Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным
страница1/5
Дата публикации03.05.2015
Размер0.82 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.В.3.1., ФТД 3


Семейные конфликты и способы их разрешения

(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
«040101-Социальная работа»

«050703-Дошкольная педагогика и психология»

«050706-Педагогика и психология»

(код и наименование специальностей)

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического

института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012г.)
Зав. кафедрой

____________ (Синкевич И.А.)

2012
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы:

Г.И. Горлов, канд. психол. наук, доцент

И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент


    1. Рецензенты:

О.Н .Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГГУ)

Е.М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ)


    1. Пояснительная записка

На современном этапе развития общества в нашей стране, за рубежом социально приемлемым является воспитание детей в семье. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значитель­ной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в обще­ственной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано за­родившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассмат­ривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прооб­раз».

В настоящее время в нашем обществе происходит переход от пред­ставлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценно­сти. Однако следует заметить, что, по данным научно-исследователь­ского центра Института молодежи, российская семья сейчас находит­ся в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует устойчивые тенденции:

  • ухудшения материального положения семьи;

  • роста числа неполных семей;

  • снижения интереса к рождению детей;

  • роста отчужденности детей от семьи;

  • падения авторитета родителей по сравнению с авторитетом
    сверстника, устроившегося в жизни;

  • повышения уровня подростковой девиантности.

В связи с этим необходима программа семейной социализации и воспитания жизнеспособной личности в современных условиях. Та­ким образом, значение исследования семейной проблематики в со­временных условиях не уменьшается, а, скорее, все более возрастает. Преподавание психологии семьи для студентов педвузов является актуальным, так как множество проблем в этой облас­ти ждет своих исследователей.

В курсе «Семейные конфликты и способы их разрешения» обобщены результаты многолетней работы психологов, соци­ологов, демографов в области семейных отношений, рассматривают­ся различные стороны этой многогранной темы.

Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными про­блемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений, а также с методами изучения и коррекции семейных проблем.

На практических занятиях студенты осваивают методы изу­чения семьи, обучаются приемам определения причин и разрешения супружеских конфликтов, обсуждаются приемы ведения безобвинитель­ного общения.

В связи с вышесказанным целью дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” является помочь спе­циалистам в области психологии овла­деть знаниями, навыками и умениями, сформулировать нравственную позицию, необходимую для работы с семьей.

Задачи курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”:

  1. Дать представление общие представления о конфликтах в семье, методах их изучения.

  2. Познакомить студентов с основными понятиями семейных конфликтов.

  3. Сформировать научное мировоззрение, широкий профессиональный кругозор и нравственную позицию специалиста по от­ношению к семьям.

  4. Ознакомить с различными принципами, программами и системой помощи семье в конфликтной ситуации.

  5. Представить студентам информацию о семьях группы риска.

  6. Ознакомить студентов с методами изучения семьи, психотерапии в коррекционной работе с детьми и их родителями на различ­ных этапах семейного цикла.

  7. Дать представление об основных направлениях и формах взаимодействия психолога с членами семьи.

В программе нашли отражение различные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии, наиболее яркие теории и методы диагностики семейных отношений.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические занятия позволяет организовать самостоятельную работу студентов.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овла­деть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь ис­пользовать их на практике.

В результате изучения дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” студенты должны знать:

  • теоретические основы психологии семьи, модели семьи, теории семейного кризиса;

  • основные категории и понятия психологии семьи;

  • основные направления, подходы в психологии семьи;

  • задачи, этапы и конкретные формы воспитания де­тей в семье;

  • модели семьи и теории семейного кризиса;

  • методы психотера­пии в психокоррекционной работе с семьями.

Студенты должны быть готовы решать практические коррекционно-педагогические задачи, непременно используя знания, полученные в ходе изучения курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”. Для этого они должны уметь:

владеть методами семейной психологии и адекватно использовать их;

  • использовать на практике методы психотера­пии в психокоррекционной работе с семьями;

  • осуществлять по­мощь родителям в семьях группы риска;

  • отстаивать и проводить в жизнь четкую нравственную позицию по отношению к семьям;

  • анализировать собственную деятельность с целью совершенствования и эффек­тивности для каждого конкретного случая.

УМК по курсу “Семейные конфликты и способы их разрешения” составлен в соответствии с требованиями Го­сударственного образовательного стандарта высшего професси­онального образования.


    1. Извлечение из ГОС ВПО — не предусмотрено


    1. Объем дисциплины и виды учебной работы




№п/п

Шифр и наименование специальности

Курс


Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

«040101-Социальная работа»

4

8

100

30

18

12




70

Зачет

2.

«050703-Дошкольная педагогика и психология»

4

8

80

40

10

10

20

40

Зачет

3.

«050706-Педагогика и психология»

4

7

90

26

10

16




64

Зачет


    1. Содержание дисциплины.

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).


Примерное распределение учебного времени

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1 (040101)

Вариант 2 (050706)

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Современное понятие семьи, ее структура и классификация.

2.5

2

0.5




7

3

2

1




6

2.

Семья как малая группа

2.5

2

0.5




7

2

1

1




6

3.

Психологическая готовность к браку

3

2

1




7

3

1

2




6

4.

Основные кризисы супружеских отношений; развод и его стадии

3

2

1




7

3

1

2




6

5.

Понятие конфликта, его структура и классификация.

3

2

1




8

3

1

2




8

6.

Психологические особенности личностных конфликтов.

4

2

2




8

3

1

2




8

7.

Личностные кризисы зрелого возраста:30;40 лет

4

2

2




8

3

1

2




8

8.

Трансактный анализ Э.Берна в семейной психотерапии

4

2

2




9

3

1

2




8

9.

Семейная психотерапия по В.Сатир

4

2

2




9

3

1

2




8




всего

30

18

12




70

26

10

16




64

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов




Вариант 3 (050703)

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Современное понятие семьи, ее структура и классификация.
















6

2




4

4

2.

Семья как малая группа
















4




2

2

4

3.

Психологическая готовность к браку
















4

2




2

4

4.

Основные кризисы супружеских отношений; развод и его стадии
















4




2

2

8

5.

Понятие конфликта, его структура и классификация.
















4

2




2

4

6.

Психологические особенности личностных конфликтов.
















4




2

2

4

7.

Личностные кризисы зрелого возраста:30;40 лет
















6

2

2

2

4

8.

Трансактный анализ Э.Берна в семейной психотерапии
















4




2

2

4

9.

Семейная психотерапия по В.Сатир
















6

2

2

2

4




всего
















40

10

10

20

40

      1. Содержание разделов дисциплины.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты...
Е. М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 17 Конфликтология...
Синкевич И. А., кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии мгпу, доцент
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 4 Физика (шифр дисциплины...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 4 Физика (шифр дисциплины...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 4 Физика (шифр дисциплины...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс опд. В. 07. Психотерапия (указывается...
Целью дисциплины «Психотерапия» является изучение и практическое освоение способов психологической помощи на основе полученных данных...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины дн(М). В 1 современный физический...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф 3 физика: оптика. Квантовая...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 Физика: оптика;...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста»
Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается...
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 7 «правоведение»...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 11 Экономика шифр...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 3 Основы экономики...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты и способы их разрешения (шифр дисциплины и название в соответсвии со стандартом и учебным  iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск