Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103





Скачать 139.69 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103
Дата публикации24.10.2014
Размер139.69 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Проректор

по образовательной деятельности,

председатель ЦКМС,

профессор Л.М. Мухарямова

____________________________

«______»_____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине: общая физиотерапия
для специальности ПЕДИАТРИЯ, 060103
Факультет ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ
Кафедра НЕВРОЛОГИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

Курс 4
Семестр 8 Зачет 8 семестр
Аудиторная работа 23 часа:

Лекции 4 часа

Практические

занятия 19 часов




Самостоятельная работа 11 часов


Всего 34 часа
2013 год

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040200 «Педиатрия» (Москва, 2000), в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине – «Примерная программа по дисциплине общая физиотерапия для специальности педиатрия» (Москва, 2003), утвержденной Руководителем Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования России Кружалиным В.И.
Разработчики программы:

Заведующий кафедрой

неврологии и реабилитации ________________________ (Богданов Э.И.)

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры неврологии и реабилитации «28» июня 2013 года.

Заведующий кафедрой ________________________ (Богданов Э.И.)
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии терапевтических дисциплин « » ___________ 2013 года.
Председатель

предметно-методической комиссии

терапевтических дисциплин _________________________(Ослопов В.Н.)


  1. «ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»




    1. Цель преподавания дисциплины: овладение студентом теорией и практикой применения физических методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации различных заболеваний у детей.

    2. Задачи изучения дисциплины: а) изучение теоретических основ физиотерапии, механизма действия физических факторов, исходя из закономерностей развития патологических процессов; б) приобретение студентом практических навыков по проведению физиотерапевтических процедур при лечении различных заболеваний у детей.

    3. Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении обучения.

Студент должен знать:

  • Общие показания и противопоказания для использования физиотерапевтических методов лечения.

  • Физические факторы и использование их в лечебной практике: дарсонвализация, диатермокоагуляция, ультрафонофорез, УЗ, УВЧ, КВЧ, СВЧ-терапия, магнитотерапия, светолечение, аэрозольтерапия, водолечение, теплолечение и др.

  • Анатомо-физиологические особенности детского организма, обуславливающие своеобразие применения методов физиотерапии и физиопрофилактики.

Студент должен уметь:

  • Применять методы физиотерапии при лечении различных заболеваний.

  • Пользоваться методиками электроконтактных процедур: гальванизация, электрофорез, импульсные токи низкой и средней частоты.

    1. Перечень дисциплин и разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: физика, биологическая химия, нормальная физиология, педиатрия, хирургические болезни.




  1. «СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

    1. Лекционный курс.



Тема

Краткое содержание

Часы

1.

Введение в физиотерапию

Классификация курортов и санаториев, на которых организовано лечение детей.

История развития ФТ науки. Классификация физических факторов. Физиологические механизмы действия физических факторов на детский организм. Курортное лечение.

Климатолечение: аэротерапия, гелиотерапия, талассотерапия, физиологическое действие их на организм ребенка, имитирование климатических физических факторов. Показания для направления детей. Бальнеотерапия, классификация лечебных минеральных вод

2

2.

Бальнеотерапия

Бапьнеотерапия питьевыми минеральными источниками. Физиологическое действие на организм. Детские курорты. Показания. Бальнеотерапия углекислыми минеральными источниками. Физиологическое действие. Показания в детском возрасте. Бальнеотерапия сульфидными минеральными источниками. Физиологическое действие. Показания в детском возрасте. Курорты.

Бальнеотерапия радоновыми минеральными источниками. Физиологическое действие. Показания. Курорты. Термотерапия. Грязелечение. Курорты. Физиологическое действие. Показания. Курорты и местные санатории Татарии. Общие показания и противопоказания для направления детей на санаторно-курортное печение. Особенности изменения физических факторов в педиатрии.

2




    1. Тематический план практических занятий.



Тема

Часы

1.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИЗИОТЕРАПИИ. ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. ПОКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ НАЗНАЧЕНИЙ У ДЕТЕЙ.

4,5




1. Гальванизация. Определение.

Физическое и физиологическое действие на организм. Терапевтический эффект.

Показания, противопоказания. Основные методы гальванизации, новые методики. Аппаратура. Дозировка. Примеры назначений. Обратить внимание студентов на механизм действия постоянного тока с учетом временных положений их физиологического влияния. Демонстрация таблиц и слайдов.

2. Лекарственный электрофорез. Определение. Особенности введения и действия лекарственных веществ, преимущества. Применение при различных заболеваниях новых лекарственных препаратов и методик. Показания и противопоказания к использованию. Дозировка.

3. Франклинизация. Постоянное электрическое поле высокого напряжения. Физическая характеристика и основы физиологического действия. Значение аэроионов, ионизированного воздуха. Показания и противопоказания. Аппараты. Методики местной и общей франклинизации. Техника проведения процедур. Совместимость с другими методами лечения.

4. Ионизированный воздух. Значение естественной ионизации атмосферного воздуха. Особенности физиологического действия аэроионов положительной и отрицательной полярности. Терап. эффекты. Показания и противопоказания. Аппараты, техника безопасности, методики лечебного применения. Аэроионофорез. Совместимость с другими процедурами.




2.

ИМПУЛЬСИВНЫЕ ТОКИ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ. ФОРМЫ ТОКОВ, ИХ ЛЕЧЕБНОЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ. БИОФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ. ПОКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ НАЗНАЧЕНИЙ У ДЕТЕЙ.

5




  1. Постоянный импульсный ток в методе электросна. Физическая характеристика постоянного импульсного тока прямоугольной формы с частотой от 1 до 160 Гц. Основы физиологического действия электросна. Теории И.П. Павлова, Н.Е. Введенского. Показания, противопоказания, аппараты. Техника безопасности. Методики лечебного применения, дозирование электрического тока. Требования к кабинету.

  2. Постоянный импульсный ток в методе диадинамической терапии (токи Бернара). Физическая характеристика диадинамических токов полусинусоидальной формы с частотой 50 и 100 Гц и их модуляций. Механизм действия. Терап. эффекты. Показания и противопоказания. Аппаратура. Техника безопасности. Методики лечебного воздействия. Техника проведения процедур. Совместимость с другими методами лечения.

  3. Импульсные токи в электродиагностики и электростимуляции. Теоретическое обоснование в свете учения Н.Е. Введенского о парабиозе и лабильности. Показания и противопоказания. Аппараты. Техника безопасности. Методики использования.

  4. Переменный ток низкой частоты в методе амплипульстерапии. Физическая характеристика синусоидальных модулированных токов. Показания, противопоказания. Аппаратура. Техника безопасности. Методики использования. Сочетание с другими методами лечения.

  5. Дарсонвализация. Физическая характеристика, физиологическое действие переменного высокочастотного импульсного тока высокого напряжения малой силы. Показания и противопоказания. Аппараты. Техника безопасности и обеззараживание электродов. Техника проведения процедур.

  6. Индуктотермия. Особенности теплообразования в организме под влиянием переменного поля высокой частоты. Механизм действия. Терапевтические эффекты. Показания и противопоказания. Аппараты. Техника безопасности. Новые методики лечебного применения. Сочетание и комбинирование с др. методами.

  7. Электрическое поле УВЧ. Физическая характеристика. Тепловое и нетепловое действие. Особенности физического действия при острых и гнойных воспалительных процессах. Терап. эффекты. Показания и противопоказания. Возможности профилактического применения э.п.УВЧ. Аппаратура. Техника безопасности. Методики лечебного применения. Совместимость с другими методами.

8. Электромагнитное излучение сверхвысокой (СВЧ) частоты в методах сантиметровой (СМВ) и дециметровой терапии.

9. Физическая характеристика и особенности физиологического действия. Отличия влияния СМВ и ДМВ диапазонов. Показания и противопоказания. Аппаратура. Новые методики применения







Проверка по первому модулю «Электролечение» – 100 б.




3.

СВЕТОЛЕЧЕНИЕ. НОВЫЕ МЕТОДЫ В ФИЗИОТЕРАПИИ. ПОКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ НАЗНАЧЕНИЙ У ДЕТЕЙ.

4,5




1.Свет и его лечебно-профилактическое применение.

Физическая характеристика светового потока. Особенности биологического действия различных участков спектра светового потока. Фотобиологические процедуры в организме.

А) Ультрафиолетовые лучи.

Реакция кожи и слизистых на УФ-облучение (УФ-, ДУФ-, КУФ-, эритема). Механизм действия. Терап. эффекты (бактерицидный, противовоспалительный, десенсибилизирующий, регенерационный, болеутоляющий, антирахитический). Определение понятия биологической дозы. Влияние УФ-лучей на реактивность организма. Показания и противопоказания. Аппаратура. Источники интегрального и селективного типа. Техника безопасности. Методики и техника проведения процедур. Совместимость с другими методами лечения.

Б) Инфракрасные лучи.

Физическое действие. Терапевтические эффекты. Показания и противопоказания. Аппаратура. Техника и методика проведения процедуры.

2. Лазерное излучение.

Физическое и физиологическое действие на организм гелий-неонового лазера и инфракрасного излучений. Показания и противопоказания. Аппаратура (АФЛ-2, «Мустанг», АЛТП и др.), методика проведения и расчет дозы ЛИ. Техника безопасности в лазерном кабинете.

3. Постоянное, переменное, пульсирующее, бегущее, вращающиеся магнитные поля (МП) низкой частоты. Физические характеристики. Значение МП в биологии и медицине. Физико-химическое и физиологическое действие на организм. Особенности лечебного действия при воздействии МП. Аппаратура, техника безопасности, методики проведения.

4. Электромагнитное излучение миллиметрового диапазона (крайне– высокочастотного КВЧ). Физическая характеристика и особенности механизма действия на организм в свете современных биофизических гипотез. Показания и противопоказания. Аппаратура. Техника безопасности. Методики проведения у больных. Совместимость с другими методами лечения.




4.

УЛЬТРАЗВУК. АЭРОЗОЛЬТЕРАПИЯ. ТЕПЛОЛЕЧЕНИЕ. ВОДОЛЕЧЕНИЕ. ФИЗИОПРОФИЛАКТИКА. ПОКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ НАЗНАЧЕНИЙ У ДЕТЕЙ.

5




1. Ультразвук. Физическая характеристика. Механизм действия. Физиологические реакции организма на воздействие ультразвуком. Фонофорез лекарственных веществ. Показания и противопоказания.

2. Аэрозоль и электроаэрозольтерапия. Понятия о лекарственных аэрозолях и электроаэрозолях. Степень их дисперсности, их свойства, значение электрозаряда в повышении стабильности аэрозолей, увеличение депонирования лекарств, осаждение аэрозолей. Механизм общего и местного действия. Аппараты. Показания и противопоказания. Техника и методика проведения процедур.

3. Теплота, ее лечебное и профилактическое применение. Особенности физических средств, пригодных для теплолечения (теплоемкость, теплопроводность, Теплоудерживающая способность). Механизм теплообмена и теплорегуляции в организме. Физиологические реакции на тепловые и холодовые раздражители. Механизм действия теплолечебных процедур – механ., темпер., химич., биол. факторы. Значение рефлекторного механизма в реакциях организма на факторы экзогенного теплового действия.

Парафин и озокерит. Механизмы физиологического действия. Терапевтические эффекты. Методики применения. Показания и противопоказания. Совместимость с другими методами лечения.

4. Лечебные грязи. Действующие факторы лечебных грязей. Классификация. Механизмы терапевтического действия. Показания и противопоказания. Основные грязевые курорты и санатории.

5. Водолечебные процедуры (общие и местные). Классификация. Ванны пресные, Ароматические (хвойные), скипидарные, хлоридно-натриевые, йодно-бромные, жемчужные, кислородные, хлорные, углекислые, сульфидные, радоновые. Лечебный душ – дождевой, циркулярный, веерный, струевой (Шарко, шотландский), восходящий, подводный душ-массаж. Классификация. Методики и техника проведения. Показания и противопоказания. Использование в целях профилактики и закаливания. Основные курорты и санатории республики.

6. Физиопрофилактика. Общие принципы закаливания организма. Роль физических факторов. Искусственные физические факторы закаливания. Физиопрофилактика гриппа, простудных заболеваний, ревматизма, сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, послеродовых осложнений, физиопрофилактика утомляемости. Профилактика светового осложнения

7. Сочетание и комбинирование физических факторов.







Проверка по второму модулю «Светолечение. Ультразвук. Аэрозоли Водолечебные и тепловые процедуры. Санаторно-курортное лечение» - 100 б.





2.3. Самостоятельная работа

1. Аэрозольтерапия. Физическая характеристика фактора. Виды ингаляций. Аппаратура - пневматическая, ультразвуковая, паровая. Техника проведения процедур. (4 часа)

Прочитать рекомендованную литературу.

Подготовить реферат.
Боголюбов В.М., Пономаренко Г.А. Общая физиотерапия: учебник.- М.: Медицина, 2003. – 431с.

Пономаренко Г.Н. Руководство к практическим занятиям по общей физиотерапии /.– М: Медицина,2000. – 111с.

Шеина А.Н., Филатов В.И. В помощь врачу-физиотерапевту. Сборник нормативно-правовых материалов. - М., 2002.

2. Импульсные токи в электродиагностики и электростимуляции. Теоретическое обоснование в свете учения Н.Е. Введенского о парабиозе и лабильности. Показания и противопоказания. Аппараты. Техника безопасности. Методики использования. (3 часа)

Прочитать рекомендованную литературу.

Подготовить реферат.
Воробьев М.Г., Пономаренко Г.Н. Практическое пособие по электро-и магни-тотерапии. - СПб.: Гиппократ, 2002.

Лобзин В.С., Шиман В.Г. Физиотерапия заболеваний периферической нерв¬ной и мы-шечной систем. - СПб., 1996.

Микусев Ю. Е., Саковец Т. Г. Электродиагностика. Электростимуляция: Методическое пособие для студентов - Казань: КГМУ, 2010. - 34 с.

Пономаренко Г.Н. Электротерапия и светолечение. - СПб., 1995.

3. Физиопрофилактика. Общие принципы закаливания организма. Роль физических факторов. Искусственные физические факторы закаливания. Физиопрофилактика гриппа, простудных заболеваний, ревматизма, сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, послеродовых осложнений, физиопрофилактика утомляемости. Профилактика светового осложнения (4 часа)

Прочитать рекомендованную литературу.

Подготовить реферат.
Воронин Н.М. Основы медицинской и биологической климатологии. - М., 1981.

Карачевцева Т.В. Физиотерапия в педиатрии. - Ташкент, 1993.

Медицинская реабилитация под ред. В.А.Епифанова – М.: Медпресс-информ, 2005.

Шеина А.Н., Филатов В.И. В помощь врачу-физиотерапевту. Сборник нормативно-правовых материалов. -М., 2002.



КОНТРОЛЬ ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ФИЗИОТЕРАПИИ

  • МОДУЛЬ 1. Электролечение – 100 б.

  • МОДУЛЬ 2. Светолечение. Ультразвук. Аэрозоли. Водолечебные и тепловые процедуры. Санаторно-курортное лечение – 100 б.

  • Тестирование по самостоятельной работе – 50 б.

  • Итоговое тестирование – 100 б.


3. «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

3.1. Основная литература: Боголюбов В.М., Пономаренко Г.А. Общая физиотерапия: учебник.- М.: Медицина, 2003. – 431с.

    1. Дополнительная литература: 1)Улащик В.С., Лукомский И.В. Общая физиотерапия. 2005. 2) Медицинская реабилитация под ред. В.А.Епифанова – М.:Медпресс-информ, 2005. 3)Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. Физиотерапия. – М., 1998. 4) Боголюбов В.М., Пономаренко Г.А.Общая физиотерапия. Санкт-Петербург,1998. 5) Физиотерапия. Национальное руководство. – ГЭОТАР, 2009. – 854с.

3.3. Учебно-методическая литература: 1) Руководство к практическим занятиям по общей физиотерапии / Г.Н. Пономаренко. – М: Медицина,2000. – 111с. 2) Электродиагностика. Электростимуляция: Методическое пособие для студентов / Ю. Е. Микусев, Т. Г. Саковец. - Казань: КГМУ, 2010. - 34 с. 3) Восстановительное лечение больных с неспецифической (первичной) поясничной болью: Методическое пособие для слушателей системы послевузовского и дополнительного профессионального образования / Р.А. Алтунбаев, Т.Г. Саковец. - Казань: КГМУ, 2010. - 46 с.

3.4. Перечень наглядных пособий, используемых в процессе обучения - учебные таблицы, учебные муляжи, аппараты: Поток-1, АФ-3, ЭЭФ-01, Магнитер, Полюс-101, Полюс-1, Алимп, Инфита, Мавр, Тонус-2М, ДТ-50, Диадинамик (ПНР), Амплипульс-4, Амплипульс-5, УЭИ-1, ЭС-4Т, ЛЭНАР, ЭС-10-5, Искра-2, Ультратон ТН4-10-1, ИКВ-4, УВЧ-30-2, УВЧ-66, УВЧ-50, УВЧ-80-01 (Ундате рм ), Луч-2, Луч-3, Луч-4, Явь-1 ( 5, 6, 7.1 ), Ромашка, Ранет, Волна-2, УЗТ-1.01, УЗТ-3.06, ЛОР-1, ЛОР-2, лампа Соллюкс-порт., ЛСТ-4, стац.-ЛСС-6, лампа Минина, ОН-7, ОКУФ-5М, ПРК-2, ПРК-4, ПРК-7, Аэрозоль У-1, У 1-4, ПАИ, ГЭК-1, АФЛ-1, АФЛ-2, Милта, Узор, Узор-2К, Мустанг, АЛТП, СМ-1, СМ-3. «Галатея»
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ»



Тема лекций

Техническое обеспечение

1.

Ведение в физиотерапию. Классификация курортов и санаториев, на которых организовано лечение детей.

Учебные таблицы.

2.

Бальнеотерапия

Учебные таблицы.






Тема практических занятий

Техническое обеспечение

1.

Общее понятие о физиотерапии. Постоянный электрический ток. Показания и примеры назначений у детей.

Учебные таблицы. Физиоаппаратура

2.

Импульсивные токи низкой частоты. Формы токов, их лечебное и диагностическое действие. Переменный ток высокой частоты. Биофизические основы действия. Показания и примеры назначений

Учебные таблицы. Физиоаппаратура

3.

Светолечение. Новые методы в физиотерапии. Показания и примеры назначений у детей.

Учебные таблицы. Физиоаппаратура.

4.

Ультразвук. Аэрозольтерапия. Теплолечение. Водолечение. Физиопрофилактика. Показания и примеры назначений у детей.

Учебные таблицы. Физиоаппаратура







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconРабочая программа по дисциплине: пропедевтика внутренних болезней,...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060103. 65 Педиатрия,...
Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconРабочая учебная программа по дисциплине Синдром жестокого обращения...
Рабочая программа составлена заведующим кафедрой детской хирургии ПетрГУ, профессором И. Н. Григовичем
Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconРабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая...
Педиатрия, утверждённым Учёным советом университета от 26 июня 2013 г протокол №11
Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconРабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология...

Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconРабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо 060101, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки...
Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconРабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060103....
Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности педиатрия, Федерального...
Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconРабочая программа по дисциплине нормальная физиология (наименование...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская...
Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconПрограмма по дисциплине Общий уход за больными для специальности...
Государственного образовательного стандарта по специальности: 060103 – педиатрия
Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconРабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103...
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол...
Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconРабочая программа Название дисциплины биохимия шифр специальности...
Рф от 8 ноября 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060103 «педиатрия», разработанной кафедрой...
Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconРабочая программа по дисциплине биоорганическая
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060103 педиатрия утвержденным приказом Министерства образования...
Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 21 Внутренние болезни, общая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconРабочая учебная программа по дисциплине «основы ухода за больными»
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060103 педиатрия, утвержденным...
Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconРабочая учебная программа по дисциплине «основы сестринского дела»
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060103 педиатрия, утвержденным...
Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 iconРабочая программа по нормальной физиологии естественно научного цикла...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск