Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 184.72 Kb.
НазваниеМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Дата публикации22.02.2015
Размер184.72 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ФТД. 6 Флора и фауна Мурманской области

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
050102 Биология

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании кафедры

биологии и химии

естественно-географического факультета

(протокол №__13_от 2 апреля 2008 г.)
Зав. кафедрой

______________________М.Н. Харламова
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.



    1. Автор программы: Макарова О.А. к.б.н., главный научный сотрудник государственного природного заповедника "Пасвик", заслуженный эколог России;

Икко Н.В. ст. преподаватель каф. биологии и химии МГПУ.


    1. Рецензенты: Митина Е.Г. к.б.н., доцент, декан ЕГФ Мурманского государственного педагогического университета;

к.б.н., старший научный сотрудник ПИНРО М.А. Новиков.
1.3 Пояснительная записка:

Основная цель курса "Флора и фауна Мурманской области" познакомить с биологическим разнообразием природы северного региона, дать знания будущим специалистам и педагогам о самых обычных и редких видах, их распределении, уязвимости, и необходимости глубже знать окружающую среду области для ее сохранения. Такие знания помогут лучше понимать другие предметы на старших курсах и применять их на практике.
Задачи курса – дать основные понятия по терминологии, спискам видам растений и животных, истории изучения наиболее важных в хозяйственном отношении видов на севере. Из этого курса студенты смогут узнать некоторые термины, ученых, их достижения, основные труды, значение изучения природы для ее сохранения.

Студенты смогут использовать полученные знания на практике, работая в школе или для научных и производственных целей.
Место курса в общей системе подготовки специалиста – Знакомство с флорой и фауной региона поможет в изучении других дисциплин, таких как биогеография, орнитология, ботаника и множество других предметов.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины: студенты должны знать основные термины, иметь общее представление о флоре и фауне области, знать некоторые наиболее редкие виды, и суметь дать обзор по наиболее важным и значимым для человека видам
Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке:
Методы экологического образования в заповедниках (Методическое пособие), Рязань, 2000, с.53 авторы Макарова О.А., Хлебосолова О.А., Шохина О.А., Хлебосолов Е.И.
Растительный и животный мир Мурманской области. Макарова О.А., Андреев Г.Н.,Похилько А.А.,Филиппова Л.Н., Шкляревич Ф.Н., Мурманск, 1997, с.152
Домбровская А.В., Шляков Р.Н. Лишайники и мхи Севера Европейской части СССР. Кр.опр. Л.,Наука,1967, 182 с.
Семенов-Тян-Шанский О.И.Звери Мурманской области. Мурманск. 1982. 176 с.

Данилов П.И. Охотничьи звери Карелии. М., Наука, 2005. 340 с.
Шляков Р.Н. Важнейшие дикорастущие полезные растения Мурманской области. М.-Л., Изд.АН СССР, 1956, 114.с.

Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России, Росседьхозиздат, 1987, 110 с.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка). Нет.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.

работа

1

050102 Биология

2

3

80

30

20

10




50

нет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




п/п

Наименование раздела, темы

Вариант 1

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1.

Эколого-географическая характеристика Мурманской области.

2

2







2

2.

Грибы и лишайники МО.

2

2







5

3.

Флора. Водоросли. Мохообразные.

4

2

2




2

4.

Флора. Сосудистые растения МО.

4

2

2




3

5.

«Полезные» растения.

2

2







2

6.

Фауна. Беспозвоночные МО.

3

2

1




5

7.

Фауна. Позвоночные животные. Рыбы МО.

3

2

1




5

8.

Фауна. Позвоночные. Амфибии и рептилии МО.

3

2

1




3

9.

Фауна. Птицы МО.

3

2

2




6

10.

Фауна. Млекопитающие МО. Морские и наземные.

4

2

1




6




Всего:

30

20

10




40


Примечание: Вариант 1 для специальности (шифр, название специальности).

Вариант 2 для специальности (шифр, название специальности).
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Эколого-географическая характеристика Мурманской области. Общие сведения о Мурманской области. Климат МО. Лесные, водные и земельные ресурсы МО. Рекреационные ресурсы МО.

Общая характеристика биологического разнообразия МО. Биоресурсы суши: флора и фауна. Водные биологические ресурсы: биоресурсы пресных водоемов и морские биоресурсы.

Общая характеристика растительного мира МО.

Грибы – общие сведения, их значение в природе и для человека. Обзор грибов, встречающихся на территории МО. Грибы, занесенные в Красную книгу МО.

Лишайники – общие сведения, их значение в природе и для человека. Обзор лишайников МО: лесные виды, тундровые и горнотундровые виды, скальные виды.

Низшие растения. Водоросли, встречающиеся в пресных и морских водоемах МО. Водоросли, имеющие промысловое значение.

Высшие растения. Мохообразные – общие сведения. Обзор мохообразных МО: наземные виды, болотные виды, водные и прибрежно-водные виды. Мохообразные, занесенные в Красную книгу МО.

Сосудистые растения. Обзор сосудистых растений МО: лесные виды, луговые виды, тундровые виды и виды горнотундрового пояса гор, скальные виды, болотные виды, водные и прибрежноводные виды, приморские виды. Сосудистые растения, занесенные в Красную книгу МО.

Полезные растения МО. Полярно-альпийский ботанический сад как музей природы. Использование местных декоративных растений в озеленении.

Фауна МО. Особенности формирования фаунистического комплекса региона.

Морские беспозвоночные. Краткая характеристика условий их обитания. Кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие. Наземные и пресноводные беспозвоночные. Беспозвоночные, занесенные в Красную книгу МО.

Позвоночные животные. Рыбы МО – пресноводные, морские и проходные виды. Промысловые виды рыб. Земноводные и пресмыкающиеся МО.

Птицы МО – оседлые, кочующие, пролетные и перелетные. Обзор птиц МО, относящихся к разным фаунистическим комплексам. Колониальные птицы. Представители отрядов Гагары, Поганки, Веслоногие, Гусеобразные, Хищные птицы, Ржанкообразные, Куриные, Воробьиные.

Млекопитающие МО – наземные и морские. Обзор представителей отрядов Насекомоядные, Рукокрылые, Зайцеобразные, Грызуны, Хищные, Парнокопытные, Ластоногие, Китообразные.

Позвоночные животные, занесенные в Красную книгу МО. Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир МО.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы




Леса

Сосняки

Еловые

Березняки

Родиола розовая

Орхидеи

Сабельник болотный

Волчье лыко

Редкие виды растений

Лекарственные растения (список)
Рыбы.

Семга.

Тресковый промысел

Речные рыбы
Птицы

Хищные

-беркут.

-кречет,

-сокол

-сапсан

Млекопитающие

Киты

Ластногие

Хищные звери (волк, медведь, росомаха)

Копытные – лось

Мелкие млекопитающие (полевки, землеройки)

Норвежский лемминг


Подготовка реферата по одному виду или по группе (по определенной схеме) растений или животных.
Заполнить анкету наиболее серьезных факторов, угрожающих биоразнообразию в целом, или определенным видам.
Заполнить анкету- список биоразнообразия Мурманской области.

Заполнение анкет по группам и категориям редкости.


Подготовка презентаций с использованием компьютерных технологий.


2

2

2

2

2

2

2

2

4


2

2

3

2

2

2

2

2
3

3

4

2
1

Защита рефератов
Проверка заполненных анкет.
Проверка заполненных анкет.


Проверка заполненных анкет

Представление презентаций на заключительном занятии.


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы последовательного проведения практических занятий:

На практических занятиях планируется рассматривать презентации, созданные студентами. Презентации посвящены отдельным, наиболее интересным представителям флоры и фауны МО.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:
Основная:

  1. Давыдова М.И., Адольф Т.А., Макарова О.А., Заповедными тропами

  2. Данилов П.И. Охотничьи звери Карелии. М., Наука, 2005. 340 с.

  3. Домбровская А.В., Шляков Р.Н. Лишайники и мхи Севера Европейской части СССР. Кр.опр. Л.,Наука,1967, 182 с.

  4. Красная книга Мурманской области, Мурманск, 2003, с.400. Научные редакторы: Константинова Н.А., Корякин А.С., Макарова О.А.

  5. Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России, Россельхозиздат, 1987, 110 с.

  6. Макарова О.А., Кондратович И.И. Особо охраняемые природные территории Мурманской области. Апатиты, 1990, с. 68.

  7. Макарова О.А., Кондратович И.И., Никонов В.В., Харитонова Г.Н. Рекреационные ресурсы Мурманской области. Апатиты, 1996, 67 с.

  8. Макарова О.А., Кондратович И.И. Памятники природы Мурманской области, Апатиты, 2002, 67 с.

  9. Макарова О.А., Кондратович И.И., Петров В.Н. Особо охраняемые природные территории Мурманской, второе издание, Москва-Апатиты, 2003, 71 с.

  10. Растительный и животный мир Мурманской области. Макарова О.А., Андреев Г.Н.,Похилько А.А.,Филиппова Л.Н., Шкляревич Ф.Н., Мурманск, 1997, с.152

  11. Семенов-Тян-Шанский О.И.Звери Мурманской области. Мурманск. 1982. 176 с.

  12. Шляков Р.Н. Важнейшие дикорастущие полезные растения Мурманской области. М.-Л., Изд. АН СССР, 1956, 114 с.



Дополнительная:


  1. Летопись природы заповедника «Пасвик» книга 1-10, Мурманск 1997,1998,1999,2001, Рязань 2003-2005.

  2. Методическое руководство по ведению летописи природы в государственных заповедниках, находящихся в ведении Главного управления охотничьего хозяйства заповедников при Совете Министров РСФСР. М., 19967. 34 с.

  3. Макарова О.А., Хлебосолова О.А., Шохина О.А., Хлебосолов Е.И. Методы экологического образования в заповедниках (Методическое пособие), Рязань, 2000, с.53.

  4. Пачоский И. Современные задачи изучения растительного покрова. Зап. О-ва с.х. Южн.России. 11910, № 3, с. 24-50.

  5. Программа работ по ведению Летописи природы в государственных заповедниках Советского Союза. М. ВНИИ природа МСХ, 1998811. 48 с.

  6. Сборники Флора и фауна заповедников Мурманской области.

  7. Сукачев В.Н. Об охране природы Жигулей. Зап. Симбирск. естеств.-историч. Музея, 119914/115, вып.2, с. 35-41.


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины (учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-теститирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи).
1.9.1 Перечень используемых технических средств – оверхэд, видеомагнитофон для просмотра видеоматериалов, DVD, компьютер.
1.9.2 Перечень используемых пособий – карта Мурманской области, постеры по Мурманской области, экологический атлас, различные схемы плакаты.
1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения:
1. Информационно-образовательный диск «Природные ресурсы Мурманской области». Коллектив авторов под руководством Жирова Д.В., Мурманск, 2004.
1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Не предусмотрены.
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

  1. Полезные растения МО.

  2. Лекарственные растения МО.

  3. Ягодные ресурсы Мурманской области.

  4. Пушные звери МО.

  5. Копытные звери МО.

  6. Морские млекопитающие МО.

  7. Обитатели океанариума в г. Мурманске.

  8. Примеры из Красной книги Мурманской области по наиболее угрожаемым и наиболее благополучным группам и видам растений и животных.

  9. Кровососущие насекомые МО.

  10. Хищные звери МО.

  11. Хищные птицы МО.

  12. Колониальные птицы МО.

  13. Мохообразные МО.

  14. Лишайники МО (на выбор – эпифиты, или другие группы).

  15. Грибы МО.

  16. Ядовитые растения МО.

  17. Ядовитые животные МО.

  18. Водно-болотные угодья МО и их обитатели.

  19. Леса МО и их обитатели.

  20. Горные тундры МО, их специфичные растения .


1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Не предусмотрены.
1.13 Примерная тематика рефератов:

  1. Обзор краснокнижных видов растений Мурманской области.

  2. Обзор краснокнижных видов животных Мурманской области.

  3. Характеристика млекопитающих – обитателей Баренцева и Белого морей. Китообразные и ластоногие. Их биоразнообразие.

  4. Видовое разнообразие хищных зверей Мурманской области.

  5. Биоразнообразие высших растений Мурманской области.

  6. Биоразнообразие лишайников Мурманской области.

  7. Многообразие мелких млекопитающих (полевок, землероек и др.) Кольского заполярья.

  8. Многообразие орхидных Кольского заполярья.

  9. История и современное состояние трескового промысла на Мурмане.

  10. Обзор пресноводных рыб Мурманской области.

  11. Многообразие хрящевых рыб Баренцева и Белого морей.

  12. Многообразие костных рыб Баренцева и Белого морей.


1.14 Примерная тематика курсовых работ. Не предусмотрены.
1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Не предусмотрены.
1.16 Методика(и) исследования (если есть). Не предусмотрены.
1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Не предусмотрена.

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и

контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Схема реферата:

  1. Видовой обзор (обзоры).

  2. Например: – лось в Мурманской области.

  3. Систематическое положение-название, латынь.

  4. Краткая характеристика условия обитания вида.

  5. Размещение по территории.

  6. Численность.

  7. Биологические особенности – питание, размножение, смертность.

  8. Практическое использование.

  9. Антропогенные факторы, угрозы.

  10. Выводы, рекомендации.

  11. Литература.

  12. Приложения.



РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.


Лекция 1.

Тема «Эколого-географическая характеристика Мурманской области.»

План:

  1. Общие сведения о Мурманской области.

  2. Климат МО.

  3. Лесные, водные и земельные ресурсы МО.

  4. Рекреационные ресурсы МО.

  5. Общая характеристика биологического разнообразия МО.

  6. Биоресурсы суши: флора и фауна.

  7. Водные биологические ресурсы: биоресурсы пресных водоемов и морские биоресурсы.


Лекция 2.

Тема «Грибы и лишайники МО.»

План:

  1. Грибы – общие сведения, их значение в природе и для человека.

  2. Обзор грибов, встречающихся на территории МО.

  3. Грибы, занесенные в Красную книгу МО.

  4. Лишайники – общие сведения, их значение в природе и для человека.

  5. Обзор лишайников МО: лесные виды, тундровые и горнотундровые виды, скальные виды.


Лекция 3.

Тема «Флора. Низшие растения МО. Мохообразные МО.»

План:

  1. Общая характеристика растительного мира МО.

  2. Низшие растения. Водоросли, встречающиеся в пресных и морских водоемах МО. Водоросли, имеющие промысловое значение.

  3. Высшие растения. Мохообразные – общие сведения.

  4. Обзор мохообразных МО: наземные виды, болотные виды, водные и прибрежно-водные виды.

  5. Мохообразные, занесенные в Красную книгу МО.


Лекция 4.

Тема «Флора. Сосудистые растения.»

План:

  1. Папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные.

  2. Обзор сосудистых растений МО: лесные виды, луговые виды, тундровые виды и виды горнотундрового пояса гор, скальные виды, болотные виды, водные и прибрежноводные виды, приморские виды.

  3. Сосудистые растения, занесенные в Красную книгу МО.


Лекция 5.

Тема «Полезные растения МО.»

План:

  1. Полезные растения МО.

  2. Полярно-альпийский ботанический сад как музей природы.

  3. Использование местных декоративных растений в озеленении.


Лекция 6.

Тема «Фауна. Беспозвоночные МО.»

План:

  1. Особенности формирования фаунистического комплекса региона.

  2. Морские беспозвоночные. Краткая характеристика условий их обитания.

  3. Кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие.

  4. Наземные и пресноводные беспозвоночные.

  5. Беспозвоночные, занесенные в Красную книгу МО.


Лекция 7.

Тема «Фауна. Позвоночные. Рыбы МО.»

План:

  1. Пресноводные, морские и проходные виды рыб МО.

  2. Промысловые виды рыб МО.

  3. Рыбы, занесенные в Красную книгу МО.


Лекция 8.

Тема «Фауна. Пресноводные и пресмыкающиеся МО.»

План:

  1. Пресноводные МО.

  2. Пресмыкающиеся МО.

  3. Амфибии и рептилии, занесенные в Красную книгу МО.


Лекция 9.

Тема «Фауна. Позвоночные. Птицы МО.»

План:

  1. Оседлые, кочующие, пролетные и перелетные птицы МО.

  2. Обзор птиц МО, относящихся к разным фаунистическим комплексам.

  3. Колониальные птицы.

  4. Представители отрядов Гагары, Поганки, Веслоногие, Гусеобразные, Хищные птицы, Ржанкообразные, Куриные, Воробьиные.

  5. Птицы, занесенные в Красную книгу МО.


Лекция 10.

Тема «Фауна. Позвоночные. Млекопитающие МО.»

План:

  1. Наземные и морские млекопитающие МО.

  2. Обзор представителей отрядов Насекомоядные, Рукокрылые, Зайцеобразные, Грызуны, Хищные, Парнокопытные, Ластоногие, Китообразные.

  3. Млекопитающие, занесенные в Красную книгу МО.

  4. Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир МО.


РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (Глоссарий).


Биотоп – участок земной поверхности, где обитает некоторая совокупность живых организмов, характеризующийся однородностью составляющих его абиотических элементов.

Животное население – совокупность особей животных, входящей в какое-либо сообщество и характеризующейся не только видовым составом, но и численностью особей, структурной организованностью и типологией слагающих животное население группировок (например, болотные, луговые животные; сапрофаги, хищники, паразиты).

Заказник – территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д.

Заповедник – участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства.


Климатоп – часть экотопа, включающая освещенность, температуру и влажность приземного слоя воздуха, его газовый состав и т.д.

Комплексы растительности – мозаично расположенные фрагменты растительного покрова, закономерно и многократно повторяющиеся на генетически однородной территории (Грибова, Исаченко, 1972).

Красная книга – аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира.


Ландшафт – относительно однородный участок географической оболочки, отличающийся закономерным сочетанием ее компонентов (рельефа, климата, растительности и др.) и морфологических частей (фаций, урочищ, местностей).

Национальный парк – территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.

Плакор – обширная равнинная поверхность, которая получает увлажнение за счет атмосферных осадков, а не грунтовых вод.


Растительность – совокупность растительных сообществ (фитоценозов), населяющих какую-либо территорию.

Фауна – совокупность видов животных, обитающих на определенной территории.

Фация – наиболее однородный участок земной коры, сложенный одной той же горной породой, имеющий одинаковые условия увлажнения при одинаковой глубине залегания грунтовых вод. Элементарная морфологическая единица ландшафта.

Фитогенная мозаика – чередование "пятен" различных видов растительного покрова – куртин и подушек мхов, кустарничков, лишайников (Матвеева, 1998).

Фитоценоз, или растительное сообщество – участок растительности определенного состава и структуры, все компоненты которого связаны фитоценотическими отношениями, расположенного на более или менее однородной земной поверхности со сходными почвенно-микроклиматическими условиями.

Флора – исторически сложившаяся совокупность видов растений, населяющих какую-либо территорию или населявших ее в прошедшие геологические эпохи.

Эдафотоп – часть экотопа, включающая почвенный покров, вместе с почвообразующей породой и почвенной влагой.

Экотоп – комплекс факторов абиотической среды, в которой существует фитоценоз. Включает эдафотоп и климатоп.

Элементарный ландшафт - определенный элемент рельефа, сложенный одной породой и покрытый определенным растительным сообществом (Глазовская, 1973).

РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам


лекций. Не предусмотрен.
РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после

утверждения программы.


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение














РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Макарова Ольга Акиндиновна, кандидат биологических наук

2007-2008

ЕГФ

050102 «Биология»

Терещенко Ольга Владимировна

2007-2008

ЕГФ

050102 «Биология»

Икко Наталья Викторовна

2008-2009

ЕГФ

050102 «Биология»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Меньшакова Мария Юрьевна, к б н., доцент кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета...
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62...
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Журавлева Т. Н., начальник учебно-методического центра по го и чс мурманской области
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого языка Стилистика
Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка...
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: д б н., профессор кафедры биологии и химии Н. В. Василевская, к б н., зав
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Авторы программы: ассистент кафедры биологии и химии Александрова Е. Ю., к с. Х н. Ласкин П. В
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Левитес Д. Г., д п н., профессор, заведующий кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: Короткова Т. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Кимктяиж мгпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск