Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем»





Скачать 192.48 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем»
Дата публикации20.01.2015
Размер192.48 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»
Кафедра биологии






Утверждаю

Декан естественнонаучного факультета


Мясников Ю.А.

“____”______________201… г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




«УСТОЙЧИВОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ»




Направление подготовки

020400.62 – Биология



Профили подготовки: биоэкология
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная


Бузулук 2011

Рецензент:
Кандидат биологических наук, доцент Малахова М.С.

Рабочая программа дисциплины «Устойчивость биологических систем» /сост. Е.В.Криволапова – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011- 23с

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины факультативного цикла студентам очной формы обучения бакалавриата 020400.62 – Биология в 2 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 – Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101.


Составитель ___________________ Е.В.Криволапова

01.09.11





© Криволапова Е.В. 2011

©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011
Содержание








с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………..

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………….

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины............

4

4

Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………………….

6

4.1

Содержание разделов дисциплины..........................................................

6

4.2

Структура дисциплины.............................................................................

9

4.3

Лабораторные работы……………………………………………….......

10

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….……....

10

5

Образовательные технологии..................................................................

11

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………….……

11

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации......................................................................

11

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)...................

12

7.1

Основная литература……………………………………….....................

16

7.2

Дополнительная литература………………………………………….....

17

7.3

Периодические издания.....…………………….…………......................

17

7.4

Интернет-ресурсы.....................................................................................

17

7.5

Методические указания к лабораторным занятиям ……………….....

17

7.6

Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. ..............................................................

17

7.7

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ................................................…….....

17

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины………...............

18




Лист согласования рабочей программы дисциплины……....................

19




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ……..…







1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины:

– ознакомление с устойчивостью биологических систем в зависимости от условий внешней среды, вида, популяционных взаимоотношений.

Задачи:

  • изучение основ морфологии и систематики животных;

  • изучение эволюционных путей происхождения животных;

  • изучение жизненных циклов различных систематических групп.


2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Место дисциплины «Устойчивость биологических систем» в структуре ООП бакалавриата: профессиональный цикл Б.3.1.4.

Изучение данной дисциплины непосредственно базируется на знании основ школьного курса биологии.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • физиология человека и животных;

  • генетика и селекция;

  • биология размножения и развития;

  • экология;

  • заповедное дело и охрана природы.



3 Требования к уровню освоения содержания курса
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК): следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8); заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16); умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18);

б) профессиональных (ПК): демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1); использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2); применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5); способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • что такое жизнь, гипотезы происхождения жизни;

  • основы генной инженерии и молекулярно генетических технологий;

  • практическое значение сообщества и вида;

  • понимание различных структур биологических сообществ;

  • основы построения элементарных биологических моделей.

Уметь:

  • выбирать методы изучения и исследования животных и применять их на практике;

  • определять основные признаки принадлежности данного биологического объекта к определенному типу, классу;

  • разрабатывать мероприятия по охране животных Оренбургской области;

  • использовать прикладные программы для изучения других биологических наук;

Владеть:

  • понятийным аппаратом дисциплины;

  • приемами сравнительного анализа морфологии и организации различных систематических групп животных;

  • информационными технологиями;

  • техникой биологического рисунка;

Приобрести опыт деятельности

    • исследовательской и аналитической работы по изучению строения и организации основных систематических групп животных.



4 Содержание и структура дисциплины
Содержание дисциплины: Что такое жизнь, гипотезы происхождения жизни, основы генной инженерии и молекулярно генетических технологий. практическое значение сообщества и вида, понимание различных структур биологических сообществ, основы построения элементарных биологических моделей.
4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма

текущего
контроля

1

2

3

4

1

Введение что такое жизнь, критика «Научного креационизма»

Стратегия жизни, Клетка — элементарная единица живого, Креационизм и его современное состояние. Аргументация сторонников «Научного креационизма». Самопроизвольное зарождение жизни, стационарное состояние живого, панспермия, биохимическая эволюция

Письменный контроль

2

Гипотезы о происхождении жизни, генная инженерия и молекулярно-генетические технологии

Краткая история генетики, генная инженерия и ее достижения. проблемы, связанные с генной инженерией, техника клонирования, практическая польза от клонирования, возможные негативные последствия клонирования человека

Устный контроль

3

Солнечная активность и солнечно-земные связи, космические циклы: климат и человек

Циклы солнечной активности, природа цикличности солнечной активности, солнечно-земные связи, космические циклы, связанные с особенностями земной орбиты, астрономическая теория глобальных изменений климата, ледниковые эпохи и человек

Коллоквиум

4

Фракталы, солитоны

Понятие о фракталах, фракталы в природе, фракталы в экономике, ударные волны. уравнение Бюргерса, Солитоны. уравнение Кортевега-де Вриза, фазовый портрет нелинейных волн в диссипативной среде. возможные решения уравнения КдВ, солитоны в природе и технике

Письменный контроль

5

Детерминированный хаос, самоорганизация в природе

Между порядком и хаосом, детерминированный хаос, детерминированный хаос и фрактальность, примеры самоорганизации в неживой природе, примеры самоорганизации в живой природе,


Устный контроль

6

Сообщества с вертикальной структурой и трофические цепи

Разомкнутые и замкнутые цепи, условия существования не замкнутой трофической цепи фиксированной длены, ветвящиеся трофические цепи

Коллоквиум

7

Перекрывание экологических ниш и устойчивость сообществ с горизонтальной структурой

Формализация понятия ниша и динамические уровни конкуренции, положительное и частично положительное состояния равновесия, метод линейного программирования в исследование матрицы конкуренции.

Тестовый контроль

8

Экстремальные свойства экологических систем

Экстремальные свойства равновесной композиции сообщества с горизонтальной структурой, принцип максимального разнообразия и трофическая структура сообщества

Коллоквиум

9

Устойчивость и сложность в моделях экосистем

Устойчивость систем без самолимитирования, устойчивость сообщества со случайной структурой, связанная устойчивость

Тестовый контроль

4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часа).


Виды работ

Трудоемкость

в часах

Общая трудоемкость

108

Аудиторная работа

54

Лекции

Лабораторные занятия

36

18

Самостоятельная работа

54

Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, подготовка к семинарским занятиям) (СР)

54

Вид итогового контроля

зачет


Разделы дисциплины.




раз-

дела

Наименование разделов



Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

Вне-

ауд.

работа

СР

Л



ЛР

1

2













1

Введение что такое жизнь

12

4

2

6

2

Гипотезы о происхождении жизни, генная инженерия

12

4

2

6

3

Солнечная активность и солнечно-земные связи, космические циклы

12

4

2

6

4

Фракталы, солитоны

12

4

2

6

5

Детерминированный хаос, самоорганизация в природе

12

4

2

6

6

Сообщества с вертикальной структурой

12

4

2

6

7

Перекрывание экологических ниш и устойчивость сообществ

12

4

2

6

8

Экстремальные свойства экологических систем

12

4

2

6

9

Устойчивость и сложность в моделях экосистем

12

4

2

6




Итого

108

36

18

54


4.3 Лабораторные работы


№ ЛР

№ раздела

Наименование лабораторных работ

Кол-во часов

1

2

3

4

1

2

Клетка — элементарная единица живого, Креационизм и его современное состояние.

2

2

3

Краткая история генетики, генная инженерия и ее достижения. проблемы, связанные с генной инженерией, техника клонирования

2

3

4

Циклы солнечной активности, природа цикличности солнечной активности, солнечно-земные связи, космические циклы

2

4

5

Понятие о фракталах, фракталы в природе, фракталы в экономике, ударные волны. уравнение Бюргерса, Солитоны

2

5

6

Между порядком и хаосом, детерминированный хаос, детерминированный хаос и фрактальность

2

6

7

Разомкнутые и замкнутые цепи, условия существования не замкнутой трофической цепи фиксированной длены

2

7

8

Экстремальные свойства равновесной композиции сообщества с горизонтальной структурой

2

8

9

Устойчивость систем без самолимитирования, устойчивость сообщества со случайной структурой, связанная устойчивость.

2

итого

18



4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины



раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

2

3

1

История возникновения и становления науки «биология»

6

2

Самопроизвольное зарождение жизни, стационарное состояние живого, панспермия, биохимическая эволюция

6

3

Практическая польза от клонирования, возможные негативные последствия клонирования человека

6

4

Возможные решения уравнения КдВ, солитоны в природе и технике

6

6

Примеры самоорганизации в живой природе

6

7

Метод линейного программирования в исследование матрицы конкуренции.

6

8

Принцип максимального разнообразия и трофическая структура сообщества

6

9

Связанная устойчивость

6




Итого

54

5 Образовательные технологии
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: проблемная лекция, обучение в сотрудничестве, внутригрупповая дифференциация, метод малых групп, активизация творческой деятельности, подготовка письменных аналитических работ и рефератов.

При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: рефераты, компьютерные презентации, работа с интерактивным диском «Открытая биология».

5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр

Вид занятия

(Л, ЛР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов

2

Л

Компьютерные презентации, работа с интерактивным диском «Открытая биология».

6

ЛР

Рефераты, компьютерные презентации, работа с интерактивным диском «Открытая биология».

6

Итого:

12

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный, письменный, тестовый контроль знаний.

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет.

6.1 Контрольные вопросы для проведения текущего контроля знаний по дисциплине

6.2 Примерные тестовые задания для проведения промежуточного контроля знаний


6.3 Вопросы к экзамену по дисциплине «Устойчивость биологических систем»



1. Человек, природа и познание мира.
2. Естественнонаучная картина мира.
3. Структура естествознания и его функции.
4. Методы естествознания.
5. Естественнонаучная и гуманитарная культура.
6. Натурфилософия.
7. Научные революции в истории естествознания.
8. Основные черты естествознания.
9. Основные виды концепций естествознания и их взаимосвязь.
10. Структурные уровни организации материй.
11. Поле и вещество.
12. Классификация элементарных частиц.
13. Фундаментальные физические взаимодействия.
14. Общие свойства пространства и времени.
15. Принцип относительности в классической и неклассической физике.
16. Механический и вероятностный детерминизм.
17. Принцип симметрии и законы сохранения.
18. Принцип дополнительности и неопределенности в квантовой механике.
19. Принцип необратимости в термодинамике (энтропия закрытых и открытых систем).
20. Модель расширяющейся Вселенной.
21. Вселенная, ее система и объекты.
22. Звезды и звездные системы.
23. Планеты солнечной системы.
24. Планета Земля. Характеристика геосферы.
25. Геологическая эволюция Земли.
26. Понятие самоорганизации и синергетика.
27. Химический элемент.
28. Проблемы структурной химии (температура, давление, катализатор).
29. Учение о химических процессах.
30. Теория химической эволюции и биогенеза.
31. Новые источники энергии.
32. Новые химические материалы.
33. Структурные уровни организации живой материи.
34. Структура биологических наук.
35. Клетка, как биологическая система.
36. Основные понятия молекулярно-генетического уровня.
37. Проблемы генной инженерии.
38. Основные гипотезы происхождения жизни.
39. Голобиоз и  генобиоз.
40. Проблема первичной молекулы и клетки.
41. Основные понятия синтетической теории эволюции.
42. Молекулярные документы эволюции (нуклеотиды,  нуклеиновые кислоты).
43. Прокариотная и эукариотная организация живой материи.
44. Движущиеся силы эволюции.
45. Биологическая эволюция Земли.
46. Человек как закономерный этап эволюции.
47. Биологическое и социальное в человеке.
48. Проблема происхождения человека.
49. Основные положения биоэтики (наука о морали, животных, о поведении).
50. Здоровье и работоспособность.


7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)

7.1 Основная литература

  • Гора Е. П. Экология человека: учеб. пособие для вузов /.- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дрофа, 2007. - 540 с. : ил.. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 534-537. - ISBN 978-5-358-00773-4.

  • Константинов В.М. Зоология позвоночных/ В.М. Константинов, С.П. Наумов, С..П. Шаталова.- М. : “Издательский центр, Академия”, 2005

  • Наумов С..П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных.- М.: “Высшая школа”, 1995

  • Юсуфов, А. Г. История и методология биологии: учеб. пособие для вузов / А. Г. Юсуфов, М. А. Магомедова . - М. : Высш. шк., 2003. - 238 с. : ил.. - Предм. указ.: с. 216-220. - . - Имен. указ.: с. 221-234. - Библиогр.: с. 235-236. - ISBN 5-06-004379-7.


7.2 Дополнительная литература


  • Козлов М.А.. Птицы. Атлас. М., 2000

  • Душенков В.М. Летняя полевая практика по зоологии. М., 2000

  • Брем А. Жизнь животных. Атлас. М., 2002

  • Гуфельд И.М. Зоология. М., 2001

  • Ананьев Н.Б. и другие Земноводные и пресмыкающиеся. Энциклопедия природы России.- М., 1998

  • Беме Р.Л. и др. Птицы. Энциклопедия природы России- М.,1996/ под редакцией В.Л. Динец, Е.В. Родшильт- М.,1996

  • Карташев Н.Н. Систематика птиц- М., 1974

  • Кэррол Р. Палеонтология и эволюция позвоночных.- М., Т.1- 1992; Т.2,3- 1993

  • Михеев А.В. Биология птиц. Определитель птичьих гнезд- М., 1996

  • Красная книга РСФСР. Животные- М., 1993

  • Красная книга Оренбургской области


7.3 Периодическая литература
Журналы:

  • “Успехи современной биологии”

  • “Биология в школе”

  • “Биология. Общие проблемы биологии”. “Реферативный журнал”

  • “Юный натуралист’


7.4 Интернет-ресурсы

7.5 Методические указания к лабораторным занятиям

Методические указания к лабораторному практикуму

Сизова Е.А. Зоология позвоночных. Метод. указ. К лаб. занятиям / Е.А. Сизова. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. – 25.
7.6 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

    • Полный интерактивный курс биологии «Открытая биология», версия 2.5, 2003.
  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лабораторных занятий необходимы микроскопы, набор гистологических препаратов, таблицы, атласы, определители, таксидермические коллекции.

ЛИСТ

согласования рабочей программы

Направление подготовки: 020400.62 Биология______________________________________

код и наименование

Дисциплина: _________________Устойчивость биологических систем _____
Форма обучения: ______________________очная___________________________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Учебный год ___2011-2012_________
РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры _____ биологии_____________________

наименование кафедры

протокол № ________от "___" __________ 20__г.
Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой

_______биологии____________________________Е.В.Криволапова._________________

наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата

Исполнитель:доцент ________ ___________ Е.В.Криволапова.____________________

должность подпись расшифровка подписи дата

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой1 __ биологии____________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Председатель методической комиссии по специальности (направлению подготовки)

____________________020400.62 Биология _______________ Е.В.Криволапова_______________

шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий библиотеки

__________________________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Специалист НМО _______________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата





1


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconРабочей программы учебной дисциплины (модуля) «Здания, сооружения...
Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: математика; физика; химия;...
Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconРабочая программа учебной дисциплины «надежность теплоэнергетических систем»
Целью дисциплины является обучение студентов основам и практическому применению теории надежности энергетических систем
Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconРабочая программа учебной дисциплины диагностика и надежность автоматизированных систем
В настоящее время растет сложность систем автоматизации и управления технологическими процессами. К надежности этих систем предъявляются...
Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconРабочая программа учебной дисциплины «компьютерные технологии в машиностроении»
Цель изучения дисциплины – повышение основ знаний, умений и навыков по проектированию и современным методам расчета деталей, сборок...
Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconРабочая программа учебной дисциплинЫ «монтаж и эксплуатация оборудования...
Целью освоения дисциплины «Монтаж и эксплуатация оборудования систем электроснабжения» является получение студентами базовых знаний...
Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Теория самоорганизации биологических систем Разработчики
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория самоорганизации биологических систем
Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconРабочая программа учебной дисциплины
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем с учетом примерной программы данной учебной дисциплины, рекомендованной...
Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая Учебная программа дисциплины проектирование...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconРабочая программа учебной дисциплины проектирование информационных...
Целью дисциплины является: изучение методологии структурного анализа, моделирование информационных систем в стандарте idef, проектирование...
Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconРабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем
Курс «Проектирование автоматизированных информационных систем» направлен на изучение современных методов и средств проектирования...
Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconРабочая программа учебной дисциплины
Цель изучения дисциплины: обучение студентов основам экологической безопасности при использовании природных ресурсов в условиях Арктики...
Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconРабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления»
Студенты научатся методам планирования эксперимента и организации исследования систем управления и научатся использовать приобретенные...
Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconПлан: Введение Error: Reference source not found Введение 3 Закон...
Целью работы является общее представление о закономерностях развития биологических систем. И как можно было увидеть, закономерности...
Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconРабочая программа учебной дисциплины «математическое моделирование биологических процессов»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы...
Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconПрограмма учебной дисциплины «эксплуатация систем электроснабжения»
Целью изучения дисциплины «Эксплуатация систем электроснабжения» является формирование у студентов профессиональных навыков по использованию...
Рабочая программа учебной дисциплины «устойчивость биологических систем» iconРабочая программа учебной дисциплины ЭВМ и периферийные устройства
Эвм, систем и их периферийных устройств, теоретических основ и практических навыков их анализа, проектирования и исследования, взаимодействия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск