Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека»





Скачать 446.4 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «генетика человека»
страница1/3
Дата публикации30.10.2014
Размер446.4 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно–технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра биологии






Утверждаю

Декан естественнонаучного факультета


Мясников Ю.А.



“______”_______________________201… г



рабочая программа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА»




Направление подготовки

020400.62 – Биология



Профиль подготовки: биоэкология


Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная

Бузулук 2011

Рецензент

Рабочая программа дисциплины «Генетика человека» /сост. М.С.Малахова – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 25с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части естественнонаучного цикла студентам (полного и сокращенного сроков обучения) очной формы обучения бакалавриата 020400.62 – Биология в 5 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 – Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101.


Составитель ___________________М.С.Малахова

12.10.11




© Малахова М.С., 2011

© БГТИ (филиал) ОГУ,2011

Содержание








с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………..

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………….

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины............

4

4

Содержание и структура дисциплины ………......…………………….

6

4.1

Содержание разделов дисциплины..........................................................

6

4.2

Структура дисциплины.............................................................................

9

4.2.1

Структура дисциплины для студентов полного срока обучения……..

9

4.2.2

Структура дисциплины для студентов сокращенного срока обучения………….……………………..……………………………………...

9

4.3

Лабораторные работы……………………………………………….......

11

4.3.1

Лабораторные работы для студентов полного срока обучения………

11

4.3.2

Лабораторные работы для студентов сокращенного срока обучения..

12

4.4

Практические занятия (семинары)....…………………….......................

12

4.5

Курсовой проект (курсовая работа).........................................................

12

4.6

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….……....

13

4.6.1

Самостоятельное изучение разделов дисциплины студентами полного срока обучения………………………………………………..

13

4.6.2

Самостоятельное изучение разделов дисциплины студентами сокращенного срока обучения………………………………………….

13

5

Образовательные технологии..................................................................

14

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………….……………………………

14

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.................................................................................

14

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………...................

23

7.1

Основная литература……………………………………….....................

23

7.2

Дополнительная литература………………………………………….....

23

7.3

Периодические издания.....…………………….…………......................

23

7.4

Интернет-ресурсы.....................................................................................

24

7.5

Методические указания к лабораторным занятиям ……………….....

24

7.6

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ……………………………………….

24

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины………...............

24




Лист согласования рабочей программы дисциплины……....................

25


1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины: дать представление об основных генетических закономерностях, выявленных в исследованиях человека. Углубить знания в области генетики, полученные при изучении общего курса. Познакомить с основными современными методами и итогами работы в области генетики человека.

Задачи курса:

Курс ориентирован на углубление знаний основ классической генетики, современных данных по молекулярной генетике, биотехнологии, генной инженерии; знания, полученные по данному предмету, должны способствовать пониманию роли генетики в развитии медицины, антропологии, теории эволюции.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Курс «Генетика человека» относится к вариативной части естественнонаучного цикла Б2 (Б2.2.4). Для освоения дисциплины используются знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов: «Цитология и гистология», «Молекулярная биология», «Генетика» «Математика и математические методы в биологии» на предыдущих курсах образования. Изучение дисциплины «Генетика человека» направлено на совершенствование профессиональной направленности обучения бакалавров в вузах.

Знания и умения, формируемые в процессе изучения дисциплины «Генетика человека», будут использоваться в дальнейшем при освоении дисциплин: «Организм и среда», «Цитогенетика», «Социальная экология», «Системная экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Экология человека».
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:

а) общекультурных (ОК):

  • следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

  • использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

  • проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);

б) профессиональных (ПК):

  • демонстрирует базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике (ПК-6);

  • понимает роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; имеет современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ПК-7);

  • способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15).



В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- общие закономерности наследования признаков,

- историю изучения генетики человека,

- методы изучения генетики человека,

- классические типы наследования у человека,

- генетические факторы популяции,

- закон Харди – Вайнберга,

- причины возникновения наследственных болезней и их классификацию,

- проблемы канцерогенеза;

уметь:

- решать генетические задачи, связанные с закономерностями наследственности и изменчивости человека;

- проводить сравнительный анализ данных по генетическим основам эволюционного процесса;

- популярно и научно правильно объяснять закономерности наследственности и изменчивости;

- составлять родословные,

- применять генетические законы в объяснении различных явлений природы,

- уметь использовать статистические методы в биологии;

владеть:

- методами экспериментальной деятельности.

- методами поиска необходимой достоверной информации в библиотеках, в музеях;

- методами подбора материалов из Интернета;

приобрести опыт деятельности:

  • составления родословных человека;

  • выявления типа наследования признака;

  • расчета вероятности наследования признака.


4 Содержание и структура дисциплины
4.1 Содержание разделов дисциплины



№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма

текущего
контроля

1

2

3

4

Модуль 1

1

Введение

Предмет и задачи генетики человека. История вопроса. Евгеника – учение о наследственном здоровье человека.

Предмет и задачи медико-генетического консультирования. Основоположники консультирования. Эффективность генетического консультирования.

Принципы консультирования. Этические аспекты консультирования.

Этапы консультирования: уточнение диагноза, определение прогноза потомства, изложение заключения. Продолжительность консультирования.

Проспективное, ретроспективное консультирование. Понятие о кровнородственных браках. Опасность кровнородственных браков для потомства.

Коллоквиум

2

Методы исследования

Особенности генетики человека. Человек как биосоциальное существо.

Клинико – генеалогический метод, границы его применения. Правила составления генеалогии. Объем генеалогии. Легенда. Этапы составления родословной: сбор сведений, установление родственных связей, установление характера наследования, математическая обработка результатов.

Дерматоглифика. Дактилоскопия, пальмоскопия, плантостокопия.

Близнецовый метод, его сущность и границы применения.

Клинические методы исследования. Амниоцентез. Биохимические методы. Митохондриальные гены.

ЛБ, Т




1

2

3

4







Биологические модели наследственных болезней человека: животные линейные, трансгенные, регуляция работы генов, культуры клеток.




3

Элементы генетики

Типы клеток: соматические, половые (гаметы). Способы деления клеток: митоз, мейоз, их значение для организма, вида в целом.

Хромосомы, химический состав, уровни структурной организации хромосом. Центромеры, организация и значение центромерных участков. Группы сцепления. Генетические карты хромосом. Программа «Геном человека».

Законы Менделя. Условия выполнения законов Менделя. Причины отклонений от классических (менделевских) расщеплений.

Законы Моргана.

Мутации. Классификация мутаций. Мутации генные, хромосомные, геномные. Виды генных аномалий. Виды хромосомных аномалий. Виды геномных аномалий.

Кариотип, кариограмма. Денверская и Парижская (1971 г) классификации хромосом. Форма записи кариотипов.

Типы наследования у человека.

Инактивированные Х – хромосомы. Тельце Барра. Тельца Барра как генетический индикатор.

ЛБ,

коллоквиум

4

Элементы популяционной генетики

Популяция, состав и структура популяции, отбор в популяциях. Особенности отбора в популяциях людей. Браки рандомизированные, ассортативные. Кровное родство (инбридинг), степень родства, коэффициент родства, коэффициент инбридинга.

Равновесие в популяциях. Частоты аллелей (генов), частоты генотипов. Закон (принцип) Харди – Вайнберга. Особенности применения закона Харди – Вайнберга к популяциям людей. Факторы, нарушающие равновесное популяций: мутации, миграции, дрейф генов, изоляция, эффект родоначальника.

Механизмы, поддерживающие равновесие частот генов: равновесие между мутационным процессом и отбором, дифференциальный отбор.

ЛР, Тестовый контроль по модулю 1




1

2

3

4







Генетическая структура популяции: мутанты, сегреганты, носители признака. Частота мутирования.




Модуль 2

5

Наследственность и патология

Наследственные болезни, врожденные болезни. Доказательства наследственного характера болезни. Классификация наследственных болезней.

Хромосомные болезни. Генные болезни. Болезни с наследственным предрасположением. Митохондриальные болезни. Наследственно обусловленные патологические реакции на действие внешних факторов.

Определение вероятности наследования признаков. Определение типа наследования болезни. «Проскакивающие» поколения, факторы, обусловливающие «проскакивание».

Моногенные поражения. Особенности моногенных поражений: антиципация, абиотрофия. Оценка пенетрантности.

Профилактика и лечение наследственных болезней: успехи и перспективы.

ЛБ, Т

6

Элементы теории вероятностей

Понятие события. Классификация событий: достоверные, невозможные, случайные совместные, несовместные, противоположные, независимые.

Вероятность. Предмет и задачи теории вероятностей. Правила сложения, умножения вероятностей. Теорема (правило) Байеса.

Комбинаторика. Предмет и задачи комбинаторики. Перестановки. Размещения. Сочетания. Применение расчетов вероятностей в генетике, в генетическом консультировании.

ЛБ, Коллоквиум по модулю 2


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Генетика человека с основами медицинской генетики является частью основной профессиональной...
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconРабочая программа учебной дисциплины генетика человека с основами...
Составлена в соответствии с фгос к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060301 Фармация
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconРабочая программа учебной дисциплины «генетика»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам (полного и сокращенного...
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
Биология; Профиль «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология», «Зоология позвоночных»;...
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconРабочая программа учебной дисциплины теоретические основы селекции...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 4 студентам очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconРабочая программа учебной дисциплины селекция декоративных культур...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока «Профессиональный цикл», вариативная часть, обязательные дисциплины...
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconРабочая программа учебной дисциплины «Генетика»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла базовой части профессионального цикла студентам...
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconРабочая программа дисциплины институт права и свобод человека и гражданина...
Рабочая программа учебной дисциплины «Институт права и свобод человека и гражданина в РФ и за рубежом» подготовлена Яблоковым Е....
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconРабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
РФ; усвоить классические и современные модели системы прав человека; приобрести навыки свободного изложения содержания дискуссий,...
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconРабочая программа учебной дисциплины «физиология человека»
Целью дисциплины является профилактика техногенных воздействий на физиологические функции организма человека
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фг
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 10 Генетика человека с основами...
О «Ульяновский фармацевтический колледж Росздрава», фгоу спо "Санкт-Петербургский базовый фармацевтический колледж Росздрава" Тарпановой...
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconПояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной...
В основу программы элективного курса положены принципы расширения и систематизации знаний, развития интереса у учащихся к самостоятельному...
Рабочая программа учебной дисциплины «генетика человека» iconРабочая программа учебной дисциплины «неврология, медицинская генетика»
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) лечебное дело, утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск