Скачать 156.32 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине __«Высокоуровневые методы информатики и программирования»_ (наименование дисциплины) Для специальности __080801-Прикладная информатика в экономике _ (номер и наименование специальности) Факультет __систем управления____________________________________ (наименование) Профилирующая кафедра ___ Автоматизированных систем управления_____ (наименование) Курс _________________2__________________ Семестр ______________3__________________ Учебный план набора __2008__ года Распределение учебного времени Всего часов Лекции 18 часов Лабораторные занятия 18 часов Практические занятия Курсовой проект (ауд) Курсовая работа (ауд) Всего ауд. занятий 36 часов Самостоятельная работа 36 часов Общая трудоёмкость 72 часа Экзамен ____________ семестр Зачёт _______3_______ семестр Диф.зачёт ___3_______ семестр 2012 Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО для специальности 080801.65 "Прикладная информатика в экономике" (код и наименование специальности) утверждённого _14 марта 2000 г._ , рассмотрена и утверждена на заседании кафедры « _27_ » _июня_ 2012 г. , протокол № _15_ Разработчик __д.т.н., профессор___________ __________________ _Катаев М.Ю._ (должность, кафедра) (подпись) (ФИО) Зав. обеспечивающей кафедрой _АСУ_ _________________ _ Кориков А.М._ (подпись) (ФИО) Рабочая программа согласована с факультетом, профилирующей и выпускающей кафедрами специальности Декан __ФСУ_________ ______________ __Сенченко П.В._ (факультет) (подпись) (ФИО) Зав. профилирующей кафедрой _______________ _ Кориков А.М._ (подпись) (ФИО) Зав. выпускающей кафедрой _____________ ____ Кориков А.М._ (подпись) (ФИО) 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Дисциплина «ВЫСОКОУРОВНЕВЫЕ МЕТОДЫ ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ» (ВМИП) читается в 3-м семестре и предусматривает чтение лекций, проведение лабораторных занятий, выполнение курсового проекта и получение различного рода консультаций. 1.1 ЦЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины знакомить студентов с основами Объектно-Ориентированного Программирования (далее ООП) как современного подхода к программированию и подготовить их к решению различных экономических задач с использованием различных методов программирования. Воспитание у студента умения применять полученные знания при написании программ. Развитие у студента культуры и интуиции при программировании. Привитие студентам навыков самостоятельной работы при изучении специальной программно-технической литературы. Воспитание у студента умения формулирования и обоснования выбора соответствующего подхода к разработке программы и программированию. Ознакомление студентов с основными средами разработки программ. Формирование у студентов практических навыков написания программ. В результате изучения курса студенты должны получить начальные знания, необходимые для программирования на языке С++. 1.2 ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: знать основы теории и общие методологические принципы ООП; знать методы проектирования, разработки и создания программных продуктов с применением ООП; Уметь: уметь ставить задачи на разработку программного обеспечения с использованием ООП и решать их; Владеть: особенности объектно-ориентированных возможностей языка программирования С++ и программных систем для разработки программ; навыками программирования на языке программирования С++. 1.3 ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН И РАЗДЕЛОВ (ТЕМ), НЕОБХОДИМЫХ СТУДЕНТАМ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Для понимания курса «ВМИП» необходимо прослушать дисциплины: ЕН.Ф.2 Информатика и программирование, ОПД.Ф.9 Основы алгоритмизации и языки программирования, ОПД.Ф.1 Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДМЕТЕ КУРСА Разработка программ является сложным по структуре элементом знаний. Необходимо иметь представление и о технической стороне расчетов (процессор, драйвер, оперативная и постоянная память и др.) и о программной (операционная система, библиотеки, компиляторы и др.). В рамках дисциплины ВМИП будут рассмотрены эти элементы, однако главный упор будет сделан на разработку программ в объектно-ориентированной парадигме. Объектно-ориентированное программирование (ООП) появилось в результате развития методов структурного, модульного, логического программирования и методов программирования с использованием абстракции данных. В структурном программировании для разбиения системы на составляющие элементы применяется функциональная декомпозиция. Этот процесс обычно осуществляется ""сверху-вниз, в результате чего детализируется реализация функций системы. само разбиение строится и оценивается на основе использования методов модульного и логического программирования модулей. Такой метод слабо учитывает влияние обрабатываемых структур данных на архитектуру программы. В подходе, основанном на абстракции данных, главное внимание уделяется выбору представления данных, наиболее подходящих для реализации решаемой задачи. На основе выбора осуществляется модульная декомпозиция программ. Широко используется понятие типа и строится иерархия типов данных на базе детализации представления данных на различных уровнях декомпозиции. При таком подходе осуществляется разрыв между структурами данных и функциями работы с ними. При использовании ООП этот разрыв уничтожается. Центральным элементом в данном случае является объект, представляющий собой модель некоторого элемента реального мира и содержащий в себе как данные, так и операции над ними (например, "окно", "график", ...). Для построения объектов используются абстрактные типы данных и скрытие информации. Большое внимание уделяется взаимодействию объектов. Преимущества, которые получает пользователь ООП по отношению к программным системам других типов: · Проще в разработке и меньше по объему (малые затраты и времени). · Проще в использовании и модернизации (возможность внесения изменений). · Естественным образом защищается информация о данных и программы. · Регламентация четких и строгих действий, допустимых над объектами. · Возможность внесения изменений (естественное) в работающую программу. 2.1 НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ, СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ТЕМА -1- (2 часа) Введение в ООП 1. История развития языков программирования. 2. История развития парадигм программирования. 3. Этапы разработки программного обеспечения и требования, которым оно должно отвечать. ТЕМА -2- (2 часа) Основные составляющие ООП 1. Три источника и три составные части ООП (краткие определения): а) инкапсуляция, б) полиморфизм и в) наследование. 2. Основные понятия ООП на русском и английском языках с определениями. 3. Словарь терминов ООП. 4. Преимущества и недостатки ООП ТЕМА -3- (2 часа) Место ООП в мире программ и техники. Методология подготовки и написания ОО программ 1. Требования предъявляемые к ООП программам 2. Связь ООП с техническими особенностями вычислительной техники 3. Методологии проектирования ОО программных систем (OMT, SA/SD,JSD…) ТЕМА -4- (2 часа) ОО программирование в языке С++ 1. ОО язык С++. Элементы языка отвечающие за ОО (класс, функции-друзья, функции, конструкторы и деструкторы, правила доступности членов класса, иерархия членов класса, дерево классов, механизм наследования, подкласс) 2. Примеры на С++, поясняющие основные возможности ООП. 3. Библиотека классов С++ в разработках разных компаний Zortex, Borland, Microsoft и др. ТЕМА -5- (4 часа) Разработка приложений в среде Windows 1. Версии Windows. Как работает Windows (краткое описание) 2. Функции, которые создают объекты. Компилятор ресурсов. 3. Классы окон. Функции окон. редактор ресурсов. Редактор шрифтов. 4. Графика. Интерфейс с графическими устройствами. (GDI) ТЕМА –6- (2 часа) Обзор языков положенных в основу Visual C++ 1. Языки Visual C++, CTalk, Objective C, Views, Java, C#. 2. Сравнительный анализ объектно-ориентированных свойств. ТЕМА -7- (2 часов) Элементы графического проектирования программных систем 1. Сообщения. Контексты дисплея. Элементы оконных интерфейсов. 2. Управляющие элементы. Пиктограммы. Меню. 3. Кнопки. Линии прокрутки. Диалоги. Окна списков. 4. Всплывающие меню. Комбинированные окна. Окна с владельцем. 5. Динамически подключаемые библиотеки (DLL). ТЕМА -8- (2 часа) Элементы работы с документами 1. Интерфейс со многими документами (MDI). 2. Динамический обмен данными (DDE). 3. Связывание и включение объектов (OLE). Всего лекций – 18 часов 2.2. Практические и семинарские занятия – не предусмотрены 2.3 Лабораторные занятия ТЕМА -1- (6 часов) Ознакомление с основами ООП 1. Построение программ показывающих идеологию модульного, абстрактного, структурного и логического программирования на С++. 2. Изучение классов (определение, возможности, компоненты) ТЕМА -2- (4 часа) Ознакомление с основами ООП 1. Конструктор-Деструктор (возможности). 2. Защита информации при передачи данных. ТЕМА -3- (4 часа) Ознакомление с основами ООП 1. Изучение полиморфизма. 2. Полиморфные объекты. ТЕМА -4- (4 часа) Ознакомление с основами ООП 1. Изучение наследования (простое и сложное). 2. Друзья методов. Всего лабораторных занятий – 18 часов 2.4 ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В качестве самостоятельной работы студентам предлагается написать и защитить рефераты.
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ Курсовое проектирование связано с выполнением заданий, позволяющих освоить программирование на языке С++. Каждому студенту выдаются задания:
За время выполнения задания необходимо подготовить теоретический материал и практический. В теоретическую часть входит описание основ объектно-ориентированного подхода при разработке программ экономического направления с уточнением моментов, которые связаны с выбранной темой. Практическая часть связана с составлением нескольких программ на языке С++ в среде VC 6.0 или Visual Studio 2005, 2008, 2010, показывающих разнообразные стороны использования на практике вопроса темы курсового проектирования. По теме работы, студент должен выступить с докладом. 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 3.1 Основная литература 1. Информатика. Базовый курс: Учебник для вузов/ С. В. Симонович [и др.]; ред.: С.В. Симонович. - СПб.: Питер, 2007. - 639 с. (библиотека ТУСУР 30 экз) 3.2 Дополнительная литература 1. Катаев, Михаил Юрьевич. Высокоуровневые методы информатики и программирования: Учебное пособие / М.Ю. Катаев. - Томск: ТМЦДО, 2006. - 132 с. (библиотека ТУСУР 10 экз) 2. Катаев, Михаил Юрьевич. Высокоуровневые методы информатики и программирования: учебное методическое пособие / М.Ю. Катаев. - Томск: ТМЦДО, 2006. - 39 с. (библиотека ТУСУР 10 экз) 3. Катаев, Михаил Юрьевич. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине Высокоуровневые методы информатики и программирования / М.Ю. Катаев.– Томск: ТУСУР, 2006. - 37 с. (библиотека ТУСУР 41 экз) 4. Катаев Михаил Юрьевич. Объектно-ориентированное программирование: Учебное пособие / М.Ю. Катаев, А.Я. Суханов. - Томск: ТМЦДО, 2007. - 160 с. (библиотека ТУСУР 12 экз) 5. Катаев, Михаил Юрьевич. Объектно-ориентированное программирование : Учебное методическое пособие / М. Ю. Катаев. - Томск: ТМЦДО, 2007. - 45 с. (библиотека ТУСУР 8 экз) 6. Подбельский, Вадим Валериевич. Язык СИ++: Учебное пособие для вузов/ Вадим Валериевич Подбельский. - 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 560 с. (библиотека ТУСУР 5 экз) 3.3 Перечень методических указаний 1. Катаев М.Ю. «Высокоуровневые методы информатики и программирования» (ВМИП). Методические указания по самостоятельной работе студентов по специальности "080801 – Прикладная информатика в экономике ", обучающихся по магистерской программе Математическое и программное обеспечение вычислительных комплексов и компьютерных сетей / М.Ю. Катаев. – Томск: ТУСУР, 2011. – 9 с. http://www.asu.tusur.ru/learning/ (электронный ресурс каф. АСУ ТУСУР) 2. Катаев М.Ю. «Высокоуровневые методы информатики и программирования» (ВМИП). Методические указания по выполнению курсового проекта студентов по специальности "080801 – Прикладная информатика в экономике " / М.Ю. Катаев. – Томск: ТУСУР, 2011. – 10 с. http://www.asu.tusur.ru/learning/ (электронный ресурс каф. АСУ ТУСУР) 3. Катаев М.Ю. «Высокоуровневые методы информатики и программирования» методические указания по лабораторным работам студентов для специальности 080801-Прикладная информатика в экономике / М.Ю. Катаев. – Томск: ТУСУР, 2012. – 9 с. http://www.asu.tusur.ru/learning/ (электронный ресурс каф. АСУ ТУСУР) 4 РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА 4.1 Балльная раскладка отдельных элементов контроля по видам занятий Курс 2, семестр 3, Контроль обучения – зачет. Максимальный семестровый рейтинг – 100 баллов. По дисциплине «ВМИП» проведение зачета является обязательным. При этом балльная оценка в соотношении 70/30 распределяется на две составляющие: семестровую и зачетную. Т.е. 70 баллов можно получить за текущую работу в семестре, а 30 баллов – за ответы на зачете. На протяжении всего семестра текущая успеваемость оценивается только в баллах нарастающим итогом, в том числе и результаты контрольных точек. Текущий контроль изучения дисциплины состоит из контроля за усвоением теоретического материала и проведением 3 тестов. В таблице 4.1 содержится распределение баллов в течение семестра для дисциплины «ВМИП», завершающейся зачетом и содержащей 8 лекционных тем (18 часов) и 4 лабораторных работ (18 часов), проводимых в течение семестра и 3 итоговых теста (опрос) во время проведения двух контрольных точек. Таблица 4.1 – Дисциплина «ВМИП» (зачет, лекции, лабораторные работы, тесты)
По результатам текущего контроля формируется допуск студента к итоговому контролю – зачету по дисциплине. Зачет осуществляется в форме опроса по теоретической части дисциплины. В составе суммы баллов, полученной студентом по дисциплине, заканчивающейся зачетом, зачетная составляющая должна быть не менее 10 баллов. В противном случае зачет считается не сданным, студент в установленном в ТУСУРе порядке обязан его пересдать. Методика выставления баллов за ответы на зачете определяется из расчета 3 балла за каждый из 10 вопросов в билете. Неудовлетворительной сдачей зачета считается зачетная составляющая менее 10 баллов. При неудовлетворительной сдаче зачета (<10 баллов) или неявке на зачет зачетная составляющая приравнивается к нулю (0). 4.2 Методика формирования пятибалльных оценок в контрольные точки В таблице 4.2 представлен пересчет суммы баллов по 1 и 2 контрольной точке в традиционную оценку. Таблица 4.2 – Пересчет баллов в оценки за контрольные точки
4.3 Методика формирования итоговой оценки по дисциплине В таблице 4.3 – представлен пересчет итоговой суммы баллов в традиционную и международную оценку. Таблица 4.3 – Пересчет суммы баллов в традиционную и международную оценку
10> |
Рабочая программа по учебной дисциплине Высокоуровневые методы информатики... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Высокоуровневые методы информатики и программирования» студентам очной... | Учебно-методический комплекс Для специальности 080801 Прикладная... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования II поколения (номер государственной регистрации... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» «Моделирование взаимодействия корпоративных структур» (мвкс) составлен в соответствии с требованиями программы дисциплины с учетом... | Программа по курсу "Математика. Алгебра и геометрия" для специальности... Рабочая программа по курсу "Математика" составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая программа дисциплины Специальность 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике» ... | Учебно-методический комплекс дисциплины управление безопасностью... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Основы электронной коммерции» студентам очной полной формы обучения... | ||
Программа по курсу «Реинжиниринг бизнес- процессов» для специальности... Рабочая программа по курсу «Реинжиниринг бизнес- процессов» составлена на основании учебного плана специальности 080801 «Прикладная... | Рабочая программа по дисциплине В. В высокоуровневые методы информатики и программирования ... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности (351400) 080801. 65... Теория управления финансовыми рисками: Учебно-методический комплекс по специальности (351400) 080801. 65 Прикладная информатика (в... | Рабочая программа по курсу «Имитационное моделирование экономических... «Имитационное моделирование экономических процессов» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта... | ||
Пример типового теста для студентов 5 курса специальности «математическое... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования II поколения (номер государственной регистрации... | Учебно-методический комплекс дисциплины высокоуровневые методы информатики... Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств | ||
Учебно-методический комплекс специальности: 080801. 65 «Прикладная... Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 080801. 65 «Прикладная... | Учебно-методический комплекс специальности: 080801 «Прикладная информатика... Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 080801. 65 «Прикладная... | ||
Учебно-методический комплекс специальности: 080801. 65 «Прикладная... Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 080801. 65 «Прикладная... | Рабочая программа по учебной дисциплине Финансы и кредит Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Финансы и кредит» студентам очной полной формы обучения специальности... |