Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт





Скачать 256.01 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт
страница1/3
Дата публикации28.11.2014
Размер256.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3


Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально—педагогический университет

Инженерно—педагогический институт

Кафедра общей химии



Контрольная работа № 1

Вариант 5

Дата сдачи работы:

«_____»______2005г.




Работу выполнила


студентка группы ЗВТ – 105 С


Работу принял:

______________/ _____________

(подпись) (расшифровка)




Работу проверил:

______________/ _____________

(подпись) (расшифровка)

Екатеринбург

2005

Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них.

И.В. Гете

Раздел 2. Основы учения о биосфере

6. Распределение жизни в биосфере. Естественные границы в биосфере.


Содержание понятия биосферы не всегда было однозначным. Первоначально биосферами называли гипотетические глобулы (видимо под влиянием идей французских учёных XVIII века П.Л. Мопертюи и особенно Ж.Л. Бюффона о бессмертных органических молекулах), якобы составляющие живую основу всех организмов. Такое понимание продержалось во Франции до середины века.

Существенно иное представление о биосфере сформулировал в 1875 г. австрийский геолог Э. Зюсс. В монографии «Происхождение Альп» Он говорит о «самостоятельной биосфере» как об особой оболочке Земли, образованной живыми организмами. В заключительной главе большого трехтомного труда «Лик Земли» (1909) этот автор пишет, что понятие «биосфера» возникло как следствие идей Ж. Ламарка и Ч. Дарвина о единстве органического мира.

С работ Зюсса датируется начало биологического представления о биосфере, как о совокупности организмов, населяющих Землю, как о живой оболочке планеты. Такого взгляда придерживались многие русские географы, например Н.М. Сибирцев (1899), Д.Н. Анучин (1902), П. И. Броунов (1910), А.А. Григорьев (1948), английский исследователь и философ Дж. Бернал (1969). Французские учёные Э. Леруа (1927) и П. Тейяр де Шарден (1965, 1969) также взяли за основу определение Зюсса, однако трактуют его в идеалистическом плане. Согласно Тейяру, биосфера – живой пласт планеты – одна из стадий воплощения Бога.

Представление Зюсса о биосфере как об особой оболочке земли использовал и В. И. Вернадский (1926), вложив в него, однако, существенно иное, биогеохимическое, содержание. Биосфера, по Вернадскому, — область распространения жизни, включающая наряду с организмами и среду их обитания. Тейляр де Шарден в Сборнике статей «Будущее человека» (1969) выразил своё несогласие с подобной трактовкой, явно противоречащей его идеалистической концепции эволюции.

Разработка биогеохимического представления о биосфере была тесно связана с практической деятельностью В.И. Вернадского в Комиссии Академии наук по изучению естественных производственных сил России (начало 1915 г.). Зачатки этого представления можно обнаружить уже в высказываниях ученых XVII и XVIII в., в книге «Космос» А. Гумбольдта и Докучаева.

В настоящее время оба понимания биосферы, по Зюссу и по Вернадскому, существуют. Н.В. Тимофеев-Ресовский предлагает говорить о биосфере в узком и широком понимании. Представляется более целесообразным употреблять это понятие, вкладывая в него смысл, приданный Вернадским, — область распространения жизни, используя для биосферы в «узком смысле» выражения: «совокупность организмов», «пленка жизни», «живой покров Земли», «биота», «биос».

Верхняя граница биосферы, по Вернадскому (1965), проходит на высоте 15—20 км, охватывая всю тропосферу и нижнюю часть стратосферы: озон находится у полюсов в слое 8 –30 км, в тропиках 15—35 км. Снизу Биосфера ограниченна отложениями на дне океанов (до глубины свыше 10 км.) и глубиной проникновения в недра Земли организмов и воды в жидком состоянии. Подстилающая литосфера, верхняя стратосфера, ионосфера и космическое пространство служат биосфере средой. Основной энергетический источник, обеспечивающий функционирование биосферы, — лучистая энергия Солнца.

Таким образом, биосфера – это особая термодинамическая открытая оболочка Земли, вещество, энергетика и организация которой и обуславливаются взаимодействием её биотического и абиотического компонентов. Она, следовательно, включает совокупность организмов и их остатки, а также части атмосферы, гидросферы и литосферы, населённые организмами и изменяемые их деятельностью.

Внимательный анализ показывает, что биосфера распределена по поверхности Земли неравномерно. В различных природных условиях она сформирована в виде относительно самостоятельных природных комплексов, получивших название экосистем, или биогеоценозов. Понятие «биогеоценоз» введено в науку советским ботаником Академиком В. Н. Сукачевым и означает сообщество организмов разных видов, обитающее в определённых природных условиях.

Каждый биогеоценоз, или экосистема, представляет собой своеобразную модель биосферы в миниатюре.

В зависимости особенностей субстрата, климата, исторических факторов формирования жизни биогеоценозы могут весьма существенно различаться. Известный американский эколог Е. Одум (1968), говоря об основных экосистемах мира, называет следующие экосистемы: моря, эстуарии и морские побережья, ручьи и реки, озёра и пруды, пресноводные болота, пустыни тундры, травянистые ландшафты, леса.

Каждая из перечисленных Одумом крупных экосистем, характеризующаяся некоторыми специфическими особенностями, в свою очередь распадается на экосистемы, или биогеоценозы различных лесов — хвойных, лиственных, тропических, каждый из которых отличается своими особями чертами и, прежде всего характерным круговоротом вещества. Точно так же экосистема моря включает в свой состав биогеоценозы коралловых островов, весьма богатых жизнью.

Один из основателей экологии как самостоятельной науки, известный английский ученый Ч. Элтон (1960), обращает внимание на то, что разные биогеоценозы насыщены жизнью в разной степени. Как правило, бедны разнообразием видов организмов биогеоценозы Крайнего Севера, пустынь, особенно богаты видами биогеоценозы дождевых тропических лесов. Величина первичной продукции органического вещества в биогеоценозах, наиболее богатых жизнью, превосходит продукцию биогеоценозов глубин океана более чем в 50 раз!

Живая часть биогеоценоза – биоценоз – слагается из популяций организмов, принадлежащих к разным видам. В распределении видов в составе биоценоза обнаруживаются интересные закономерности. Чем меньше вес организма, тем больше численность его особей (Э. Макфельден, 1965).

Изучение частоты встречаемости представителей разных видов позволяет обнаружить другую более важную закономерность: Наибольшим распространением отличается сравнительно небольшое число видов. Так, например, по данным Э. Райса (1952), изучившего видовую структуру растительности высокотравной Оклахомы, 84 % травостоя было занято 9 видами, в то время как на долю остальных 20 видов приходилось 16 %.

В состав биоценозов входят, с одной стороны, высокоспециализированные виды, способные существовать только в условиях данного биоценоза, с другой – виды с более широким спектром потребностей. При существенных изменениях среды обитания первыми вымирают специализированные виды.

Во многих биоценозах наряду с видами, встречающимися в данном сообществе постоянно, имеются виды, входящие в состав либо на какой—то стадии развития, либо в течение ограниченного сезона. К первым принадлежат многие водные насекомые, живущие в водоёме на личиночной стадии и покидающие это местообитание во взрослом состоянии, например комары. Большую роль играют отношения типа паразит – хозяин. В последнее время открыта принципиально новая форма связей – передача наследственных особенностей от одних видов к другим с помощью бактериофагов и вирусов. Такая форма связи, по—видимому, широко распространена среди бактерий. Какую она играет роль во взаимодействии между другими членами биоценоза, пока ещё не достаточно ясно.

Анализ структуры биосферы не заканчивается на биогеоценозах. Они, в свою очередь, состоят из популяций разнообразных видов, т.е. из качественно своеобразных форм организации живой материи, каждая из которых ведёт своё начало от общего предка. В биогеоценозе, таким образом, существуют популяции видов с разной историей; основа биогеоценоза полифилетчина.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconРоссийской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический...
...
Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconРоссийской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический...
Цифровые микросхемы предназначены для преобразования и обработки сигналов, изменяющихся по закону дискретной, например двоичной,...
Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconРоссийской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический...
Развитие психологической мысли в новое время (XVII в.) и в эпоху Просвещения (XVIII в.) 12
Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconФгаоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconОтчет о результатах самообследования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Березовском
Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconНормативные кризисы развития личности взрослого человека
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconТестовый контроль знаний учащихся
Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «российский государственный...
Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconКонкурс лучших учителей РФ по приоритетному национальному проекту «Образование»
...
Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический...
Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconПрограмма учебной дисциплины "Культура здоровья" министерство образования...
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Факультет фиоп
Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconО проведении 2-й Всероссийской конференции
«Социально-профессиональная мобильность в XXI веке», которая состоится 28–29 мая 2015 года в г. Екатеринбурге на базе фгаоу впо «Российский...
Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconРоссийской Федерации Красноярский государственный педагогический...
Причем тем сложнее, чем позже начнут предприниматься реальные меры по глобальному восстановлению здоровья человечества
Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconФедеральное агентство по образованию Томский государственный педагогический университет
Томский государственный педагогический университет совместно с Сибирским нии торфа со расхн, Институтом климатических и экологических...
Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Инженерно-педагогический институт iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск