Скачать 184.72 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФТД. 6 Флора и фауна Мурманской области Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050102 Биология (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-географического факультета (протокол №__13_от 2 апреля 2008 г.) Зав. кафедрой ______________________М.Н. Харламова РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Икко Н.В. ст. преподаватель каф. биологии и химии МГПУ.
к.б.н., старший научный сотрудник ПИНРО М.А. Новиков. 1.3 Пояснительная записка: Основная цель курса "Флора и фауна Мурманской области" познакомить с биологическим разнообразием природы северного региона, дать знания будущим специалистам и педагогам о самых обычных и редких видах, их распределении, уязвимости, и необходимости глубже знать окружающую среду области для ее сохранения. Такие знания помогут лучше понимать другие предметы на старших курсах и применять их на практике. Задачи курса – дать основные понятия по терминологии, спискам видам растений и животных, истории изучения наиболее важных в хозяйственном отношении видов на севере. Из этого курса студенты смогут узнать некоторые термины, ученых, их достижения, основные труды, значение изучения природы для ее сохранения. Студенты смогут использовать полученные знания на практике, работая в школе или для научных и производственных целей. Место курса в общей системе подготовки специалиста – Знакомство с флорой и фауной региона поможет в изучении других дисциплин, таких как биогеография, орнитология, ботаника и множество других предметов. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: студенты должны знать основные термины, иметь общее представление о флоре и фауне области, знать некоторые наиболее редкие виды, и суметь дать обзор по наиболее важным и значимым для человека видам Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке: Методы экологического образования в заповедниках (Методическое пособие), Рязань, 2000, с.53 авторы Макарова О.А., Хлебосолова О.А., Шохина О.А., Хлебосолов Е.И. Растительный и животный мир Мурманской области. Макарова О.А., Андреев Г.Н.,Похилько А.А.,Филиппова Л.Н., Шкляревич Ф.Н., Мурманск, 1997, с.152 Домбровская А.В., Шляков Р.Н. Лишайники и мхи Севера Европейской части СССР. Кр.опр. Л.,Наука,1967, 182 с. Семенов-Тян-Шанский О.И.Звери Мурманской области. Мурманск. 1982. 176 с. Данилов П.И. Охотничьи звери Карелии. М., Наука, 2005. 340 с. Шляков Р.Н. Важнейшие дикорастущие полезные растения Мурманской области. М.-Л., Изд.АН СССР, 1956, 114.с. Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России, Росседьхозиздат, 1987, 110 с. 1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка). Нет. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальности (шифр, название специальности). Вариант 2 для специальности (шифр, название специальности). 1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Эколого-географическая характеристика Мурманской области. Общие сведения о Мурманской области. Климат МО. Лесные, водные и земельные ресурсы МО. Рекреационные ресурсы МО. Общая характеристика биологического разнообразия МО. Биоресурсы суши: флора и фауна. Водные биологические ресурсы: биоресурсы пресных водоемов и морские биоресурсы. Общая характеристика растительного мира МО. Грибы – общие сведения, их значение в природе и для человека. Обзор грибов, встречающихся на территории МО. Грибы, занесенные в Красную книгу МО. Лишайники – общие сведения, их значение в природе и для человека. Обзор лишайников МО: лесные виды, тундровые и горнотундровые виды, скальные виды. Низшие растения. Водоросли, встречающиеся в пресных и морских водоемах МО. Водоросли, имеющие промысловое значение. Высшие растения. Мохообразные – общие сведения. Обзор мохообразных МО: наземные виды, болотные виды, водные и прибрежно-водные виды. Мохообразные, занесенные в Красную книгу МО. Сосудистые растения. Обзор сосудистых растений МО: лесные виды, луговые виды, тундровые виды и виды горнотундрового пояса гор, скальные виды, болотные виды, водные и прибрежноводные виды, приморские виды. Сосудистые растения, занесенные в Красную книгу МО. Полезные растения МО. Полярно-альпийский ботанический сад как музей природы. Использование местных декоративных растений в озеленении. Фауна МО. Особенности формирования фаунистического комплекса региона. Морские беспозвоночные. Краткая характеристика условий их обитания. Кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие. Наземные и пресноводные беспозвоночные. Беспозвоночные, занесенные в Красную книгу МО. Позвоночные животные. Рыбы МО – пресноводные, морские и проходные виды. Промысловые виды рыб. Земноводные и пресмыкающиеся МО. Птицы МО – оседлые, кочующие, пролетные и перелетные. Обзор птиц МО, относящихся к разным фаунистическим комплексам. Колониальные птицы. Представители отрядов Гагары, Поганки, Веслоногие, Гусеобразные, Хищные птицы, Ржанкообразные, Куриные, Воробьиные. Млекопитающие МО – наземные и морские. Обзор представителей отрядов Насекомоядные, Рукокрылые, Зайцеобразные, Грызуны, Хищные, Парнокопытные, Ластоногие, Китообразные. Позвоночные животные, занесенные в Красную книгу МО. Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир МО. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы последовательного проведения практических занятий: На практических занятиях планируется рассматривать презентации, созданные студентами. Презентации посвящены отдельным, наиболее интересным представителям флоры и фауны МО. 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная:
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины (учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-теститирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи). 1.9.1 Перечень используемых технических средств – оверхэд, видеомагнитофон для просмотра видеоматериалов, DVD, компьютер. 1.9.2 Перечень используемых пособий – карта Мурманской области, постеры по Мурманской области, экологический атлас, различные схемы плакаты. 1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения: 1. Информационно-образовательный диск «Природные ресурсы Мурманской области». Коллектив авторов под руководством Жирова Д.В., Мурманск, 2004. 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Не предусмотрены. 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).
1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Не предусмотрены. 1.13 Примерная тематика рефератов:
1.14 Примерная тематика курсовых работ. Не предусмотрены. 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Не предусмотрены. 1.16 Методика(и) исследования (если есть). Не предусмотрены. 1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Не предусмотрена. РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Схема реферата:
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.Лекция 1. Тема «Эколого-географическая характеристика Мурманской области.» План:
Лекция 2. Тема «Грибы и лишайники МО.» План:
Лекция 3. Тема «Флора. Низшие растения МО. Мохообразные МО.» План:
Лекция 4. Тема «Флора. Сосудистые растения.» План:
Лекция 5. Тема «Полезные растения МО.» План:
Лекция 6. Тема «Фауна. Беспозвоночные МО.» План:
Лекция 7. Тема «Фауна. Позвоночные. Рыбы МО.» План:
Лекция 8. Тема «Фауна. Пресноводные и пресмыкающиеся МО.» План:
Лекция 9. Тема «Фауна. Позвоночные. Птицы МО.» План:
Лекция 10. Тема «Фауна. Позвоночные. Млекопитающие МО.» План:
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (Глоссарий).Биотоп – участок земной поверхности, где обитает некоторая совокупность живых организмов, характеризующийся однородностью составляющих его абиотических элементов. Животное население – совокупность особей животных, входящей в какое-либо сообщество и характеризующейся не только видовым составом, но и численностью особей, структурной организованностью и типологией слагающих животное население группировок (например, болотные, луговые животные; сапрофаги, хищники, паразиты). Заказник – территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д. Заповедник – участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства.Климатоп – часть экотопа, включающая освещенность, температуру и влажность приземного слоя воздуха, его газовый состав и т.д. Комплексы растительности – мозаично расположенные фрагменты растительного покрова, закономерно и многократно повторяющиеся на генетически однородной территории (Грибова, Исаченко, 1972). Красная книга – аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира.Ландшафт – относительно однородный участок географической оболочки, отличающийся закономерным сочетанием ее компонентов (рельефа, климата, растительности и др.) и морфологических частей (фаций, урочищ, местностей). Национальный парк – территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. Плакор – обширная равнинная поверхность, которая получает увлажнение за счет атмосферных осадков, а не грунтовых вод.Растительность – совокупность растительных сообществ (фитоценозов), населяющих какую-либо территорию. Фауна – совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. Фация – наиболее однородный участок земной коры, сложенный одной той же горной породой, имеющий одинаковые условия увлажнения при одинаковой глубине залегания грунтовых вод. Элементарная морфологическая единица ландшафта. Фитогенная мозаика – чередование "пятен" различных видов растительного покрова – куртин и подушек мхов, кустарничков, лишайников (Матвеева, 1998). Фитоценоз, или растительное сообщество – участок растительности определенного состава и структуры, все компоненты которого связаны фитоценотическими отношениями, расположенного на более или менее однородной земной поверхности со сходными почвенно-микроклиматическими условиями. Флора – исторически сложившаяся совокупность видов растений, населяющих какую-либо территорию или населявших ее в прошедшие геологические эпохи. Эдафотоп – часть экотопа, включающая почвенный покров, вместе с почвообразующей породой и почвенной влагой. Экотоп – комплекс факторов абиотической среды, в которой существует фитоценоз. Включает эдафотоп и климатоп. Элементарный ландшафт - определенный элемент рельефа, сложенный одной породой и покрытый определенным растительным сообществом (Глазовская, 1973). РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темамлекций. Не предусмотрен. РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
|
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Меньшакова Мария Юрьевна, к б н., доцент кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Журавлева Т. Н., начальник учебно-методического центра по го и чс мурманской области | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого языка Стилистика Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка... | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: д б н., профессор кафедры биологии и химии Н. В. Василевская, к б н., зав | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Авторы программы: ассистент кафедры биологии и химии Александрова Е. Ю., к с. Х н. Ласкин П. В | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Левитес Д. Г., д п н., профессор, заведующий кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий | Учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: Короткова Т. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Кимктяиж мгпу |