Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»
Проректор
по образовательной деятельности,
председатель ЦКМС,
профессор Л.М. Мухарямова
____________________________
«______»_____________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: общая физиотерапия для специальности ПЕДИАТРИЯ, 060103 Факультет ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ Кафедра НЕВРОЛОГИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ
Курс 4 Семестр 8 Зачет 8 семестр Аудиторная работа 23 часа:
Лекции 4 часа
Практические
занятия 19 часов
Самостоятельная работа 11 часов Всего 34 часа 2013 год
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040200 «Педиатрия» (Москва, 2000), в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине – «Примерная программа по дисциплине общая физиотерапия для специальности педиатрия» (Москва, 2003), утвержденной Руководителем Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования России Кружалиным В.И. Разработчики программы:
Заведующий кафедрой
неврологии и реабилитации ________________________ (Богданов Э.И.)
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры неврологии и реабилитации «28» июня 2013 года.
Заведующий кафедрой ________________________ (Богданов Э.И.) Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии терапевтических дисциплин « » ___________ 2013 года. Председатель
предметно-методической комиссии
терапевтических дисциплин _________________________(Ослопов В.Н.)
«ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»
Цель преподавания дисциплины: овладение студентом теорией и практикой применения физических методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации различных заболеваний у детей.
Задачи изучения дисциплины: а) изучение теоретических основ физиотерапии, механизма действия физических факторов, исходя из закономерностей развития патологических процессов; б) приобретение студентом практических навыков по проведению физиотерапевтических процедур при лечении различных заболеваний у детей.
Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении обучения.
Студент должен знать:
Общие показания и противопоказания для использования физиотерапевтических методов лечения.
Физические факторы и использование их в лечебной практике: дарсонвализация, диатермокоагуляция, ультрафонофорез, УЗ, УВЧ, КВЧ, СВЧ-терапия, магнитотерапия, светолечение, аэрозольтерапия, водолечение, теплолечение и др.
Анатомо-физиологические особенности детского организма, обуславливающие своеобразие применения методов физиотерапии и физиопрофилактики.
Студент должен уметь:
Применять методы физиотерапии при лечении различных заболеваний.
Пользоваться методиками электроконтактных процедур: гальванизация, электрофорез, импульсные токи низкой и средней частоты.
Перечень дисциплин и разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: физика, биологическая химия, нормальная физиология, педиатрия, хирургические болезни.
«СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
Лекционный курс.
№
| Тема
| Краткое содержание
| Часы
| 1.
| Введение в физиотерапию
Классификация курортов и санаториев, на которых организовано лечение детей.
| История развития ФТ науки. Классификация физических факторов. Физиологические механизмы действия физических факторов на детский организм. Курортное лечение.
Климатолечение: аэротерапия, гелиотерапия, талассотерапия, физиологическое действие их на организм ребенка, имитирование климатических физических факторов. Показания для направления детей. Бальнеотерапия, классификация лечебных минеральных вод
| 2
| 2.
| Бальнеотерапия
| Бапьнеотерапия питьевыми минеральными источниками. Физиологическое действие на организм. Детские курорты. Показания. Бальнеотерапия углекислыми минеральными источниками. Физиологическое действие. Показания в детском возрасте. Бальнеотерапия сульфидными минеральными источниками. Физиологическое действие. Показания в детском возрасте. Курорты.
Бальнеотерапия радоновыми минеральными источниками. Физиологическое действие. Показания. Курорты. Термотерапия. Грязелечение. Курорты. Физиологическое действие. Показания. Курорты и местные санатории Татарии. Общие показания и противопоказания для направления детей на санаторно-курортное печение. Особенности изменения физических факторов в педиатрии.
| 2
|
Тематический план практических занятий.
№
| Тема
| Часы
| 1.
| ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИЗИОТЕРАПИИ. ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ПОКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ НАЗНАЧЕНИЙ У ДЕТЕЙ.
| 4,5
|
| 1. Гальванизация. Определение.
Физическое и физиологическое действие на организм. Терапевтический эффект.
Показания, противопоказания. Основные методы гальванизации, новые методики. Аппаратура. Дозировка. Примеры назначений. Обратить внимание студентов на механизм действия постоянного тока с учетом временных положений их физиологического влияния. Демонстрация таблиц и слайдов.
2. Лекарственный электрофорез. Определение. Особенности введения и действия лекарственных веществ, преимущества. Применение при различных заболеваниях новых лекарственных препаратов и методик. Показания и противопоказания к использованию. Дозировка.
3. Франклинизация. Постоянное электрическое поле высокого напряжения. Физическая характеристика и основы физиологического действия. Значение аэроионов, ионизированного воздуха. Показания и противопоказания. Аппараты. Методики местной и общей франклинизации. Техника проведения процедур. Совместимость с другими методами лечения.
4. Ионизированный воздух. Значение естественной ионизации атмосферного воздуха. Особенности физиологического действия аэроионов положительной и отрицательной полярности. Терап. эффекты. Показания и противопоказания. Аппараты, техника безопасности, методики лечебного применения. Аэроионофорез. Совместимость с другими процедурами.
|
| 2.
| ИМПУЛЬСИВНЫЕ ТОКИ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ. ФОРМЫ ТОКОВ, ИХ ЛЕЧЕБНОЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ. БИОФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ. ПОКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ НАЗНАЧЕНИЙ У ДЕТЕЙ.
| 5
|
| Постоянный импульсный ток в методе электросна. Физическая характеристика постоянного импульсного тока прямоугольной формы с частотой от 1 до 160 Гц. Основы физиологического действия электросна. Теории И.П. Павлова, Н.Е. Введенского. Показания, противопоказания, аппараты. Техника безопасности. Методики лечебного применения, дозирование электрического тока. Требования к кабинету.
Постоянный импульсный ток в методе диадинамической терапии (токи Бернара). Физическая характеристика диадинамических токов полусинусоидальной формы с частотой 50 и 100 Гц и их модуляций. Механизм действия. Терап. эффекты. Показания и противопоказания. Аппаратура. Техника безопасности. Методики лечебного воздействия. Техника проведения процедур. Совместимость с другими методами лечения.
Импульсные токи в электродиагностики и электростимуляции. Теоретическое обоснование в свете учения Н.Е. Введенского о парабиозе и лабильности. Показания и противопоказания. Аппараты. Техника безопасности. Методики использования.
Переменный ток низкой частоты в методе амплипульстерапии. Физическая характеристика синусоидальных модулированных токов. Показания, противопоказания. Аппаратура. Техника безопасности. Методики использования. Сочетание с другими методами лечения.
Дарсонвализация. Физическая характеристика, физиологическое действие переменного высокочастотного импульсного тока высокого напряжения малой силы. Показания и противопоказания. Аппараты. Техника безопасности и обеззараживание электродов. Техника проведения процедур.
Индуктотермия. Особенности теплообразования в организме под влиянием переменного поля высокой частоты. Механизм действия. Терапевтические эффекты. Показания и противопоказания. Аппараты. Техника безопасности. Новые методики лечебного применения. Сочетание и комбинирование с др. методами.
Электрическое поле УВЧ. Физическая характеристика. Тепловое и нетепловое действие. Особенности физического действия при острых и гнойных воспалительных процессах. Терап. эффекты. Показания и противопоказания. Возможности профилактического применения э.п.УВЧ. Аппаратура. Техника безопасности. Методики лечебного применения. Совместимость с другими методами.
8. Электромагнитное излучение сверхвысокой (СВЧ) частоты в методах сантиметровой (СМВ) и дециметровой терапии.
9. Физическая характеристика и особенности физиологического действия. Отличия влияния СМВ и ДМВ диапазонов. Показания и противопоказания. Аппаратура. Новые методики применения
|
|
| Проверка по первому модулю «Электролечение» – 100 б.
|
| 3.
| СВЕТОЛЕЧЕНИЕ. НОВЫЕ МЕТОДЫ В ФИЗИОТЕРАПИИ. ПОКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ НАЗНАЧЕНИЙ У ДЕТЕЙ.
| 4,5
|
| 1.Свет и его лечебно-профилактическое применение.
Физическая характеристика светового потока. Особенности биологического действия различных участков спектра светового потока. Фотобиологические процедуры в организме.
А) Ультрафиолетовые лучи.
Реакция кожи и слизистых на УФ-облучение (УФ-, ДУФ-, КУФ-, эритема). Механизм действия. Терап. эффекты (бактерицидный, противовоспалительный, десенсибилизирующий, регенерационный, болеутоляющий, антирахитический). Определение понятия биологической дозы. Влияние УФ-лучей на реактивность организма. Показания и противопоказания. Аппаратура. Источники интегрального и селективного типа. Техника безопасности. Методики и техника проведения процедур. Совместимость с другими методами лечения.
Б) Инфракрасные лучи.
Физическое действие. Терапевтические эффекты. Показания и противопоказания. Аппаратура. Техника и методика проведения процедуры.
2. Лазерное излучение.
Физическое и физиологическое действие на организм гелий-неонового лазера и инфракрасного излучений. Показания и противопоказания. Аппаратура (АФЛ-2, «Мустанг», АЛТП и др.), методика проведения и расчет дозы ЛИ. Техника безопасности в лазерном кабинете.
3. Постоянное, переменное, пульсирующее, бегущее, вращающиеся магнитные поля (МП) низкой частоты. Физические характеристики. Значение МП в биологии и медицине. Физико-химическое и физиологическое действие на организм. Особенности лечебного действия при воздействии МП. Аппаратура, техника безопасности, методики проведения.
4. Электромагнитное излучение миллиметрового диапазона (крайне– высокочастотного КВЧ). Физическая характеристика и особенности механизма действия на организм в свете современных биофизических гипотез. Показания и противопоказания. Аппаратура. Техника безопасности. Методики проведения у больных. Совместимость с другими методами лечения.
|
| 4.
| УЛЬТРАЗВУК. АЭРОЗОЛЬТЕРАПИЯ. ТЕПЛОЛЕЧЕНИЕ. ВОДОЛЕЧЕНИЕ. ФИЗИОПРОФИЛАКТИКА. ПОКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ НАЗНАЧЕНИЙ У ДЕТЕЙ.
| 5
|
| 1. Ультразвук. Физическая характеристика. Механизм действия. Физиологические реакции организма на воздействие ультразвуком. Фонофорез лекарственных веществ. Показания и противопоказания.
2. Аэрозоль и электроаэрозольтерапия. Понятия о лекарственных аэрозолях и электроаэрозолях. Степень их дисперсности, их свойства, значение электрозаряда в повышении стабильности аэрозолей, увеличение депонирования лекарств, осаждение аэрозолей. Механизм общего и местного действия. Аппараты. Показания и противопоказания. Техника и методика проведения процедур.
3. Теплота, ее лечебное и профилактическое применение. Особенности физических средств, пригодных для теплолечения (теплоемкость, теплопроводность, Теплоудерживающая способность). Механизм теплообмена и теплорегуляции в организме. Физиологические реакции на тепловые и холодовые раздражители. Механизм действия теплолечебных процедур – механ., темпер., химич., биол. факторы. Значение рефлекторного механизма в реакциях организма на факторы экзогенного теплового действия.
Парафин и озокерит. Механизмы физиологического действия. Терапевтические эффекты. Методики применения. Показания и противопоказания. Совместимость с другими методами лечения.
4. Лечебные грязи. Действующие факторы лечебных грязей. Классификация. Механизмы терапевтического действия. Показания и противопоказания. Основные грязевые курорты и санатории.
5. Водолечебные процедуры (общие и местные). Классификация. Ванны пресные, Ароматические (хвойные), скипидарные, хлоридно-натриевые, йодно-бромные, жемчужные, кислородные, хлорные, углекислые, сульфидные, радоновые. Лечебный душ – дождевой, циркулярный, веерный, струевой (Шарко, шотландский), восходящий, подводный душ-массаж. Классификация. Методики и техника проведения. Показания и противопоказания. Использование в целях профилактики и закаливания. Основные курорты и санатории республики.
6. Физиопрофилактика. Общие принципы закаливания организма. Роль физических факторов. Искусственные физические факторы закаливания. Физиопрофилактика гриппа, простудных заболеваний, ревматизма, сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, послеродовых осложнений, физиопрофилактика утомляемости. Профилактика светового осложнения
7. Сочетание и комбинирование физических факторов.
|
|
| Проверка по второму модулю «Светолечение. Ультразвук. Аэрозоли Водолечебные и тепловые процедуры. Санаторно-курортное лечение» - 100 б.
|
|
2.3. Самостоятельная работа
1. Аэрозольтерапия. Физическая характеристика фактора. Виды ингаляций. Аппаратура - пневматическая, ультразвуковая, паровая. Техника проведения процедур. (4 часа)
| Прочитать рекомендованную литературу.
Подготовить реферат. Боголюбов В.М., Пономаренко Г.А. Общая физиотерапия: учебник.- М.: Медицина, 2003. – 431с.
Пономаренко Г.Н. Руководство к практическим занятиям по общей физиотерапии /.– М: Медицина,2000. – 111с.
Шеина А.Н., Филатов В.И. В помощь врачу-физиотерапевту. Сборник нормативно-правовых материалов. - М., 2002.
| 2. Импульсные токи в электродиагностики и электростимуляции. Теоретическое обоснование в свете учения Н.Е. Введенского о парабиозе и лабильности. Показания и противопоказания. Аппараты. Техника безопасности. Методики использования. (3 часа)
| Прочитать рекомендованную литературу.
Подготовить реферат. Воробьев М.Г., Пономаренко Г.Н. Практическое пособие по электро-и магни-тотерапии. - СПб.: Гиппократ, 2002.
Лобзин В.С., Шиман В.Г. Физиотерапия заболеваний периферической нерв¬ной и мы-шечной систем. - СПб., 1996.
Микусев Ю. Е., Саковец Т. Г. Электродиагностика. Электростимуляция: Методическое пособие для студентов - Казань: КГМУ, 2010. - 34 с.
Пономаренко Г.Н. Электротерапия и светолечение. - СПб., 1995.
| 3. Физиопрофилактика. Общие принципы закаливания организма. Роль физических факторов. Искусственные физические факторы закаливания. Физиопрофилактика гриппа, простудных заболеваний, ревматизма, сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, послеродовых осложнений, физиопрофилактика утомляемости. Профилактика светового осложнения (4 часа)
| Прочитать рекомендованную литературу.
Подготовить реферат. Воронин Н.М. Основы медицинской и биологической климатологии. - М., 1981.
Карачевцева Т.В. Физиотерапия в педиатрии. - Ташкент, 1993.
Медицинская реабилитация под ред. В.А.Епифанова – М.: Медпресс-информ, 2005.
Шеина А.Н., Филатов В.И. В помощь врачу-физиотерапевту. Сборник нормативно-правовых материалов. -М., 2002.
|
КОНТРОЛЬ ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ФИЗИОТЕРАПИИ
МОДУЛЬ 1. Электролечение – 100 б.
МОДУЛЬ 2. Светолечение. Ультразвук. Аэрозоли. Водолечебные и тепловые процедуры. Санаторно-курортное лечение – 100 б.
Тестирование по самостоятельной работе – 50 б.
Итоговое тестирование – 100 б.
3. «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
3.1. Основная литература: Боголюбов В.М., Пономаренко Г.А. Общая физиотерапия: учебник.- М.: Медицина, 2003. – 431с.
Дополнительная литература: 1)Улащик В.С., Лукомский И.В. Общая физиотерапия. 2005. 2) Медицинская реабилитация под ред. В.А.Епифанова – М.:Медпресс-информ, 2005. 3)Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. Физиотерапия. – М., 1998. 4) Боголюбов В.М., Пономаренко Г.А.Общая физиотерапия. Санкт-Петербург,1998. 5) Физиотерапия. Национальное руководство. – ГЭОТАР, 2009. – 854с.
3.3. Учебно-методическая литература: 1) Руководство к практическим занятиям по общей физиотерапии / Г.Н. Пономаренко. – М: Медицина,2000. – 111с. 2) Электродиагностика. Электростимуляция: Методическое пособие для студентов / Ю. Е. Микусев, Т. Г. Саковец. - Казань: КГМУ, 2010. - 34 с. 3) Восстановительное лечение больных с неспецифической (первичной) поясничной болью: Методическое пособие для слушателей системы послевузовского и дополнительного профессионального образования / Р.А. Алтунбаев, Т.Г. Саковец. - Казань: КГМУ, 2010. - 46 с.
3.4. Перечень наглядных пособий, используемых в процессе обучения - учебные таблицы, учебные муляжи, аппараты: Поток-1, АФ-3, ЭЭФ-01, Магнитер, Полюс-101, Полюс-1, Алимп, Инфита, Мавр, Тонус-2М, ДТ-50, Диадинамик (ПНР), Амплипульс-4, Амплипульс-5, УЭИ-1, ЭС-4Т, ЛЭНАР, ЭС-10-5, Искра-2, Ультратон ТН4-10-1, ИКВ-4, УВЧ-30-2, УВЧ-66, УВЧ-50, УВЧ-80-01 (Ундате рм ), Луч-2, Луч-3, Луч-4, Явь-1 ( 5, 6, 7.1 ), Ромашка, Ранет, Волна-2, УЗТ-1.01, УЗТ-3.06, ЛОР-1, ЛОР-2, лампа Соллюкс-порт., ЛСТ-4, стац.-ЛСС-6, лампа Минина, ОН-7, ОКУФ-5М, ПРК-2, ПРК-4, ПРК-7, Аэрозоль У-1, У 1-4, ПАИ, ГЭК-1, АФЛ-1, АФЛ-2, Милта, Узор, Узор-2К, Мустанг, АЛТП, СМ-1, СМ-3. «Галатея» «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ» №
| Тема лекций
| Техническое обеспечение
| 1.
| Ведение в физиотерапию. Классификация курортов и санаториев, на которых организовано лечение детей.
| Учебные таблицы.
| 2.
| Бальнеотерапия
| Учебные таблицы.
|
№
| Тема практических занятий
| Техническое обеспечение
| 1.
| Общее понятие о физиотерапии. Постоянный электрический ток. Показания и примеры назначений у детей.
| Учебные таблицы. Физиоаппаратура
| 2.
| Импульсивные токи низкой частоты. Формы токов, их лечебное и диагностическое действие. Переменный ток высокой частоты. Биофизические основы действия. Показания и примеры назначений
| Учебные таблицы. Физиоаппаратура
| 3.
| Светолечение. Новые методы в физиотерапии. Показания и примеры назначений у детей.
| Учебные таблицы. Физиоаппаратура.
| 4.
| Ультразвук. Аэрозольтерапия. Теплолечение. Водолечение. Физиопрофилактика. Показания и примеры назначений у детей.
| Учебные таблицы. Физиоаппаратура
|
|