Скачать 320.32 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ветеринарной медицины, профессор Беляев В.А. _________________________________________________________________________________________________________ «____» _______________ 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Ветеринарная генетика наименование дисциплины 111801.65 – Ветеринария направление подготовки ___________Ветеринарная фармация____________ профиль(и) подготовки ________________Специалист____________ квалификация (степень) выпускника Форма обучения очная Ставрополь, 2013 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения «Ветеринарной генетики» являются получение студентами знаний в области закономерностей наследственности и изменчивости живых организмов, роли наследственности в этиологии, патогенезе болезней и методах их профилактики. В задачу «Ветеринарной генетики» входит изучение наследственных аномалий и болезней у животных; разработка методов выявления носителей наследственных аномалий и болезней; контроль за распространением вредных генов в популяции; разработка методов раннего выявления устойчивости и восприимчивости к болезням; создание устойчивых к болезням пород, стад, линий, семейств животных. В результате изучения дисциплины студенты должны освоить методы проведения биометрического анализа полученных результатов, применять в практической деятельности законы наследственности и изменчивости живых организмов, владеть методами и приемами, используемыми при выведении пород, устойчивых к различным заболеваниям. От успешного освоения дисциплины студентами в конечном итоге зависит решение проблемы пищевых ресурсов, охрана здоровья человека и животных, борьба с генетическими аномалиями и наследственными болезнями, охрана окружающей среды. 2. Место дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина «Ветеринарная генетика» относится к циклу С-2 – Общепрофессиональный ветеринарно-биологический цикл федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: - школьный курс биологии и университетский курс биологии с экологией. 1) сформированность представлений о законах наследования признаков при половом размножении; 2) сформированность представлений о возникновении изменений в передаче признаков при развитии организма; 3) владение методом гибридологического анализа, разработанного Г. Менделем; 4) сформированность представлений о роли наследственности в этиологии, патогенезе болезней и их профилактике; 5) владение методами выявления носителей наследственных аномалий и болезней; 6) сформированность представлений об использовании ДНК-технологий и иммуногенетического полиморфизма в селекции животных; 7) владение биометрическим методом анализа наследственности и изменчивости; 8) сформированность представлений о генетическом загрязнении окружающей среды и защиты животных от мутагенов. Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы: ОК-1, ОК-4, ОК-11, ПК-1. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: - Биохимия; - Гистология; - Микробиология; - Фармакология; - Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных; - Патологическая анатомия; - Патологическая физиология; - Иммунология. 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению: а) общекультурных (ОК): - Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4); - Использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11). б) профессиональных (ПК): - Способностью и готовностью использовать методы оценки природных и социально-хозяйственных факторов в развитии болезней животных, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных патологий (ПК-1). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - Смысл основных понятий: наследственность, изменчивость, ген, генетический код, мутагенез, хромосома, законы генетики, кариотип, генная инженерия. - Смысл основных генетических терминов; - Основные закономерности наследственности и изменчивости признаков; - Основные генетические аномалии у различных видов животных. Уметь: - Принципы ветеринарной генетики при разведении животных; - Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов, приводить примеры опытов, основываясь на том, что наблюдения, исследования и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; - Анализировать и обобщать полученные результаты генетических исследований и делать правильные выводы при диагностике и профилактике наследственных болезней и выявлении устойчивых и восприимчивых животных к тем или иным заболеваниям. Владеть навыками: - использовать методы лабораторной диагностики, в т.ч. и ПЦР-анализ для выявления носителей мутантных генов, обуславливающих генетические аномалии и наследственные болезни у животных; предупреждать о нежелательности размножения животных, отягощенных врожденными дефектами; - использовать и применять приобретенные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования ГМО и при генетическом загрязнении окружающей среды; - использовать методы биометрического анализа количественных и качественных признаков животных, пользоваться современной вычислительной техникой и компьютерными программами «БиоСтат», «СелекС», «Плинор» и др. 4. Структура и содержание дисциплины Данные по рабочему учебному плану: 108 час., 3,0 зач. ед. Трудоемкость по Госстандарту – 108 3,0 зач. ед. из них: самостоятельная работа 36 1,0 зач. ед. аудиторные занятия 36 1,0 зач. ед. в том числе: лекции 14 0,4 зач. ед. практические 22 0,6 зач. ед. экзамен 36 1,0 зач. ед. Семестры 1 2 3 4 5 6 7 8 недель в семестре 18 Форма контроля: экзамен + зачет - УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Лекционный курс
2. Перечень практических работ
3. Примерная тематика курсовых проектов (работ) Курсовой проект (работа), реферат учебным планом не предусмотрен. 4. Самостоятельная работа студента
|
Примерная программа наименование дисциплины «Ветеринарная генетика» Знания по ветеринарной генетике имеют важное значение при изучении патологической физиологии, клинической диагностики и других специальных... | Примерная программа наименование дисциплины физиология и этология... Токсикология», «Кормление животных с основами кормопроизводства», «Безопасность жизнедеятельности», «Ветеринарная генетика», «Разведение... | ||
Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и иммунология» | Рабочая программа дисциплины «ветеринарная экология» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» Биология (естественнонаучное образование), квалификация (степень) бакалавр, профили Генетика и Биохимия. Дисциплина «Общая биология»... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам (полного и сокращенного... | Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части естественнонаучного цикла студентам (полного и сокращенного... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины теоретические основы селекции... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 4 студентам очной формы обучения | Рабочая программа учебной дисциплины селекция декоративных культур... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока «Профессиональный цикл», вариативная часть, обязательные дисциплины... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины оп 05. «Ветеринарная фармакология»... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства... | Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла базовой части профессионального цикла студентам... | ||
Методическое обеспечение образовательного процесса оп ветеринарная фармакология Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии... | Методическое обеспечение образовательного процесса оп ветеринарная фармакология Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии... | ||
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Экологическая и популяционная генетика» Инге Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции: Учеб пособие для биол спец ун-тов / С. Г. Инге-Вечтомов.— М. Высш шк., 1989.— 591с... | Рабочая программа Дисциплины «Экологическая генетика» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |