Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов





НазваниеСоциально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов
страница1/4
Дата публикации17.12.2014
Размер0.56 Mb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Биология > Лекция
  1   2   3   4
Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания - 6 часов.

Лекция 2

Воздействие социально- экологических, природно-климатических факторов и бытовых условий жизни на физическое развитие и жизнедеятельность человека. Организм человека как единая саморазвивающаяся биологическая система. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма, обеспечивающие двигательную активность. Физическое развитие человека. Роль отдельных систем организма в обеспечении физического развития, функциональных и двигательных возможностей организма человека. Двигательная активность и ее влияние на устойчивость, и адаптационные возможности человека к умственным и физическим нагрузкам при различных воздействиях внешней среды. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие и на жизнедеятельность человека.

Первая часть (2 часа)

План

  1. Комплексное воздействие факторов среды на организм

  2. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека

  3. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

  4. Социально-экономические факторы

Человек в течение всей своей жизни находится под постоянным воздействием целого спектра факторов окружающей среды – от экологических до социальных.

Структура окружающей среды условно может быть разделена на природные (механические, физические, химические и биологические) и социальные элементы среды (труд, быт, социально-экономический уклад, информация). Условность такого деления объясняется тем, что природные факторы действуют на человека в определенных социальных условиях и нередко существенно изменены в результате производственной и хозяйственной деятельности людей. Свойства факторов окружающей среды обусловливают специфику влияния на человека. Изменение в уровнях воздействия любого из перечисленных факторов может привести к нарушениям в состоянии здоровья.

1. Комплексное воздействие факторов среды на организм

Несмотря на разнообразие экологических факторов, в характере их воздействия на организм и в ответных реакциях живых существ можно выявить ряд общих закономерностей. У всех организмов в процессе их эволюции выработались приспособления к восприятию факторов в определенных количественных пределах, которые являются пределами положительного влияния на организм, его жизнедеятельность.

Все факторы среды в природе воздействуют на организм одновременно, причем не каждый сам по себе, т.е. в виде простой суммы, а как сложный взаимодействующий комплекс. При этом наблюдается усиление или ослабление силы одного фактора под влиянием другого, в результате чего абсолютная сила фактора, которую можно измерить с помощью соответствующих приборов, не будет равна силе воздействия фактора, которую можно определить по ответной реакции организма. Например, жару легче переносить при сухом, а не влажном воздухе, угроза замерзания выше при морозе с сильным ветром, чем в безветренную погоду. Таким образом, один и тот же фактор в сочетании с другими оказывает неодинаковое экологическое воздействие. И наоборот, один и тот же экологический эффект может быть достигнут разными путями. Например, компенсация недостатка влаги может быть осуществлена поливом или снижением температуры.

На современного человека воздействует большое количество факторов, обусловленных научно-техническим прогрессом. Это вредные агенты, связанные с развитием атомной и химической промышленности, отходы производства, возрастание темпов жизни, умственных нагрузок и т.д. Воздействие упомянутых факторов на человека коренным образом изменило структуру заболеваемости и смертности. Если в начале XX века ведущими были, главным образом, эпидемические болезни, то в настоящее время на передний план вышли сердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психические заболевания и травматизм.

Ускорение технического прогресса, прогрессирующее загрязнение окружающей среды, значительный рост стрессогенности современного образа жизни увеличивают риск развития заболеваний и делают каждого потенциальным пациентом медицинских учреждений (или целителей). Учение о здоровье и болезни, несмотря на свою тысячелетнюю историю, до настоящего времени все еще не сформировалось как единая научная дисциплина.

Как известно, в последние десятилетия происходит интенсивное изменение окружающей среды за счет резкого расширения промышленного производства, роста количества отходов, загрязняющих окружающую среду. К концу ХХ в. загрязнения окружающей среды отходами, выбросами, сточными водами всех видов промышленного производства, сельского хозяйства, коммунального хозяйства городов приобрели глобальный характер, что поставило человечество на грань экологической катастрофы. Источники загрязняющих веществ разнообразны, также многочисленны виды отходов и характер их воздействия на компоненты биосферы. Биосфера загрязняется твердыми отходами, газовыми выбросами и сточными водами металлургических, металлообрабатывающих и машиностроительных заводов. Огромный вред наносят водным ресурсам сточные воды целлюлозно-бумажной, пищевой, деревообрабатывающей, нефтехимической промышленности. Развитие автомобильного транспорта привело к загрязнению атмосферы городов и транспортных коммуникаций токсичными металлами и токсичными углеводородами, а постоянное возрастание масштабов морских перевозок вызвало почти повсеместное загрязнение морей и океанов нефтью и нефтепродуктами. Массовое применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений привело к появлению ядохимикатов в атмосфере, почвах и природных водах, загрязнению биогенными элементами водоемов и сельскохозяйственной продукции. При разработках на поверхность земли извлекаются миллионы тонн разнообразных гopных пород, образующих пылящие и горящие терриконы и отвалы.

В процессе эксплуатации химических заводов и тепловых электростанций также образуется огромное количество твердых отходов (огарок, шлаки, золы), которые складируются на больших площадях, оказывая негативное влияние на атмосферу, поверхностные и подземные воды, почвенный покров.

По статистическим данным в начале 80-х гг. ХХ в на нашей планете добывалось около 100 млрд т различных руд, горючих ископаемых, строительных материалов. При этом в результате хозяйственной деятельности человека в биосферу поступило более 200 млн т СО„около 146 млн т SOД 53 млн т оксидов азота и других химических соединений. Побочными продуктами деятельности промышленных предприятий явились также 32 млрд м неочищенных сточных вод и 250 млн т пыли.

Вторая половина ХХ в характеризовалась бурным развитием химической промышленности. В свое время успехи развития химизации принесли несомненную пользу. В настоящее время стали очевидны отрицательные последствия этого процесса.

Во-первых, с каждым годом увеличивается выброс химических соединений в окружающую среду. По оценке BO3, из более чем 6 млн известных химических соединений практически используется до 500 тыс. соединений, из них около 40 тыс. обладают вредными для человека свойствами, а 12 тыс. токсичны. Каждая люминесцентная лампа содержит 150 мг ртути. Например, одна разбитая лампа загрязняет на уровне ПДК 500 тыс. м воздуха.

Во- вторых, замена естественных материалов на синтетические, приводит к целому ряду непредвиденных последствий. В биохимические циклы включается большой перечень синтетических соединений, несвойственных для целинных природных сред. Например, если в водоем попадает мыло, основой которого являются природные соединения — жиры, то вода самоочищается. Если же в воду попадают синтетические моющие средства, содержащие фосфаты, то это приводит к размножению сине-зеленых водорослей и водоем погибает.

Многие химические соединения способны передаваться по пищевым цепям и накапливаться в живых организмах, вследствие чего возрастает химическая нагрузка на организм человека

Все это непосредственно влияет на здоровье населения, наносит огромный ущерб экономике, резко уменьшает трудовые ресурсы, а также потенциально создает канцерогенную и мутагенную опасность не только для здоровья настоящих, но и будущих поколений.

Здоровый организм постоянно обеспечивает оптимальное функционирование всех своих систем в ответ на любые изменения окружающей среды, например, перепады температуры, атмосферного давления, изменение содержания кислорода в воздухе, влажности и т.д. Сохранение оптимальной жизнедеятельности человека при взаимодействии с окружающей средой определяется тем, что для его организма существует определенный физиологический предел выносливости. Имеется ввиду по отношению к любому фактору среды, включая границу ее предела. Этот фактор неизбежно оказывает угнетающее влияние на здоровье человека.

Неблагоприятное воздействие факторов окружающей среды на организм зависит от природы и интенсивности факторов, от «готовности» организма и его защитно-приспособительных возможностей противостоять им. С этой позиции выделяют 3 группы факторов:

1) факторы, в отношении которых хорошо известна их этиологическая роль в развитии определенных заболеваний;

2) факторы среды, которые, не являясь непосредственной причиной болезни, служат условиями для их развития;

3) факторы, которые опосредованно влияют на организм, снижая его защитные, приспособительные возможности.

2 . Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека

Изначально Homo sapiens был подвержен тем же факторам регуляции и саморегуляции экосистемы, что и весь животный мир.

Главными из ограничивающих факторов были гипердинамия и недоедание. Среди причин смертности на первом месте стояли патогенные (вызывающие болезни) воздействия природного характера. Особое значение среди них имели инфекционные болезни, которые отличаются , как правило, так называемой природной очаговостью.

Суть природной очаговости состоит в том, что возбудители болезней, ее переносчики и хранители существуют в данных природных условиях (очагах) вне зависимости от того, обитает здесь человек или нет. Человек может заразиться от диких животных (грызунов, птиц, насекомых и др.), проживая в этой местности постоянно или случайно оказавшись здесь. Природно-очаговые болезни являлись основной причиной гибели людей вплоть до начала XX в. Наиболее страшной из таких болезней была чума, возбудителем которой является чумной микроб. Смертность от чумы во много раз превосходила гибель людей в бесконечных войнах средневековья и более позднего времени. С XIV в. чума неоднократно отмечалась в России, в том числе и в Москве, и даже в начале XX в. наблюдалась в портовых городах Черного моря, в том числе и в Одессе. В XX в. крупные эпидемии были зарегистрированы в Индии.

Заболевания, связанные с окружающей человека природной средой, существуют и в настоящее время, хотя с ними ведется постоянная борьба. Это объясняется, в частности, причинами сугубо экологической природы, например, резистентностью (выработкой сопротивления к различным факторам воздействия) носителей возбудителей и самих возбудителей болезней. Характерным примером влияния этих процессов является борьба с малярией.

Малярия – заболевание, вызываемое заражением паразитами рода Plasmodeum, передаваемое укусом зараженного малярийного комара. Это заболевание – экологическая и социально-экономическая проблема. В 1955 г., по данным ЮНЕП, умирало ежегодно примерно 2 млн. человек.

Против комаров в 1943 г. начали применять препарат ДДТ. Особенно интенсивное применение было в 1956 году. Отметим, что ДДТ и другие пестициды – мощные и стойкие яды. К 70-м годам число популяций комаров, стойких к ДДТ, возросло настолько, что число заболеваний, например, только в Индии возросло до 6 млн. уже в 1976 г. В то время как в 1966 г. их было всего 40 тысяч. Другой фактор, препятствующий ликвидации малярии. У ее паразита появилась устойчивость к лекарствам от малярии (хлохину). Сейчас, чтобы не отравлять окружающую среду пестицидами, все чаще пользуются экологически оправданными методами борьбы с малярией. Это методы управления жизненной средой – осушение заболоченных территорий, уменьшение солености воды и др., и биологические методы – использование других организмов для ликвидации комара, для чего культивируется не менее 265 видов личиноядных рыб, а также микробы, вызывающие болезни и гибель комаров.

Высокая смертность людей от инфекционных болезней обусловила достаточно медленный рост численности населения – первый миллиард жителей на Земле появился лишь в 1860 г. Развитие профилактической медицины резко улучшило санитарно-гигиенические условия жизни, привело к значительному снижению заболеваемости природно-очаговыми болезнями, а некоторые из них в XX в. практически исчезли.

3. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

Искусственная среда, созданная самим человеком, также требует к себе адаптации, которая происходит в основном через болезни. Причины возникновения болезней, в этом случае следующие: гиподинамия, переедание, информационное изобилие, психоэмоциональный стресс.

С точки зрения медико-биологических позиций влияние социально-экологических факторов на физическое развитие и адаптационные свойства организма можно рассмотреть на примере следующих явлений:

1) процесс акселерации

Акселерация – это ускорение развития отдельных органов или частей организма по сравнению с некой биологической нормой (увеличение размеров тела и более раннее половое созревание).

Ученые полагают, что это эволюционный переход в жизнедеятельности человека, вызванный улучшающимися условиями жизни: хорошее питание, «снявшее» лимитирующее действие пищевых ресурсов, что спровоцировало процессы отбора, ставшие причиной акселерации.

2) нарушение биоритмов

Нарушение биологических ритмов – важнейших механизмов регуляции функций биологических систем, что в условиях городской жизни может быть вызвано появлением новых негативных экологических факторов. Это, прежде всего, относится к появлению так называемых циркадных ритмов в биосистеме организма. Это своего рода адаптация систем организма к среде обитания. Например, появилось электроосвещение, продлившее световой день. При этом наша биосистема адаптируется к новым условиям обитания. Как следствие этому возникает хаотизация прежних биоритмов, что приводит организм к новому ритмическому стереотипу. К сожалению, эти процессы вызывают болезни, как у человека, так и у представителей живых организмов.

В связи с изменением фотопериода ученые установили, что увеличился рост аллергических реакций и аллергических заболеваний, заболеваний глаз, психических расстройств и т. д.

4. Социально-экономические факторы

Социально-экономические факторы являются определяющими и обусловлены производственными отношениями или у студентов – период обучения в вузе. К ним относятся:

- нормативно-правовые (законодательство о труде и практика государственного и общественного контроля за его соблюдением);

- социально-психологические факторы, которые могут быть охарактеризованы отношением работника к труду или студента к учебной деятельности, получение специальности и ее престижу, психологическим климатом в студенческом коллективе;

- экономические факторы (материальное стимулирование, система льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях).

Технические и организационные факторы оказывают воздействие на создание материально-вещественных условий труда (средства, предметы и орудия труда, технологические процессы, организация производства и т.д.).

В реальных условиях этот сложный комплекс факторов, формирующих условия труда, объединен многообразными взаимными связями. Быт оказывает влияние через жилище, одежду, питание, водоснабжение, развитость инфраструктуры сферы обслуживания, обеспеченность отдыхом и условиями его проведения и т.п. Социально-экономический уклад воздействует на человека через социально-правовое положение, материальную обеспеченность, уровень культуры и образование.

В этой связи, в 80-х гг. И.И. Брехманом предложен новый научный термин валеология, который включает совокупность знаний о генетических, физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья в условиях влияния на организм меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Валеология предполагает учет генофонда индивида, его психофизиологических характеристик, образа жизни, среды обитания, экологии, профессиональной деятельности.

В этой связи можно заключить, что ни одно общество не смогло полностью устранить опасности для здоровья человека, проистекающие от извечных и новых условий окружающей среды. Наиболее развитые современные общества уже заметно сократили ущерб от традиционных смертельных болезней, но они же создали стиль жизни и технику, влекущие собой новые угрозы для здоровья. Все формы жизни возникли в результате естественной эволюции, и поддержание их определяется биологическими, геологическими и химическими циклами. Однако Homo sapiens – первый вид, способный и желающий существенно изменить природные системы поддержания жизни и стремящийся стать первенствующей эволюционной силой, действующей в своих интересах. Путем добычи, производства и сжигания природных веществ мы нарушаем поток элементов через почвы, океаны, флору, фауну и атмосферу; мы изменяем биологическое и геологическое лицо Земли; мы меняем климат все больше и больше, все быстрее и быстрее лишаем растительные и животные виды привычного окружения. Человечество создает сейчас новые элементы и соединения; новые открытия генетики и техники позволяют вызвать к жизни новые опасные агенты.

Многие изменения окружающей среды позволили создать комфортные условия для увеличения продолжительности жизни. Но человечество не покорило силы природы и не пришло к их полному пониманию: многие изобретения и вмешательства в природу происходят без учета возможных последствий. Некоторые из них уже вызвали катастрофическую отдачу.

Самый верный путь избежать грозящих коварными последствиями изменений окружающей среды – ослабить изменения экосистем и вмешательство человека в природу с учетом состояния его знаний об окружающем мире.

В заключении можно отметить, что медицинская наука рассматривает человеческий организм в единстве с внешней природой и социальной средой.

Внешняя среда в общем виде может быть представлена моделью, состоящей из трех взаимодействующих элементов: физическая окружающая среда (атмосфера, вода, почва, солнечная энергия); биологическая окружающая среда (животный и растительный мир); социальная среда (человек и человеческое общество).

Влияние внешней среды на организм человека весьма многогранно. Внешняя природная среда и социальная среда могут оказывать на организм как полезные, так и вредные воздействия. Из внешней среды организм получает все необходимые для жизнедеятельности и развития вещества, вместе с тем он получает многочисленный поток раздражений (температура, влажность, солнечная радиация, производственные, профессионально вредные воздействия и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма.

Нормальное существование человека в этих условиях возможно только в том случае, если организм своевременно реагирует на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями и сохраняет постоянство своей внутренней среды.

Экологические проблемы оказывают прямое или косвенное влияние на физическое и нравственное состояние человека.

В современном мире проблемы экологии — взаимодействия организма с окружающей средой — серьезно обострились.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 80% болезней человека возникают по причинам, связанным с ухудшением экологической ситуации.

Отличительной особенностью человека является то, что он может сознательно и активно изменять как внешние, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения трудоспособности и продления жизни. Несомненно, что взаимоотношения общества с окружающей средой необходимо поставить под более строгий контроль.

Соответствующим изменением внешних условий человек может воздействовать и на собственное состояние здоровья, физическое развитие, физическую подготовленность, на умственную и физическую работоспособность.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов iconЭколого-физиологические особенности реакций организма человека при...
Работа выполнена на кафедре нормальной физиологии медицинского факультета Российского университета дружбы народов
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов iconИли задание текущей аттестационной работы
Безопасность человека и среды его обитания, защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов iconРеферат на тему: «Физическая культура и спорт в режиме труда и отдыха....
«Физическая культура и спорт в режиме труда и отдыха. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных...
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов iconРеферат Основные типы адаптаций животных организмов к факторам среды
Это позволяет организмам существовать в данных условиях среды и оставлять потомство. Критериями адаптации являются: жизнеспособность,...
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов iconРабочая программа дисциплины медико-биологические основы безопасности...
Целью освоения дисциплины является изучение причинно-следственных связей между качеством среды обитания и здоровьем человека, медико-биологических...
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов iconТемы рефератов Взаимодействие человека и среды обитания. Эволюция...
Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов iconБиологические ритмы : список литературы
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Условия среды обитания, с которыми организм находится в определенных взаимоотношениях, называются факторами среды обитания
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов iconМетоды, используемые для активации умственной деятельности учащихся...
Независимо от типа экономики, труд, был, есть и будет главным условием в жизнедеятельности человека, важным средством самоутверждения...
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов iconПрограмма вступительных испытаний Тема Теоретические основы растениеводства
Теоретическое обоснование диапазона оптимальной влагообеспеченности полевых культур. Биологические основы разработки системы удобрений....
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов iconКалендарно-тематическое планирование 10 класс
Естественные основы: Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность...
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов icon«три среды обитания»
Цели урока: Учащиеся конкретизируют свои знания о средах обитания организмов, их особенностях, выясняют приспособленность организмов...
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов iconМетодические рекомендации для студентов Банк контрольных вопросов...
Умкд «Психология лиц умственной отсталостью» рассчитан на 160 часов и предполагает 40 лекционных часов, 30 часов практических занятий,...
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов icon” Космос и его освоение”
Космическое пространство постепенно становится своеобразной частью среды обитания и деятельности человека, происходит расширение...
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов iconРеакции организма каспийских осетровых (acipenseridae) на загрязнение среды обитания
Работа выполнена на кафедре аквакультуры и водных биоресурсов фгбоу впо «Астраханский государственный технический университет» Федерального...
Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания 6 часов iconБиологические ритмы у человека
Теоретические основы исследования биологических ритмов у человека как приспособительных ритмов жизни


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск