Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика»





Скачать 383.13 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Генетика»
страница1/3
Дата публикации17.01.2015
Размер383.13 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Кафедра общей генетики, селекции и семеноводства





Утверждаю

Зав. кафедрой




__________ М.К. Керефова




«___» _________ 2013 г.



Согласовано

Декан БФ




__________ А.Ю. Паритов




«___» _________ 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Генетика»



Направление подготовки

020400.62 Биология

(код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки

«Биология клетки», «Биоэкология»

(наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Нальчик 2013




Рецензент

Доктор биологических наук, профессор Кетенчиев Х.А.

Рабочая программа дисциплины «Генетика» /сост. А.Ю. Паритов – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2013

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 020400.62 Биология в 5 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400.62 Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» сентября 2009 г. № 337.

Составитель ____________________ А.Ю. Паритов

25.08.2013 г. (подпись)





 Паритов А.Ю., 2013




 ФГБОУ КБГУ, 2013

Пример оформления основной части рабочей программы дисциплины
Содержание








с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………………

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......…………………………….......

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины..........................

4

4

Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………………………......

5

4.1

Содержание разделов дисциплины.......................................................................

5

4.2

Структура дисциплины...........................................................................................

6

4.3

Лабораторные работы……………………………………………………….........

8

4.4

Практические занятия (семинары)....………………………………………........

11

4.5

Курсовой проект (курсовая работа).......................................................................

11

4.6

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….………….........

11

5

Образовательные технологии................................................................................

11

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………………………………………

11

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации....................................................................................

12

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)......................……..

19

7.1

Основная литература…………………………………………………………......

19

7.2

Дополнительная литература………………………………………………….......




7.3

Периодические издания.....……………………………………….…………........




7.4

Интернет-ресурсы...................................................................................................

20

7.5

Методические указания к лабораторным занятиям ……………………..…….

20

7.6

Методические указания к практическим занятиям .............................................

20




Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы........................................................................................

20

7.7

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...................................................................……

20

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………….........

20




Лист согласования рабочей программы дисциплины…..………………….......

29




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …………….......

30

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели: формирование научного взгляда на генетические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организмов, их развитие и размножение, а также изучение механизмов наследственности и изменчивости организмов с использованием классических подходов и новейших достижений в области молекулярной генетики, биотехнологии и генетической инженерии. Выработка понимания фундаментальных законов генетики, умение решать генетические задачи, ставить эксперименты по скрещиванию растительного и животного материала.

Задачи: Ознакомление студентов с основами классической и современной генетики, а также фундаментальными и прикладными достижениями этой науки. В курсе рассматриваются такие важные вопросы общей генетики как наследование признаков при моно-, ди- и полигибридных скрещиваниях, цитологические основы наследственности и хромосомная теория наследственности. Наряду с этим большое внимание уделяется проблемам современной генетики. Подробно рассматриваются вопросы тонкого строения генов, молекулярные механизмы наследственности и изменчивости у про - и эукариотических организмов, проблемы клеточной и генетической инженерии, геномики. Кроме того, программа курса включает такие разделы генетики как генетические основы онтогенеза, нехромосомное наследование, генетика человека, генетика популяций, генетические основы селекции.

Особое место отводится в курсе вопросам связи генетики с другими биологическими дисциплинами, а также той роли, которую играет сегодня эта наука в развитии биотехнологии, медицины, сельского хозяйства, охраны окружающей среды и социальных сфер жизни общества.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Генетика занимает центральное место в современной биологии, является в определенном смысле ее методологическим содержанием. При изучении генетики необходимо сочетать принцип историзма и современного состояния науки. Генетический подход важен во всех областях биологии, так как объяснение любых природных явлений, процессов, а также формирование основных биологических понятий в биологии без знаний генетики невозможен. При изучении генетики применяется комплекс общих и частных методов. Используются методы не только биологических наук, но и биохимии, математики, физики и т.д.

Курс «Генетики» занимает центральное место и является научной и методологической основой современной биологии.

«Генетика» преподается в течение 5 семестра на 3 курсе (ОФО).

На изyчение курса «Генетика» отводится 144 часов (из них лекционных - 32, лабораторных - 32 и для самостоятельной работы -53 часов, заканчивается экзаменом.

Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – Б3 Профессиональный цикл.

Дисциплина относится к общепрофессиональной части базовой части – Б3 Профессиональный цикл.

Дисциплина является обязательной.

3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК): ОК-1, ОК-6, ОК-8

б) профессиональных (ПК): ПК-6, ПК-7, ПК - 15

(Указываются ПК компетенции и их коды)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- закономерности наследования признаков при моно-, ди- и полигибридных скрещиваниях;

- биологические основы размножения растений и животных;

- клеточные, хромосомные, генные и молекулярные механизмы наследственности;

- механизмы изменчивости генетического материала;

- закономерности онтогенеза;

- основы генетики человека и его наследственных заболеваний;

- генетические основы селекции;

- вопросы экологической и популяционной генетики;

- задачи и возможности клеточной и генетической инженерии; принципы создания трансгенных растений и животных; основные подходы генотерапии;

Уметь:

- проводить и анализировать генетический эксперимент;

- связывать данные генетики с достижениями цитологии, биологических основ размножения растений и животных, онтогенеза, эволюционной теории и селекции, а также с успехами в области биохимии нуклеиновых кислот, молекулярной биологии, микробиологии, вирусологии и иммунологии;

- использовать достижения генетики в решении задач селекции, медицины, экологии и биотехнологии, а также применять полученные знания в дальнейшей практической деятельности.

Владеть:

  • методами исследования генетического материала на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях;

  • знаниями фундаментальных основ и методов генетики в оценке состояния окружающей среды и для контроля биобезопасности продуктов фармакологической и пищевой промышленности;

  • принципами генетической инженерии и ее использования в биотехнологии;

  • генетическими основами и методами селекции.


Приобрести опыт деятельности .....................................................................................
4 Содержание и структура дисциплины (модуля)

4.1 Содержание разделов дисциплины

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля

1

2

3

4

1

Основные этапы развития генетики, методы и задачи

Генетика, как наука. Основные этапы развития материальной основы наследственности.

ДЗ

2

Клеточный цикл. Механизмы бесполового и полового размножения

Митоз – основа бесполого размножения эукариот

Р

Мейоз – основа полового размножения эукариот

Р

3

Закономерности наследования признаков и принципы наследственности

Наследование признаков при моногибридном и полигибридных скрещиваниях.

Т




Наследование признаков при взаимодействии аллельных и неаллельных генов. Нехромосомное наследование

Р

4

Генетика пола. Наследование сцепленных и сцепленных с полом признаков

Хромосомная и балансовая теории определения пола. Наследование признаков сцепленных с полом.

К

Явление сцепления генов. Генетические карты растений, животных и человека.

ДЗ

5

Особенности генетического анализа у микроорганизмов.

Особенности генетического анализа у микроорганизмов. Генетика микроорганизмов. Генная инженерия, биотехнологии и их значение.

Т

6

Изменчивость, классификация изменчивости, методы изучения, значение

Изменчивость, ее причины, методы изучения.

Р

Мутационная изменчивость, ее классификация и значение.

Р

Спонтанный и индуцированный мутагенез. Модификационная изменчивость, методы изучения. Значение.

К

7

Природа гена. Эволюция представлений о гене. Реализация наследственной информации

Развитие представлений о гене. Современное понятие гена. Представление о гене от Г. Менделя - Т.Моргана и до настоящего времени.

К

Молекулярные механизмы реализации наследственной информации.

К

Регуляция генной активности, система оперона. Структура лактозного оперона кишечной палочки и механизм регуляции генной активности в системе оперона прокариот.

К

8

Генетика человека. Методы изучения, проблемы медицинской генетики. Генетика онтогенеза.

Генетика человека. Методы изучения, проблемы медицинской генетики. Человек, как объект генетических исследований.

Т

9

Генетика популяций генетические основы эволюции

Генетика популяций генетические основы эволюции. Факторы генетической динамики популяции.

Т

10

Генетические основы селекции, методы, значение

Генетические методы селекции, системы скрещиваний в селекции. Методы отбора.

Т


4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 часов)

Вид работы

Трудоемкость, часов

№ семестра

№ семестра

Всего

Общая трудоемкость

144




144

Аудиторная работа:

64




64

Лекции (Л)

32




32

Практические занятия (ПЗ)










Лабораторные работы (ЛР)

32




32

Самостоятельная работа:

53




53

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)1










Расчетно-графическое задание (РГЗ)










Реферат (Р)










Эссе (Э)










Самостоятельное изучение разделов










Контрольная работа (К)2










Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),










Подготовка и сдача экзамена3

27




27

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен




экзамен


Разделы дисциплины, изучаемые в 5 семестре



раз-

дела

Наименование разделов



Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

Вне-

ауд.

работа

СР

Л

ПЗ

ЛР

1

2

3

4

5

6

7

1

Основные этапы развития генетики, методы и задачи

6

2




-

4

2

Клеточный цикл. Механизмы бесполового и полового размножения

10

2




2

6

3

Закономерности наследования признаков и принципы наследственности

12

4




2

6

4

Генетика пола. Наследование сцепленных и сцепленных с полом признаков.

16

6




4

6

5

Особенности генетического анализа у микроорганизмов.

10

2




4

4

6

Изменчивость, классификация изменчивости, методы изучения, значение.

16

4




4

8

7

Природа гена. Эволюция представлений о гене. Реализация наследственной информации.

13

4




4

5

8

Генетика человека. Методы изучения, проблемы медицинской генетики. Генетика онтогенеза.

13

4




4

5

9

Генетика популяций генетические основы эволюции

10

2




4

4

10

Генетические основы селекции, методы, значение.

11

2




4

5




Итого:

117

32




32

53

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Генетика человека с основами медицинской генетики является частью основной профессиональной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconРабочая программа учебной дисциплины «генетика»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам (полного и сокращенного...
Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconРабочая программа учебной дисциплины «генетика человека»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части естественнонаучного цикла студентам (полного и сокращенного...
Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconРабочая программа учебной дисциплины теоретические основы селекции...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 4 студентам очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconРабочая программа учебной дисциплины селекция декоративных культур...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока «Профессиональный цикл», вариативная часть, обязательные дисциплины...
Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconРабочая программа учебной дисциплины «неврология, медицинская генетика»
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) лечебное дело, утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010...
Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconРабочая программа учебной дисциплины микробиология для подготовки...
«Плодоводство», «Овощеводство», «Виноградарство и виноделие», «Генетика, селекция и биотехнология садовых культур», «Декоративное...
Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика...
Изучить механизмы изменчивости. Закрепить понятия: генофонд, частоты аллелей, закон Харди-Вайнберга, отбор, видообразование, виды...
Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconРабочая программа учебной дисциплины размножение садовых культур...
«Садоводство утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «28» октября 2009г. №501 и зарегистрированного...
Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconРабочая программа учебной дисциплины интенсивные и ресурсосберегающие...
Профили: «Виноградарство и виноделие», «Плодоводство», «Декоративное садоводство и флористика», «Селекция, генетика и биотехнология...
Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconРабочая программа учебной дисциплины генетика человека с основами...
Составлена в соответствии с фгос к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060301 Фармация
Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconРабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология»
Биология (естественнонаучное образование), квалификация (степень) бакалавр, профили Генетика и Биохимия. Дисциплина «Общая биология»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «Генетика» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск