Тематика рефератов для аспирантов и соискателей по дисциплине «История и философия науки» для следующих специальностей: 03.03.01. «Физиология»
Развитие физиологии в античности: представления о естественных началах и нематериальных субстанциях (Платон, Аристотель, Гиппократ, Гален).
Особенности средневековых воззрений на природу (Роджер Бэкон).
Медицинские знания в трудах Ибн-Сины.
Влияние картезианской философии Декарта на развитие биологических знаний в XVII веке. Представления о рефлекторных механизмах взаимоотношений организма и среды.
Исследования по анатомии и физиологии животных в ХУ-ХУШ вв. («Семь книг о строении человека» А.Везалия, Г.Фаллопий, В.Евстахий. Д.Фабриций и лр)
Уильям Гарвей и становление физиологии.
Дж. Борелли как основоположник биомеханики.
Физиология в XVIII веке. Работы А.Галлера и И. Прохазки.
Опыты А.Лавуазье по физиологии дыхания.
Возникновение и развитие представлений об изменяемости живой природы в естествознании ХУП-ХУШ вв.
Влияние физико-химических знаний на развитие физиологии в XIX веке. Аналитическая физиология.
И.М. Сеченов и его вклад в развитие физиологии.
Расширение возможностей физиологической науки. Научная деятельность И.П. Павлова.
Начало исследований по физиологии высшей нервной деятельности в XIX веке.
Возникновение эволюционной физиологии.
Физиология спорта в XIX - XX веках.
Интеграция и специализация физиологических учений в XX веке.
История учения о гомеостазе.
Основные направления развития физиологии в первой половине XX века.
Возникновение биофизики.
Возникновение экологии человека и ее связь с физиологией.
Физиологические направления современности: космическая физиология, хронофизиология и др.
Этапы становления, предпосылки создания и основные положения концепции развития восстановительной медицины в Российской Федерации.
Технические науки 05.14.08. «Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии»
05.23.01. «Строительные конструкции, здания и сооружения»
05.23.16. «Гидравлика и инженерная гидрология»
25.00.08. «Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение»
Проблема высших технологий и развитие человечества.
Техника, общество, окружающая среда.
Экологические проблемы и современное предпринимательство.
Интеллектуальные революции, их предпосылки и динамика.
Исследование как процесс решения методологических проблем.
Динамика научного познания.
Философские идеи В.И.Вернадского.
Метод эффектов и его использование в современном естествознании.
Проблема моральной ответственности ученого в условиях современного научно-технического прогресса.
Проблема соотношения культуры и природы.
Новейший период развития геологии.
Прогнозирование развития наук о Земле в XXI в.
Эволюция технические наук во второй половине ХХ в. Системно-интегративные тенденции в современной науке и технике.
Развитие теории механизмов и машин.
Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах.
Смена поколений ЭВМ и новые методы исследования в технических науках.
Экспериментальные исследования и обобщение практического опыта в гидравлике (Ж. Л. Д’Аламбер, Ж. Л. Лагранж, Д. Бернулли, Л. Эйлер)
Становление технического и инженерного образования.
Технические знания древности и античности до V в. н. э.
Исследование устойчивости сооружений.
08.00.05. «Экономика и управление народным хозяйством»
Экономическая мысль Древнего мира.
Становление науки управления от Платона до Ампера.
Экономические учения эпохи Средневековья и генезиса рыночной экономики.
Первые формы науки об управлении.
Теория управления государством в работах Н. Макиавелли.
Теория обратной связи в работах Дж. Макиавелли, А. Стодолы.
Теория Я.И. Грдины об управляемом движении живых организмов.
Понятия и принцыпы теории управления Дж. Фон Неймана.
К.Э. Шеннон и развитие теории информации.
В.А. Трапезников и история развития теории управления сложными комплексами.
Теории раннего и позднего меркантилизма: Европа и Россия у истоков экономики.
История возникновения экономической науки.
Развитие теории энтропийного подхода в работах М.А. Бокова.
У.Р. Эшби и Ст. Бор как основатели теории управления.
История развития теории и практики менеджмента.
Теория управления Тейлора Ф.
Научная организация труда и ее развитие в трудах А. Файоля.
Формальные организации в теории Саймона Г.
Развитие теории организации в работах Хоули А. и М. Крадье.
Развитие теории организации как объекта менеджмента.
Экономическая теория труда Д.Н. Хаймана и особенности современной безработицы.
Административная теория Анри Файоля.
Система Мэйо. Концепция «человеческих отношений» и её роль в развитии управленческой мысли.
Развитие Л. Штейном (Германия) «учения об управлении» с позиций «науки о государстве».
Становление отечественной экономической мысли.
Проблемы государственного регулирования экономики (С. Витте, И. Янжул).
Теория А. Смита как обобщение классической политической экономии XVII – XVIII в.в.
Теория экономики предложения.
Проблема применения монетаристских концепций в России.
Концепция ведущей роли денег в экономике.
Теоретические дискуссии о направлениях, интенсивности и целях финансовой политики государства (Дж.М.Кейнс, М.Фридмен, Р.Лукас).
Неокейнсианство и «неоклассический синтез».
Новые тенденции в развитии управленческой науки Запада после II мировой войны.
Экономические прогнозы на базе функции Кобба-Дугласа.
Возникновение марксистской политической экономики.
Дискуссия о тождестве человека и машины в 50-х годах XX столетия.
Основные направления экономической мысли 19-20 веков: маржинализм и эволюция экономической теории.
Кибернетика – наука ХХI века.
Н. Винер и его идеи в кибернетике.
Актуальность концепций о государственной собственности представителей институционализма на современном этапе.
08.00.12. «Бухгалтерский учет, статистика»
Появление основ бухгалтерского учета в эпоху Возрождения.
Периодизация развития бухгалтерского учета.
Идея двойной бухгалтерии как средства познания.
Рождение счетоведения как специальной науки о бухгалтерии.
Франческо Вилла - создатель ломбардской школы.
Логисмография Джузеппе Чербони.
Фабио Беста как антагонист Джузеппе Чербони.
Синтезирование идей тосканской и венецианской школ Эмануэлем Пизани.
Соотношение бухгалтерского учета и статистики в трудах итальянских бухгалтеров.
Пеллегрино Луиджи Одоардо Росси как последователь идей логисмографии и шахматной школы счетоводства.
Роль Курсель-Сенеля в разработке учения об учете затрат и калькулировании.
Метод оценки в германоязычных странах: подходы, направления.
Развитие теории калькуляции Альбертом Кальмесом.
Анализ баланса как достижение немецкой школы.
Позитивизм в учете англоязычных стран.
Роль Юкичи Фукузава в развитии бухгалтерского учета в Японии.
Этапы развития камеральной бухгалтерии.
Логическая база Чарльза Эзра Шпруга для выведения двойной записи.
Этапы развития управленческого учета в США.
Новые подходы к учету Гаррингтона Эмерсона.
Развитие бухгалтерской науки в дореволюционной России.
Учет как экономическая доктрина в трудах Жана Батиста Дюмарше.
Учение о предмете и методе счетоведения в трудах А. П. Рудановского.
Трактовка единичного хозяйства как объекта счетоводства в работах А. М. Галагана.
Задачи совершенствования бухгалтерского учета в связи с индустриализацией страны.
Развитие анализа хозяйственной деятельности как бухгалтерской дисциплины.
Развитие теории бухгалтерского учета во второй половине XX века
Развитие внутреннего аудита в России.
Внедрение электронных форм счетоводства.
Развитие бухгалтерской науки в дореволюционной России.
Статистика в трудах Уильяма (Виляма) Петти.
Уильям Пети как один из создателей статистической науки и народнохозяйственной статистики.
Социологическое направление в отечественной статистике.
Выборочный метод в статистике: зарождение, развитие, применение в аудиторской проверке.
Модель Леонтьева как основа современной теории межотраслевого баланса.
Создание макроэкономической статистики.
Международные статистические стандарты и их внедрение в отечественную практику на современном этапе.
Агрегатная форма индекса при изучении цен (Г. Пааше).
Формирование бухгалтерской и статистической отчетности по сегментам хозяйственной деятельности.
Бухгалтерская и статистическая экспертиза: проблемные вопросы отраслевого развития.
09.00.11. «Социальная философия»
Многообразие социальных форм и проблема действия общественных законов.
Социальная философия - метафизика человеческого бытия.
Проблема законообразности социального бытия и становление научного обществознания.
Социальное время и социальное пространство.
Самореализация индивидов и другие формы человеческой деятельности.
Общество как система вещной зависимости
Контуры постиндустриального общества.
Отчуждение как социально-философская проблема.
Проблема соотношения культуры и природы.
Культура и социальная революция.
Онтология сознания общества.
Познание и наука как форма социального прогресса.
Социальная философия на пороге 21 века: современность и постсовременность.
Смысл истории и социальный прогресс.
Проблема будущего в социальной философии.
Свобода творчества как атрибутивные характеристики человека.
Социальная философия и мир повседневности.
Честность и справедливость.
Мораль и право (от Канта до современности) в Российской ментальное.
Политическая утопия: история и современность.
Теория пассионарности Л.Н. Гумилева.
Политическая власть-поле волевого взаимодействия.
Философия русского анархизма.
Политический конфликт и формирование культуры межненационального общения.
Политическое лидерство в современной России. Модель ожидаемая и реальная.
Реформирование современной Российской государственности (социал-демократический аспект).
10.02.19. «Теория языка»
Индийская языковедческая традиция.
Языковая проблематика в науке древней Греции и Рима.
Арабская языковедческая традиция.
Европейское языкознание средних веков.
Языкознание эпохи Возрождения.
Сравнительно-историческое языкознание.
Система взглядов В. фон Гумбольдта.
Психологизм лингвистического описания.
Младограмматизм.
Лингвистическое учение Ф. де Соссюра.
Социологическая парадигма (женевская и французская лингвистические школы: А. Мейе, Ж. Вандриес, Э. Бенвенист).
Пражская лингвистическая школа.
Датский структурализм (глоссематика).
Американская дескриптивная лингвистика.
Современное языкознание: философия языка.
Теория и история риторики как фундаментальной филологической дисциплины.
Американский дескриптивный структурализм.
Европейское языкознание: истоки неклассической парадигма философии языка (В. Фон ЭГумбольдт и его последователи).
Функциональные школы в современном языкознании.
Психо- и нейролингвистика как междисциплинарные науки.
12.00.01. «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»
Основные этапы становления юриспруденции как науки.
Историзм в изучении права и государства.
Теоретико-методологические проблемы юридической науки на современном этапе.
Эволюция общетеоретических юридических наук и современность.
Становление и развитие отраслевых юридических наук.
Энциклопедия права в истории развития юриспруденции.
Становление и развитие философии права как науки.
Развитие философии права в трудах юристов Западной Европы.
Генезис русской философии права.
Социология права в истории развития юриспруденции.
Исторические тенденции развития европейской и американской школ социологии права.
Генезис и эволюция социологии права в России.
Становление и современное состояние теории права и государства.
Возникновение и развитие теории права и государства в России.
Развитие легистской концепции юриспруденции.
Становление и развитие концепции юснатуралистского типа правопонимания.
Эволюция либертарно-юридической концепции правопонимания.
Особенности восточного типа правопонимания.
История становления и современное состояние антропологии права.
Генезис основных доктрин и догм права.
Права человека в истории юриспруденции.
13.00.01. «Общая педагогика, история педагогики и образования»
13.00.08. «Теория и методика профессионального образования»
Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока.
Школьное образование и педагогическая мысль в Античном мире.
Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве до 17 в.
Просвещение и педагогические идеи Византии в эпоху Средневековья.
Школа и педагогическая мысль Восточной и Западной Европы в эпоху Средневековья.
Воспитание, школа и педагогика народов Восточной Европы в эпоху Средневековья.
Педагогическая мысль и школьные реформы в России 17 - 18 вв.
Школа и педагогические учения Западной Европы и Северной Америки в 17-18 вв.
Школа и педагогические идеи Западной Европы и США в 19 в.
Развитие образования и педагогической мысли в России в 19 в.
Школа и педагогика России в конце 19 - начале 20 вв.
Зарубежная школа и педагогика в конце 19 - начале 20 вв.
Состояние образования и педагогические идеи за рубежом в первой половине 20 в.
Отечественная школа и педагогическая мысль в советский период.
Зарубежные педагогические теории и практика школьного образования во второй половине 20 в.
Образование и педагогические учения России на рубеже 20-21 вв.
Система образования и педагогическая мысль в России в 17-18 веках.
Развитие образования и педагогической мысли в России в 19 в.: аспект национального образования.
Проблемы воспитания в трудах русских философов (В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев. Н.О. Лосский, С.Л. Франк).
Создание инновационных форм профессионального образования.
Взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами.
Проблемы и перспективы образования в информационную эпоху.
13.00.04. «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
Человек и природа в социокультурном измерении
Философия образования и ее назначение.
Философские проблемы образования.
Образование как особая форма познания.
Место образования в обществе, его взаимодействие с другими социальными институтами.
Образование и его социальный статус.
Философия и образование будущего.
Этапы формирования теории и методики физической культуры как обобщающей науки.
Инновационные направления развития теории физического воспитания.
Методические перспективы развития новых технологий обучения движениям.
Становление и развитие теории физической культуры и спорта инвалидов.
Эволюция средств и методов тренировки в избранном виде спорта.
Исторические пути развития общей теории подготовки спортсменов.
Культурно-исторические истоки спорта.
Спорт в постсоциалистическом обществе.
Тенденции становления отечественной и зарубежной систем физического воспитания.
Становление, развитие, проблемы и перспективы валеологии.
История создания и организация массового спорта.
Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры.
История возникновения и развития оздоровительной и адаптивной физической культуры.
19.00.01. «Общая психология, психология личности, история психологии»
Тенденции и перспективы психологии XXI века.
Идеи Л.С. Выготского и современная культурно-историческая психология.
Традиции Московской психологической школы.
Теоретическая психология: основные идеи.
Проблема построения категориальной системы психологии.
Психологическое знание: сущность и структура
Информационная теории эмоций П.В. Симонова.
Уроки развития отечественной психологии в XX столетии.
Человек как предмет общей психологии.
Философские аспекты проблемы личностной идентичности.
Философские горизонты гуманистических концепций личности.
Общество как субъективная реальность в контексте современной социальной антропологии.
Вклад А.А. Ухтомского в психологическую физиологию.
Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения.
Антропологический принцип в современной психологии.
Проблемы человека в психологической науке в России XX века.
Историческая психология науки: тематический контест и основные проблемы.
Программно-ролевой подход и современная наука.
Синергетическая методология и проблема диалога культур.
Социально-этнические и культурно-исторические формы бытия мысли.
|