Скачать 257.62 Kb.
|
ТЕМА: Тестовый контроль знаний учащихся. ПЛАН ТЕМЫ 1.Введение 2. Цели и задачи контроля знаний 3. Функции контроля и проверки знаний учащихся 4. Методы контроля знаний учащихся 5. Формы контроля знаний учащихся 6. Средства контроля. Тестовый контроль 7.Анализ результатов тестирования 8. Заключение 9. Литература 1.ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Социально - экономические преобразования, происходящие на современном этапе в России, выдвинули новые требования к уровню, содержанию и качеству подготовки рабочих кадров. Как следствие этого, в целях обеспечения гарантий качественного образования, разработан и утверждён Государственный стандарт начального профессионального образования (НПО), в котором определены требования к уровню, содержанию и качеству подготовки специалистов на данной ступени квалификации. Проблема тестового контроля относится к числу тех, которые имеют важнейшее значение для реализации требований Государственного стандарта НПО вследствие признания в профессиональной школе объективной методикой оценки качества обучения тестовую методику. Особую актуальность и значимость приобретает эта проблема в связи с разработкой в настоящее время на региональном уровне составляющих стандарта НПО, одной из которых является система тестового контроля для объективной оценки качества подготовки обучаемых. Выбор темы в немалой степени обусловлен возрастающими требованиями к контролю результатов обучения, который является одним из важнейших и обязательных компонентов процесса обучения и имеет место на всех стадиях образовательного процесса. Важность изучения результатов обучения ещё с начала развития научной педагогики подчёркивали известные зарубежные и отечественные исследователи (Л.С. Выготский, И.Ф. Гербарт, Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Значение, место и функции контроля учебных достижений рассмотрены в работах Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, М.С. Бернштейна, Г.А. Берулава, Б.П. Битинаса, Н.Е. Бобкова, K.M. Гуревич, К. Ингенкампа, О.Ф. Кабардина, Э.А. Красновского, B.JI. Рысс, Н.Ф. Талызиной и др. Достаточно большое количество работ посвящено исследованию педагогического процесса в профессиональном образовании (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, И.И. Гольдин, A.C.Лында, Н.И. Макиенко, А.Я. Найн, A.M. Новиков, И.П. Позняк, Г.Н. Сериков, В.А. Скакун, О.Ф. Фёдорова, В.Д. Шадриков, В.В. Шапкин, С.А. Шапоринский, А.Е. Шильникова и др.), в которых контроль знаний, умений и навыков учащихся рассматривается как одно из важнейших звеньев процесса обучения. Педагогическая наука остро ставит проблему объективизации и стандартизации контроля в образовании. Традиционные формы и методы контроля подвергаются серьёзной критике, так как они не позволяют оперативно установить ни количественные, ни качественные характеристики подготовленности обучаемых, следовательно, участники педагогического процесса не имеют информации, необходимой для эффективного взаимодействия. На протяжении длительного периода в психолого педагогической и методической литературе обсуждаются вопросы объективного контроля, измерения и оценки учебных достижений (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Б.И. Битинас, К. Ингенкамп, Л.Б. Ительсон, П.Клайн, Т.Е. Климова, A.A.Кыверялг, В.И. Михеев, А.Я. Найн, В.П. Симонов, Н.В. Тельтевская, J1.M. Фридман и др.). С позиций уровневого подхода учебные достижения рассматриваются в работах В.П. Беспалько, Б. Блума, П.Я. Гальперина, B.C. Гершунского, Р.Ф. Кривошаповой, O.E. Лебедева, И .Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, Д.Толлингеровой и др. Изучению вопросов тестового контроля в соответствии с целями и задачами обучения на различных ступенях образовательного процесса посвящены исследования B.C. Аванесова, В.П. Беспалько, Д.С. Горбатова, А.Н. Майорова, П.И.Пидкасистого, И.П. Подласого В.И. Тесленко и др. Анализ работ, посвящённых проблеме контроля и педагогических измерений, показал, что в них рассматривается достаточно широкий круг вопросов, которые можно разделить на две группы. К первой группе решаемых вопросов относятся проблемы проектирования качества образовательной подготовки на основе структурно-логического анализа содержания учебных программ с выделением учебных элементов методами графического моделирования, разработки блочно-модульного построения учебного процесса. В исследованиях, посвящённых второй группе проблем, рассматривается разработка инструментария педагогических измерений, устанавливаются требования к составлению тестов с учётом их диагностических возможностей на основе выбранных критериев, предлагаются модифицированные и адаптированные к условиям обучения математические и статистические методы. На сегодняшний день в зарубежной и отечественной педагогике имеется достаточно большое количество работ, в которых поднимается проблема контроля результатов обучения. В психолого - педагогической и методической литературе проблема тестового контроля освещена достаточно широко. Однако в изученных автором трудах не было выявлено разработок целостной методики обучения спец дисциплинам в учреждениях НПО с использованием тестового контроля. Анализ учебно-методической литературы, теории и практики преподавания спец дисциплин в учреждениях НПО показал, что в настоящее время в регионах по ряду профессий отсутствуют комплексы тестов для объективной оценки качества подготовки обучаемых в учреждениях НПО. Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью внедрения в процесс обучения спец дисциплинам в учреждениях НПО тестового контроля для объективной оценки качества подготовки обучаемых и отсутствием целостной теории и методики обучения спец дисциплинам с использованием тестового контроля. С учётом названного противоречия проблема заключается в разработке методики использования тестового контроля, соответствующей современным требованиям, предъявляемым к контролю для объективной оценки качества подготовки обучаемых и способствующей повышению эффективности обучения спец дисциплинам в учреждениях НПО. Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную: Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля. Обучающая функция тестирования состоит в мотивированииучащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие как: раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества
Недостатки
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Диагностика в педагогическом процессе понимается как «контроль в учебном процессе». Целями диагностирования являются выявление, оценивание, анализ и коррекция учебного процесса для его эффективности. В процессе изучения математики учащиеся должны овладеть множеством математических понятий, их свойств, отношений, а также должны уметь обнаруживать и обосновывать эти свойства, применять их при решении практических задач. Достижение этих целей учащимися подлежит систематическому контролю со стороны учителя и самоконтролю. Контроль - это часть процесса обучения. Контроль - это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Причем, контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности. Составным компонентом контроля является проверказнаний. Основной дидактической функцией проверки знаний учащихся по специальным дисциплинам является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, что включает в себя: выявление недостатков течения учебного процесса, выявление пробелов знаний у учащихся, определение степени усвоения учебного материала по предмету. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и выставление отметки(результата оценивания). В зависимости от того, кто именно осуществляет контроль за результатами учебной деятельности учащегося, выделяют три типа контроля: внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика); взаимный (осуществляется одним учеником над деятельностью другого ученика); самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью). Основная цель контроля и оценки знаний учащихся по специальным дисциплинам - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными Государственным образовательным стандартом. В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно. Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике или в случае необходимости провести их коррекцию. Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности. Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся по математике нужно последовательно, согласно порядку изучения математического материала. Систематический контроль знаний учащихся по математике является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предметов «Устройство автомобиля, Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях. 3.ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. Контроль знаний учащихся выполняет следующие функции: 1. Контролирующая и диагностическая функция - выявление и диагностика результатов обучения. 2. Образовательная (обучающая) функция. Повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы. 3. Стимулирующая (развивающая) функция. Создание необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности. 4. Воспитательная функция. Воспитание у каждого учащегося чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения. 5. Прогностическая функция. Управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция. Осуществляя проверку знаний, необходимо помнить, что контролирующая функция - основная функция. При разных целях и видах проверки эти функции могут проявляться по-разному. Например, при текущей проверке усвоения учебного материала по спец. дисциплинам доминирующей должна быть обучающая функция, а при итоговом контроле преобладает контролирующая функция. Педагогические требования к контролю знаний учащихся:контроль знаний учащихся должен быть: - мотивированным; - систематическим и регулярным; - разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу; - быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся; - базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся. 4.МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Методы контроля - способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся. Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся по математике. Рассмотри некоторые из них. Выделяют следующие методы контроля: 1. Устные (опрос, устная контрольная работа и др.). 2. Письменные (математический диктант, контрольная работа, тематический реферат и др.). 3. Практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание и др.). 4. Зачеты. 5. Экзамены. Другая классификация контроля за знаниями учащихся по математике представлена на рис. 1. Рис. 1. Виды контроля знаний Текущий контроль: различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью перфокарт, проверка с помощью компьютера, текущие тесты на компьютере и др. Тематический контроль: тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др. Периодический контроль: итоговая контрольная работа, экзамены, зачеты и др. 5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соответствии с формами обучения - массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной (рис. 2). Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный контроль, самоконтроль. Рис. 2. Формы контроля Формы контроля не должны сводиться только к воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. |
Доклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний,... Тема: Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на... | Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовки к итоговой аттестации в новой форме Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Контроль и оценка знаний на уроке обж «контроль», «проверка», «оценка» и «учет» знаний учащихся. Нередко они смешиваются и употребляются в разных значениях. Общим родовым... | Тесты для определения уровня остаточных знаний, проведения текущего,... Тестовый контроль усвоения знаний по темам «Организация и ее отраслевые особенности»; «Предпринимательство и организационно-правовые... | ||
Курганская область Куртамышский район Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей... | Соль-илецкого района оренбургской области распоряжение 25. 01. 2010 г. №2- рс Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей... | ||
Формирование модели самообучающегося федерализма в условиях административной реформы Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей... | Публичный доклад директора муниципального бюджетного общеобразовательного... Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей... | ||
Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности... Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей... | Тема занятия Тестовый контроль знаний. Отбор проб воды для лабораторного исследования, оформление сопроводительного документации. Определение... | ||
Доклад Информационное обеспечение автоматизированной системы мониторинга... Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей... | Анализ выживаемости знаний студентов по предмету «Философия» (тестовый контроль) Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)... | ||
Тестовый контроль как один из методов проверки знаний по химии Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,... | Мурманский государственный педагогический университет тестовый контроль... Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /... | ||
Анализ выживаемости знаний студентов по предмету «Философия» (тестовый контроль) Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.... | 1. Непрерывное профессиональное образование для специалистов в области... Государственные гражданские служащие, врачи органов и учреждений Роспотребнадзора, специалисты – паразитологи (эпидемиологи), работающие... |