Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
страница1/6
Дата публикации20.01.2015
Размер0.67 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


СД.10, СД.Ф.10 ЦИТОЛОГИЯ


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050102 Биология

Утверждено на заседании кафедры

биологии и химии

естественно-географического факультета

(протокол № 13 от 2 апреля 2008 г.)
Зав. кафедрой

______________________М.Н. Харламова
Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы: Воскобойников Г.М., д.б.н., профессор кафедры биологии и химии

1.2 Рецензенты: д.б.н., профессор кафедры биологии и химии Н.В. Василевская, к.б.н., зав.

отделом морских млекопитающих и птиц ММБИ КНЦ РАН Н.Н. Кавцевич

1.3 Пояснительная записка:

Цель изучения курса цитологии - освоение студентами синтетической науки о строении, функциях, метаболизме, взаимоотношениях со средой, развитии и происхождении клетки.

Достижение этой цели предполагается путем рационального сочетания теоретического лекционного курса с обязательным использованием демонстрационного материала («оверхет», компьютерная презентация), семинарами по итогам разделов курса, где будет проводиться обсуждение (в целях лучшего закрепления) пройденного материала, практических – лабораторных занятий по отработке методов цитологических исследований с проведением детального знакомства с цитологическими препаратами, их зарисовкой и цифровой съемкой, интерпретацией изображения, посещением лабораторий научно-исследовательских институтов для натурного ознакомления с современной приборной базой: центрифуги, анализаторы, световой и электронный микроскопы.

В процессе достижения цели при изучении курса цитологии предполагается решение задач - понимание разных уровней организации клетки:

  1. Знакомство с историей развития цитологических исследований, отечественных и зарубежных школ по клеточной биологии

  2. Анализ современных методов цитологических исследований.

  3. Понимание общих закономерностей организации и эволюции клетки.

  4. Понимание клетки как функциональной структуры, единицы многоклеточного организма. Сравнительный анализ прокариот, мезокариот, эукариот. Знание теории симбиогенеза.

  5. Роль цитологических исследований в расшифровке наследственных, вирусных заболеваний.

  6. Проблемы клеточной биологии, пути и перспективы их решений.


Предполагается, что для успешного освоения предмета почасовое соотношение лекционных, лабораторных, практические и самостоятельных занятий должно быть в пропорции 30%-28%-42%.


  • место курса в общей системе подготовки специалиста;

Курс цитологии занимает важное место в подготовке специалистов – биологов, являясь основой для дальнейшего познания таких дисциплин, как физиология животных, человека и растений, генетики, микробиологии.
В результате изучения курса цитологии предполагается усвоение следующего материала:

  1. Создание и развитие клеточной теории. Понимание цитологии, как самостоятельной науки и возникновение в XX веке на ее базе новой синтетической науки - клеточной биологии.

  2. Представление о методологии и методах современной цитологии.

  3. Знание эволюционного развития клетки, общности и различий в строении: прокариот-мезокариот-эукариот; животной и растительной клетки; клетки высших растений и водорослей; фотосинтетического аппарата водорослей различных отделов.

  4. Наличие четкого представления о строении мембран, клеточных контактов; белоксинтезирующем, энергетическом, вакуолярном аппарате клетки, цитоскелете.

  5. Понимание основных характеристик митоза, мейоза, амитоза. Представление о кариотипе, возможных хромосомных нарушениях у человека и их последствиях.

  6. Представлять изменения, происходящие при заболеваниях растительной и животной клетки: вирусная инфекция, радиационное повреждение, онкология, иммунодефицит. Иметь представление о старении клетки, явлении апоптоза.

  7. Разбираться в неспецифической и специфической ответной реакции клетки на внешнее воздействие.

  8. Знать современные литературные отечественные и зарубежные источники: монографии, учебники, журналы, где отражаются успехи и задачи клеточной биологии.


По завершению лекций, практических, лабораторных, семинарских и самостоятельных занятий по цитологии студенты должны уметь:

  1. Работать со световым микроскопом типа МБС-1-10, МВД, МБИ, включая юстировку.

  2. Знать принципы устройства электронного: трансмиссионного и сканирующего, конфокального, фазово-контрастного микроскопов, использования метода «темного поля» в светооптических исследованиях.

  3. Владеть основами методов подготовки объектов к исследованиям с помощью светового микроскопа, знать основные принципы подготовки объектов к изучению с помощью электронного микроскопа.

  4. Интерпретировать микроскопические фотографии, распознавать клеточные структуры, определять морфо-функциональное состояние последних.

  5. «Собирать» изображение хромосом для моделирования кариотипа различных организмов.


Программа составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования и на основании Программы дисциплины "ЦИТОЛОГИЯ", разработанной д.б.н., проф. Биологического факультета МГУ Ю.С. Ченцовым, одобренной Ученым советом Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО

История и методы изучения клетки. Основы клеточной теории. Общность строения клеток прокариот и эукариот. Морфологические особенности клеток в связи с выполняемыми функциями. Структурные компоненты клеток. Молекулярные особенности организации, взаимосвязь между строением, химической организацией и физиологическими функциями клеток и внутриклеточных структур. Клеточный цикл и деление клеток - митоз и мейоз. Норма и патология. Гены и генетический код. Биосинтез белка. Система энергообеспечения клетки. Фотосинтез в клетках растений. Принципы регуляции размножения и злокачественный рост. Развитие половых клеток у животных, человека и семенных растений. Двойное оплодотворение у семенных растений.

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

050102 Биология

1

2

100

58

30

14

14

42

зачет

2

050102 Биология ЗФО

1

2

100

10

8

-

2

90

зачет



1.6 Содержание дисциплины.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Клеточная теория. История развития цитологии.

2

2










1

1







10

2.

Методы современной цитологии.

6

2

2

2

4

1

1







10

3.

Ядерный аппарат клеток.

Хромосомы,

кариотип.

10

4

2

4

10

2

1




1

10

4.

Поверхностный аппарат клеток и цитоскелет.

8

4

2

2

6

1

1







10

5.

Органоиды энергетического обмена.

8

4

2

2

4

1

1







10

6.

Одномембранные органоиды.

8

4

2

2

4

1

1







10

7.

Рибосомы. Клеточный центр.

2

2







4

1

1







10

8.

Деление и дифференциация клеток.

10

6

2

2

6

2

1




1

10

9.

Патология клетки, апоптоз.

4

2

2




4













10




Итого

58

30

14

14

42

10

8

-

2

90


Примечание: Вариант 1 для специальности 050102 Биология

Вариант 2 для специальности 050102 Биология ЗФО
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.


  1. Введение.

Цитология - наука о строении, функциях, метаболизме, взаимоотношениях со средой, развитии и происхождении клетки.

Ведущие отечественные и зарубежные цитологические школы и направления.
II. История и методология цитологических исследований

История развития цитологии. Первые описания клеток и одноклеточных организмов (Р. Гук, М. Мальпиги, Г. Грю, А. Левенгук). Взаимосвязь развития техники микроскопии и уровня исследований.

Клеточная теория.

Подготовка клеточной теории. Клеточная теория Шванна. Значение для клеточной теории работ Вирхова и оценка его представления о развитии клеток. Роль Р. Вирхова, М. Ферворна и И. Мечникова во внедрении учения о клеточной организации в биологию и медицину. Целлюлярные патология и физиология, учение о фагоцитах - основы развития современной медицины и иммунологии.

Начало XX века - появление цитогенетики. Вторая половина XX века - возрождение общей цитологии как самостоятельной науки и возникновение новой синтетической науки – биологии клетки.

Методология и методы современной цитологии.

Дискретный и интегральный - два подхода к изучению общих закономерностей организации и эволюции клеток. Место общей цитологии в системе биологических наук.

Арсенал методов цитологии: от живых клеток до макромолекулярных комплексов.

Прижизненные методы наблюдения клеток.

Культура клеток вне организма. Метод темного поля. Фазовоконтрастная микроскопия. Микросъемка. Микроманипулятор. Микрохирургия. Методы исследования физических свойств клеток. Суправитальная люминесцентная микроскопия. Витальные красители.

Изучение фиксированных клеток

Понятия о фиксации. Артефакты при обработке клеток. Принципы окрашивания клеточных структур. Цитохимические качественные методы исследования: реакции на белки, ферменты, нуклеиновые кислоты, полисахариды, жиры, липиды, витамины, соли и т.д. Иммунохимия.

Основы физических методов определения локализации и количества веществ в клетке: микроспектрометрия, цитофотометрия, интерфереционнная и люминесцентная микроскопия. Авторадиографическое изучение локализации, динамики синтеза и транспорта веществ в клетке; основы метода.

Электронная микроскопия. Электронные микроскопы просвечивающего и сканирующего типа. Разнообразие методов подготовки материала для электронной микроскопии в зависимости от целей и задач исследования. Преимущества и недостатки метода, возможность артефактов при подготовке объекта.

Конфокальная микроскопия. Возможности метода.

Дифференциальное центрифугирование - метод получения отдельных клеточных компонентов для цитохимического и биохимического анализа. Проблемы получения чистых фракций и методы их дальнейшего исследования.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Меньшакова Мария Юрьевна, к б н., доцент кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета...
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62...
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Журавлева Т. Н., начальник учебно-методического центра по го и чс мурманской области
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого языка Стилистика
Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка...
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Авторы программы: ассистент кафедры биологии и химии Александрова Е. Ю., к с. Х н. Ласкин П. В
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Левитес Д. Г., д п н., профессор, заведующий кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: Короткова Т. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Кимктяиж мгпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск