Скачать 192.48 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Кафедра биологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«УСТОЙЧИВОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ»Направление подготовки 020400.62 – БиологияПрофили подготовки: биоэкология Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очная Бузулук 2011 Рецензент: Кандидат биологических наук, доцент Малахова М.С. Рабочая программа дисциплины «Устойчивость биологических систем» /сост. Е.В.Криволапова – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011- 23с Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины факультативного цикла студентам очной формы обучения бакалавриата 020400.62 – Биология в 2 семестре. Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 – Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101. Составитель ___________________ Е.В.Криволапова 01.09.11 © Криволапова Е.В. 2011 ©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011 Содержание
1 Цели и задачи освоения дисциплины Цели освоения дисциплины: – ознакомление с устойчивостью биологических систем в зависимости от условий внешней среды, вида, популяционных взаимоотношений. Задачи:
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Место дисциплины «Устойчивость биологических систем» в структуре ООП бакалавриата: профессиональный цикл Б.3.1.4. Изучение данной дисциплины непосредственно базируется на знании основ школьного курса биологии. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
3 Требования к уровню освоения содержания курса Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности): а) общекультурных (ОК): следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8); заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16); умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18); б) профессиональных (ПК): демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1); использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2); применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5); способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Приобрести опыт деятельности
4 Содержание и структура дисциплины Содержание дисциплины: Что такое жизнь, гипотезы происхождения жизни, основы генной инженерии и молекулярно генетических технологий. практическое значение сообщества и вида, понимание различных структур биологических сообществ, основы построения элементарных биологических моделей. 4.1 Содержание разделов дисциплины
4.2 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часа).
Разделы дисциплины.
4.3 Лабораторные работы
4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
5 Образовательные технологии В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: проблемная лекция, обучение в сотрудничестве, внутригрупповая дифференциация, метод малых групп, активизация творческой деятельности, подготовка письменных аналитических работ и рефератов. При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: рефераты, компьютерные презентации, работа с интерактивным диском «Открытая биология». 5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный, письменный, тестовый контроль знаний. Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет. 6.1 Контрольные вопросы для проведения текущего контроля знаний по дисциплине 6.2 Примерные тестовые задания для проведения промежуточного контроля знаний 6.3 Вопросы к экзамену по дисциплине «Устойчивость биологических систем»1. Человек, природа и познание мира. 2. Естественнонаучная картина мира. 3. Структура естествознания и его функции. 4. Методы естествознания. 5. Естественнонаучная и гуманитарная культура. 6. Натурфилософия. 7. Научные революции в истории естествознания. 8. Основные черты естествознания. 9. Основные виды концепций естествознания и их взаимосвязь. 10. Структурные уровни организации материй. 11. Поле и вещество. 12. Классификация элементарных частиц. 13. Фундаментальные физические взаимодействия. 14. Общие свойства пространства и времени. 15. Принцип относительности в классической и неклассической физике. 16. Механический и вероятностный детерминизм. 17. Принцип симметрии и законы сохранения. 18. Принцип дополнительности и неопределенности в квантовой механике. 19. Принцип необратимости в термодинамике (энтропия закрытых и открытых систем). 20. Модель расширяющейся Вселенной. 21. Вселенная, ее система и объекты. 22. Звезды и звездные системы. 23. Планеты солнечной системы. 24. Планета Земля. Характеристика геосферы. 25. Геологическая эволюция Земли. 26. Понятие самоорганизации и синергетика. 27. Химический элемент. 28. Проблемы структурной химии (температура, давление, катализатор). 29. Учение о химических процессах. 30. Теория химической эволюции и биогенеза. 31. Новые источники энергии. 32. Новые химические материалы. 33. Структурные уровни организации живой материи. 34. Структура биологических наук. 35. Клетка, как биологическая система. 36. Основные понятия молекулярно-генетического уровня. 37. Проблемы генной инженерии. 38. Основные гипотезы происхождения жизни. 39. Голобиоз и генобиоз. 40. Проблема первичной молекулы и клетки. 41. Основные понятия синтетической теории эволюции. 42. Молекулярные документы эволюции (нуклеотиды, нуклеиновые кислоты). 43. Прокариотная и эукариотная организация живой материи. 44. Движущиеся силы эволюции. 45. Биологическая эволюция Земли. 46. Человек как закономерный этап эволюции. 47. Биологическое и социальное в человеке. 48. Проблема происхождения человека. 49. Основные положения биоэтики (наука о морали, животных, о поведении). 50. Здоровье и работоспособность. 7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) 7.1 Основная литература
7.2 Дополнительная литература
7.3 Периодическая литература Журналы:
7.4 Интернет-ресурсы 7.5 Методические указания к лабораторным занятиям Методические указания к лабораторному практикуму Сизова Е.А. Зоология позвоночных. Метод. указ. К лаб. занятиям / Е.А. Сизова. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. – 25. 7.6 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
Для проведения лабораторных занятий необходимы микроскопы, набор гистологических препаратов, таблицы, атласы, определители, таксидермические коллекции. ЛИСТ согласования рабочей программы Направление подготовки: 020400.62 Биология______________________________________ код и наименование Дисциплина: _________________Устойчивость биологических систем _____ Форма обучения: ______________________очная___________________________________________________ (очная, очно-заочная, заочная) Учебный год ___2011-2012_________ РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры _____ биологии_____________________ наименование кафедры протокол № ________от "___" __________ 20__г. Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой _______биологии____________________________Е.В.Криволапова._________________ наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата Исполнитель:доцент ________ ___________ Е.В.Криволапова.____________________ должность подпись расшифровка подписи дата
1 |
Рабочей программы учебной дисциплины (модуля) «Здания, сооружения... Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: математика; физика; химия;... | Рабочая программа учебной дисциплины «надежность теплоэнергетических систем» Целью дисциплины является обучение студентов основам и практическому применению теории надежности энергетических систем | ||
Рабочая программа учебной дисциплины диагностика и надежность автоматизированных систем В настоящее время растет сложность систем автоматизации и управления технологическими процессами. К надежности этих систем предъявляются... | Рабочая программа учебной дисциплины «компьютерные технологии в машиностроении» Цель изучения дисциплины – повышение основ знаний, умений и навыков по проектированию и современным методам расчета деталей, сборок... | ||
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «монтаж и эксплуатация оборудования... Целью освоения дисциплины «Монтаж и эксплуатация оборудования систем электроснабжения» является получение студентами базовых знаний... | Учебно-методический комплекс дисциплины Теория самоорганизации биологических систем Разработчики Учебно-методический комплекс дисциплины Теория самоорганизации биологических систем | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем с учетом примерной программы данной учебной дисциплины, рекомендованной... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая Учебная программа дисциплины проектирование... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование информационных... Целью дисциплины является: изучение методологии структурного анализа, моделирование информационных систем в стандарте idef, проектирование... | Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем Курс «Проектирование автоматизированных информационных систем» направлен на изучение современных методов и средств проектирования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Цель изучения дисциплины: обучение студентов основам экологической безопасности при использовании природных ресурсов в условиях Арктики... | Рабочая программа учебной дисциплины «исследование систем управления» Студенты научатся методам планирования эксперимента и организации исследования систем управления и научатся использовать приобретенные... | ||
План: Введение Error: Reference source not found Введение 3 Закон... Целью работы является общее представление о закономерностях развития биологических систем. И как можно было увидеть, закономерности... | Рабочая программа учебной дисциплины «математическое моделирование биологических процессов» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы... | ||
Программа учебной дисциплины «эксплуатация систем электроснабжения» Целью изучения дисциплины «Эксплуатация систем электроснабжения» является формирование у студентов профессиональных навыков по использованию... | Рабочая программа учебной дисциплины ЭВМ и периферийные устройства Эвм, систем и их периферийных устройств, теоретических основ и практических навыков их анализа, проектирования и исследования, взаимодействия... |