Скачать 132.79 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» "СПЕЦГЛАВЫ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ НАУК " МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Красноярск 2011 Авторы: Белобров П.И., Немцева Е.В. Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Спецглавы физических и химических наук». Основной целью настоящих методических указаний является помощь студентам в подготовке к семинарским занятиям, позволяющей им установить взаимосвязь между современными достижениями физики и химии с биологией. Пособие содержит тематический план занятий, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособие даны рекомендации для подготовки к семинарам, промежуточному и итоговому контролю. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400.68 «Биология». Общие сведения Дисциплина «Спецглавы физических и химических наук» призвана установить взаимосвязь между современными достижениями физики и химии с биологией. При этом в свете достижений современной науки биология должна сохранить свою мировоззренческую роль на более высоком методологическом уровне и помочь студентам ориентироваться в изменяющемся мире. Основная цель настоящего пособия – помочь студентам в подготовке к семинарским занятиям курса «Спецглавы физических и химических наук», сориентировать их на понимание основных вопросов и проблем курса, освоение приемов и способов решения конкретных задач из различных областей биологии, опираясь на современные достижения физики и химии. Методические указания по семинарским занятиям по дисциплине «Спецглавы физических и химических наук» содержат рекомендации об использовании теоретических учебных материалов, контрольно-измерительные материалы, информационно-справочные материалы, список основной и дополнительной литературы. Семинарские занятия по дисциплине «Спецглавы физических и химических наук» будут способствовать умению студентов работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий как в ходе образовательного процесса, так в научных исследованиях Содержание и методика подготовки к семинарским занятиям Общий объем семинарских занятий дисциплине «Спецглавы физических и химических наук» – 8 часов. Рекомендуемый перечень и объем семинарских занятий приведен в табл. 1. Таблица 1. Содержание семинарских занятий
Если при подготовке к семинарскому занятию у студента возникают вопросы, то он может проконсультироваться у преподавателя по электронной почте или на периодических очных консультациях. Заочные консультации с преподавателем осуществляют с помощью электронной почты, форумов в образовательно-информационной среде на сайте университета. Во время семинарских занятий осуществляется защита рефератов в форме презентации по теме реферата, подготовленной в программе Microsoft Power Point согласно требованиям СТО СФУ и правилам подготовки презентаций [60]. Задания по написанию реферата выдаются лектором на первой лекции вместе со списком учебной литературы по соответствующим модулям. Оформление реферата должно соответствовать государственному стандарту ГОСТ 7.32-2001 и внутреннему стандарту СФУ, устанавливающим общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 20-30 страниц. Реферат включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. С него начинается нумерация страниц, но номер не ставится. Номера страниц начинают печатать с первой страницы раздела «Введение». Титульный лист оформляется аналогично титульному листу курсовой работы: указывают наименование высшего учебного заведения; факультет, кафедру, где выполнялась работа; название работы; фамилию и инициалы студента; ученую степень и ученое звание, фамилию и инициалы преподавателя; город и год выполнения работы. 2. Содержание. В содержании представлены названия всех разделов и подразделов работы, каждое из которых печатается с новой строки. В конце строки ставится номер страницы, на которой напечатана данная рубрика в тексте. Номера страниц печатаются вблизи правого поля, все на одинаковом расстоянии от края страницы. Следует обратить внимание, что названия разделов и подразделов в оглавлении должно точно соответствовать заголовкам текста. 3. Введение. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, пути развития на современном этапе, имеющиеся проблемы и способы их разрешения. Объем данного раздела не должен превышать одной страницы. 4. Обзор литературы. В данном разделе излагаются теоретические основы по выбранной тематике. Изложение должно вестись в форме теоретического анализа проработанных источников применительно к выполняемой теме логично, последовательно и грамотно. При необходимости данный раздел может состоять из отдельных подразделов. Из содержания теоретического обзора должно быть видно состояние изученности темы в целом и отдельных ее вопросов. 5. Заключение. Представляет собой краткое обобщение (2-3 абзаца) приведенных данных. 6. Библиографический список. Оформляется в соответствии с существующими требованиями. 7. Приложения. Примерная тема реферативных работ приведена ниже: 1. Выдающиеся личности в науке: физика, химия и биология. 2. Оплодотворение in vitro 3. Теломераза и хромосомы 4. Модификация генов эмбриональными стволовыми клетками 5. РНК интерференция – замалчивание генов 6. Бактерии при гастрите и язвенной болезни 7. Рецепторы запаха и организация обонятельной системы 8. ЯМР томография и ЯМР-спектроскопия биомолекул в растворе 9. Генетическая регуляция развития органов и программируемая смерть клеток 10. Ключевые регуляторы клеточного цикла 11. Передача сигналов в нервной системе 12. Собственные сигналы белков, которые управляют их транспортом и локализацией в клетке 13. Оксид азота как сигнальная молекула в сердечно-сосудистой системе 14. Прионы – новый биологический принцип инфекции 15. Специфика клеточной иммунной защиты 16. Генетический контроль раннего эмбрионального развития 17. G-белки и их роль в передаче сигнала в клетке 18. Расщепление генов 19. Обратимое фосфорилирование белков как биологический механизм регулирования 20. Функции одиночных ионных каналов в клетках 21. Трансплантация органов и клеток при лечении болезней человека 22. Сканирующий туннельный микроскоп 23. Квантовый эффект Холла 24. Локальные и глобальные параметры биологического состояния. 25. Дистанционный анализ состояния живых систем. 26. Методы количественной биологии. 27. Проблема биомаркеров 28. Методы микрочипового анализа в биологии и медицине 29. Характеристики аналитических методов на основе микрофлюидики 30. Разделение частиц в жидкости и в лабочипах 31. Двойной электрический слой и дзета-потенциал 32. Электрофоретическая подвижность и диэлектрофорез клеток 33. Микросистемы полного анализа и лабочипы 34. Аналитические микрочипы и биочипы 35. Электрофоретическое разделение ДНК на микрофлюидном чипе 36. Полимеразная цепная реакция (ПЦР) на микрочипе и аналитический сигнал ПЦР в реальном времени 37. Наночастицы в аналитических микрочипах 38. Обнаружение зептомолярных концентраций и отдельных молекул 39. Наночастицы - носители иммобилизованных биообъектов 40. Применение квантовых точек при обнаружении биообъектов 41. Классификация датчиков и биосенсоров 42. Преобразователи и мультисенсорные системы 43. Люциферазные биосенсоры и биочипы 44. Согласование аппаратуры и методик люциферазных биотестов 45. Устройства адресной доставки лекарств Подготовка и представление презентации является необходимым элементом учебного процесса. Основной целью выполнения данной работы является развитие мышления и творческих способностей студента. В процессе выполнения данного вида работы у студента должны сформироваться следующие компетенции: - умение корректно и убедительно представить свою позицию, воспринимать критику, достигать компромисса; - понимание и использование основных философских категорий; - применение методов научного познания; - анализ и прогнозирование различных явлений и процессов; - владение методологией обучения, принятия решений, постановки и разрешения проблем; - способности к самоорганизации, организации и планированию; - навыки работы с компьютером, умение использовать современные информационные технологии (справочные системы, Интернет и др.) для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки данных; - навыки управление информацией и приемы информационно- описательной деятельности; - навыки грамотной письменной и устной речи, деловой переписки; - умение воспринимать и анализировать научный текст; - знание истории и видение перспектив развития естественнонаучного познания. Библиографический списокОсновная литература
Дополнительная литература
Нобелевские лекции по физике
Нобелевские лекции по химии и по медицине
Информационные ресурсы
Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения
|
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Биофизика» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... |