Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы»
страница1/2
Дата публикации28.03.2015
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»
Кафедра биологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан естественнонаучного факультета

Ю.А.МЯСНИКОВ

« » 2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО И ОХРАНА ПРИРОДЫ»
Направление подготовки - 020400.62 Биология
Профиль подготовки: биоэкология
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная

Бузулук 2011

Рецензент: к.б.н., доцент кафедры биологии Коршикова Н.А.

Рабочая программа дисциплины «Заповедное дело и охрана природы» /сост. П.А.Кожакин - Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 21с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения бакалавриата 020400.62 Биология в 6 семестре полный срок обучения, в 1 семестре у сокращённого срока обучения.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101.
Составитель: П.А.Кожакин
28.08.11г.

© Кожакин П.А., 2011

© БГТИ (филиал) ОГУ,2011

Содержание


1

Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………..

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......………………………..

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины..............

5

4

Содержание и структура дисциплины (модуля)....……………..............

6

4.1

Содержание разделов дисциплины...........................................................

6

4.2

Структура дисциплины..............................................................................

8

4.3

Лабораторные работы………………………………………....................

10

4.4.

Практические занятия……………………………………………………

10

4.5

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………..................

10

5

Образовательные технологии...................................................................

11

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………………

11

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.......................................................................

11

6.1

Вопросы для контроля знаний по дисциплине…………………………

11

6.2

Примеры тестовых заданий для проверки промежуточного контроля знаний……………………………………………………………………..


12

6.3

Вопросы к зачёту по дисциплине……………………………………….

13

6.4

Вопросы к экзамену по дисциплине…………………………………….

15

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)................…

18

7.1

Основная литература…………………………………………..................

18

7.2

Дополнительная литература…………………………………..................

19

7.3

Периодические издания.....……………………….…………...................

19

7.4

Интернет-ресурсы......................................................................................

19

7.5

Методические указания к лабораторным занятиям ……………............

20

7.6

Программное обеспечение современных информационно- коммуникационных технологий ...........................……………………...

20

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины………………....

20




Лист согласования рабочей программы дисциплины…………….........

21

  1. Цели и задачи освоения дисциплины


Цель преподавания изучение теоретико-методологических основ и практики заповедного дела, развитие экологических знаний и ценностных ориентации студентов на основе изучения системы территориальной охраны природы в глобальном, национальном и региональном аспектах и в ее историческом развитии.

Задачами курса являются:

-формирование знаний о территориальной охране природы как одном из основных направлений государственной природоохранной политики нашей страны и важном инструменте сохранения биоразнообразия в масштабах планеты.

-формирование у студентов комплексного общенаучного подхода к поиску оптимальных путей управления системой ООПТ, развитие нормативного компонента экологических знаний и ценностных ориентации;

  • выработка навыков развития общественной поддержки уникальной системы ООПТ России - ее национального достояния, имеющего огромное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия в глобальном масштабе.




    1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО


Дисциплина «Заповедное дело и охрана природы» входит в состав вариативной части профессионального цикла ООП Б.3.2.12.9.1.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

  • особо охраняемые природные территории;

  • редкие и исчезающие виды растений и животных, занесённые в красную книгу;

  • антропогенная нагрузка на природные территории.

Дисциплина готовит к решению следующих задач в области профессиональной деятельности:

  • знать и применять на практике природоохранное законодательство;

  • прогнозировать развитие ООПТ:

  • определять систематическую принадлежность растения;

  • осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Для освоения дисциплины «Заповедное дело и охрана окружающей среды» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе дисциплин:

  • ботаника низших растений;

  • систематика высших растений;

  • экология и рациональное природопользование ;

  • Науки о Земле.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения следующих дисциплин:

  • прикладная экология;

  • системная экология;

  • экология популяций и сообществ


3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК):

  • следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и природы (принципы биоэтики), имеет чёткую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

  • проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);

б) Профессиональных (ПК):

  • демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);

  • использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);

  • демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем. (ПК-З).


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • принципы и приоритеты создания ООПТ;

  • категории и виды ООПТ;

  • цели, задачи, особенности управления, особенности режима различных категорий OOПT;

  • направления основной деятельности заповедников и национальных парков;

  • основные характеристики сети ООПТ своего региона.

Уметь:

  • адекватно использовать понятийный аппарат курса;

  • обосновывать необходимость и перспективы территориальной охраны природы; соотнести особенности природных категорий и оптимальные для них формы ООПТ, использовать ландшафтно-географический и биогеографический подходы в анализе и оценке оптимальности сетей ООПТ; использовать компьютерные базы данных по ООПТ;

  • применять навыки эколого-пропагандистской деятельности, направленной на развитие территориальной охраны природы;

  • участвовать в различных формах деятельности, направленных на общественную поддержку ООГ1Т.

Владеть:

  • научным языком и терминологией дисциплины:

  • методами работы с современной биологический техникой;

  • навыками анализа и синтеза получаемой биологический информации;

  • приемами сбора, первичной и математической обработки биологических данных;

  • навыками видовой идентификации растений в нативных условиях, а также по коллекционным образцам.


Приобрести опыт деятельности:

  • по оценки создания сетей особо охраняемых природных территорий;

  • проведению самостоятельных экспериментов ботанической направленности в натуральных и лабораторных условиях


4 Содержание и структура дисциплины (модуля)

4.1 Содержание разделов дисциплины

№ разд ела

Наименование раздела (модуля)

Содержание раздела (модуля)

Форма текущего контроля

1

Введение в дисциплину. История заповедного дела и охраны природы в глобальном, национальном и региональном аспектах

Предмет и задачи дисциплины. Методы и методики работы с редкими и исчезающими видами. История развития охраны природы в глобальном, национальном аспектах. Охрана природы и заповедное дело в Оренбургской области.

ДЗ, реферат, устный опрос

Модуль 1 - Охрана окружающей среды

2

Анализ

Виды антропогенного

ДЗ, тестовый






антропогенного воздействия на окружающую среду. Охрана природных ресурсов и биоразнообразия.

воздействия на окружающую среду. Воздействие на атмосферу, литосферу и гидросферу. Антропогенное воздействие при добыче и переработке полезных ископаемых. Способы снижения антропогенного воздействия. Значение биоразнообразия для устойчивости экосистем.

контроль, коллоквиум

1

1

Модуль 2 - Основы заповедного дела

3


Категории и виды особо охраняемых природных территорий в России. Теоретические принципы, подходы и приоритеты создания ООПТ. ООПТ - структура, функции, задачи, уникальные охраняемые объекты Оренбургской области.

Виды ООПТ. Принципы создания ООПТ. Структура, функции, задачи особо охраняемых природных территорий. У ни кал ы Iые природные объекты Оренбургской области. Национальный парк By зулу КС кий бор.

ДЗ, тестовый контроль, коллоквиум

Модуль 3 - Обеспечение функционирования ООГ

т

4


Поддержание

ландшафтно-

экологического

равновесия.

Воздействие

рекреации на

природную среду:

методы расчета

допустимой

нагрузки.

Обеспечение

функционирования

ООПТ.

Биологическое разнообразие и равновесие. Значение рекреации для природной среды и экономики. Воздействие рекреации на окружающую среду и методы её контролирования. Методы расчёта нагрузки. Различные аспекты функционирования особо охраняемых природных территорий.

Письменный

опрос, коллоквиум, рефераты

4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины в 6 семестре полный срок обучения 2 зачётных единицы (72 часа)

Вид работы

Трудоёмкость, часов




6 сем

Всего

Общая трудоёмкость:

72

72

Аудиторная работа:

18

18

Практические занятия (ИЗ)

-

-

Лабораторные занятия (ЛБ)

18

18

Самостоятельная работа:

54

54

Реферат (Р)

12

12

Эссе

-

-

Контрольная работа

-

-

Самостоятельное изучение разделов дисциплины

16

16

Самоподготовка:

26

26

Подготовка к практическим занятиям

16

16

Повторение лекционного материала и материала

10

10

учебников







Подготовка и сдача зачёта

-

-

Вид итогового контроля

зачёт

зачёт

Трудоёмкость дисциплины сокращённый срок обучения 2 зачётных единицы (72 часа)

Вид работы

Трудоёмкость, часов




6 сем

Всего

Общая трудоёмкость:

72

72

Переаттестация

72

72

Аудиторная работа:

-

-

Лекции (Л)

-

-

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Самостоятельная работа:

-

-

Реферат (Р)

-

-

Эссе

-

-

Контрольная работа

-

-

Самостоятельное изучение разделов дисциплины

-

-

Самоподготовка:

-

-

Подготовка к практическим занятиям

-

-

Повторение лекционного материала и материала учебников

-

-

Подготовка и сдача экзамена

-

-

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен




Разделы дисциплины, изучаемые студентами полного срока обучения в 6

семестре

раздела

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

ПЗ Лб

В неаудит, работа (CP)

1

Введение в дисциплину. История заповедного дела и охраны природы в глобальном, национальном и региональном аспектах.

16

4




12

2

|

Анализ антропогенного воздействия на окружающую среду. Охрана природных ресурсов и биоразнообразия.

18

4




14

1

3

Категории и виды особо охраняемых природных территорий в России. Теоретические принципы, подходы и приоритеты создания ООПТ. ООПТ - структура, функции, задачи, уникальные охраняемые объекты Оренбургской области.

20

6




14

I

4

Поддержание ландшафтно- экологического равновесия. Воздействие рекреации на природную среду: методы расчета допустимой нагрузки. Обеспечение фу н к ци он и рован ия ООП Т.

18

4




14




Итого:

72 18



54




  1. Лабораторные занятия


Лабораторные занятия не предусмотрены учебным планом


  1. Практические занятия

Практические занятия для студентов полного срока обучения


занятия

раздела

Тема

Кол-во часов

1

2

Теоретические основы охраны природы.

2

2

2

Охрана атмосферы, гидросферы и литосферы.

2

1 3

2

Охрана растительного и животного мира.

2

4

3

Охрана ландшафтов

2

5

3

История развития и организация ООПТ. Международная классификация ООПТ.

4

6

3

Эколого-правовая характеристика ООПТ.

4

7

4

Научная и образовательная деятельность ООПТ.

2

8

4

Поддержание ландшафтно- экологического равновесия.

4

9

4

Современные проблемы охраны природы.

6

Итого:

18

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconГод создания
...
Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconЛекция заповедное дело план
...
Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconРабочая программа Наименование дисциплины техническая оснащенность...
Целями учебной дисциплины «Техническая оснащенность организаций и охрана труда» являются
Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconРабочая программа учебной дисциплины охрана природы для подготовки...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 1 студентам очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconРабочая программа учебной дисциплины охрана природы и природоохранное...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 13 студентам очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconРабочая программа учебной дисциплины: одп. 10. Физика
Фармация, 31. 02. 03Лабораторная диагностика, 34. 02. 01 Сестринское дело, 32. 02. 01Медико-профилактическое дело, 31. 02. 02 Акушерское...
Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 Туризм и 101100. 62 Гостиничное...
Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconРабочая программа учебной дисциплины
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 070503....
Направление подготовки: 070503. 65 «Музейное дело и охрана памятников», специализация «Культурный туризм и экскурсионная деятельность»,...
Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 02. Психология по специальности...
Лечебное дело и примерной программы учебной дисциплины, разработанной гаоу спо «Казанский медицинский колледж», автор Полведернова...
Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconРабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconРабочая программа учебной дисциплины: Инфекционные заболевания с...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconРабочая программа учебной дисциплины: ен. 02. Математика 060105 Медико-профилактическое дело
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...
Рабочая программа учебной дисциплины «заповедное дело и охрана природы» iconРабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск