Скачать 0.72 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.3.1., ФТДСемейные конфликты и способы их разрешения (ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ) Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «040101-Социальная работа» (код и наименование специальностей) Утверждено на заседании кафедры психологии факультета педагогики и психологии (протокол № 7 от 06 марта 2008 г.) Зав. кафедрой ________________И.А. Синкевич 2008 г. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Г.И. Горлов, канд. психол. наук, доцент И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент
О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГПУ) Е.М.Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ)
На современном этапе развития общества в нашей стране, за рубежом социально приемлемым является воспитание детей в семье. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей. Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз». В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Однако следует заметить, что, по данным научно-исследовательского центра Института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует устойчивые тенденции:
В связи с этим необходима программа семейной социализации и воспитания жизнеспособной личности в современных условиях. Таким образом, значение исследования семейной проблематики в современных условиях не уменьшается, а, скорее, все более возрастает. Преподавание психологии семьи для студентов педвузов является актуальным, так как множество проблем в этой области ждет своих исследователей. В курсе «Семейные конфликты и способы их разрешения» обобщены результаты многолетней работы психологов, социологов, демографов в области семейных отношений, рассматриваются различные стороны этой многогранной темы. Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными проблемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений, а также с методами изучения и коррекции семейных проблем. На практических занятиях студенты осваивают методы изучения семьи, обучаются приемам определения причин и разрешения супружеских конфликтов, обсуждаются приемы ведения безобвинительного общения. В связи с вышесказанным целью дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” является помочь специалистам в области психологии овладеть знаниями, навыками и умениями, сформулировать нравственную позицию, необходимую для работы с семьей. Задачи курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”:
В программе нашли отражение различные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии, наиболее яркие теории и методы диагностики семейных отношений. В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические занятия позволяет организовать самостоятельную работу студентов. В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике. В результате изучения дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” студенты должны знать:
Студенты должны быть готовы решать практические коррекционно-педагогические задачи, непременно используя знания, полученные в ходе изучения курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”. Для этого они должны уметь: владеть методами семейной психологии и адекватно использовать их;
УМК по курсу “Семейные конфликты и способы их разрешения” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «040101-Социальная работа».
Примерное распределение учебного времени
Тема 1. Современное понятие семьи, ее структура, классификация семей Классическое определение семьи как группы людей, связанных близким родством. Современное понимание семьи как союза двух людей: мужчины и женщины.Основные подструктуры семьи: супружеский холон; родительский холон; братскосестринский холон. Классификации семей: С.И.Голод; Е.А.Личко; М.Мид; В.Сатир. Литература
Тема 2. Семья как малая группа Определение «малая группа»; неформальные лидеры в семье; динамика семьи как малой группы. Формальные и неформальные группы (гражданские браки, их виды). Композиция (состав) группы: численный, половой, возрастной состав. Основные количественные и качественные характеристики малой группы. Законы динамики малой группы. Стадии и уровни развития малой группы, срок жизни малой группы. Структура малой группы: социометрическая, коммуникативная и структура власти. Структура коммуникации: централизованные и децентрализованные коммуникативные сети. Несовпадение понятий «позиция» и «роль». Осознание личной идентичности и принадлежности группе как необходимые компоненты зарождения малой группы. Литература
|