Министерство образования Иркутской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Иркутский энергетический колледж»
УТВЕРЖДЕНА
Зам директора по УР
_________Н.В.Полубенцева
___________20____год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДР.01 ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ основной профессиональной образовательной программы
по специальности
140408 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
Иркутск, 2013
РАССМОТРЕНА
Цикловой комиссией
__________________
председатель
Третьяков А.П.(ФИО)
_____________20_____ год
| ПРИНЯТА
Методическим советом
колледжа
протокол №___
от___________ 20___года
|
Рабочая программа учебной дисциплины Природа и экология родного края разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности140408 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем с учетом примерной программы данной учебной дисциплины, рекомендованной распоряжением Министерства образования Иркутской области №903 пр. от 08.08.2011 года.
Разработчик: Рудых С.Д. преподаватель дисциплин естественно – научного цикла ОГБОУ СПО «Иркутский энергетический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5
| условия реализации программы учебной дисциплины
| 7
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 8
| 5. ПРИЛОЖЕНИЕ 12
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ 1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
140407 Электрические станции, сети и системы), входящей в укрупненную группу специальностей 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании и (или) в программах профессиональной подготовки специалистов энергетической отрасли. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина Природа и экология родного края входит в вариативную часть
профессионального цикла.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Базовая часть – не предусмотрена Вариативная часть
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Определять по карте географическое положение, рельеф, климат Иркутской области;
Давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Иркутской области;
Объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Иркутской области;
Анализировать особенности взаимодействия человека с природой, её использования и охраны;
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;
Использовать информационно – коммуникативные технологии в освоении учебного содержания
- В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Эколого- географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;
Преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;
Характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира;
Взаимодействие компонентов экосистем Иркутской области;
Формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем,их использования и охраны;
Использование природных ресурсов в хозяйстве региона;
Заповедные места и памятники природы родного края, их охраны.
В процессе освоения дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 59 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 44 часа;
Самостоятельной работы обучающегося 15 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 59
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 44
| В том числе:
|
| практические работы
| 10
| контрольные работы
| 2
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 15
| В том числе:
|
| -подготовка реферата о природе и экологии Иркутской области
-подготовка сообщений, презентаций
-работа с различными источниками информации по поиску, анализу и обработке материалов на заданные темы
| 6
3
6
| Итоговая аттестация в форме контрольной работы
|
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Природа и экология родного края»
Наименование
разделов и тем
| № занятия
| Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| Формируемые компетенции
ОК/ПК
| 1
|
| 2
| 3
| 4
|
| Раздел 1.
Природные особенности родного края
|
|
| 24
|
|
| Тема1.1
История освоения Сибири
| 1
| Этапы и вехи в освоении природы Сибири. Первые остроги. Становление Иркутска как административно- хозяйственного и торгового центра Восточной Сибири. Административно- территориальные преобразования Сибири. Образование Иркутской области. Устав, флаг и герб Иркутской области.
| 2
| 1
|
8
| Тема 1.2
Эколого- географическая характеристика родного края
| 2
| Природные эколого- географические особенности Иркутской области. Расположение Иркутской области, её крайние точки, протяженность , площадь границ. Формирование климата и природных условий. Природные комплексы Иркутской области.
| 2
| 2
|
8
|
| 3
| Практическая работа№1. Определение по карте географического положения Иркутской области, координат крайних точек, площади, протяженности, заполнение контурной карты.
Просмотр видеофильма.
| 2
|
|
4
| Тема 1.3
Характеристика природных ресурсов и природопользования в Иркутской области.
| 4
| Природно- ресурсный потенциал области и его использования человеком. Минеральные, водные, гидроэнергетические , лесные, охотничье- промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика.
| 2
| 2
|
1
|
5
| Минерально- сырьевые Иркутской области, их разнообразие, запасы, степень освоения и изученности. Использование полезных ископаемых и их охрана. Горнодобывающая промышленность, её перспектива, влияние на окружающую среду. Земельные ресурсы региона. Экологические аспекты состояния земель. Особенности загрязнения пестицидами, токсинами промышленного происхождения.
| 2
| 2
|
5
| 6
| Водные ресурсы Иркутской области. Поверхностные, подземные воды, их освоение и использование. Озеро Байкал – одно из крупнейших озер планеты, его характеристика. Крупнейшие реки области, водохранилища, их характеристика. Питьевое водоснабжение и санитарно- гигиеническое состояние его источников.
| 2
|
|
5
| 7
| Растительный и животный мир Иркутской области. Лесные древесные ресурсы, их характеристика, учет, использование. Негативные воздействия на леса. Состояние и воспроизводство животных ресурсов в регионе.
| 2
| 2
|
5
| 8
| Практическая работа № 2 . Хозяйственная оценка природных ресурсов, оценка ресурсообеспеченности региона по основным видам сырья. Количественная и качественная оценка минеральных ресурсов.
| 2
|
|
1
| Тема 1.4
Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира.
| 9
| Преобладающие фито и зооценозы местных экосистем. Характеристика наиболее распространенных представителей животного и растительного мира Иркутской области. Характеристика растений и животных занесенных в Красную книгу региона.
| 2
| 2
| 8
|
|
| СРС№1 Подготовка реферата о природе и экологии Иркутской области
| 6
|
|
| Раздел 2.
Природа Иркутской области, её использование и охрана
|
|
| 35
|
|
| Тема 2.1
Взаимодействие человека с природой, её использование и охрана.
| 10
| Формы взамодействия и влияния человека в регионе на разные виды экосистем
Взаимодействие человека с природой, её охрана. Природно- территориальные комплексы. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду.
| 2
| 1
|
8
|
| 11
| Экологическая обстановка в области и особые виды воздействия на окружающйю среду. Радиционная ситуация в Иркутской области. Загрязнение диоксинами и ртутью.
| 2
| 2
|
4
|
| 12
| Шумовое и электромагнитное загрязнение, загрязнение выбросами автотранспорта, отходы производства и потребления.
| 2
| 2
| 4
|
| 13
| Региональные экологические проблемы. Состояние окружающей среды Иркутской области. Санитарно- эпидемиологическая обстановка и влияние экологических природных и техногенных факторов на здоровье населения. Демографическая ситуация в Иркутской области.
| 2
| 2
|
4
|
| 14
| Практическая работа № 3. Определение основных источников загрязнения окружающей среды Иркутской области.
| 2
|
| 4
|
| 15
| Практическая работа № 4. Анализ и описание основных видов загрязнения окружающей среды в близлежайших территориях.
| 2
|
| 5
|
|
| СРС№2 Подготовка сообщения или доклада на тему: выявление и оценка влияния техногенных факторов на здоровье населения Иркутской области.
| 3
|
|
| Тема2.2
Заповедные места и памятники природы родного края.
|
16
| Государственные прородные заповедники и заказники Иркутской области и их характеристика.
Витимский, Байкало-Ленский заповедники. Государственные природные заказники республиканского и областного значения.
| 2
| 1
|
8
|
| 17
| Прибайкальский национальный парк. Природные памятники. Озеро Байкал.
| 2
| 1
|
8
|
|
| СРС№3 Подготовка презентаций о природных заповедниках и заказниках Иркутской области, озере Байкал.
| 3
|
|
| Тема2.3
Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования в родном крае.
| 18
| Государственная региональная экологическая политика. Система государственных природоохранных органов Иркутской области и их деятельности. Природоохранное законодательство. Нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды. Государственные экологические программы.
| 2
| 2
|
8
|
| 19
| Экологический мониторинг в области источников загрязнения природы. Виды источников загрязнения природной среды региона: сточные воды, промышленные выбросы и другие. Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов. Иркутская региональная система экологического мониторинга.
| 2
| 2
|
4
|
| 20
| Роль населения региона в регулировании охраны окружающей среды. Общественное экологическое движение. Экологическое образование, просвещение и воспитание.
| 2
| 2
|
8
|
| 21
| Практическая работа № 5. Определение степени изменения окружаюшей среды под воздействием хозяйственной деятельности человека. Анализ и оценка эффективности мер и мероприятий, проводимых в Иркутской области с целью охраны природы.
| 2
|
|
3
|
| 22
| Контрольная работа по темам дисциплины «Природа и экология Иркутской области»
| 2
|
|
|
|
| СРС № 4
Анализ основных понятий и определений по теме «Государственное регулирование охраны окружающей среды, экологический мониторинг» с подготовкой понятийного словаря, схем и таблиц (на выбор), раскрывающих их сущность.
| 3
|
|
|
|
| Всего :
| 59
|
|
|
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины Природа и экология родного края возможна на базе лаборатории учебной дисциплины Химия.
Оборудование:
-карта Иркутской области;
-атлас по географии Иркутской области;
-экспонаты и демонстрационные плакаты, таблицы, схемы, раскрывающие особенности ---природы и экологии Иркутской области;
-раздаточный материал для индивидуальной работы обучающихся. Технические средства обучения:
-мультимедиапроектор;
-подборка учебных фильмов по дисциплине: («Тайны подводного мира», «Экология и охрана окружающей среды», «Растения Прибайкалья», «Животные Прибайкалья», «Век глупцов», «Жить или не жить», «Колодец планеты», «Легенды великого озера Байкал», «Кислотные дожди», «Диоксины», «Спаси и сохрани», «Байкальские фантазии», «Фильмы о природе и для природы. О человеке и для человека», «Тайны воды»). 3.2.Информационное обеспечение обучения Основные источники:
Атлас Иркутской области – Иркутск, 2000.
Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Иркутской области.- Иркутск. 2000- 2005
Савченко Н.Д. Физическая и социально- экономическая география Иркутской области: Учебное пособие для 8- 9 классов общеобразовательной школы / Н.Д. Савченко, А.С. Леонтьева- Иркутск, 2006.
Дополнительные источники:
Бояркин В.М. География Иркутской области : учебное пособие / В.М. Бояркин- Иркутск: Вост.- Сиб. книжное изд-во. 1997г.
Материалы для проведения мероприятий к 65 - летию Иркутской области: сборник кафедры отечественной истории и общественно – политических дисциплин ИПКРО.- Иркутск, 2002.
Мой мир. Пособие для учителя.- Иркутск: Байкальская Экологическая волна, 2002.
Красная книга Иркутской области/ под редакцией О.Ю. Гайкова – Иркутск: ООО Издательство «Время странствий», 2010.
Удивительные растения Прибайкалья, А.А. Гулин, А.С. Краснопевцева, В.М. Краснопевцева; «Время странствий»; 2013.
Редкие и исчезающие растения. В.И. Артамонов, М, 1998г.
Красная книга Российской федерации, АСТ, 2001г.
Красная книга России. Животные и растения,М, 2002г.
Байкал вокруг нас , М, 1979г.
Байкал. Баргузинский заповедник, М, 1993г.
Животный мир полярных районов, Ленинград, 1988г.
Интернет – ресурсы:
Иркутская область. Географический обзор Иркутской области // сайт «География». – режим доступа http: // www/ geografia/ ru/ irkut/html
Иркутская область (Электронный ресурс) // Википедия.- режим доступа http: ru/ wikipedia/ org/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Уметь:
- определять по карте географическое положение, рельеф, климат Иркутской области;
- давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Иркутской области;
- объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Иркутской области;
- анализировать особенности взаимодействия человека с природой, её использования и охраны;
- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;
- использовать информационно- коммуникационные технологии в освоении учебного содержания.
|
Наблюдение за выполнение заданий, их оценка
Оценка выполнения практической работы
Оценка выполнения практических и самостоятельных заданий
Оценка выполнения практических и самостоятельных заданий
Наблюдение за выполнением практических заданий и их оценка
Наблюдение за выполнением практических заданий и их оценка
| Должен знать:
- эколого- географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;
- преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;
- характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира;
- взаимодействие компонентов экосистем Иркутской области;
- формы взаимодействия влияния человека на разные виды экосистем, их использования и охраны;
- использование природных ресурсов в хозяйстве региона;
- заповедные места и памятники природы родного края, их охраны.
|
Устный опрос. Устный опрос Оценка выполнения практической работы
Опенка выполнения заданий для самостоятельной работы
Устный опрос
Оценка презентаций, подготовленных студентами
| 5.ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
ТЕМА
| ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
| КОЛ – ВО ЧАСОВ
|
| СРС №1. Составление таблицы…
| 2 часа
|
| СРС №2. Анализ источников….
| 1 час
| |