Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/13
Дата публикации16.02.2015
Размер2.47 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.В.2.2 Основы художественной культуры
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

071301 — Народное художественное творчество

(код и наименование специальности)


Утверждено на заседании кафедры

культурологии

факультета культуры и искусств

(протокол № 1 от 03.09.2010 г.)

Зав. кафедрой

________________________________ О.Н. Иванищева

СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Программа учебной дисциплины

1.1. Автор программы: Вагинова Л.С., доктор культурологии, профессор
1.2. Рецензенты: Короткова Т.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры КиМКТЯиЖ МГПУ,

Савельева И.Ю., кандидат философских, зав. кафедрой связи с общественностью

и лингвистики МГТУ

1.3. Пояснительная записка:

Введение курса по выбору «Основы художественной культуры» в систему подготовки преподавателя и руководителя творческого коллектива обусловлено новыми социокультурными потребностями российского государства. Знания о художественной культуре и искусстве стали важной частью целого ряда дисциплин в средней и высшей школе России.

Содержание предлагаемой дисциплины направлено на постижение сложного мира искусства и его места в мировой и отечественной культуре.

Цель дисциплины: формирование у будущих специалистов представления об искусстве как явлении культуры, а также освоение методов культурологического анализа произведений искусства.

Процесс обучения направлен на решение следующих задач:

- освоить методологию культуроведения и искусствоведения;

- познать закономерности развития различных художественных направлений, их структурную организацию, культурные функции;

- раскрыть значимость региональных ресурсов в развитии художественной культуры;

- подготовить студентов к самостоятельной работе в контексте профессионального знания об основах теории искусства;

- формирование практические навыки в исследовании произведений

искусства.

Студенты должны знать:

  • Роль и значение художественной культуры в жизни личности и общества;

  • Объектную, предметную, феноменологическую области художественной культуры,

  • Методологию изучения явлений, форм, типов, процессов и закономерностей развития художественной культуры.

Студенты должны уметь:

  • Использовать полученные знания в профессиональной и педагогической деятельности;
  • Осуществлять выбор собственной ориентации в мире ценностей современной культуры.




    1. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности:


Курс по выбору студента

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


Шифр и название специальности

Курс

Семестр

Труд


Всего ауд.


ЛК


ПР


Сам.

раб.

Вид итогового

контроля

071301 — Народное художественное творчество

4

7

90

8

6

2

82

Зачет



1.6. Содержание дисциплины
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени:

для специальности 071401 - Социально-культурная деятельность:


п/п

Наименование раздела, тема

Всего

ЛК

ПР

Сам. раб

.

Раздел первый.













1

Введение. Художественная культура в пространстве культуры

0,5

0,5




7

2.

Зарождение искусства в Древнейшем мире культуры

1

0,5

0,5

7




Раздел второй. Виды искусства













3.

Пространственные искусства в художественной культуре

0,5

0,5




7

4

Архитектонические искусства

0,5

0,5




7

5..

Изобразительное искусство

0,5

0,5




7

6

Графика

1

0,5

0,5

7




Раздел третий. Временное искусство в системе художественной культуры













7

Искусство слова

0,5

0,5




7

. 8

Музыка как вид искусства

1

0,5

0,5

7




Раздел четвертый. Пространственно-временные, зрелищные искусства













. 9

Искусство театра

0,5

0,5




7

10.

Искусство кино

0,5

0,5




7

11

Искусство танца

1,5

1

0,5

12




Заключение.



















8

6

2

82


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел первый.

Тема 1. Введение. Художественная культура в пространстве культуры

Культура, ее роль в жизни людей. Особенности ее развития. Понятие «художественная культура». Функции художественной культуры в жизни людей, роль в духовном развитии человечества, в его освобождении от всех форм духовного и физического рабства. Общее и различное в развитии национальных культур. Их связи и взаимообогащение.

Классификация видов искусства и их характеристика. Пространственные искусства. Архитектура как вид искусства. Скульптура и ее разновидности. Живопись. Рисунок. Графика. Декоративно-прикладное искусство.

Виды и жанры временных искусств. Художественная литература. Музыка.

Пространственно-временные виды искусства. Театр. Хореография. Кинематограф. Цирк. Эстрада. Пантомима.
Тема 2. Зарождение искусства в Древнейшем мире культуры

Ранние формы культуры. Синкретизм культурного комплекса древних. Традиционные формы первобытной культуры

Музыкальный пласт первобытного искусства. Музыкальный элемент «натуральной пантомимы». Древнейшие музыкальные инструменты.

Виды первобытного изобразительного искусства. Декоративное искусство древних. Орнаментальность древнего искусства. Истоки магии и религии, их влияние на раз­витие культуры. Развитие художественных ремесел: изделия из бронзы, серебра, золота. Петроглифы. Писаницы. Менгиры. Дольмены. Кромлехи и др.
Раздел второй. Виды искусства

Тема 3. Пространственные искусства в художественной культуре

Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульп­тура, живопись и графика. Ряд морфоло­гических признаков, по которым они объединены в особое семейство искусств.
Тема 4.. Архитектонические искусства

Понятия «архитектоника», «архитектонические искусства», «архитектура». «зодчество».

Органичная взаимосвязь важнейших элементов, которые участвуют в создании архитектурно­го образа. Функциональные (польза), инженерно-конструк­тивные (прочность) и эстетико-художественные (красо­та элементы архитектуры).
Тема 5. Изобразительное искусство

Изображение как инструмент культуры. Скульптура, предмет скульптуры. Живопись и ее специфические черты.
Тема 6. Графика

Графика. Графические искусства. Графичность. Морфология графики.

Гравюра. Химические способы (офорт) и механические способы изготовления печатной формы.
Раздел третий.

Временное искусство в системе художественной культуры

Тема 7. Искусство слова

Формирование словесного языка как одно из важнейших завоеваний культуры. Общая специфика словесных искусств. Формы существования искусства слова. Литературный род и его особенности.
Тема 8. Музыка как вид искусства

Музыка как вид искусства. Философско-эстетическое понимание музыки. Сравнительно-искусствоведческий анализ музыки.
Раздел четвертый

Пространственно-временные, зрелищные искусства

Тема 9. Искусство театра

Значение театра. Драматический театр. Оперное искусство. Театральный танец. Кукольный театр.
Тема 10. Искусство кино

Кино как синтетическое искусство. Кино и фотография. Виды кинематографа и терминология. Жанры и стили кинематографа. Организационная структура кинопроцесса.
Тема 11. Искусство танца

Танец как вид искусства. Возникновение танца. Развитие танцевального искусства.

Заключение

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

п\п

Наименование раздела дисциплины.

Тема

Форма самостоятельной

работы

Кол-во

час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Понятийный аппарат тем

Составление глоссария

20

Тестирование

2.

Памятники культуры. Учреждения и известные деятели культуры и искусства в регионах России

Составление картотеки

20

Выступление на практическом занятии

3.

Выдающиеся мировые памятники видов и направлений художественной культуры различных эпох


Презентация

20

Показ на практическом занятии

4.


.Изучение статей с с культурологическим

анализом какого-либо вида

искусства

Составить таблицу регионов

22

Выступление на практическом занятии




Всего:




82





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1.Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Практическое занятие 1

Тема: Искусство. Виды искусства.

План

  1. Архитектура как вид изобразительного искусства.

  2. Скульптура как вид изобразительного искусства

  3. Живопись как вид изобразительного искусства.

  4. Графика как вид изобразительного искусства

  5. Искусство слова.

  6. Музыка. Танец. Театр.



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Архитектура, скульптура, живопись и графика как виды изобразительного искусства. Общая характери­стика.

  2. Музыкальное, танцевальное и театральные направления в искусстве эпох.


Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить иллюстративный материал с краткой аннотацией.
Литература

Основная

  1. История искусства зарубежных стран: В 2-х т. - М., 1982.

  2. История искусства. Западноевропейское искусство. - М., 1982.

  3. Грибулина Г. История мировой художественной культуры: В 4 ч.- Тверь, 1993.


Дополнительная:

  1. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. - М., 2000.

  2. Малая история искусств. - М., 1978.

  3. Садохин А.И., Грушевская Т.Г. Мировая художественная культура. - М., 2000.

  4. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. - М.. 1996.


Практическое занятие 2
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск