Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе





Скачать 364.82 Kb.
НазваниеТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
страница1/3
Дата публикации03.03.2015
Размер364.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_________________________/Л.М. Волосникова /

__________ _____________ 201__г.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020400.62 направление Биология, профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ________________ /Лепунова О.Н./

«______»___________201__г.

Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных протокол №__ от «___»__________2011 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________ /Соловьев В.С./

«______»___________ 201__ г.

Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий, отделение биологии

Протокол №___ от «___»_______________2011 г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК _____________________/Фролова О.В./

«______»_____________201__ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________201__ г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Биологический факультет

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных



Лепунова О.Н.


ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020400.62 направления «Биология»,

профили: ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология,

форма обучения – очная


Тюменский государственный университет

2011

Лепунова Ольга Николаевна. Основы медицинских знаний.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020400.62 направления «Биология»,

профили: ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология.

Форма обучения - очная.

Тюмень, 2011, ___ стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы медицинских знаний [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев В.С. заведующий кафедрой (согласно Инструкции о порядке утверждения УМКД ООП ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», утвержденной приказом ректора от 02.07.2008 №618)



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Лепунова О.Н., 2011.


  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – формирование у студентов представлений о здоровом образе жизни и о факторах, формирующих и разрушающих здоровье.

Задачи курса: Изучение причин и проявлений расстройств здоровья при воздействии неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды организма человека. Рассмотрение вопросов рационального поведения, направленного на укрепление здоровья; систематизация знаний о правилах поведения в различных средах. Умение оказывать доврачебную помощь и осуществлять профилактические мероприятия, включая пропаганду медицинских знаний и гигиеническое воспитание.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Цикл Б.2, вариативная часть.

Содержание дисциплины: Факторы специфической и неспецифической устойчивости организма, определяющие здоровье. Принципы рационального подхода к сохранению и укреплению здоровья. Влияние факторов внутренней и внешней среды на организм. Диагностика ряда заболеваний по клиническим проявлениям. Правила оказания первой доврачебной помощи. Умение проводить профилактические мероприятия.

Изучение данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – физиология человека и животных, биофизика,экология

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В процессе освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Следует этическим нормам в отношении других людей и в отношении к природе (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на охрану здоровья человека (ОК-1).

Использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8).

Правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15)

Понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17).

Демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции, применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3).

Демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических, биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4).

Демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности (ПК-10).

Пользуется нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ (ПК-20).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: нормы здорового образа жизни, правила поведения в экстремальных ситуациях, правила оказания первой доврачебной помощи при критических состояниях человека.

  • Уметь: оказывать первую доврачебную помощь при критических состояниях человека, проводить анализ научной литературы, приобретать новые знания, используя информационные технологии; высказывать суждения об основных направлениях оздоровительной и просветительской работы; приводить аргументы и факты.

  • Владеть: навыками оценки функционального состояния организма, навыками оказания первой доврачебной помощи при критических состояниях человека; навыками подготовки и использования презентационного материала; навыками научной дискуссии

2. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 6. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы или 72 часа.

    3.Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план





    Тема

    недели семестра

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Итого часов по теме

    из них в интерактивной форме

    Итого количество баллов

    Лекции

    Семинарские (практические) занятия

    Самостоятельная работа

    1

    2

    3

    4

    5

    7

    8

    9

    10




    Модуль 1






















    1

    Общее понятие о болезни и здоровье.

    1, 3

    3

    1

    4

    8

    2

    0-8

    2

    Воспаление, лихорадка как общие реакции на повреждение.

    3,5

    3

    1

    6

    10

    4

    0-13




    Всего




    6

    2

    10

    18

    6

    0-21




    Модуль 2






















    3

    Болезни, вызванные воздействиями физических факторов внешней среды.

    7

    2

    3

    6

    11

    2

    0-18

    4

    Болезни, вызванные воздействием механических факторов.

    9

    2

    4

    5

    11

    2

    0-10

    5

    Патологические состояния, вызванные воздействием на организм химических факторов

    11

    2

    3

    5

    10

    4

    0-15




    Всего




    6

    10

    16

    32

    8

    0-43




    Модуль 3






















    6

    Влияние на организм биологических факторов.

    13

    2

    2

    8

    12

    4

    0-18

    7

    Частная патология

    15

    2

    2

    6

    10

    2

    0-18




    Всего




    4

    4

    14

    22

    6

    0-36




    Итого (часов, баллов):




    16

    16

    40

    72

    20

    0-100




    Из них в интерактивной форме







    8

    12












4. Образовательные технологии

Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

НИРс

Итого количество баллов

собеседование


практическая работа

разработка проектов

тест

реферат

комплексные ситуационные задания

презентации

Модуль 1

Общее понятие о болезни и здоровье.

0-2

0-2










0-4







0-8

Воспаление, лихорадка как общие реакции на повреждение.

0-2




0-5

0-2




0-4







0-13

Всего

0-4

0-2

0-5

0-2




0-8







0-21

Модуль 2

Болезни, вызванные воздействиями физических факторов внешней среды.

0-2

0-2




0-2

0-5

0-4

0-3




0-18

Болезни, вызванные воздействием механических факторов.

0-2

0-2




0-2




0-4







0-10

Патологические состояния, вызванные воздействием на организм химических факторов

0-2

0-2

0-5

0-2




0-4







0-15

Всего

0-6

0-6

0-5

0-6

0-5

0-12

0-3




0-43

Модуль 3

Влияние на организм биологических факторов.

0-2

0-2




0-2




0-4




0-8

0-18

Частная патология

0-2

0-2




0-2

0-5

0-4

0-3




0-18

Всего

0-4

0-4




0-4

0-5

0-8

0-3

0-8

0-36

Итого

0-14

0-12

0-10

0-12

0-10

0-28

0-6

0-8

0-100


5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

    Таблица 3.

    Планирование самостоятельной работы студентов





Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1

Общее понятие о болезни и здоровье.


Конспект, подготовка к промежуточному тестированию

Составление сравнительных таблиц, систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы. Решение ситуационных заданий

1, 2

4

8

1.2

Воспаление, лихорадка как общие реакции на повреждение.

Конспект, подготовка к промежуточному тестированию

Систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы. Решение ситуационных заданий. Разработка проектов

3, 4, 5

6

13




Всего по модулю 1:




10

21

Модуль 2
















2.1

Болезни, вызванные воздействиями физических факторов внешней среды.

Конспект, подготовка к промежуточному тестированию

Систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы. Решение ситуационных заданий, подготовка рефератов

6, 7, 8

6

18

2.2

Болезни, вызванные воздействием механических факторов.

Конспект, подготовка к промежуточному тестированию

Систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы. Решение ситуационных заданий

9, 10

5

10

n

Патологические состояния, вызванные воздействием на организм химических факторов

Конспект, подготовка к промежуточному тестированию

Систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы. Решение ситуационных заданий. Разработка проектов

11, 12

5

15




Всего по модулю 2:




16

43

Модуль 3
















3.1

Влияние на организм биологических факторов.

Конспект, подготовка к промежуточному тестированию

Систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы. Решение ситуационных заданий

13, 14

8

18

3.2

Частная патология

Конспект, подготовка к промежуточному тестированию

Составление сравнительных таблиц, систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы. Решение ситуационных заданий. Выполнение НИРс. Подготовка реферата и презентации

15, 16

6

18




Всего по модулю 3:

14

36




ИТОГО:

40

100




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Физиология человека

+

+

+

+

+







2

Биофизика







+

+

+







3.

Генетика




+

+

+










4

Основы экологии

+

+

+













5

Микробиология
















+

+




  1. Содержание дисциплины.

Тема 1. Общее понятие о болезни и здоровье.

Развитие учения о болезни. Биологическое значение болезней. Понятие нормы и здоровья. Патологический процесс, реакция, состояние. Иммунитет. Специфический иммунитет и неспецифическая устойчивость организма.

Этиология - учение о причинах возникновения болезней, причинно-следственные взаимоотношения, роль внутренних и внешних факторов в процессе возникновения болезней. Патогенез – учение о развитии болезни, о механизме возникновения и развития патологического процесса. Единство этиологии и патогенеза.

Стадии болезни. Симптомы и синдромы. Классификация заболеваний по течению и тяжести. Формы и стадии развития болезней. Классификация заболеваний по этиологическому признаку.

Тема 2. Воспаление, лихорадка как общие реакции на повреждение.

Признаки и основные компоненты воспаления – альтерация, экссудация, пролиферация. Значение факторов повреждения и расстройства кровообращения, артериальная и венозная гиперемия. Отек. Восстановительные процессы в очаге воспаления. Патологическая физиология тканевого роста: гипертрофия, гиперплазия, атрофия, дистрофия, дегенерация, некробиоз, некроз. Регенерация, заживление ран.

Механизм возникновения лихорадки. Основные стадии лихорадки. Типы температурных кривых. Положительные и отрицательные свойства лихорадки.

Тема 3. Болезни, вызванные воздействиями физических факторов внешней среды.

Болезни, связанные с воздействием неблагоприятных метеорологических условий: гипертермия, тепловой удар, солнечный удар. Отморожение, общее охлаждение тела (гипотермия), замерзание. Метеотропность ряда заболеваний. Болезни, вызванные изменением атмосферного давления: горная болезнь, кессонная (декомпрессионная) болезнь, болезнь «взрывной» декомпрессии на большой высоте. Термические ожоги. Лучевая болезнь. Морская болезнь и другие болезненные состояния, обусловленные укачиванием. Поражения, вызываемые светом, электрическим током. Изменения, развивающиеся в организме при работе с токами высокой частоты. Влияние звука на организм. Вибрационная болезнь. Болезнь ускорений.

Тема 4. Болезни, вызванные воздействием механических факторов.

Закрытые повреждения: сотрясения, ушибы органов и тканей. Вывихи суставов, растяжения и разрывы связок, сухожилий. Травматический токсикоз или синдром длительного сдавливания.

Открытые повреждения: раны, их классификация, признаки. Первичное, вторичное заживление ран. Осложнение открытых ранений: кровотечения, их определение и характеристика. Опасность кровотечений, способы их временной остановки путем пальцевого прижатия артерии, наложения давящей повязки, наложения стандартного и импровизированного жгута, закрутки.

Хирургическая инфекция. Острая гнойная очаговая инфекция: фурункул, карбункул, флегмона, абсцесс, рожистое воспаление, гидроаденит, панариций, мастит, лимфангиты, лимфоаденит, флебит.

Общая гнойная инфекция - сепсис. Острая аэробная инфекция - столбняк. Острая гнилостная инфекция.

Переломы костей. Виды, признаки и осложнения. Первая медицинская помощь. Способы иммобилизации конечностей стандартными транспортными шинами и подручными средствами.

Травматический шок. Классификация, фазы и степени шока. Основные противошоковые мероприятия при оказании первой медицинской помощи.

Тема 5. Патологические состояния, вызванные воздействием на организм химических факторов

Общая характеристика действиями прижигающих ядов. Воздействие крепких кислот: азотной, серной, соляной, “царской водки” (смеси соляной и азотной кислот), “паяльной кислоты” (раствор хлористого цинка в соляной кислоте), уксусной эссенции. Оказание первой помощи при ожогах и применении внутрь указанных кислот.

Отравление крепкими (едкими) щелочами: едким натром (каустической содой, гидрат окиси натрия), едким калием (гидрат окиси калия), негашеной известью (окиси кальция), аммиаком, нашатырным спиртом. Особенности щелочных ожогов, симптоматология отравлений крепкими щелочами и оказание неотложной медицинской помощи.

Воздействие на организм алкоголя, наркотических веществ и табакокурения. Влияние алкоголя на печень. Механизм действия. Клинические проявления. Влияние наркотических веществ на нервную систему. Алкоголизм, наркомания. Стадии развития заболеваний. Формирование психической и физической зависимости при приеме психотропных веществ.

Отравления спиртами (этиловый или винный, метиловый или древесный, денатурированный спирт, “антифриз” и др.) и различными спиртными напитками.

Отравления различными лекарственными препаратами: снотворными веществами – различными производные барбитуровой кислоты (люминал, веронал, мединал, барбамил, нембутал), хлоралгидратом, препаратами группы опия (морфин, промедол, героин, пантонон, фенадон) и др.

Отравления ядами грибов, змей, пчел, ос, шмелей, шершней, скорпионов. Отравления веществами “бытовой” химии. Общие данные о профессиональных отравлениях. Типы течения профессиональных интоксикаций и их общая профилактика.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск