МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет» Кафедра биологии
УТВЕРЖДАЮ
Декан естественнонаучного факультета
Ю.А.МЯСНИКОВ
« » 2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО И ОХРАНА ПРИРОДЫ» Направление подготовки - 020400.62 Биология Профиль подготовки: биоэкология Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очная
Бузулук 2011
Рецензент: к.б.н., доцент кафедры биологии Коршикова Н.А.
Рабочая программа дисциплины «Заповедное дело и охрана природы» /сост. П.А.Кожакин - Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 21с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения бакалавриата 020400.62 Биология в 6 семестре полный срок обучения, в 1 семестре у сокращённого срока обучения.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101. Составитель: П.А.Кожакин 28.08.11г.
© Кожакин П.А., 2011
© БГТИ (филиал) ОГУ,2011
Содержание
1
| Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………..
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......………………………..
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины..............
| 5
| 4
| Содержание и структура дисциплины (модуля)....……………..............
| 6
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины...........................................................
| 6
| 4.2
| Структура дисциплины..............................................................................
| 8
| 4.3
| Лабораторные работы………………………………………....................
| 10
| 4.4.
| Практические занятия……………………………………………………
| 10
| 4.5
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………..................
| 10
| 5
| Образовательные технологии...................................................................
| 11
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………………
| 11
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.......................................................................
| 11
| 6.1
| Вопросы для контроля знаний по дисциплине…………………………
| 11
| 6.2
| Примеры тестовых заданий для проверки промежуточного контроля знаний……………………………………………………………………..
|
12
| 6.3
| Вопросы к зачёту по дисциплине……………………………………….
| 13
| 6.4
| Вопросы к экзамену по дисциплине…………………………………….
| 15
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)................…
| 18
| 7.1
| Основная литература…………………………………………..................
| 18
| 7.2
| Дополнительная литература…………………………………..................
| 19
| 7.3
| Периодические издания.....……………………….…………...................
| 19
| 7.4
| Интернет-ресурсы......................................................................................
| 19
| 7.5
| Методические указания к лабораторным занятиям ……………............
| 20
| 7.6
| Программное обеспечение современных информационно- коммуникационных технологий ...........................……………………...
| 20
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины………………....
| 20
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины…………….........
| 21
| Цели и задачи освоения дисциплины
Цель преподавания изучение теоретико-методологических основ и практики заповедного дела, развитие экологических знаний и ценностных ориентации студентов на основе изучения системы территориальной охраны природы в глобальном, национальном и региональном аспектах и в ее историческом развитии.
Задачами курса являются:
-формирование знаний о территориальной охране природы как одном из основных направлений государственной природоохранной политики нашей страны и важном инструменте сохранения биоразнообразия в масштабах планеты.
-формирование у студентов комплексного общенаучного подхода к поиску оптимальных путей управления системой ООПТ, развитие нормативного компонента экологических знаний и ценностных ориентации;
выработка навыков развития общественной поддержки уникальной системы ООПТ России - ее национального достояния, имеющего огромное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия в глобальном масштабе.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Заповедное дело и охрана природы» входит в состав вариативной части профессионального цикла ООП Б.3.2.12.9.1.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:
особо охраняемые природные территории;
редкие и исчезающие виды растений и животных, занесённые в красную книгу;
антропогенная нагрузка на природные территории.
Дисциплина готовит к решению следующих задач в области профессиональной деятельности:
знать и применять на практике природоохранное законодательство;
прогнозировать развитие ООПТ:
определять систематическую принадлежность растения;
осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Для освоения дисциплины «Заповедное дело и охрана окружающей среды» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе дисциплин:
ботаника низших растений;
систематика высших растений;
экология и рациональное природопользование ;
Науки о Земле.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения следующих дисциплин:
прикладная экология;
системная экология;
экология популяций и сообществ
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК):
следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и природы (принципы биоэтики), имеет чёткую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);
проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);
б) Профессиональных (ПК):
демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);
использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);
демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем. (ПК-З).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
принципы и приоритеты создания ООПТ;
категории и виды ООПТ;
цели, задачи, особенности управления, особенности режима различных категорий OOПT;
направления основной деятельности заповедников и национальных парков;
основные характеристики сети ООПТ своего региона.
Уметь:
адекватно использовать понятийный аппарат курса;
обосновывать необходимость и перспективы территориальной охраны природы; соотнести особенности природных категорий и оптимальные для них формы ООПТ, использовать ландшафтно-географический и биогеографический подходы в анализе и оценке оптимальности сетей ООПТ; использовать компьютерные базы данных по ООПТ;
применять навыки эколого-пропагандистской деятельности, направленной на развитие территориальной охраны природы;
участвовать в различных формах деятельности, направленных на общественную поддержку ООГ1Т.
Владеть:
научным языком и терминологией дисциплины:
методами работы с современной биологический техникой;
навыками анализа и синтеза получаемой биологический информации;
приемами сбора, первичной и математической обработки биологических данных;
навыками видовой идентификации растений в нативных условиях, а также по коллекционным образцам.
Приобрести опыт деятельности:
по оценки создания сетей особо охраняемых природных территорий;
проведению самостоятельных экспериментов ботанической направленности в натуральных и лабораторных условиях
4 Содержание и структура дисциплины (модуля)
4.1 Содержание разделов дисциплины № разд ела
| Наименование раздела (модуля)
| Содержание раздела (модуля)
| Форма текущего контроля
| 1
| Введение в дисциплину. История заповедного дела и охраны природы в глобальном, национальном и региональном аспектах
| Предмет и задачи дисциплины. Методы и методики работы с редкими и исчезающими видами. История развития охраны природы в глобальном, национальном аспектах. Охрана природы и заповедное дело в Оренбургской области.
| ДЗ, реферат, устный опрос
| Модуль 1 - Охрана окружающей среды
| 2
| Анализ
| Виды антропогенного
| ДЗ, тестовый
|
| антропогенного воздействия на окружающую среду. Охрана природных ресурсов и биоразнообразия.
| воздействия на окружающую среду. Воздействие на атмосферу, литосферу и гидросферу. Антропогенное воздействие при добыче и переработке полезных ископаемых. Способы снижения антропогенного воздействия. Значение биоразнообразия для устойчивости экосистем.
| контроль, коллоквиум
1
1
| Модуль 2 - Основы заповедного дела
| 3
| Категории и виды особо охраняемых природных территорий в России. Теоретические принципы, подходы и приоритеты создания ООПТ. ООПТ - структура, функции, задачи, уникальные охраняемые объекты Оренбургской области.
| Виды ООПТ. Принципы создания ООПТ. Структура, функции, задачи особо охраняемых природных территорий. У ни кал ы Iые природные объекты Оренбургской области. Национальный парк By зулу КС кий бор.
| ДЗ, тестовый контроль, коллоквиум
| Модуль 3 - Обеспечение функционирования ООГ
| т
| 4
| Поддержание
ландшафтно-
экологического
равновесия.
Воздействие
рекреации на
природную среду:
методы расчета
допустимой
нагрузки.
Обеспечение
функционирования
ООПТ.
| Биологическое разнообразие и равновесие. Значение рекреации для природной среды и экономики. Воздействие рекреации на окружающую среду и методы её контролирования. Методы расчёта нагрузки. Различные аспекты функционирования особо охраняемых природных территорий.
| Письменный
опрос, коллоквиум, рефераты
| 4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины в 6 семестре полный срок обучения 2 зачётных единицы (72 часа) Вид работы
| Трудоёмкость, часов
|
| 6 сем
| Всего
| Общая трудоёмкость:
| 72
| 72
| Аудиторная работа:
| 18
| 18
| Практические занятия (ИЗ)
| -
| -
| Лабораторные занятия (ЛБ)
| 18
| 18
| Самостоятельная работа:
| 54
| 54
| Реферат (Р)
| 12
| 12
| Эссе
| -
| -
| Контрольная работа
| -
| -
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины
| 16
| 16
| Самоподготовка:
| 26
| 26
| Подготовка к практическим занятиям
| 16
| 16
| Повторение лекционного материала и материала
| 10
| 10
| учебников
|
|
| Подготовка и сдача зачёта
| -
| -
| Вид итогового контроля
| зачёт
| зачёт
| Трудоёмкость дисциплины сокращённый срок обучения 2 зачётных единицы (72 часа) Вид работы
| Трудоёмкость, часов
|
| 6 сем
| Всего
| Общая трудоёмкость:
| 72
| 72
| Переаттестация
| 72
| 72
| Аудиторная работа:
| -
| -
| Лекции (Л)
| -
| -
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| -
| -
| Реферат (Р)
| -
| -
| Эссе
| -
| -
| Контрольная работа
| -
| -
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины
| -
| -
| Самоподготовка:
| -
| -
| Подготовка к практическим занятиям
| -
| -
| Повторение лекционного материала и материала учебников
| -
| -
| Подготовка и сдача экзамена
| -
| -
| Вид итогового контроля
| экзамен
| экзамен
|
Разделы дисциплины, изучаемые студентами полного срока обучения в 6семестре № раздела
| Наименование раздела
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
ПЗ Лб
| В неаудит, работа (CP)
| 1
| Введение в дисциплину. История заповедного дела и охраны природы в глобальном, национальном и региональном аспектах.
| 16
| 4
|
| 12
| 2
|
| Анализ антропогенного воздействия на окружающую среду. Охрана природных ресурсов и биоразнообразия.
| 18
| 4
|
| 14
1
| 3
| Категории и виды особо охраняемых природных территорий в России. Теоретические принципы, подходы и приоритеты создания ООПТ. ООПТ - структура, функции, задачи, уникальные охраняемые объекты Оренбургской области.
| 20
| 6
|
| 14
I
| 4
| Поддержание ландшафтно- экологического равновесия. Воздействие рекреации на природную среду: методы расчета допустимой нагрузки. Обеспечение фу н к ци он и рован ия ООП Т.
| 18
| 4
|
| 14
|
| Итого:
| 72 18
| —
| 54
| Лабораторные занятия
Лабораторные занятия не предусмотрены учебным планом
Практические занятия
Практические занятия для студентов полного срока обучения
№ занятия
| № раздела
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| 2
| Теоретические основы охраны природы.
| 2
| 2
| 2
| Охрана атмосферы, гидросферы и литосферы.
| 2
| 1 3
| 2
| Охрана растительного и животного мира.
| 2
| 4
| 3
| Охрана ландшафтов
| 2
| 5
| 3
| История развития и организация ООПТ. Международная классификация ООПТ.
| 4
| 6
| 3
| Эколого-правовая характеристика ООПТ.
| 4
| 7
| 4
| Научная и образовательная деятельность ООПТ.
| 2
| 8
| 4
| Поддержание ландшафтно- экологического равновесия.
| 4
| 9
| 4
| Современные проблемы охраны природы.
| 6
| Итого:
| 18
|
|