Тема: Буферные системы организма





Скачать 27.94 Kb.
НазваниеТема: Буферные системы организма
Дата публикации04.12.2014
Размер27.94 Kb.
ТипЗанятие
100-bal.ru > Биология > Занятие
ЗАНЯТИЕ №

Тема: Буферные системы организма.

Мотивация изучения темы. Буферные растворы играют важную роль в жизнедеятельности живых организмов. К числу исключительных свойств живых организмов относится их способность поддерживать постоянство рН биологических жидкостей, тканей, органов – кислотно-основный гомеостаз. Это постоянство обусловлено наличием нескольких буферных систем, входящих в состав этих жидкостей, тканей, органов.

Цель: Закрепить знания буферных систем, навыки расчета рН буферных систем, буферной емкости.

Задачи изучения:

1. Закрепить навыки расчета рН буферных систем после добавления к ним сильной кислоты или щелочи.

2. Закрепить навыки расчета концентрации ионов водорода по величине рН.

3. Закрепить навыки расчета буферной емкости.

Продолжительность занятия - 90 минут.

Место проведения занятия - учебный практикум (кафедра общей химии)

Задания для самостоятельной работы студента во внеучебное время (самоподготовка).

А. Контрольные вопросы

1. рН жидкостей организма. Ацидоз, алкалоз.

2. Буферные растворы (определение). Типы буферных растворов.

3. Буферные системы организма: название, состав. Значение буферных растворов в жизнедеятельности организмов.

4. Механизм буферного действия (на примере каждой буферной системы).

5. Буферная емкость крови.

6. Расчет рН буферных систем. Факторы, влияющие на рН буферного раствора. Расчет буферной емкости.

Б. Список рекомендуемой литературы:

1. Ленский А.С., Белавин И.Ю., Быликин С.Ю. Биофизическая и бионеорганическая химия./ М.: Медицинское информационное агентство, 2008.

2. Попков А.В., Пузаков С.А. Общая химия./ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

3. Пузаков С.А., Попков В.А., Филиппова А.А. Сборник задач и упражнений по общей химии. - М.:Высшая школа, 2007.

4. Практикум по общей и биоорганической химии /под ред. Попкова В.А. – 3-е изд.-М.: изд.центр «Академия», 2008.-240с

5. текст лекций

В. Обучающий материал.

1. Расчет рН буферных систем.

Для кислотного буфера:

, рК = -lgК

После добавления кислоты:

, ΔрН = рН1-рН2

После добавления щелочи:

, ΔрН = рН2 - рН1

Для основного буфера:

рК = -lgК

После добавления кислоты:

, ΔрН = рН1-рН2

После добавления щелочи:
, ΔрН = рН2 - рН1

2. Расчет буферной емкости:

(по кислоте)

(по щелочи)

Г. Обучающие задачи.

Задача №1. Как изменится рН и во сколько раз возрастет С(Н+) в буфере, содержащем 80мл 0,2М раствор NH4OH и 40мл NH4Сl, после добавления к нему 60мл 0,1М раствора HCl? К(NH4OH)=1,8·10-5.

Дано: Решение.

С(NH4OH)= 0,2моль/л Дан основный буфер.

V(NH4OH)= 80 мл 1. Рассчитаем рН буферного раствора до прибавления к нему

C(NH4Сl)= 0,1моль/л кислоты:

V(NH4Сl)= 40мл

C(HCl)= 0,1моль/л

V(HCl)= 60мл =14+0,2553-5+0,6021=9,8574≈9,86

К(NH4OH)=1,8·10-5 2. Рассчитаем рН буферного раствора после прибавления к

ΔрН-? нему кислоты:





3. Рассчитаем изменение рН: ΔрН=рН1-рН2 ΔрН= 9,86-9,26 = 0,6

4. Рассчитаем [Н+]1 в буфере до прибавления кислоты:

+]1=10-рН1 +]1= 10-9,86 = antilg(-9,86) = antilg 10,14 = 1,38·10-10моль/л

5. Рассчитаем [Н+]2 в буфере после добавления к нему кислоты:

+]2=10-рН2 +]2= 10-9,26 = antilg(-9,26) = antilg 10,74 = 5,495·10-10моль/л

6. Найдем, во сколько раз возрастет [Н+] в буфере после добавления к нему кислоты:



Ответ: рН уменьшится на 0,6; [Н+] возрастет в 3,98 раза.


Д. Задачи для самостоятельного решения.

Задача 1. Рассчитать рН и [Н+] в буфере, содержащем 25мл 1М водного раствора СО2 и 100мл 0,1М NаНСО3. К(Н2СО3) = 3,3·10-7. (Ответ: рН=6,08; [Н+]=8,318·10-7моль/л).
Задача 2. Как изменится рН буферного раствора, в котором соотношение основания к соли 1,5:3, после добавления к нему 20мл 0,1М раствора NaOH? К(NH4OH)=1,8·10-5. (Ответ: рН1=8,952; рН2=9,799, рН увеличится на 0,849)
Задача 3. Какое количество кислоты (HCl) необходимо ввести больному для нормализации крови (рН=7,36) при алкалозе, если рН его крови 7,7, объем крови 5л, а буферная емкость крови по кислоте 0,05моль/л? (Ответ: 0,085моль/л)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Буферные системы организма iconТема занятия: «Буферные системы крови. Кислотно основное состояние организма»
Общая цель: Вам необходимо овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии...
Тема: Буферные системы организма iconТема: Буферная емкость
Мотивация изучения темы. Знание свойств буферных систем и умение применять их для решения практических задач врачу необходимо потому,...
Тема: Буферные системы организма iconТема Форма материала
Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма
Тема: Буферные системы организма iconВ. И. Вернадский self-organisation of life
А. самоорганизация живого. Водные растворы имеют одни и те же законы. Поэтому общие показатели океанической воды и плазмы крови:...
Тема: Буферные системы организма iconУрок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек»
Цель: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения...
Тема: Буферные системы организма iconТема: Кожа – надёжная защита организма. Цели
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
Тема: Буферные системы организма iconКонспект урока учителя физической культуры Сапуновой В. М. Тема урока : «Нападающий удар»
Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. Инструктаж по л/а. Понятие об утомлении и переутомлении. Влияние легкоатлетических...
Тема: Буферные системы организма iconЛекция по реаниматологии и анестезиологии. Тема лекции: острая дыхательная недостаточность
Острая дыхательная недостаточность это такое патологическое состояние организма, при котором функция аппарата внешнего дыхания недостаточна...
Тема: Буферные системы организма iconТема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма....
Понятие о Священном Писании Число книг св. Библии. Деление книг св. Библии по содержанию. Способы выражения смысла Священного Писания:...
Тема: Буферные системы организма iconМетодические указания для проведения практических занятий Тема Основы...
Тема 3 – Закономерности взаимодействия организма человека с чужеродными веществами. Механизмы токсичности
Тема: Буферные системы организма iconРеферат Задача иммунной системы состоит в том, чтобы поддержать наследственно...
Стресс-индуцированное подавление клеточных иммунных реакций. Роль нейроэндокринного контроля иммунной системы
Тема: Буферные системы организма iconЭлективный курс для 8-го класса "Механизм работы организма человека"...
Элективный курс «Механизмы работы организма человека» рассчитано на школьников, проявляющих интерес к изучению сложнейших функций...
Тема: Буферные системы организма iconКонспект урока биологии в 8 классе Тема урока. Внутренняя среда организма....
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Тема: Буферные системы организма icon«Влияние динамики учебного процесса на состояние организма студента»
Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
Тема: Буферные системы организма iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Транспортировка жиров, защитные функции (антитела, иммуноглобулин), буферные функции
Тема: Буферные системы организма iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Защитные силы организма. Иммунитет» 3 урок в разделе «Внутренняя среда организма»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск