Скачать 0.83 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Р.2 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ (ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ) Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности Физическая культура (код и наименование специальностей) Очная / Заочная форма Утверждено на заседании кафедры психологии факультета педагогики и психологии (протокол № 7 от 06 марта 2008 г.) Зав. кафедрой ________________И.А. Синкевич 2008 г. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины
Сергеева А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета (МГПУ) Оконешникова О.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития Мурманского гуманитарного института (МГИ)
Программа курса разработана для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура. Данная дисциплина относится к предметам профессиональной подготовки и направлена на усиление личностных и социально-психологических аспектов решения профессионально-педагогических задач будущих учителей физического воспитания. Необходимость разработки курса Эмоционально-волевая сфера личности вызвана тем, что, как правило, ряд вопросов спортивной и физкультурной деятельности (например, о соотношении волевой и эмоциональной регуляции, о психофизиологических состояниях, о диагностике волевых качеств о состояниях тревожности, страха, монотонии и т.д.) рассматриваются в учебных пособиях достаточно скупо. Таким образом, целью изучения курса является более углубленная подготовка студентов к решению профессионально-спортивных задач психологического содержания. Вопросы, изучаемые в рамках курса Эмоционально-волевая сфера личности, находят свое продолжение в дисциплине предметной подготовки Психология физического воспитания и спорта, которая читается на старших курсах. Освоение курса осуществляется в рамках лекционных и практических аудиторных занятий. Формой аттестации является зачет. Курс предусматривает также самостоятельную работу студентов, связанную с изучением психологической литературы, подготовкой реферативных сообщений, подготовкой ряда контрольных заданий, раскрывающих различные аспекты развития эмоционально-волевой сферы человека. Курс основывается на знаниях студентов по психологии человека, психологии развития, социальной психологии, по предметам педагогического цикла, анатомии и физиологии ВНД и других дисциплин. Наиболее тесно данный курс связан с предметом Общая психология, который является по отношению к нему базисным. При небольших видоизменениях курс может быть включен в программу подготовки студентов по специальностям Безопасность жизнедеятельности, Педагогика и методика начального образования, Педагогика и психология, а также по другим специальностям с дополнительной специальностью Физическая культура. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Тема 1. Виды и роль эмоций и чувств в жизни человека. Понятие об эмоциях. Общая характеристика эмоций и чувств человека, их функции. Теории происхождения эмоций. Эмоции животных и человека. Нейрофизиологические механизмы эмоций. Виды эмоций, их классификация. Формы выражения и переживания эмоций и чувств. Эмоциональные состояния: чувственный тон, ситуативная эмоция, настроения, аффекты, страсть, фрустрация, стресс. Виды чувств, их классификация. Историческая обусловленность чувств человека, их значение в жизни личности. Высшие чувства, их социальная природа. Основные качественные характеристики чувств: полярность, амбивалентность, индифферентность. Динамика развития чувств: продолжительность, глубина, осознанность. Способы выражения чувств. Методы изучения эмоций и чувств человека. Тема 2. Психологические проблемы воспитания эмоциональной сферы человека. Эмоциональные черты личности. Воспитание и самовоспитание чувств в процессе формирования личности. Управление эмоциями и чувствами. Саморегулирование в сфере чувств. Тема 3. Воля и особенности волевой деятельности. Теории воли: материалистическое и идеалистическое понимание воли. Функции воли: регулирующая, стимулирующая и тормозящая (сдерживающая). Мотивационная сфера личности и волевая активность. Тема 4. Волевые действия. Волевые действия, их отличие от импульсивных и привычных действий. Физиологические механизмы волевого действия. Значение воли для регуляции деятельности. Волевой акт, его структура: выбор и постановка цели, борьба мотивов. Принятие решения. Виды решений, их характеристика. Исполнение решения. Преодоление трудностей. Природа волевого усилия. Этап оценки результатов волевого действия. Волевые действия в экстремальных условиях. Накопление опыта волевого поведения. Тема 5. Волевые качества личности, их классификация. Психологические особенности сильной и слабой воли. Воспитание и самовоспитание воли. Условия и пути воспитания волевых привычек. Формирование волевых качеств личности в процессе обучения. Методы изучения воли. Тема 6. Эмоционально-волевая регуляция спортивной деятельности. Понятие о психофизиологических состояниях. Динамика развития состояний. Связь этапов спортивной деятельности и психофизиологических состояний. Функциональные состояния. Диагностика состояний. Эмоциональная регуляция деятельности спортсмена. Произвольное управление и регуляция спортивной деятельности.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) Планы практических занятий Практическое занятий № 1. Общая характеристика эмоций и чувств человека. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Практическое занятий № 2. Теории происхождения эмоций. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Практическое занятий № 3. Теории воли. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Практическое занятий № 4. Воля и особенности волевой деятельности. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Практическое занятий № 5. Эмоционально-волевая регуляция спортивной деятельности. Вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины. 1.9.1 Перечень используемых технических средств
1.9.2 Перечень используемых пособий - Эмоционально-волевая сфера личности. Методические рекомендации. /Авт.-сост. Т.Д.Барышева. – Мурманск, 2007. 1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов – фрагменты спортивных соревнований. 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Цель: проверка знаний студентов по курсу Эмоционально-волевая сфера личности. Задачи:
1. По мнению психологов-когнитивистов, все виды нашего поведения: а) обусловлены внутренней мотивацией; б) являются результатом силы, действующей в критические моменты; в) в основном мотивируются достижением конечной цели; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 2. Теория оптимальной активации позволяет объяснить: а) причину того или иного поведения; б) направленность поведения; в) выбор формы поведения; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 3. Первичное импульсивное состояние, биологическое побуждение: а) вызывает гомеостатическое поведение; б) лежит в основе первичных потребностей; в) возникает при любом нарушении равновесия в организме; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 4. Гомеостаз - это: а) неуравновешенное состояние организма; б) уменьшение импульсивного состояния; в) поддержание оптимального уровня активации; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 5. Поиски стимулов вызываются: а) слишком низким уровнем активации; б) слишком высоким уровнем активации; в) оптимальным уровнем активации; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 6. Критерием проявления воли является: а) волевое действие; б) выбор мотивов и целей; в) волевые качества личности; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
а) преодоления препятствий на пути к цели; б) гармонизация мотивов; в) устранения внутренних конфликтов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 8. Структурный элемент самоконтроля - это: а) цель; б) операционный состав деятельности; в) способы достижения цели; г) самооценка; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 9. Воля - это: а) желание; б) аффект; в) мотивация; г) рефлексия; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 10. Эмоционально-волевая регуляция - это: а) саморегуляция состояний и реакций; б) регуляция действий; в) регуляция отношений к действительности; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 11. Фундаментальные эмоции, по мнению К.Изарда: а) образуют основную мотивационную систему; б) обеспечивают аффективно-когнитивное взаимодействие; в) регулируют работу гомеостатической системы; г) регулируются интеллектом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 12. Состоянию пониженной психической активности соответствуют отрицательные эмоции: а) неудовлетворенность; б) грусть; в) печаль; г) тоска; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 13. Отрицательные эмоции возникают оттого, что имеющаяся информация: а) избыточна; б) недостаточна; в) достаточна; г) почти достаточна; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 14. Отличительной чертой аффекта является: а) его предметный характер; б) связь с самооценкой и уровнем притязаний; в) интенсификация соматических показателей; г) большая интенсивность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 15. Эмоции как компонент структуры эмоциональных процессов - это: а) длительные состояния; б) реакция на свершившиеся события; в) реакция на вероятностные события; г) реакция на текущее событие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 16. В теории деятельности эмоции отражают отношения между: а) мотивами и отвечающей им деятельности; б) целью и результатом действия; в) смыслом и значением; г) операцией и условиями ее осуществления; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 17. Чувства человека - это: а) эмоциональный фон ощущений; б) органическое самочувствие индивида; в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 18. Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с: а) положительным исходом деятельности; б) удовлетворением физиологической потребности; в) процессом совершения действия; г) отношениями других к результату деятельности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 19. Высшие чувства включают в себя: а) интеллектуальные компоненты; б) любовь; в) эстетическое отношение; г) рефлексию; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 20. Любовь - комплексное чувство, которое включает в себя: а) романтическое отношение; б) интерес; в) радость; г) сексуальное влечение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 21. Стресс связан: а) с прогрессирующим истощением резервов организма; б) с неожиданной и острой ситуацией; в) со способностью каждого человека идти на риск; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 22. Фрустрацию характеризуют: а) разочарование; б) раздражение; в) чувство лишения; г) отчаяние; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 23. Тревожность - это комплекс реакций: а) горя; б) отвращения; в) презрения; г) робости; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 24. Невротические состояния могут возникать под влияние: а) наследственности; б) скуки; в) фрустрации; г) монотонности жизни; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 25. Фобии определяются как: а) страх при непосредственной угрозе жизни; б) боязнь принятия рискованных решений; в) страх в определенных ситуациях при отсутствии реальной угрозы; г) боязнь оказаться несостоятельным при высоком уровне притязаний; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 26. Среди различных аспектов эмоций легче всего поддаются четкому описанию: а) внутренние переживания; б) эмоциональные поведенческие проявления; в) физиологическая активация организма; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 27.Интенсивность эмоций человека зависит главным образом от: а) восприятия данной обстановки; б) уровня бодрствования; в) анализа полученных сведений; г) значения той потребности, с которой связана эмоция; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 28. Эффективность деятельности, связанной с тем или иным научением, зависит от: а) состояния сознания; б) стресса; в) ситуации, в которой эта деятельность осуществляется; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. Литература: Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. - М., 2001. - гл. XV, XVI, XVII. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х тт. - М., 1992. - Т.1, гл.4, 6. Иващенко Ф.И. Задачи по общей психологии. – Минск, 1979, с.54-62. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986. - раздел XII. Практикум по общей психологии./Под ред. А.И.Щербакова. - М., 1990. - раздел IV , темы 13, 14. 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).
1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденных зав. кафедрой до начала сессии).
1.13 Примерная тематика рефератов.
1.14 Примерная тематика курсовых работ. 1. Методы оценки активации различных психофизиологических систем организма. 2. Программа психофизиологического анализа характеристик эмоциональной и волевой регуляции человека. 3. Методы индивидуально-ориентированной работы для развития когнитивной составляющей эмоций. 4. Методы индивидуально-ориентированной работы для развития регуляторной функции эмоций.
1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. 1.Методы включения эмоциональной регуляции в процесс самоактуализации человека. 2.Проблема диагностики и развития эмоционального интеллекта. 3.Пути становления и самосовершенствования эмоциональной компетентности человека. 1.16 Методики исследования (если есть). Предлагаемая программа предполагает самостоятельное проведение студентами диагностических срезов по указанным методикам с целью определения профессионально-значимых психических и личностных характеристик человека. Адаптивные возможности человека: Методика Многоуровневый личностный опросник Адаптивность (МЛО-АМ) А.Маклакова и С.Чермянина. Источники:
Методика Прогноз для определения нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе (Санкт-Петербургская военно-медицинская академия). Источник:
Методика «Диагностика типологий психологической защиты» Р.Плутчика. Источник:
Шкала SACS (определение способности человека к преодолевающему поведению) С.Хоббфола. Источник:
Методика САН (самочувствие, активность, настроение). Источник:
Психические состояния: Методика «Самооценка психических состояний (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность)». Источник:
Методика «Эмотивная самооценка эмоций (радость, удовольствие, интерес, гнев, страх, печаль)». Источник:
Методика «Когнитивная самооценка эмоций (радость, удовольствие, интерес, гнев, страх, печаль)». Источник:
Опросник Ольшанниковой-Рабинович для определения устойчивой склонности к переживанию базовых эмоций (страх, гнев, радость). Источник:
Методика «Экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению». Источник:
Тест-опросник для определения предсоревновательного состояния (физический, эмоциональный, когнитивный компоненты состояния). Источник:
Тревожность: Шкала самооценки Спилбергера-Ханина. Источники:
Методика «Экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности». Источник:
Методика измерения уровня тревожности Дж.Тейлор. Источник:
Определение уровня стресса: Методика «Диагностика склонности к стрессам» Дж.Джексона. Источник:
Опросник «Список стрессовых ситуаций» Андерсона-Маркса. Источник:
|
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Меньшакова Мария Юрьевна, к б н., доцент кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | Учебно-методический комплекс дисциплины Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Журавлева Т. Н., начальник учебно-методического центра по го и чс мурманской области | Учебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого языка Стилистика Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка... | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: д б н., профессор кафедры биологии и химии Н. В. Василевская, к б н., зав | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Авторы программы: ассистент кафедры биологии и химии Александрова Е. Ю., к с. Х н. Ласкин П. В | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Левитес Д. Г., д п н., профессор, заведующий кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий | Учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: Короткова Т. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Кимктяиж мгпу |