материалов, приведенных в библиографическом списке и найденными при самостоятельном библиографическом поиске. Самостоятельно изучаемые вопросы курса включаются в экзаменационные билеты наравне с вопросами, рассмотренными в лекционном курсе.
5. Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа по курсу «История и методология физики» включает самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение контрольной работы и написание реферата:

5.1. Самостоятельное изучение теоретического материала планируется по модулям 1-7 дисциплины содержание и количество часов на освоение теоретического материала указаны в таблице «Самостоятельное изучение теоретического материала»:
Самостоятельные занятия


№ модуля

п/п

Название модуля

Темы для самостоятельного изучения

Количество

часов

(з.е.)

1


Предмет и основные задачи курса, периодизация истории физики

Специфика научного подхода к познанию мира. Роль философии и методологии в становлении науки. Т.Кун, И.Лакатос и Г.П.Щедровицкий о становлении и развитии науки. Периодизация истории физики


8(0,2)

2


История механики

Роль Галилея в зарождение механики как науки. Формулировка принципа эквивалентности и принципа относительности. Вклад Ньютона в развитие механики. Противоречивость механической картины мира.


12(0,3)

3

Развитие представлений об электромагнетизме.

Развитие представлений об электрических и магнитных явлениях. Открытие основного закона электростатики. Открытие уравнений Максвелла. Открытие «атомов электричества». Развитие электродинамики.

18(0,5)

4

Развитие оптики

Развитие представлений о природе света. Явления, указывающие, что свет является поперечной волной. Представления о светоносном эфире. Корпускулярно-волновой дуализм. Создание теории относительности и ее «парадоксы». Релятивистская механика. Нелинейная оптика.

12(0,3)


5

История теплоты

Развитие молекулярно-кинетических представлений. Создание термодинамики. «Тепловая смерть» Вселенной. Возникновение квантовых представлений. Развитие термодинамики. Проблема необратимости.

12(0,3)

6

От атомных гипотез к квантовой механике

Спектральный анализ и строение атома. Опыты Резерфорда. Противоречивость планетарной модели атома. Постулаты Бора и квантование. Формальная модель атома. Волны материи. Матричная квантовая механика. Волновая механика. Волны вероятностей. Суперпозиция и проблема редукции волновой функции. Современные представления об атоме.

16(0,4)


7


Современная физическая картина мира

Завершена ли физическая картина мира? Насущные проблемы современной физики.


10(0,27)


Самостоятельная работа способствует развитию таких необходимых навыков, как решение поставленной перед студентом задачи, сбор и аналитический анализ литературных данных, умение сделать обоснованное заключение.

Задания на самостоятельную работу по изучению теоретического материала выдаются лектором на первой лекции каждого модуля вместе со списком учебной литературы по соответствующему модулю. Контроль освоения теоретического материала осуществляется во время проведения промежуточного контроля, а также во время семинарских занятий и защите рефератов.
5.2. Требования к контрольной работе

1)контрольная работа является небольшим историко-физическим исследованием, в котором студент должен продемонстрировать умение применять предложенную ему методологию анализа изучения истории исследования того или иного объекта физики;

2)контрольная работа оформляется по форме;

3) форма работы включает следующие разделы:

1.Хронология

2.Классификация

3.Комментарии

4.Биографические справки

5. Источники литературы – ­ оригинальные и фактические.

Форма конспекта:

1. Хронология


№ п/п

Когда

Что

Кто

Где

Как

1.
















2.

















2. классификации


1.

Эмпирические факты

№№ из хронологии

2.

Эмпирические модели

- // -

3.

Фундаментальные теории

- // -

4.

Теоретические модели

- // -

5.

Приложения

- // -


3. Комментарии

Требуется дать краткий комментарий к каждому номеру из классификации,

почему то или иное событие из хронологии отнесено к тому или иному пункту из классификации.
4.Биографические справки

Требуется для каждой фамилии физика, упомянутого в разделе «кто?» в хронологии привести краткие биографические сведения.
5. Источники литературы

Требуется указать для каждого пункта хронологии:

- выходные данные соответствующих оригинальных работ;

- фактические данные – откуда взяты эти данные.
Список тем для конспектов:

1.Атомы. 2. Атомные ядра. 3. История создания атомного и термоядерного оружия. 4. История мирного применения атомной энергии. 5. Лептоны. 6. Барионы. 7. Мезоны. 8. Фотон. 9. Кварки и глюны. 10. Промежуточные бозоны. 12. Поиски гравитационных волн и гравитона. 13. Молекулы. 14. Атомные и молекулярные спектры. 15. Радиоволны. 16. Инфракрасное излучение. 17. Видимый свет. 18. Ультрафиолетовое излучение. 19. Рентгеновское излучение. 20. Гамма – излучение. 21. Газы. 22. Жидкости. 23. Сверхтекучесть. 24. Кристаллы. 25. Твердые тела. 27. Металлы. 28. Сверхпроводимость. 29. Диэлектрики. 30. Проводники. 31. Полупроводники. 32. Плазма. 33. Проблема управляемой термоядерной реакцией. 34. Звезды на нормальной стадии развития. 35. Новые и сверхновые звезды. 36. Квазары. 37. Реликтовый фон. 38. Белые карлики. 39. Нейтронные звезды. 40. Черные дыры.

5.3. Написание и защита рефератов

При подготовке студентов по дисциплине «История и методология физики», написание рефератов является необходимым элементом учебного процесса. Основной целью выполнения данной работы является развитие мышления и творческих способностей студента. В процессе выполнения реферата у студента должны сформироваться следующие компетенции:

- применение методов научного познания;

- анализ различных фотобиологических явлений и процессов в биологических системах различной сложности;

- владение методологией обучения, постановки и разрешения проблем;

- способности к самоорганизации, организации и планированию;

- навыки работы с компьютером, умение использовать современные информационные технологии (справочные системы, Интернет и др.) для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки данных;

- навыки управление информацией и приемы информационно-описательной деятельности;

- навыки грамотной письменной и устной речи.

Написание реферативного исследования требует самостоятельности и творческого подхода. Основной целью работы является раскрытие одной из тем, предложенных преподавателем или выбранных самим студентом, по согласованию с преподавателем. Основа реферата выполняется с использованием учебной и научной литературы и обязательно подкрепляется материалами из научных статей журналов, которые доступны на сайтах научных баз данных, поисковых систем, издательств.

Тему реферата студент выбирает самостоятельно из представленных ниже (или предлагает свою) и утверждает у преподавателя в течении первых двух недель обучения. Реферат должен быть оформлен в соответствии с требованиями оформления студенческих текстовых документов, объемом не менее 20 машинописных страниц и сдан к концу каждого семестра.

Требования к оформлению реферата:

Реферат включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист. С него начинается нумерация страниц, но номер не ставится. Номера страниц начинают печатать с первой страницы раздела «Введение». Титульный лист оформляется аналогично титульному листу курсовой работы: указывают наименование высшего учебного заведения; факультет, кафедру, где выполнялась работа; название работы; фамилию и инициалы студента; ученую степень и ученое звание, фамилию и инициалы преподавателя; город и год выполнения работы (Приложение 1).

  2. Содержание. В содержании представлены названия всех разделов и подразделов работы, каждое из которых печатается с новой строки. В конце строки ставится номер страницы, на которой напечатана данная рубрика в тексте. Номера страниц печатаются вблизи правого поля, все на одинаковом расстоянии от края страницы. Следует обратить внимание, что названия разделов и подразделов в оглавлении должно точно соответствовать заголовкам текста.

  3. Введение. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, пути развития на современном этапе, имеющиеся проблемы и способы их разрешения. Объём данного раздела не должен превышать одной страницы.

  4. Обзор литературы. В данном разделе излагаются теоретические основы по выбранной тематике. Изложение должно вестись в форме теоретического анализа проработанных источников применительно к выполняемой теме, логично, последовательно и грамотно. При необходимости данный раздел может состоять из отдельных подразделов. Из содержания теоретического обзора должно быть видно состояние изученности темы в целом и отдельных ее вопросов.

  5. Заключение. Представляет собой краткое обобщение (2-3 абзаца) приведенных данных.

  6. Библиографический список. Оформляется в соответствии с существующими требованиями.

  7. Приложения.


Оформление реферата должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32-2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 20-30 страниц.

Задания на самостоятельную работу по написанию реферата выдаются лектором на первой лекции каждого семестра вместе со списком учебной литературы по соответствующим модулям. Защита рефератов осуществляется во время семинарских занятий в форме презентации по теме реферата, подготовленной в Power Point.
5.4. Темы рефератов – история жизни и творческой деятельности ученых:


1. Аристотель. 2. Демокрит. 3. Архимед. 4. Тит Лукреций Кар «О природе вещей». 5. Коперник. 6. Кеплер. 7. Галилей. 8. Гюйгенс.9. Торричелли. 10. Ньютон. 11. Эйлер. 12. Гамильтон. 13. Лагранж.14. Клаузиус. 15. Лорд Кельвин. 16.Фарадей. 17. Гельмгольц. 18. Больцман. 19. Максвелл. 20. Резерфорд. 21. Бор. 22. Планк. 23. Паули. 24. Гайзенберг. 25. Шредингер. 24. Де Бройль.

27. М.В. Ломоносов. 28. П.Н. Лебедев. 29. Н.Н. Боголюбов. 30. С.И. Вавилов

31. И.Е. Тамм. 32. Л.Д. Ландау. 33. Н.Г. Басов и А.М. Прохоров. 34. П. Капица. 35. В.Л. Гинзбург.


Контрольно-измерительные материалы

1) перечень вопросов к зачету;

Форма проведения зачета: устный ответ на вопросы.
Перечень контрольных вопросов

  1. Логическое доказательство Галилеем равенства ускорений падения тел разной массы.

  2. Логическая цепочка, приведшая И.Ньютона от яблока к закону Всемирного тяготения.

  3. Почему первый закон Ньютона нельзя наблюдать непосредственно в природе? Если он ничему наблюдаемому не соответствует, то зачем он?

  4. Из каких оснований было сделано заключение, что свет – это электромагнитные волны.

  5. Откуда возникло предположение о том, что светоносный эфир – это очень плотная и упругая среда.

  6. От каких фундаментальных положений физики придется отказаться, если допустить реальность телепортации? Почему?

  7. Из каких оснований А.Эйнштейн сделал вывод, что свет отклоняется в поле тяготения?

  8. На каком основании Эйнштейн сделал вывод, что время замедляется в поле тяготения?

  9. Каким образом Эйнштейн обобщил принцип Галилея?

  10. На основании, каких наблюдений сделан вывод, что атом имеет внутреннюю структуру?

  11. Какие эксперименты указывают, на то что свет – волна, а какие – что частица?

  12. Какие факты были за планетарную модель атома, а какие против?

  13. Чему противоречат постулаты Бора?

  14. Каким образом В.Гейзенберг снял противоречие постулатов Бора? В чем суть его прорыва?

  15. Следование какому принципу привело Луи де Бройля к идее волн материи?

  16. Чем отличаются понятия наблюдения и состояния в квантовой механике от таковых в классической механике.

  17. Связь понятия кванта действия с принципом неопределенности Гейзенберга.

  18. В чем заключается корпускулярно-волновой дуализм?

  19. Физический смысл волн вероятности.

  20. В чем смысл принципа дополнительности Бора?



6 Учебно-методические материалы по дисциплине
Основная литература:

  1. История и методология биологии и биофизики [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс дисциплины / В. А. Кратасюк [и др.] ; Сиб. федерал. ун-т. - Версия 1.0. - Электронные данные (22,0 Мб). - Красноярск: ИПК СФУ, 2009. - on-line. - (Учебно-методические комплексы дисциплин СФУ : 1314/599-2008 / рук. творч. кол. В.А. Кратасюк. История и методология биологии и биофизики) (Электронная библиотека СФУ : 1314/599-2008. Учебно-методические комплексы дисциплин СФУ). Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/1314/u_manual.pdf

  2. История электротехники и электроэнергетики [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс дисциплины / Т. А. Боякова, С. А. Бояков ; Сиб. федерал. ун-т. - Версия 1.0. - Электрон. дан. (15 Мб). - Красноярск : ИПК СФУ, 2008. - on-line. - (История электротехники и электроэнергетики : УМКД № 113-2007 / рук. творч. коллектива Т. А. Боякова) Режим доступа: http://catalog.sfu-kras.ru/cgi-bin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe

  3. История и философия науки : учебное пособие /под ред.: Ю. В. Крянев, Л. Е. Моторина. – 2011 (2 экз.)

  4. Исследования по истории физики и механики, 2009-2010/Рос. акад. наук, Ин-т истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова; отв. ред. Г. М. Идлис. – 2010 (1 экз.)

  5. Пономарев, Л. И. Под знаком кванта [Текст] : учебное пособие для вузов по направлению "Прикладная математика и физика" : рекомендовано Учебно-методическим объединением Совета вузов РФ / Л. И. Пономарев. - Москва : Физматлит [Физико-математическая литература], 2006. - 415 с. (1 экз.)

  6. Дорфман Я. Г. Всемирная история физики: с древнейших времен до конца XVIII века : монография/Я. Г. Дорфман. – 2007 (2 экз.)

  7. На пути к пониманию феномена времени. Конструкции времени в естествознании. Методология. Физика. Биология. Математика. Теория систем : сборник научных трудов/под ред. А. П. Левич. – 2009 (1 экз.)


Дополнительная литература:


  1. Льоцци М. История физики – М: Мир, 1970 – 454 стр.

  2. Спасский Б.И. История физики/ в 2-ух тт. – М: Высшая школа, 1977

  3. Кудрявцев П.С. История физики/ в 3-ех тт. – М: Учпедгиз, 1971

  4. Лауэ М. История физики – М: ГИТТЛ, 1956 – 225 стр.

  5. Розенбергер Ф. История физики в древности и в средние века – М.: ГТТИ, 1934 – 148 стр.

  6. Дорфман Я.Г., Всемирная история физики/ в 2-ух тт. – М.: Наука, 1979

  7. Храмов Ю.Л. Физики. Библиографический справочник – М: Наука, 1983

  8. Вайскопф В. Физика в двадцатом столетии – М: Атомиздат, 1977

  9. Пономарев Л.И. Под знаком кванта – М.: Физматлит, 2006

  10. Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики – М.: Наука, 1985

  11. Милантьев В.П. История и методология физики – М.: РУДН, 2007
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Биофизика»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология физики» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск