Скачать 129.49 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ____________ Н.К. Грицкевич «_____» ____________________________20___ г.
ФТД.09. Нейролингвистическое программирование (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1.Цель и задачи дисциплины Цель данной дисциплины является обучение студентов методам НЛП, как техникам применяемым в психологическом консультировании Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие учебные задачи:
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины По окончания изучения курса нейролингвистического программирования студенты должны знать: Место и роли НЛП в обучении, в эффективном использовании ресурсов собственной психики. Уметь: собирать информацию через репрезентативные системы Владеть: Основными приемами технологий: рапорт, Рефрейминг. 3.Объем дисциплины и виды учебной работы.
4.Содержание дисциплины 4.1.Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план).
4.2.Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Сбор и система роботы с информацией. Межполушарная ассиметрия головного мозга. Рассмотреть работу репрезентативных систем и их языковое выражение. Визуальной, аудиальной, кенестетической системы. Субмодальности. Рассмотреть и научиться использовать ключи доступа к информации. Ведущая и референтная системы. Внутренние стратегии. Раздел 2. Язык (лингвистика). Язык как основа лингвистики, аудиальные визуальные и кинестетические предикаты, использование в речи полимодальных предикатов как универсального тезауруса общения. Модели мира. Ограничение восприятия модели мира: нейрофизиологические, социальные, индивидуальные. Механизмы ограничения: генерализация, опущения, искажение. Трансформационная модель языка: поверхностная и глубинная структуры. Лингвистическая мета-модель. Мета-программы. Раздел 3. Личные временные линии Временные линии и основные способы хранения информации в центральной нервной системе в виде образов, звуков и ощущений, настоящего и прошлого. Внутреннее время. Способ кодирования времени. Построение временной линии будущего. Создание настоящего. Изменение травмирующих воспоменаний в прошлом. Модель «CKORE». Раздел 4. Мета-модель. Рассмотреть Мета-модель и составляющие ее части: Инсценизация. Направленная фантазия. Конгруэнтность и неконгруэнтность. Рассмотреть Метамодель, как набор лингвистических приемов, фокусирующих внимание на том, как говорящий человек стирает, искажает, обобщает, ограничивает или конкретизирует свои внутренние представления. Определить инструмент метамодели — как набор вопросов, которые помогают сделать общение более конкретным, позволяют восстановить утраченную или неопределенную информацию и сделать ригидное мышление более гибким. Раздел 5. Техники «якорения». Понятие о «якоре» и «триггерах». Техники «якорения», как стимул, который вызывает ту или иную реакцию в соответствии с механизмом, аналогичным тому, как работает классический рефлекс по физиологии Павлова. Визуально-кинестетическая диссоциация. Импритинг. Реимпритинг. Раздел 6. Техники «субмодальностей». Техники «взмаха». Паттерн как часть техники «взмаха», предназначенной для выявления и изменения систематически повторяющихся устойчивых элементов (фрагментов) или последовательность элементов (фрагментов) поведения. «Взмах» – как генеративный прием использующий субмодальности и предназначенный для изменения травмирующих психику привычек и реакций. Раздел 7. Рефрейминг. Понятие транса, пошаговая модель, техники введения и выведения из транса. Трансовые техники. Рефрейминг как помещение «проблемной» реакции или поведения в другой контекст, который придает им новый позитивный смысл. Рефрейминг смысла, приписывание нового смысла поведению (реакции) без изменения контекста посредством привлечения внимания к тем элементам контекста, которые остались незамеченными. Подстройка и присоединение как отражение невербального и вербального поведения другого человека для установления раппорта с клиентом как подготовка к терапевтическому вмешательству. Прямое сотрудничество с бессознательным. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1.Рекомендуемая литература а) основная литература 1. Дилтс, Р. НЛП : навыки эффективного лидерства / Р. Дилтс. - СПб. : Питер, 2003. – 223 с. б) дополнительная литература 1. Бэндлер, Р. Используйте свой мозг для изменений : нейро-лингвистическое программирование / Р. Бэндлер ; под ред. К. Андреас, С. Андреас. – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 223 с. 2. Гриндер, М. НЛП в педагогике / М. Гриндер, Л. Лойд. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001 – 307 с. 3. Кэмерон-Бэндлер, Л. С тех пор они жили счастливо : НЛП в семейной терапии / Л. Кэмерон-Бэндлер. - М. : Ин-т Общегуманитарных Исследований, 2000. – 287 с. 4. Технологии программирования судьбы : теория и практика НЛП / сост. К. В. Сельченок. – Минск : Харвест, 1999. – 767 с. 5. Трансформация личности : нейролингвистическое программирование : сборник / анализ и коммент. О. Ксендзюка. – Одесса : Хаджибей, 1995. - 351 с. 6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины Библиотечный фонд ТГПУ. 7.Материально-техническое обеспечение дисциплины Аудитория, оборудованная мультимедийным оборудованием. 8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации для преподавателей Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой сравнительно новую дисциплину, возникшую лишь в середине 1970-х гг. В основе НЛП лежит большой объем заслуживающих доверия знаний. НЛП берет начало в нескольких областях знания, объединенных двумя его создателями, - Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Ричард Бэндлер, вывел основные компоненты моделирования коммуникативных процессов в психотерапии. Джон Гриндер из трансформационной грамматики позаимствовал понятие глубинных и поверхностных структур, которые трансформируют значение/знания в человеческом мозге. На основе опыта и исследований объединяющих факторов и принципов Бэндлера и Гриндера, студенты должны увидеть эффективные способы использования собственной психики, для достижения высокого уровня творчества, мастерства, одаренности, развития памяти и референтных систем таких как: аудиальных, визуальных и кинестетических. В связи с этим к студентам во время обучения предъявляются следующие требования: научиться разбивать свои навыки на отдельные элементы, которые в процессе обучения могут улучшать простейшими способами НЛП и структурировать в целостные навыки. Данный процесс позволит студентам по окончании изучения курса нейролингвистического программирования понимать: место и роль НЛП технологий в обучении и эффективном использовании ресурсов собственной психики. Также данная программа позволяет научиться студентам, собирать информацию через репрезентативные системы, а также определять истинность или лживость собираемой информации. Данный процесс позволяет понять посредством НЛП технологий не только теоретическое основание глубинных процессов протекающих в психики, но и изучить с теоретической точки методику осуществления личностных изменений. Данная программа также позволяет теоретически и практически овладеть: основными приемами нейролингвистического программирования такими как: рапорт, рефрейминг, и изменение личной мета-модели, которая позволяет формировать и развивать карты памяти индивида. 8.2. Методические указания для студентов Изучение данной дисциплины позволяет ознакомиться студентам с существующими техниками нейролингвистического программирования и их использования в области консультирования. Данная программ позволяет освоить диагностику нейролингвистического программирования, которая позволяет выявить ведущую референтную систему клиента, при консультирование, что позволяет в дальнейшем консультанту легко находить контакт с консультируемым. Использовать в консультациях полимодальные системы языка, выявлять тезаурус клиента, что позволяет успешно работать в области консультирования, прошедшим студентам курс нейролингвистического программирования. Программа составлена таким образом, чтобы позволить студентам постепенно овладеть методами нейролингвистического программирования и осознать место и роль НЛП технологий в области психологии. Данная дисциплина предполагает формирование у студентов теоретических знаний по НЛП. Преподаватель должен иметь навыки проведения психологического консультирования с использованием НЛП технологий. Корме того, данная учебная дисциплина тесно примыкает к учебным курсам «Основы общей психологии» и «Основы психологии семьи и семейного консультирования», «Клиническая психология», «Психотерапия» и дополняет полученные навыки студентов в данных предметах.
УМК составил: д.м.н., профессор кафедры психологии развития личности __________ М.М. Аксенов (подпись) УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г. Зав. кафедрой: д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов (подпись) УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ. Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева (подпись) Согласовано: Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич (подпись) |
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика и программирование» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика и программирование» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Нейро-лингвистическое программирование» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Программирование» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Сд. Р. 4 Автор программы: кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и экологии Лештаев А. А | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Экологический туризм... Всемирная туристская организация признала экологический туризм наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением туризма... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатика и программирование» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Учебно методический комплекс дисциплины фтд. 2 Введение в германскую... Рецензенты: Билоус Л. С к ф н., доцент, декан фия мурманского гуманитарного института | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 04 Паразитология основная... Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А. В | ||
Учебно-методический комплекс По д исциплине фтд. 4 Культура Востока в средние века Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Культура германии... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология... Рецензенты: Макаров М. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Внеклассная работа... Автор программы: старший преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е. А | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 География городов... Земли в результате исторической эволюции обществ (цивилизаций) и в современных условиях глобализации мировой системы | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека... Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А. В |