Российской Федерации Сибирский федеральный университет





Скачать 110.71 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет
Дата публикации18.01.2015
Размер110.71 Kb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > Биология > Учебно-методическое обеспечение


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ ПАТОЛОГИЯ
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Красноярск

СФУ

2011

Составитель А.В. Барон

Общая и частная патология: методические указания к разделу курса «Общей и частной патологии» самостоятельной работе издания. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. – 6с.

В пособии представлены темы теоретического курса, примерный список рефератов и график выполнения и сдачи рефератов.

Предназначено для студентов специальности 020208.65 – «Биохимия».

Предложенные темы теоретической формы обучения и рефераты для самостоятельной работы по данной дисциплине расширят информативное поле и упрочат знания. Кроме того, могут использоваться студентами и преподавателями высшей школы для образовательной, научной деятельности и востребованы при изучении других дисциплин.
УДК

ББК

© Сибирский

федеральный университет, 2010

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1. Цели и задачи изучения дисциплины

1.1. Целью дисциплины является формирование представлений об общих закономерностях жизнедеятельности больного организма

Общая и частная патология человека является интегральной дисциплиной, поскольку привлекает знания из различных областей медицины для описания закономерностей возникновения, течения и исхода заболеваний. Данные закономерности выявляются на уровне организма (общая патология) и на уровне отдельных тканей, органов и систем органов (частная патология). При этом достаточно полное и объективное представление о патологии может сформироваться только при одновременном рассмотрении изменений, возникающих как вследствие повреждения определенных структур, так и в результате активизации приспособительных механизмов и мобилизации резервных возможностей организма.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В задачи дисциплины «Общая и частная патология» входит:

- знакомство с объектом, терминологией и понятийным аппаратом патологической физиологии;

- изучение патогенных факторов внешней среды и приспособительных возможностей организма:

- изучение типических патологических процессов на уровне макроорганизма;

- формирование представлений об общих закономерностях развития болезни.

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны
знать:
основы медицинской терминологии, общую этиологию и патогенез заболеваний, патофизиологию наиболее распространенных болезней и владеть объемом информации, достаточным для научно обоснованной профилактики изученных заболеваний человека

уметь:

интерпретировать результаты лабораторных исследований, назначаемых для диагностики типичных патологических процессов

1.3. Межпредметная связь

Перед изучением курса патологической физиологии студент должен освоить следующие дисциплины: «Общая биология», «Нормальная анатомия человека», «Нормальная физиология человека», «Биологическая химия», «Цитология и генетика», «Иммунология».

Формой итогового контроля знаний является экзамен.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 100 часов. Из них на теоретическое обучение отводится 42 часа, на самостоятельную работу – 58 часов.



Вид учебной работы

Всего

(часы)

Семестры

8

9


Общая трудоемкость дисциплины

100

65

35

Аудиторные занятия:

42

32

10

лекции

42

32

10

лабораторные работы (ЛР)









промежуточный контроль








Самостоятельная работа:

58

33

25

изучение теоретического курса (ТО)

35

20

15

реферат

23

13

10

Вид итогового контроля

Экзамен
экзамен




Экзамен



Организация самостоятельной работы производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы. См. приложение А.

При изучении настоящей дисциплины используются следующие виды самостоятельной работы:

1) изучение теоретического курса;

2) написание реферата.
Самостоятельное изучение теоретического курса проводится в соответствии с курсом лекций и в соответствии с планом каждой лекции. Студент обязан во время самостоятельной работы повторить и выучить основные определения изучаемого раздела, терминологию, симптоматику конкретных патологий.

Темы для самостоятельного, углублённого изучения теоретического курса:

Основные этапы развития учений по общим и частным вопросам патологических процессов, роль отечественных ученых.


Основные определения понятий «здоровье» и «болезнь». Классификация заболеваний..

Стадии заболевания. Виды исходов. Значение индивидуальных особенностей человеческого организма.


Физические, химические и биологические факторы патологических процессов.Роль второй сигнальной системы в развитии, возникновении и исходе заболеваний.


Резистентность и реактивность организма. Защитные и приспособительные рефлексы. Роль иммунной, нервной и эндокринной систем. Значение принципа координации. Понятие о саногенезе.


Кондиционализм и монокаузализм - основные этиологические гипотезы . Механизм развития патологических изменений. Центральное звено патогенеза. Замкнутый круг патологических изменений.

Виды диагностики Главные возможности профилактики.

Классические признаки и стадии воспаления. Биохимические изменения в очаге воспаления. Медиаторы воспалительного процесса.

Регуляция термогенеза. Разобщение процессов свободного окисления и окислительного фосфорилирования. Роль нервной системы в патогенезе нарушений температурного гомеостаза.


Симбиотическая, сапрофитная, условно-патогенная и патогенная микрофлора. Стадии инфекционного заболевания. Факторы, влияющие на состояние иммунной системы.

Стресс и концепция Селье. Причины, биологическое значение и медиаторы стресса. Симпатико-адреналовая система. Метаболические изменения при стрессе. Стресс как фактор риска различных заболеваний.

Центральное и периферическое звенья системы кровообращения. Анемии. Виды гиперемии. Артериальная гипертония и гипотония. Эмболия. Инсульты.

Тканевая гипоксия. Чувствительность различных клеток к нехватке кислорода. Механизм гипоксического цитолиза. Инфаркты. Клинические проявления гипоксии.

Виды канцерогенов и их характерные свойства. Факторы риска опухолевой трансформации. Этапы канцерогенеза. Особенности трансформированных клеток. Классификация опухолей. Стадии развития опухолей. Причины опухолевой иммунодепрессии. Современные способы распознавания и лечения онкологических заболеваний.

Иммунная система ,факторы, влияющие на состояние иммунной системы. Иммунодефицитные и иммунодепрессивные состояния. Синдром приобретенного иммунодефицита человека. Аллергия.Аутоиммунные заболевания. Методы подавления и стимуляции иммунитета.

Голодание. Виды голодания. Суточная потребность человеческого организма в белках, липидах, углеводах, витаминах, неорганических веществах и воде. Незаменимые компоненты пищи. Динамика использования Межорганное перераспределение энергетических субстратов. Осложнения, возникающие в результате голодания и применения непрофессиональных диет.


Старение.Основные гипотезы, объясняющие феномен старения. Классические возрастные изменения в организме человека. Прогерия.

Заболевания сердца Роль атеросклероза в развитии ишемической болезни сердца. Виды стенокардии. Инфаркт миокарда. Кардиосклероз.

Заболевания сосудов. Сердечно-сосудистая недостаточность. Этиология, патогенез. Симптоматические гипертензии. Флебиты и тромбофлебиты. Лимфангиты и лимфадениты.



Заболевания печени. Классификация, этиология и патогенез вирусных гепатитов. Виды желтух. Паразитарные заболевания печени. Желчекаменная болезнь. Лабораторная диагностика заболеваний печени.


Заболевания почек. Этиология и патогенез нефритов. Гломерулонефриты и пиелонефриты. Нефротический синдром. Почечная недостаточность. Мочекаменная болезнь. Лабораторная диагностика заболеваний почек.


Заболевания эндокринной системы. Этиология, патогенез, лабораторная диагностика сахарного диабета I и II типа. Гипо- и гипертиреоз. Акромегалия. Болезнь Аддисона


Вторым видом самостоятельной работы студентов является написание реферата. Объем реферата должен составлять не менее 10 страниц. Реферат сдается преподавателю в течение недели после окончания соответствующего раздела. При подготовке реферата необходимо пользоваться публикациями в центральной научной российской и зарубежной печати, материалами приведенных электронных ресурсов. Задания выдаются лектором на первой лекции вместе со списком учебной литературы.

Примерные темы рефератов:

1. В.В.Пашутин и его роль в становлении общей патологии человека.

2. Диагностика геморрагических инсультов

3. ПЦР-диагностика вирусных гепатитов

4. Гемобластозы

5. Уремия

6. Болезнь Хашимото

7. Кессонная болезнь

8. Биологические основы наркомании

9. Хламидиоз

10.Острый панкреатит

11.Черепно-мозговая травма

12.Физиологическая беременность

13.Гастриты

14.Синдром Дауна

15.Железодефицитные анемии

16.Детский церебральный паралич

17.Клещевой энцефалит

18.Пищевые токсикоинфекции

19.Дифиллоботриоз

20.Пневмонии

21.Остеохондроз позвоночника

22. ВИЧ-инфекции.

23. Хронический алкоголизм

24.Шизофрения

25.Трихинеллез

26.Допинг. Что это такое?

27.Туберкулез.
Учебно-методические материалы по дисциплине

Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы

Основная литература

1. Патологическая физиология. Адо А.Д., 2000 г., 607 с., ТРИАДА-Х.

2. Патологическая физиология. Зайко Н.И., Быць Ю.В., 1996 г., 651 с.
Дополнительная литература

1. Нормальная физиология человека. Ткаченко Б.И., 2005 г., 928 с.

2. Патологическая анатомия. Струков А.И., Серов В.В., 1995 г., 687 с.

3. Малая медицинская энциклопедия в 6 т., 1982 – 1984 гг.

4. Внутренние болезни. Рябов С.И., 2005 г., 879 с.

5. Клиническая лабораторная диагностика. Кишкун А.А., 2010 г., 976 с.

6. История медицины. Краткий курс. Лисицын Ю.П., 2010 г., 304 с.

7. Инфекционные болезни и эпидемиология. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К., 2009 г., 816 с.
Электронные ресурсы

LibNet, MedLine, PubMed, Google, Yandex, Rambler.
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе
Составитель: Барон Алексей Владимирович

Общая и частная патология
Подготовлено к публикации редакционно-издательским отделом БИК

Подписано в печать 20 марта 2011 г. Формат 60х84/16.

Бумага офсетная. Печать плоская.

Усл. печ. л. ( ).

Тираж 50 экз. Заказ ____


Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (391) 206-21-49. E-mail rio@sfu-kras.ru

http://rio.sfu-kras.ru


Отпечатано Полиграфическим центром

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для самостоятельной работы / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для семинарских занятий / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconДипломного проекта/работы
В соответствии с Уставом фгоу впо «Сибирский федеральный университет» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников...
Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет
Г генная инженерия промышленно-важных продуцентов и целевых продуктов: Организационно-методические указания [Текст] / сост. И. Л....
Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет Гражданско-правовое...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета...
Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconВлияние электромагнитного излучения на здоровье человека макласова...
Министерства здравоохранения Российской Федерациии их реализация на период 2012-2017 г г
Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconПояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
А. Н. Борисевич, Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, Г. Г. Никифорова, Т. В. Рублева К. В. Симонов, А. И. Сухинин
Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 8 классе...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconПояснительная записка рабочая программа по истории составлена на...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
Российской Федерации Сибирский федеральный университет iconИсследования и пути совершенствования вращательно-подающих систем...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск