Скачать 264.87 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Сибирский федеральный университет Методология научного творчества МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Красноярск СФУ 2012 Составитель: Медведев Леонид Нестерович Медведев Л.Н Ф 20 Методология научного творчества: методические указания по самостоятельной работе / Медведев Л.Н. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Методология научного творчества». Пособие содержит тематический план вопросов, требующих самостоятельного изучения, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособии даны рекомендации для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины, рекомендации для подготовки к итоговому контролю. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200.68 «Физика», магистерские программы «Биофизика» и «Окружающая среда и человек: основы контроля и надзора». 1.Цели и задачи изучения дисциплины Курс «Методология научного творчества» направлен на освоение магистрантами основных общенаучных принципов, подходов и методов проведения научных исследований. Целью изучения дисциплины является: сформировать у магистрантов цельное представление обо всем спектре методологических и методических положений, вопросов и проблем науки и, в конечном итоге, повысить теоретико-методологический потенциал будущего ученого и преподавателя университета. В задачи изучения дисциплины входит освоение диалектического метода познания, общенаучных подходов и методов, методов теоретического и эмпирического исследования, роли личности ученого в научном исследовании, факторов стимулирующих научное творчество. Изучение данного курса позволит студентам увидеть общность закономерностей научного познания действительности, что поможет в формировании у них целостного естественнонаучного мировоззрения. Изучение дисциплины направлено на подготовку выпускника в области основ естественнонаучных знаний, получение высшего углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, способствовать его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. Пособие включает в себя указания и рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала, выполнению, заданий, содержанию и оформлению рефератов и пр. Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Биохимия», «Биофизика», «Фотобиофизика» а также базового курса «Квантовая физика». Курс «Методология научного творчества» необходим для освоения студентами такой дисциплины как «Философия науки», а также подготовки магистерской диссертации. 2. Содержание дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в таблицах: Магистерская программа «Биофизика»:
Магистерская программа «Окружающая среда и человек: основы контроля и надзора»:
2.1 Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план занятий)
2.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
2.3.Темы, выносимые на самостоятельное изучение
3. Методические указания по самостоятельной работе. Основные принципы изучения курса «Методология научного творчества» заключаются в следующем: студент изучает теоретический материал курса, используя учебники и учебные пособия согласно рекомендуемого списка, приведенного в п.4. данного пособия, а также ресурсами электронной библиотеки СФУ. Для лучшего усвоения курса данного курса в настоящих методических указаниях дан понедельный календарный график изучения курса на семестр. Настоятельно рекомендуется придерживаться этого графика. 3.1. Изучение теоретического материала Самостоятельная работа по курсу «Методология научного творчества» включает самостоятельное изучение теоретического материала. Содержание, рекомендуемая литература и количество часов на освоение теоретического материала разбиты на три модуля и указаны в разделе «Темы для самостоятельного изучения теоретического материала». Изучение теоретического материала проводится по лекциям, представленным, в том числе, и в виде демонстрационных презентаций соответствующих глав и тем курса. Лекционный материал по той или иной теме изучается, в том числе, и самостоятельно – темы отмечены звездочкой. После прочтения лекции рекомендуется самостоятельно воспроизвести ее содержание в виде конспекта с необходимыми схемами, основными определениями и выводами по основным положениям. Если при прочтении лекции возникают вопросы, студент может проконсультироваться у преподавателя по электронной почте или на периодических очных консультациях. Рекомендуется проводить также и заочное общение с преподавателем с помощью электронной почты, форумов в образовательно-информационной среде на сайте института фундаментальной биологии и биотехнологии. Самостоятельная работа способствует развитию таких необходимых навыков, как решение поставленной перед студентом задачи, сбор и аналитический анализ литературных данных, умение сделать обоснованное заключение. 3.2. Написание и защита реферата Для получения общего зачета в 11-ом семестре студенты после изучения теоретического материала должны оформить и защитить реферат по одной из тем, предлагаемых ниже или предложить свою тему, предварительно согласовав с преподавателем. Задания по написанию реферата выдаются лектором на первой лекции вместе со списком учебной литературы по соответствующим модулям. Защита рефератов осуществляется во время семинарских занятий в форме презентации по теме реферата, подготовленной в Power Point. Примерная тематика рефератов
При подготовке реферата студент пользуется методическими материалами из списка основной и дополнительной литературы, электронных методических изданий, перечня программного обеспечения, методических указаний используемых в учебном процессе, приведенными в п.4 данной программы. Следует обратить особое внимание на то, что реферат является вторичным жанром речи и может быть репродуктивным и продуктивным. В данном случае студент должен представить продуктивный реферат. Это может быть реферат-обзор, в этом случае он составляется на основе нескольких первичных текстов и в нем представляется сопоставление различных точек зрения по данному вопросу. В случае выбора студентом формы реферата-доклада представляется развернутый характер вопроса (проблемы); наряду с анализом информации, приведенной в первоисточниках, необходимо выдать объективную оценку состояния вопроса (проблемы). Структура реферата Реферат включает следующие структурные элементы:
Оформление реферата должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32-2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 20-30 страниц. Реферат сдается на проверку преподавателю согласно «Графику учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методология научного творчества», приведенного в конце данной программы (Приложение А). С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, а также развитие коммуникативных компетенций защита реферата проводится в виде презентации на практических занятиях в интерактивной форме, т.е. с участием в обсуждении темы реферата других обучающихся. Защита итоговой работы осуществляется с целью проверки усвоения студентами комплекса знаний, полученных при изучении дисциплины. Для защиты реферата студент готовит презентационные материалы, оформленные в виде последовательности слайдов, демонстрируемых на экранах для аудитории слушателей. При подготовке рефератов и презентаций рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение ФГАОУ ВПО СФУ. Во время защиты рефератов, используется современное интерактивное оборудование, закупленной по программе развития СФУ. В частности, интерактивная доска SMART Board 3000i использует все возможности персонального компьютера в режиме реального времени. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и графическими объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, базами данных, библиотеками и т. д. 4. Учебно-методические материалы по дисциплине 4.1 Основная литература |
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Биофизика» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... |