Скачать 338.81 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор Института_____________/В.А.Сапожников «_____» _____________2008 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ФТД.1 Безопасность жизнедеятельности Укрупненная группа 020000 Естественные науки Специальность 020208.65 Биохимия Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Кафедра физико-химической биологии Красноярск 2008 Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 «Естественные науки» специальности 020208.65 «Биохимия» Программу составил ст.преп. СФУ Гусейнов, О.А. ______________ (должность, фамилия, и. о., подпись) Заведующий кафедрой д.б.н., проф. Кратасюк, В.А. ____________________ (фамилия, и. о., подпись) «_____»_______________2008 г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры физико-химической биологии «______» _________________ 2008 г. протокол № _____________ Заведующий кафедрой д.б.н., проф. Кратасюк, В.А. ___________________________ (фамилия, и. о., подпись) Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ Института фундаментальной биологии и биотехнологии «______» __________________ 2008 г. протокол № _____________ Председатель НМСИ ______________________В.А.Сапожников (фамилия и. о., подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20__ учебный год. В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 20__г. протокол № ________ Заведующий кафедрой ______________________________________________ (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Директор института ___________________________________________ В.А.Сапожников (фамилия, и. о., подпись) 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины: формирование профессиональной культуры безопасности. Под ней понимается готовность и способность личности использовать приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной и социальной деятельности; характер мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета. 1.2 Задачи изучения дисциплины: научить:
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающиеся должны знать:
уметь:
владеть:
1.3 Межпредметная связь Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности. А именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты, среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека. «Безопасность жизнедеятельности» – дисциплина, располагающаяся на стыке естественных, социальных и точных наук. Для изучения данного курса необходимы знания химии, физики, социологии, общей биологии, ботаники, зоологии, микробиологии, биохимии, физиологии животных и растений, генетики, иммунологии, а также инженерных наук. 2 Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 200 часов.
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Раздел 1.Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности. 2 часа. Лекция 1. Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Понятия «опасность», «безопасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Системы безопасности. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины проявления опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности. Раздел 2. Человек и техносфера. 2 часа. Лекция 2. Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основных компонентов. Этапы формирования техносферы. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов. Раздел 3. Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания. 2 часа. Лекция 3. Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Параметры, характеристики и источники основных вредных и опасных факторов среды обитания человека и основных компонентов техносферы. Воздействие основных негативных факторов на человека. Раздел 4. Профессиональные вредности производственной среды. 2 часа. Лекция 4. Вредные и опасные негативные факторы. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления. Параметры, характеристики и источники основных вредных и опасных факторов производственной среды. Воздействие основных негативных факторов производственной среды на человека и их предельно допустимые уровни. Раздел 5. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам. 2 часа.
Раздел 6. Влияние на организм неблагоприятного производственного микроклимата и меры профилактики. 2 часа.
Раздел 7. Психофизиологические и эргономические основы безопасности. 2 часа. Лекция 7. Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющих на надежность действий операторов. Виды и условия трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды. Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек — машина — среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Организация рабочего места. |
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности... «Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда» | Рабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"... | Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»... Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 26 с | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление... ... | Программа дисциплины дисциплина фтд 2 Введение в социальную безопасность Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные... | Учебной дисциплины «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности»... Дисциплина «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности» входит в основную образовательную программу по направлению подготовки... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) безопасность жизнедеятельности... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 9 | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы... «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности... | ||
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Быстрое принятие правильного решения залог, во-первых, безаварийной работы, во-вторых, ликвидации аварии наименьшими жертвами и затратами.... | Рабочая программа дисциплины дисциплина фтд. 2 Медицинская подготовка Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета... | ||
Це ль и з а д а ч и ди с цип л ины Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности (охрана окружающей среды)» относится к вариативной части (дисциплины по выбору студентов)... | Рабочая программа учебная дисциплины од. 11 Безопасность жизнедеятельности... Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы... |