Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе





Скачать 119.05 Kb.
НазваниеТематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе
Дата публикации20.01.2015
Размер119.05 Kb.
ТипТематическое планирование
100-bal.ru > Биология > Тематическое планирование
Тематическое планирование

элективного курса по биологии в 9 классе

«Подготовка к ГИА»


Пояснительная записка.

Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.

Элективный курс позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ГИА, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.

Элективный курс рассчитан на 18 часов учебных занятий в 9 классах средней школы.
Цель курса:

систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).
Задачи курса:

1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.

3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;

  • Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;

  • Особенности строения бактериальной клетки;

  • Особенности строения тканей растений и животных;

  • Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;

  • Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;

  • Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;

  • Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.


Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;

  • определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;

  • распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;

  • распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;

  • характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

  • изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;

  • составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.


Содержание курса

Общее количество часов – 18ч.
Введение (1 ч)

Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.
Раздел 1. Царство Растения. (6 ч.)

Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.

Лишайники – симбиотический организм.
Демонстрация схем и таблиц отражающих:

  • строение клетки и тканей высших растений;

  • строение органов высших растений;

  • основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.

  • многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;

  • многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;

  • многообразие и особенности строения лишайников.


Лабораторные и практические работы

  1. Строение растительных тканей.

  2. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.


Раздел 2. Грибы.(1 ч.)

Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;

  • съедобные и несъедобные грибы.


Лабораторные и практические работы

  1. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.



Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)

Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.
Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.)

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.
Лабораторные и практические работы

1. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 5. Царство Животные. (8 ч.)

Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • особенности строения клетки и тканей животного организма;

  • многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;

  • многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.


Лабораторные и практические работы

1. Строение животной клетки и тканей животного организма..

  1. Внешнее строение представителей типа Членистоногие.

  2. Особенности строения птиц связанные с полётом.

  3. Особенности строения млекопитающих.

  4. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.


Ожидаемые результаты

Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; успешно пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА).

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1998.

  2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,2001.

  3. Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.

  4. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.

  5. Пасечник В.В. Биология 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2008.

  6. Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.

  7. Жизнь растений Т. 1-6. М. : Просвещение, 1974 - 1982.



Используемая литература:

1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).

2. ГИА -2010 : Экзамен в новой форме : Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2010 – ФИПИ.

3. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).

4. Ресурсы Интернета http://www.fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html


Тематическое планирование

элективного курса по биологии в 9 классе «Подготовка к ГИА»



Тема

Дата

Демонстрации

Фома занятия

Форма контроля

Введение (1 ч)

1.

Систематика живой природы.




эволюция живой природы

лекция




Раздел 1.Царство Растения. (6 ч.)

2.

Ткани растений.




Растительные ткани

Л.р. №1 Строение растительных тканей.

Отчет о лаб.раб.

3.

Особенности строения и отличительные признаки водорослей.




Многообразие водорослей

Сообщения учащихся, лекция




4.

Особенности строения и отличительные признаки мохообразных и папоротникообразных.




Строение мха кукушкина льна, сфагнума и папоротникообразных

Сообщения учащихся, лекция




5.

Особенности строения и отличительные признаки голосеменных и покрытосеменных




Строение и циклы развития голосеменных и покрытосеменных.

лекция




6.

Семейства покрытосеменных растений




Семейства крестоцветные, розоцветные, бобовые, сложноцветные, пасленовые, лилейные, злаковые.

Пр.р. № 1 Тренинги.


Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.

7.

Лишайники – симбиотический организм.




Многообразие и особенности строения

лекция




Раздел 2. Грибы.(1 ч.)

8.

Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.




Грибы-паразиты

Лекция

Тренинги.


Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.

Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)

9.

Особенности строения бактериальной клетки. Процессы ж/д бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний




Бактерии

Лекция




Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.)

10.

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека.




Многообразие простейших

Тренинги.

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.


Раздел 5. Царство Животные.(8 ч.)

11.

Особенности строения животной клетки и тканей




Строение животной клетки, ткани.

Л.р. №2 Строение животной клетки и тканей животного организма.

Отчет о лаб.раб.

12.

Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных и моллюсков




Многообразие кишечнополостных и моллюсков

лекция




13.

Особенности строения и жизнедеятельности червей.




Многообразие червей

лекция




14.

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих.




Многообразие членистоногих.

Л.р. №3 Внешнее строение представителей типа Членистоногие.

Отчет о лаб.раб.

15.

Особенности строения и жизнедеятельности представителей классов рыб.




Многообразие рыб.

Тренинги.


Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.

16.

Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса земноводные и пресмыкающиеся.




Многообразие и развитие земноводных и пресмыкающихся.

Сообщения учащихся, лекция




17.

Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса птицы.




Многообразие класса птицы. Особенности строения скелета птиц.

Л.р. №4 Особенности строения птиц связанные с полётом.

Отчет о лаб.раб.

18.

Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса млекопитающие.




Многообразие млекопитающих.

Особенности строения млекопитающих.

Пр.р. №2

Тренинги.

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.



Итого: 18 часов, из них лабораторных работ – 4 часа, практических работ – 2 часа.
МКОУ «Антоновская средняя общеобразовательная школа»

Элективный курс по биологии в 9 классе
«Подготовка к ГИА»

Учитель Девяткина С.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconТематическое планирование по биологии в 6 классе
Календарно тематическое планирование составлено на основании сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11...
Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconТематическое планирование элективного курса по русскому языку в 9 классе
Об утверждении резервного состава предметных комиссий государственной экзаменационной комиссии Приморского края в период сдачи егэ...
Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconПояснительная записка к тематическому планированию в 11 классе
РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, по 1 часу в 10 и 11 классах. Данное тематическое планирование...
Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconТематическое планирование по биологии Класс: 10 Учитель: Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна
РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).;на основе программы общеобразовательных...
Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconТематическое планирование биологии в 7а,б класс
Календарно- тематическое планирование биологии в 7а,б классах на 2014-2015 уч год
Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconКалендарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс
Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования...
Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconРабочая программа учебного курса «геометрия» в 11 классе (профильный уровень)
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;...
Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование составлено на основе программы...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы курса по биологии 12 класса «Введение в общую биологию и экологию»,...
Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconТематическое планирование изучения курса «География мира» в 10 классе
Календарно тематическое планирование изучения курса «География мира» в 10 классе
Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconПрограмма элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное...
Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору
Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Тематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе iconПлан элективного курса «Репетитор по биологии»
Изучение данного курса направлено на углубление и расширение знаний учащихся по всем разделам школьного курса биологии. В ходе изучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск