Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным
страница1/5
Дата публикации13.04.2015
Размер0.72 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.В.3.1., ФТД


Семейные конфликты и способы их разрешения

(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
«040101-Социальная работа»
(код и наименование специальностей)
Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 7 от 06 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич


2008 г.



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы:

Г.И. Горлов, канд. психол. наук, доцент

И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент


    1. Рецензенты:

О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГПУ)

Е.М.Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ)


    1. Пояснительная записка


На современном этапе развития общества в нашей стране, за рубежом социально приемлемым является воспитание детей в семье. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значитель­ной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в обще­ственной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано за­родившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассмат­ривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прооб­раз».

В настоящее время в нашем обществе происходит переход от пред­ставлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценно­сти. Однако следует заметить, что, по данным научно-исследователь­ского центра Института молодежи, российская семья сейчас находит­ся в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует устойчивые тенденции:

  • ухудшения материального положения семьи;

  • роста числа неполных семей;

  • снижения интереса к рождению детей;

  • роста отчужденности детей от семьи;

  • падения авторитета родителей по сравнению с авторитетом
    сверстника, устроившегося в жизни;

  • повышения уровня подростковой девиантности.

В связи с этим необходима программа семейной социализации и воспитания жизнеспособной личности в современных условиях. Та­ким образом, значение исследования семейной проблематики в со­временных условиях не уменьшается, а, скорее, все более возрастает. Преподавание психологии семьи для студентов педвузов является актуальным, так как множество проблем в этой облас­ти ждет своих исследователей.

В курсе «Семейные конфликты и способы их разрешения» обобщены результаты многолетней работы психологов, соци­ологов, демографов в области семейных отношений, рассматривают­ся различные стороны этой многогранной темы.

Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными про­блемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений, а также с методами изучения и коррекции семейных проблем.

На практических занятиях студенты осваивают методы изу­чения семьи, обучаются приемам определения причин и разрешения супружеских конфликтов, обсуждаются приемы ведения безобвинитель­ного общения.

В связи с вышесказанным целью дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” является помочь спе­циалистам в области психологии овла­деть знаниями, навыками и умениями, сформулировать нравственную позицию, необходимую для работы с семьей.

Задачи курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”:

  1. Дать представление общие представления о конфликтах в семье, методах их изучения.

  2. Познакомить студентов с основными понятиями семейных конфликтов.

  3. Сформировать научное мировоззрение, широкий профессиональный кругозор и нравственную позицию специалиста по от­ношению к семьям.

  4. Ознакомить с различными принципами, программами и системой помощи семье в конфликтной ситуации.

  5. Представить студентам информацию о семьях группы риска.

  6. Ознакомить студентов с методами изучения семьи, психотерапии в коррекционной работе с детьми и их родителями на различ­ных этапах семейного цикла.

  7. Дать представление об основных направлениях и формах взаимодействия психолога с членами семьи.

В программе нашли отражение различные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии, наиболее яркие теории и методы диагностики семейных отношений.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические занятия позволяет организовать самостоятельную работу студентов.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овла­деть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь ис­пользовать их на практике.

В результате изучения дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” студенты должны знать:

  • теоретические основы психологии семьи, модели семьи, теории семейного кризиса;

  • основные категории и понятия психологии семьи;

  • основные направления, подходы в психологии семьи;

  • задачи, этапы и конкретные формы воспитания де­тей в семье;

  • модели семьи и теории семейного кризиса;

  • методы психотера­пии в психокоррекционной работе с семьями.

Студенты должны быть готовы решать практические коррекционно-педагогические задачи, непременно используя знания, полученные в ходе изучения курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”. Для этого они должны уметь:

владеть методами семейной психологии и адекватно использовать их;

  • использовать на практике методы психотера­пии в психокоррекционной работе с семьями;

  • осуществлять по­мощь родителям в семьях группы риска;

  • отстаивать и проводить в жизнь четкую нравственную позицию по отношению к семьям;

  • анализировать собственную деятельность с целью совершенствования и эффек­тивности для каждого конкретного случая.

УМК по курсу “Семейные конфликты и способы их разрешения” составлен в соответствии с требованиями Го­сударственного образовательного стандарта высшего професси­онального образования по специальности «040101-Социальная работа».


    1. Извлечение из ГОС ВПО — не предусмотрено


    1. Объем дисциплины и виды учебной работы




№п/п

Шифр и наименование специальности

Курс


Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

«040101-Социальная работа»

4

8

100

30

18

12




70

Зачет


    1. Содержание дисциплины.

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).


Примерное распределение учебного времени

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1 (040101)

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Современное понятие семьи,ее структура и классификация.

2.5

2

0.5




7
















2.

Семья как малая группа

2.5

2

0.5




7
















3.

Психологическая готовность к браку

3

2

1




7
















4.

Основные кризисы супружеских отношений; развод и его стадии

3

2

1




7
















5.

Понятие конфликта,его структура и классификация.

3

2

1




8
















6.

Психологические особенности личностных конфликтов.

4

2

2




8
















7.

Личностные кризисы зрелого возраста:30;40 лет

4

2

2




8
















8.

Трансактный анализ Э.Берна в семейной психотерапии

4

2

2




9
















9.

Семейная психотерапия по В.Сатир

4

2

2




9



















всего

30

18

12




70


















      1. Содержание разделов дисциплины.


Тема 1. Современное понятие семьи, ее структура, классификация семей

Классическое определение семьи как группы людей, связанных близким родством. Современное понимание семьи как союза двух людей: мужчины и женщины.Основные подструктуры семьи: супружеский холон; родительский холон; братскосестринский холон.

Классификации семей: С.И.Голод; Е.А.Личко; М.Мид; В.Сатир.

Литература

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб.пособие. – СПб: Речь, 2005.

  2. Бендас Т.В. Генндерная психология. - СПб., 2006

  3. Дружинин В.Н. Психология семьи.- СПб., 2007

  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейно консультирования. – М., 2006.

  5. Кон И.С. Введение в сексологию.- М., 1999

  6. Роджерс К. Брак и его альтернатива. – М., 2006

  7. Сатир В. Как надо строить себя и свою семью. - М.,1990

  8. Фромм Э. искусство любить. - СПб.,2001.



Тема 2. Семья как малая группа

Определение «малая группа»; неформальные лидеры в семье; динамика семьи как малой группы. Формальные и неформальные группы (гражданские браки, их виды).

Композиция (состав) группы: численный, половой, возрастной состав. Основные количественные и качественные характеристики малой группы. Законы динамики малой группы. Стадии и уровни развития малой группы, срок жизни малой группы.

Структура малой группы: социометрическая, коммуникативная и структура власти. Структура коммуникации: централизованные и децентрализованные коммуникативные сети.

Несовпадение понятий «позиция» и «роль». Осознание личной идентичности и принадлежности группе как необходимые компоненты зарождения малой группы.

Литература

  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

  2. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб, 2005.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология. - Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.

  4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.

  5. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.

  6. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.

  7. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988.

  8. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.

  9. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты...
Е. М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 17 Конфликтология...
Синкевич И. А., кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии мгпу, доцент
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 4 Физика (шифр дисциплины...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 4 Физика (шифр дисциплины...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 4 Физика (шифр дисциплины...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс опд. В. 07. Психотерапия (указывается...
Целью дисциплины «Психотерапия» является изучение и практическое освоение способов психологической помощи на основе полученных данных...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины дн(М). В 1 современный физический...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф 3 физика: оптика. Квантовая...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 Физика: оптика;...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста»
Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается...
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 7 «правоведение»...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 11 Экономика шифр...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 3 Основы экономики...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск