Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста»
страница1/19
Дата публикации24.05.2015
Размер2.32 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ФТД.1, ФТД.3, ФТД.7

«ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА»

(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050706 «Педагогика и психология»

«050708-Педагогика и методика начального образования»

«050711-Социальная педагогика»

«050720 — Физическая культура»

«050104 -Безопасность жизнедеятельности»

(код и наименование специальностей)
Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 7 от 06 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич


2008г.

    1. Структура учебно-методического комплекса дисциплины

«Тренинг личностного роста»

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


      1. Структура программы учебной дисциплины




    1. Автор программы: Плужникова Н.И., ст.преп.каф.психологии

    2. Рецензенты:

Сергеева А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета (МГПУ)

Зубрицкая Е.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития Мурманского гуманитарного института (МГИ)


    1. Пояснительная записка


Назначение дисциплины: факультатив «Тренинг личностного роста» предназначен для студентов с основной или дополнительной специальностью «Педагогика и психология». Факультатив представляет собой практикоориентированную дисциплину для будущих практических психологов .
Актуальность дисциплины: Современные системы образовательной и социальной деятельности все чаще используют активные формы групповой работы, которые уже надежно и убедительно проявили свой обучающий потенциал. В ситуации повышенной социальной потребности в различных формах социального сотрудничества коммуникативная культура и личностная зрелость человека имеют особое значение, тем более, если речь идёт о практических психологах , для которых коммуникативная компетентность и личностная зрелость являются обязательными и необходимыми условиями их профессиональной деятельности.

Факультатив «Тренинг личностного роста» (ТЛР) имеет двоякую направленность: с одной стороны он направлен на повышение уровня личностной зрелости , на формирование и совершенствование социально-психологической культуры студентов посредством групповых методов психологического воздействия, а с другой стороны – на повышение уровня их профессиональной компетентности , на формирование профессионально- необходимых знаний, навыков и умений, связанных с самостоятельным применением этих методов с целью личностного роста потребителей психологических и образовательных услуг .
Цель курса – повышение уровня личностной зрелости студентов, а так же их профессиональной компетентности в области применения групповых методов психологического воздействия с целью личностного роста потребителей образовательных и социальных услуг в будущей практической деятельности.

Задачи курса:

  1. Проанализировать основные методы психологического воздействия (МПВ) – их цели, формы, содержание, механизмы, эффекты (лекционные занятия);

  2. Обеспечить закрепление полученных представлений о МПВ путем самостоятельной проработки студентами научной литературы и обсуждения прочитанного материала и собственного опыта взаимодействия в форме групповых дискуссий (практические занятия);

  3. Обеспечить условия психологической безопасности для приобретения студентами нового опыта переживаний в процессе группового взаимодействия и достижения на этой основе личностного и профессионального роста (лабораторные занятия).


Структура курса:

Курс включает лекционные и практические занятия.

Практические занятия осуществляются в форме социально-психологических тренингов с целевой программой.

Организационная специфика практических занятий.Лабораторные занятия имеют свою организационную специфику, которую необходимо учитывать при организации учебного процесса в целом. Такая специфика проявляется в особенностях структуры, динамики, времени проведения и продолжительности занятий.

Структура каждого лабораторного занятия включает:

  1. Упражнения на групповое сплочение

Цель: создание у участников эмоционального настроя на работу в группе.

  1. Дискуссия на тему занятия или обсуждение домашнего задания

Цель: дать участникам группы возможность понять, каким образом психологические идеи могут быть реализованы в их профессиональной практике (дискуссия), или дать возможность участникам поделиться опытом применения в жизни изучаемых навыков, поддержать друг друга и увидеть пути дальнейшего психологического роста (обсуждение домашнего задания).

  1. Упражнения на овладение навыком

Цель: дать участникам возможность испытать специфические переживания, связанные с применением изучаемого навыка.

  1. Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций

Цель: дать участникам возможность включить изучаемый навык в контекст поведения в конкретной ситуации, научиться выбирать соответствующий стиль поведения в проблемной ситуации.

  1. Анализ аудио- (видео-) материалов

Цель: закрепить полученные в ходе занятия ощущения, выступив «экспертом» по поведению другого человека.

  1. Обсуждение итогов работы по теме

Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.

  1. Домашнее задание

Цель: продолжение психологической работы участников группы в течение перерыва между занятиями.

Динамические особенности занятия-тренинга проявляются в специфике групподинамических процессов, последовательное развёртывание которых предполагает наличие вступительной фазы психологической подготовки (разминки); основной фазы решения сложных содержательных задач по поставленной проблеме; завершающей фазы коррекции состояний и отношений участников группы. Нарушение этой последовательности (невключённость хотя бы одной из указанных фаз) может привести либо к снижению обучающего эффекта, либо к его полному отсутствию, либо к возникновению негативных эффектов (нарушение атмосферы психологической безопасности; деформация межличностных отношений; психологическое травмирование отдельных участников и др.).

Указанные структурно-динамические особенности лабораторных занятий-тренингов обусловливают, в свою очередь, и организационную специфику этих занятий – прежде всего их продолжительность и время проведения.

Продолжительность каждого занятия должна быть не менее 4-ёх академических часов, т.к. это минимально возможное время для реализации поставленных задач (см. структуру занятия) для осуществления целостного, завершённого акта психологического воздействия с целью преднамеренных изменений психологических характеристик отдельных участников и группы в целом (см. динамику занятия).

Время проведения занятий должно соответствовать не началу, а концу учебного дня – после этих занятий у студентов должно быть достаточно времени для переработки, осмысления, ретрорефлексии пережитого опыта и новой информации, поэтому после тренинговых занятий нельзя планировать другие дисциплины.

Идеальная организационна модель социально-психологического тренинга – это тренинг-«марафон», в котором без временных разрывов и вмешательств других дисциплин сразу вырабатывается вся целевая программа тренинга. Например, если на «СПТ педагогического общения» запланировано 14 часов, то проводить его следует 2 дня подряд: 1-ый день – 8 часов (4 пары подряд), а 2-ой день – 6 часов (3 пары). Другими словами, все запланированные на семестр часы, будь то 10, 12, 14 или 20 часов, могут быть интенсивно выработаны в течении 2-ух или 3-ёх дней подряд без включения в эти дни в расписание других дисциплин. При таком «марафонском» подходе к организации социально-психологических тренингов достигаются максимально возможные обучающие и коррекционные эффекты.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знания о закономерностях функционирования и развития психики и сознания в объеме дисциплины «Общая психология». Знания о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы и закономерностях развития и функционирования социальных групп в объеме дисциплины «Социальная психология». Зна-ния о формах и методах обучения, а также принципах построения учебных процедур в объ-еме курса «Педагогическая психология».

В результате прохождения 3-годичного курса «Методы активного социально-психологического обучения»
студенты должны знать:

  • Теоретические и прикладные основы социально – психологического тренинга;

  • Теоретические и прикладные основы психологии личности и личностного роста;

  • методические основы организации и осуществления социально – психологического тренинга личностного роста;

  • психолого-педагогическую специфику обучения взрослых;

  • принципы построения тренинговых программ на базе изучаемых методов психологического воздействия.



Студенты должны уметь:

  • осуществлять непрерывные процессы самопознания и саморазвития; расширять, углублять и совершенствовать свой личностный и профессиональный потенциал;

  • эффективно взаимодействовать в группе при решении различных задач совместной деятельности;

  • Эффективно влиять (управлять, организовывать) на процессы межличностного и группового взаимодействия;

  • вырабатывать доверительные отношения на основе взаимопонимания и сотрудничества;

  • Ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей в процессе взаимодействия с другими людьми;

  • Свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;

  • организовывать и реализовывать в практике групповой работы различные формы и виды социально-психологических тренингов;

  • адекватно применять в профессиональной практике различные приёмы и способы психологического воздействия с целью преднамеренных изменений психологических характеристик людей, групп, общения и отношений, совместной деятельности.


Требования для получения оценки по курсу

Формы контроля.

Итоговый контроль. Для контроля результатов усвоения дисциплины учебным планом не предусмотрены традиционные формы контроля, т.к. факудьтативная дисциплина не является обязательной.

Текущий контроль. Для контроля процесса усвоения дисциплины предусматриваются:

  • контрольные опросы по вопросам для самостоятельнго изучения;

  • защита рефератов.

  • отчёты о результатах выполнения практических заданий;



    1. Извлечение из ГОС ВПО — не предусмотрено


    1. Объем дисцлины и виды учебной работы




№п/п

Шифр и наименование специальности

Курс


Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1

050706

«Педагогика и психология»

3

5

80

40

20

20

-

40

-

2

«050708-Педагогика и методика начального образования»

4

8

72

36

8

8

20

36

-

3

«050711-Социальная педагогика»

4

7

68

24




24




34




8

10




10




аттестация

4

«050720 — Физическая культура»

5

9

28

20

10

10




8

зачет

5

««050104 -Безопасность жизнедеятельности»

5

10






















6

««050104 -Безопасность жизнедеятельности»

4

8






















7

«

5

10























    1. .Содержание дисциплины.




      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

050706

050708

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1

СПТ как метод практической психологии

8

4

4

-

8

6

2

4




6

2

«Понятие о личности и личностном росте» или «СПТ самопознания, самоотношения и саморегуляции»

8

4

4

-

8

8

2

4

2

8

3

«Личностный рост и общение» или «СПТ межличностных отношений»

8

4

4

-

8

8

2




6

8

4

«Личностный рост и творчество» или «СПТ креативности»

8

4

4

-

8

8

2




6

8

5

«Личностный рост и профессия» или «СПТ достижений»

8

4

4

-

8

6







6

6




ВСЕГО:

40

20

20

-

40

36

8

8

20

36



№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

050711

50720

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1

СПТ как метод практической психологии

6




6

-

6
















2

«Понятие о личности и личностном росте» или «СПТ самопознания, самоотношения и саморегуляции»

6




6

-

6
















3

«Личностный рост и общение» или «СПТ межличностных отношений»

6




6

-

6
















4

«Личностный рост и творчество» или «СПТ креативности»

8




8

-

8
















5

«Личностный рост и профессия» или «СПТ достижений»

8




8

-

8



















ВСЕГО:

34




34

-

34

20

10

10




8




      1. Содержание разделов дисциплины.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Экологический туризм...
Всемирная туристская организация признала экологический туризм наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением туризма...
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconРабочая программа по дисциплине гсэ. В5/ фтд. 7/ фтд. 8/Гсэ. В. 4...
Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования/ 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии»
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconРабочая программа по дисциплине гсэ. В. 3/Фтд. 2/Фтд. 1/Гсэ. В. 3/Гсэ. В. 2 Социология
«Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» (ЭП, эпз)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Сд. Р. 4
Автор программы: кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и экологии Лештаев А. А
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconУчебно-методический комплекс фтд. 09. Нейролингвистическое программирование
Цель данной дисциплины является обучение студентов методам нлп, как техникам применяемым в психологическом консультировании
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconУчебно методический комплекс дисциплины фтд. 2 Введение в германскую...
Рецензенты: Билоус Л. С к ф н., доцент, декан фия мурманского гуманитарного института
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 04 Паразитология основная...
Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А. В
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Культура германии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология...
Рецензенты: Макаров М. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Внеклассная работа...
Автор программы: старший преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е. А
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 География городов...
Земли в результате исторической эволюции обществ (цивилизаций) и в современных условиях глобализации мировой системы
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека...
Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А. В
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 6 Художественное краеведение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5 Мифология Кольского...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты...
Е. М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск