Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования





Скачать 108.89 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования
Дата публикации20.07.2013
Размер108.89 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа


Пояснительная записка

Настоящая программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10  классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования .

На освоение программы данного курса отводится 35 часов, из них на лекции –20 часов, на лабораторные и практические занятия (решение задач) – 5 час, семинары – 9 часа. В качестве контрольных мероприятий предусматриваются зачетные уроки – 1 часа (тестовая форма проведения)

Современная биология характеризуется бурным развитием наук, смежных с практическим использованием теоретических знаний. Важное место занимают науки, имеющие практический интерес и профессиональную направленность. В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе введения в содержание обучения элективных курсов. Эти курсы вносят свой вклад в решение задач профильного обучения. Данный курс носит опережающий характер для подготовки детей к  предметной олимпиаде.

Данный элективный  курс связан, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьников в сфере дополнительных знаний. Это позволяет школьником выбирать содержание образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Данный курс «компенсирует» ограниченные возможности базовых курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников в области общей биологии.

По назначению данный элективный курс является «надстройкой» профильных курсов и обеспечивает для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения эволюционного учения.

Эволюционное учение – наука комплексная. Она изучает необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом. Эволюционное учение имеет самые тесные связи с другими биологическими науками, например с ботаникой, зоологией, цитологией, а также с молекулярной биологией, химией, физикой, математикой.

Основная цель лекционных занятий данного курса – обобщить, расширить и углубить изучение основ биологии, задачей которых является формирование у школьников научных представлений об общей картине мира, выработка творческого мышления, умений и навыков, помощь сознательному выбору профессии.

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому разработка и внедрение данного курса может стать частью Региональной программы перехода к профильному обучению.

Основная цель данного курса – приобретение опережающих знаний  для подготовки и участия в предметной олимпиаде и ЕГЭ.

 Цели элективного курса.

«Общие закономерности биология.Эволюционное учение.»

 1. Освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественной картины мира.

2. Овладения умениями характеризовать научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты.

3. Развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки.

4. Воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней.

5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению по отношению к окружающей среде, собственному здоровью.

 

Требования к уровню подготовки ученика

В результате изученного курса ученик должен

Знать

       Основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции); сущность законов (зародышевого сходства, биогенетического); гипотез ( сущности и происхождения жизни, происхождение человека)

       Строение биологических объектов: клетки, одноклеточных и многоклеточных организмов, вида и популяции.

        Сущность биологических процессов и явлений: действие искуственного, двищущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, эволюция биосферы.

        Современную биологическую терминологию и символику.

Уметь

       Объяснять: роль биологических теорий, принципов, гипотез в формировании современной естественной картины мира, причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, необходимость сохранения многообразия видов.

       Устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции.

       Решать задачи разной сложности по биологии.

       Составлять схемы.

       Описывать особей вида по морфологическому критерию.

       Сравнивать процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения.

       Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас.

       Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и применять ее в собственных исследованиях

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 3. Учебно–тематический план. 



Тема занятия

Дата

Примечание

1.

Общее представление о современном состоянии теории эволюции,её структуре.




Лекция

2.

История представлений об эволюции живой природы.

 

Лекция

3.

Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Де Сент – Илера. Эволюционная теория Ж._ Б. Ламарка

 

Семинар

4.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

 

Семинар

5.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

 

Лабораторная работа

«Изучение результатов искусственного отбора»

6.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

 

Лекция


7.

Дрейв генов. Изоляция.




Лекция


8.

Приспособленность – результат действия факторов эволюции.




Лекция


9.

Факторы эволюции.




Семинар

10.

Борьба за существование и естественный отбор.

 

Решение задач.

11.


Видообразование.




Лекция

12.

Вид – эволюционная единица. Его критерии и структура.

 

Решение задач.

13.


Основные направления эволюционного процесса.




Лекция

14.


Урок- повторения




Самостоятельная работа (тест)

15.


Генетика – наука о наследственности и изменчивости.




Лекция

16.

Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций.

 

Лекция

17.

Генетические процессы в популяциях. Закон Харди – Вайнберга.

 

Лекция

18.

Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора.

 

Семинар

19.

Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс.

 

Лекция

20.

Пути достижения биологического регресса.

 

Лекция

21.

Основные закономерности эволюции.

 

Семинар

22.

Результаты эволюции.

 

Семинар отбора.

23.

Урок - обобщения




тест

24.

Развитие органического мира.

 

Лекция

25.


Развитие представлений о возникновении жизни.




Лекция

26.


Развитие жизни в Криптозое.




Лекция

27.


Развитие жизни в Палеозое.




Лекция

28.

Развитие жизни в Мезозое .




Лекция.

29.

Развитие жизни в Кайнозое.




Урок – сравнения.

30. .

Стадии эволюции человека.

 

Семинар

31.


Происхождение человека.





 Лекция




32.


Первые люди




Лекция

33.


Современные люди.




Лекция

34.


Человеческие расы.




Семинар

35.


Повторение всего курса.




Урок-зачет





































 

 

 

 

 













НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по те


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconРабочая программа по биологии (базовый уровень)
Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условие для вариативного построения...
Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconТест 1 «Эволюционное учение»
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconТематическое планирование элективного курса по биологии в 9 классе
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии
Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconПлан элективного курса «Репетитор по биологии»
Изучение данного курса направлено на углубление и расширение знаний учащихся по всем разделам школьного курса биологии. В ходе изучения...
Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconРабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»
Рабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонов, Н. И. Сонин составлена...
Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconПрограмма элективного курса по биологии для учащихся 10-х классов...
Программа предназначена для изучения курса «Микробиология» в классах химико-биологического профиля и рассчитана на 34 часа, 1 час...
Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconС углубленным изучением отдельных предметов
Направленность программы «Юный биолог» по содержанию является эколого-биологической, разработана в дополнение к обязательному минимуму...
Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconДомашнее задание Раздел Учение об эволюции органического мира Закономерности...
Раскрыть сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды развития человеческой мысли. Привлечь учащихся к работе...
Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconПояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена...
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...
Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений рф, в соответствии с...
Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconПояснительная записка 2 Цели курса
Элективный курс «Общие закономерности биологии. Наследственность человека и его здоровье»
Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Программа элективного курса «Общие закономерности биологии. Эволюционное учение.» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования iconРабочая программа по биологии 6 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск